Нарушитель дисциплины: как быть учителю?
статья
С проблемами дисциплины в классе и ее наиболее серьезными нарушениями в виде хамства и хулиганства учеников сталкивается каждый учитель. С первых дней своей работы в школе учитель узнает «приемы» детей сорвать урок. Узнает и занимает по отношению к наблюдаемому поведению свою позицию: отстраненную, жесткую и карающую, уступчивую и ту, которую я как психолог, считаю глубоко конструктивной и действительно «правильной», — твердую и доброжелательную.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
narushitel_distsipliny._kak_byt_uchitelyu.docx | 37.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Нарушитель дисциплины: как быть учителю?
С проблемами дисциплины в классе и ее наиболее серьезными нарушениями в виде хамства и хулиганства учеников сталкивается каждый учитель. С первых дней своей работы в школе учитель узнает «приемы» детей сорвать урок. Узнает и занимает по отношению к наблюдаемому поведению свою позицию: отстраненную, жесткую и карающую, уступчивую и ту, которую я как психолог, считаю глубоко конструктивной и действительно «правильной», — твердую и доброжелательную.
Сразу вспоминаются примеры из опыта. Ученик девятого класса Валерий Н. не был прилежным и старательным. Школьные предметы едва тянул на тройки, отдавая предпочтение занятиям боксом и общению с друзьями. Когда в середине года ведение русского языка и литературы передали новому молодому педагогу-мужчине, Валерий решил, что «теперь можно вообще ничего не делать», так как молодой учитель еще «не заслужил к себе уважения».
Невыполненные домашние работы, нежелание отвечать на уроке и резкий отказ выходить к доске сразу вызвали недовольство педагога и стремление добиться от Валерия удовлетворительных результатов выпускных экзаменов. Замечания, вызовы родителей, двойки никак не влияли на подростка, а, напротив, стали быстро являться поводом возразить учителю и начать пререкаться с ним, приводя весь класс во взбудораженное и шумное состояние. Совсем скоро ученики стали ждать русского с предвкушением выразительного спора между Валерием и педагогом. После одного из таких столкновений учитель, желая пресечь хамоватые отговорки ученика выйти к доске, высказал едкое замечание: «Валерий у нас сегодня совсем растерялся, прямо как девочка». Услышанное так сильно задело ученика, что, громко выкрикнув оскорбление, он демонстративно покинул кабинет, сильно ударив дверью, вызвав одобрение одноклассников.
Пятиклассник Ваня П. любил быть в центре внимания. И если в младшей школе это никак не нарушало учебный процесс, то с переходом в пятый класс ученик, чтобы достигнуть желаемого, взял манеру «подкалывать» учеников на уроке. То записочку пустит, то шепнет скользкую шутку, то начнет подхихикивать над учителем, когда тот отвернется к доске. Класс отвлекался, начинал смеяться, шуметь. Особо Ваня старался на уроках классного руководителя — учителя математики. Педагог сначала попробовала договориться с ним по-хорошему: пробовала представить происходящее как невинную шутку, смеялась вместе с детьми, воздерживалась от критичной оценки происходящего. Столкнувшись с тем, что Ваня продолжил вести себя так же, учительница заняла «не включенную позицию» и игнорировала выходки Вани, считая, что они вызваны трудностями адаптации к пятому классу и со временем пройдут сами. Ваня же, не встречая никаких границ на своем пути, позволял себе все больше и больше — вставать и выходить с урока, залезать под парту, говорить, что быстро сделало его самого «шутом» класса, а сам класс — не воспринимающим классного руководителя и не включенным в его предмет.
Подобные примеры многообразны и обращают наше внимание на два важных факта.
Первый из них состоит в том, что мы предпочитаем что-то делать с трудными учениками, когда что-то уже случилось, и редко задумываемся над тем, как предотвратить формирование неуправляемых в своем поведении детей.
Второй факт — это то, что открытое давление, угрозы, резкие наказания со стороны учителя по-прежнему видятся как верное средство «справиться с мятежом». Тогда как на самом деле они лишь провоцируют рост напряжения во взаимоотношениях и никак не способствуют тому, чтобы ученики осваивали коммуникативную компетентность в контакте с учителем.
Оба этих факта заставляют задуматься над тем, насколько каждый конкретный учитель готов формировать, воспитывать в детях умение вести себя уважительно и ответственно, чтобы потом не иметь дело с последствиями несформированности этих личностных качеств в виде трудного поведения и отсутствия дисциплины в классе. Чтобы оценить эту готовность, пройдем маленький тест. В нем 8 вопросов, на каждый из которых можно ответить «да» или «нет»:
• Я считаю, что регулярно указывать ученику на его ошибки и промахи в поведении — значит давать ему полезную обратную связь и способствовать его развитию.
