«Проектная деятельность как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС»
статья на тему
С введением ФГОС образование направлено на умение находить нужную информацию, перерабатывать ее, извлекать из нее необходимые знания и применять ее на практике. Поэтому, школа должна создать условия, в которых каждый ученик смог бы проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_tetrad_proekt_nash_novyy_posl.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
ФГАОУ ВПО «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Институт педагогики и психологии
Приволжский межрегиональный центр повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования
Отделение общего образования
Проектная работа слушателей в рамках образовательной программы «ФГОС: внедрение инновационных педагогических технологий для реализации системно-деятельностного подхода в процессе обучения английскому языку»
«Проектная деятельность как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС»
Авторы проекта:
Хузина Э.А.
Проект допущен к защите:
«27» апреля 2017 г.
Казань, 2017
Оглавление
1.Введение…………………………………………………………….
2.Актуальность проекта………………………………………………
3.Цель и задачи проекта……………………………………………..
4.Проектное решение (основные идеи проекта)…………………….
5.Сроки реализации проекта.................................................................
6.Ожидаемые результаты реализации проекта………………………
7.Заключение………………………………………………………….
8.Литература…………………………………………………………..
9. Приложения…………………………………………………………
Введение
Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов еще в начале 20 века, когда умы философов были направлены на то, чтобы найти способы развития активного самостоятельного мышления ребенка. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, активно применявшая проектные методы в практике преподавания.
С введением ФГОС образование направлено на умение находить нужную информацию, перерабатывать ее, извлекать из нее необходимые знания и применять ее на практике. Поэтому, школа должна создать условия, в которых каждый ученик смог бы проявить свои таланты, реализовать свой творческий потенциал. Одним из таких условий является проектная деятельность, которая позволяет интегрировать знания учащихся из различных областей для решения отдельно взятой проблемы, формирует профессионально-значимые умения учащихся, а также направлена на сотрудничество педагога и учащегося. Каждый учитель, которому интересно работать по-новому, стремится изменить свою педагогическую деятельность с целью вовлечения ребят в активную работу не только на уроках, но и после них. Проектная деятельность включает в себя разные виды работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный.
Актуальность проекта
Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развития новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, формированием у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов. Это требует широкого внедрения в образовательный процесс альтернативных форм и способов ведения образовательной деятельности. Не секрет, что мы учителя практики часто сталкиваемся с такой проблемой, когда при изучении страноведческого или культурологического материала по английскому языку, мы вынуждены заполнять пробелы знаний учащихся по географии, истории, литературе, особенно зарубежной литературе. Такая ситуация объясняется целым рядом причин, в том числе и несовпадением программного материала, либо отставанием в изучении тех или иных тем по разным предметам.
Решить эту проблему помогает технология проектной деятельности, и в частности интегрированные проекты. Проектный метод органично интегрируется в учебный процесс и позволяет сформировать и реализовать компетентностный подход в учебном процессе и во внеурочной деятельности. Что касается интегрированных проектов, то стоит отметить, что это не просто