• Я никогда не испытываю по отношению к ученикам негативных эмоций и чувств.
• Ученик всегда должен помнить о том, что учитель умнее и опытнее его.
• Хороший учитель должен учить предмету, а внимание к внутреннему миру и чувствам детей — дело родителей.
• Регулярное приведение в пример более успешных сверстников полезно для ученика.
• Чувства, мысли и переживания учителя должны быть скрыты от учеников.
• Мнение учителя решающе и обсуждению, какая бы ни сложилась ситуация, не подлежит.
• Выходки учеников вызывают мое осуждение и желание жестко пресекать подобное поведение впредь.
Подсчитайте количество утвердительных ответов (это число будет варьировать от 0 до 8). Если их не более двух — у вас высокая заинтересованность в личностном развитии учеников и готовность способствовать ему. Когда это личностное развитие осуществляется с поддержкой школы, прецеденты трудного поведения детей становятся все более и более редкими.
Если у вас 3, 4 или 5 согласий — вы готовы лично участвовать в том, чтобы трудные ученики переставали быть таковыми, знаете и используете твердые средства установить в классе дисциплину. Предлагаемые в статье рекомендации будут интересны вам, при этом не все из них встретят ваше согласие.
Если ответов «да» шесть и более — предлагаемая статья вряд ли покажется вам полезной, а ее рекомендации — применимыми в профессиональном опыте.
Возвращаясь к обсуждению темы взаимодействия учителя с трудным классом, важно упомянуть о том, какими представляются современному учителю гармоничные взаимоотношения с учениками. Самые общеупотребительные определения компетентного (гармоничного, эффективного, хорошего) общения состоят в том, что это такое взаимодействие, после которого у каждой из сторон сохраняется желание продолжить его, сохранить отношения, а не прервать контакт.
Компетентным общением учителя и ученика, как охарактеризовал его Томас Гордон, является такое, в котором у учеников сохраняется внутренняя свобода, то есть возможность выбирать, как поступить в ситуации, и готовность нести ответственность за последствия собственных действий. Некоторые схемы общения уничтожают внутреннюю свободу ребенка, требуя от него послушания и беспрекословного подчинения требованиям учителя. Когда такое происходит, исчезает и ответственность ученика за свои действия. И поэтому, совершив проступок, он будет оправдываться и искать виноватых («эта учительница меня достала!», «они меня первыми обозвали!»), не признавая своего решения вести себя так, а не иначе в случившейся ситуации. Поиск виновных не приводит к конструктивному решению ситуации. А, наоборот, способствует тому, чтобы прецеденты трудного поведения становились все более частыми. Для того чтобы это предотвратить и иметь возможность влиять на неуместное поведение в классе, признаем, что за ним всегда стоит один из четырех мотивов трудного поведения. Поняв, что именно движет конкретным учеником или группой детей, учитель сможет выбрать способ остановить это поведение и быстро прекратить развитие негативной ситуации.
Что это за мотивы?
• Власть — ученик ведет себя неподобающе, как бы желая показать: «вы мне ничего не сделаете». Часто он инициирует негативную ситуацию, чтобы чувствовать себя в ней самым главным, заметным, влияющим на ход развития событий. Руководствуясь таким мотивом, дети часто демонстративно нарушают установленный порядок, открыто отвергают требования учителя, явно противопоставляют себя в школьном конфликте.
• Привлечение внимания — ученик совершает проступки, чтобы оказаться заметным, выделяться среди других учеников, получать, пусть и в негативной форме, внимание учителя. Этот мотив ярко проявляет себя, когда ребенок любыми способами нарушает привычный ход урока.
• Месть — в своих негативных поступках школьник отыгрывает реальную или вымышленную обиду на одноклассников, учителя, родителей или мир в целом. Часто такой мотив приводит к наиболее жестоким выходкам с применением словесной или физической агрессии.
• Избегание неудачи — руководствуясь подобным мотивом, ученики предпочитают устраняться из ситуации и ничего не делать, даже когда это требуется. Они оказываются буквально непробиваемыми для любых педагогических воздействий. В прошлом они имели опыт неудачи, ошибки, за которую пострадали так сильно, что впредь решили не предпринимать вообще ничего. Подчиняясь такому мотиву, дети бывают: инертны, безынициативны, отстранены, внешне безразличны.
Эти четыре мотива поведения выделил американский педагог Рудольф Дрейкурс и описал их в монографии 1968 г. Сказанные почти 50 лет назад, его слова на удивление современны. Дрейкурс писал, что, наблюдая за детьми, он нашел только четыре мотива их плохого поведения, а не сто и не тысячу. В 90% случаев нарушения дисциплины присутствует один из этих четырех мотивов.
При столкновении учителя с трудным классом важно прежде всего выделить зачинщиков — они, как правило, хорошо видны, потому что заметно нарушают школьную дисциплину, — и тех, кто их поддерживает. С каждым из них важно построить индивидуальную работу, в основе которой будет лежать понимание мотивов поведения конкретного ученика. Как точно определить мотивы?
Первое, что необходимо сделать учителю, сталкиваясь с нарушениями дисциплины, это постараться описать их объективно и безоценочно. Собрать факты о том, как именно проявляется негативное поведение в классе (как часто оно случается, что ему предшествует, как реагируют другие дети), — значит представить полную и беспристрастную картину действительности. Ясность того, что случается в трудном классе, необходима для того, чтобы выделить четкие параметры, по которым мы будем определять мотив поступка. Это станет вторым шагом. Какие это параметры?
Формы поведения — те конкретные действия, которые совершены учеником. Когда они выделены и описаны учителем, по ним легко сделать предположение о мотиве ребенка.
Эмоциональная реакция учителя — тот внутренний отклик, который рождается в педагоге, столкнувшемся с нарушением дисциплины и трудным поведением ребенка. В каждом из четырех мотивов он будет разным. Важно уметь прислушаться к себе и определить возникший внутренний резонанс — он достаточно достоверно показывает, кто стоит перед учителем в ситуации конфликта.
Отклик ученика в ответ на замечание учителя — типичная реакция, которую демонстрирует нарушитель дисциплины в ответ на строгость со стороны педагога. У детей, руководствующихся разными мотивами, она разная.
Детальное беспристрастное описание ситуации позволяет охарактеризовать эти параметры и на основании этого сделать вывод о мотиве ученика. Для удобства рассмотрения мы объединим описание параметров в таблицу, добавив к нему также дополнительную строку — истоки трудного поведения. Внимание к первопричинам помогает глубже понимать личность ученика.
| Власть | Привлечение внимания | Месть | Избегание неудачи |
Формы поведения | Активное негодование, возмущение, ученики открыто конфронтируют с учителем. Иногда — в ответ на действия педагога соглашаются, но продолжают делать свое | Ученики отвлекают внимание учителя разными способами, иногда делают что-то демонстративно медленно | Игнорирование любых попыток доброжелательного контакта, прямые акты физического или эмоционального насилия по отношению к педагогу | Откладывание на потом, затягивание с выполнением, эмоциональные вспышки, когда давление ответственности стало слишком сильным |
Реакция учителя | Гнев, иногда страх, желание немедленно прекратить выходку | Раздражение, возмущение | Обида, боль, опустошение в дополнение к гневу или страху. Желание немедленно прекратить взаимодействие с «мстителем» или ответить ему силой | Чувство профессиональной растерянности и переживание того, что ученика невозможно переубедить |
Отклик ученика | Конфронтация («а что вы мне сделаете?!»), усиление напряжения и желания противостоять | Перестает нарушать дисциплину, при этом на короткое время | Продолжает выходки, не реагируя на замечания учителя | Продолжает ничего не делать |
Истоки трудного поведения | Популярность образа сильной, властной личности, поощрение соответствующего поведения родителями, дефицит образцов положительного подчинения в обществе | Дети испытывают дефицит внимания к себе в семье, в общении с друзьями и не умеют при этом попросить внимания приемлемыми способами | Прецедент сильной обиды в прошлом и необходимость выместить ее, популярность способа силового решения конфликта в обществе | Завышенные требования ученика к себе, перфекционизм, дух соревнования в классе, завышенные ожидания родителей и учителей |
Столкнувшись с трудным классом или неподобающим поведением какого-либо ученика, учитель может, пользуясь обоснованно присущими ему полномочиями и правом руководить ситуацией, быстро пресечь выходку, что, однако, не приводит к тому, чтобы поведение учеников менялось в перспективе. Нарушения дисциплины в случаях, если они встречают реакцию быстрого подавления, становятся регулярными. Для того чтобы единичная выходка могла стать средством и повлиять на поведение ученика в дальнейшем, решить проблему трудного поведения учеников или целых классов, опишем, какими способами может реагировать педагог в каждом из четырех случаев недисциплинированного поведения.
Эти способы объединены общими принципами, которые необходимо соблюдать учителю для того, чтобы взаимодействие с трудным учеником приводило к разрешению проблемной ситуации и делало их все более редкими в перспективе.
Первое, на что важно обратить внимание, — это необходимость фокусировать внимание на поведении ученика и воздерживаться от оценки личности ребенка. Обсуждая с нарушителем дисциплины его поведение, важно воздерживаться от таких слов, как «плохо», «глупо», «по-хамски». Эти негативные оценки только увеличивают напряжение в диалоге и уводят от конструктивного решения проблемы.
Второе — это необходимость справиться со своими негативными эмоциями, перед тем как вступать во взаимодействие с нарушителем дисциплины. Если учитель раздражен, растерян, возмущен случившейся ситуацией, его эмоции, которые дети считывают безошибочно, будут только распалять нарушителей продолжать свои действия. Поэтому перед тем, как влиять на трудных детей, учителю важно справиться с негативными чувствами и выйти на разрешение конфликта с холодным сердцем. Для того чтобы прийти к ровному внутреннему состоянию, учитель может на время отложить обсуждение выходки и вернуться к разговору с учеником через час или на следующий день.
И третий принцип — это построение контакта с учеником-нарушителем таким образом, чтобы он мог сохранить лицо и не чувствовать себя униженным. Тактичность, корректность и неагрессивность педагога очень помогают этому.
Каковы же конкретные приемы педагогического воздействия на нарушителей дисциплины? Рассмотрим их применительно к каждому из четырех типов нарушителей.
Если учитель, опираясь на диагностические параметры, понял, что урок сейчас своими выходками срывает школьник, который очень хочет получить внимание педагога, то следует:
• предоставить школьнику минимальные дозы внимания. Этому способствуют частое установление с ребенком зрительного контакта, упоминание имени школьника во время урока, приближение к нему, в случае уместности — нейтральное дотрагивание до плеча;
• отвлечь внимание нарушителя. Прямые вопросы ученику, просьба убрать с доски или сходить в соседний кабинет за мелом, поручение ему какой-либо задачи на уроке (раздать тетради, собрать выполненное домашнее задание) помогают переключить его на конструктивные способы получить внимание;
• поощрить хорошее поведение. Даже самые маленькие действия нарушителя, способствующие сохранению дисциплины на уроке и спокойствия класса, заслуживают одобрения или положительной оценки учителя. Например, помогают фразы: «Мне очень легко сейчас объяснять материал, потому что установилась тишина и все замолчали», «Мне удобно сейчас выделить самое главное, потому что вы внимательно меня слушаете и каждый сосредоточен на объяснении»;
• совершить неожиданный поступок. Учитель может выключить свет, быстро поменять манеру речи, временно прекратить вести урок — это останавливает демонстративное поведение ученика, нарушающего дисциплину.
Самые трудные из нарушителей дисциплины — это властолюбцы и мстители. Оскорбительный характер их поведения задевает и учителя, и других учеников. Остановить такое трудное поведение является для многих педагогов делом чести. Известно, что неподобающее поведение ученика в таких случаях развивается по принципу надвигающейся грозы. Сначала слышны отдаленные гулкие раскаты, когда ученики мелкими выходками, ужимками, перешептываниями стремятся достать педагога. Затем сверкает молния и слышен грохот (если учитель вспыхивает в ответ на мелкие выходки — это дает повод ученику вступить с ним в ожесточенную словесную перепалку), в завершение льет дождь (ситуация разряжается, происходит ее разбор и делаются выводы). Чем раньше педагог заметит надвигающуюся грозу, тем больше вероятность того, что она пройдет стороной и активное противостояние со школьником будет предотвращено. Конкретные действия учителя зависят от того, на какой стадии он включается в активное взаимодействие с учеником.
Начальная стадия требует убрать зрителей или изящно уйти от того, чтобы вступить в диалог с нарушителем дисциплины. Если ученик начинает свои выходки на перемене, можно попросить других детей покинуть класс, если на уроке — достать записную книжку и назначить отдельное время, на которое пригласить нарушителя с целью обсудить возникший у него вопрос. Если это не помогло и школьник продолжает вызывать учителя на открытый конфликт, важно пресечь его разговор, используя фразы: «У меня нет желания обсуждать эту тему прямо сейчас», «Ты хочешь сейчас поскандалить со мной? Тебе придется поискать другой способ! Я не скандалю со своими учениками». Возможно, и озадачить ученика, задав неожиданный вопрос: «Ты не знаешь, какая погода на завтра?» Если школьник открыто нападает на учителя, используя к примеру фразу: «Вы худший учитель по литературе!», то можно кратко и сухо согласиться с ним: «Да, возможно, это и так» и быстро вернуться к ходу урока: «Открываем учебник на странице 65».
Стадия открытой конфронтации требует удалить ученика из класса и изолировать в кабинете администрации. Ощущение границ дозволенного, встреча с препятствием на пути распространения своих хулиганских выходок в виде физической изоляции способствует тому, чтобы пример поступка нарушителя не оказался заразительным, а он сам остался без возможности действовать дальше.
Стадия осмысления конфликта позволяет выработать и установить четкие санкции для нарушителей порядка. Ученики — мстители и властолюбцы как никто другой нуждаются в том, чтобы встретить прямые негативные последствия собственных проступков. Такими для этих детей являются: запрет на пользование школьными предметами (если они ломаются и портятся учеником), необходимость возместить причиненный ущерб, починить испорченные вещи, запрет на пребывание в тех местах школы, где школьник чинит безобразие (лишить возможности посещать лабораторные классы или рекреации отдыха). Грамотно и своевременно выбранные санкции оказывают большое влияние на ученика. Также важно поставить родителей в известность о случившемся и привлечь их к активному решению сложившейся ситуации.
Задача взаимодействовать с трудным учеником — одна из самых сложных в педагогической практике. Кому-то она кажется нерешаемой и оттого еще более тягостной. Предлагаемый здесь подход позволяет понять суть нарушающего поведения школьников и выбрать соответствующие эффективные инструменты, чтобы повлиять на него. Их использование не только позволяет компетентно отреагировать на прецеденты нарушения дисциплины, но и свести к минимуму их появление впредь.
Литература
1. Гордон Т. Как привить ребенку дисциплину. — М.: Ломоносовъ, 2010.
2. Грюнвальд Бернис Б., Макаби Гарольд В. Консультирование семьи. — М.: Когито-Центр, 1999.
Отзывы экспертов «Несмотря на избитость темы, со временем она становится все более актуальной из-за „расширения прав детей“, активизации защитников этих прав и странной информационной политики. Тема злободневная и важная не только для учителя, но для любого сотрудника, завуча и директора». «По любой оценочной шкале в мире эта статья тянет на самый высший балл. Прочитав этот текст, можно убить сразу трех зайцев: поправить собственное здоровье, подтянуть дисциплину среди учащихся и, как следствие, повысить их успеваемость. Даже както жаль, что настоящий текст будет доступен только читателям ДШ, а не всем педагогическим работникам нашей страны». «Всегда актуальная тема для тех, кто работает в школе. Автор приводит интересную классификацию нарушителей дисциплины и дает действенные советы». «Многие нарушители дисциплины и спокойствия на уроках, с которыми мне пришлось учиться в недалеком прошлом, теперь успешные самодостаточные люди, ставшие таковыми вопреки правилам. На встречах со своими постаревшими учителями они смиренно склоняют голову и благодарят их за любовь и терпение. И современность школы здесь ни при чем. Только терпение и любовь к детям, к их светлому будущему способны творить чудеса. Жаль, что при оказании образовательной услуги эти понятия не применимы». |
© Информационная система «Директория», 2017
© Директор школы №10 (223), 2017
~ ~
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа классного руководителя с нарушителями поведения в классе
Опыт работы с нарушителями дисциплины в классе...
Сценарий агитбригады "Письмо нарушителю ПДД"
Агитбригада по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма...
"Письмо нарушителю ПДД" (познавательно-игровая программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, проводимая в рамках Дня памяти жертв ДТП)
Цель: пропаганда правил дорожного движенияУчастники: обучающиеся 3-4-х классовМесто проведения: актовый зал или учебный кабинетОборудование: мультимедийная техника, воздушные шары, дорожные знаки, бол...
Профилактическая работа с нарушителями ПДД в школе
Статья о системе профилактической работы с нарушителями ПДД в школе...
УСЛОВИЯ проведения районного фотоконкурса по безопасности дорожного движения «Нарушитель на дороге» для старших отрядов ЮИД.
Условия проведения районного фотоконкурса....
Профилактическое мероприятие по ДДТТ с нарушителями ПДД "Час дорожных наук"
Пресс-релиз мероприятия...
Квест – игра «Разоблачение нарушителей ПДД»
Цель: Повторение полученных знаний ПДД, пропаганда основ безопасного поведения и использования их в реальной жизни; предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма; проверка и закрепле...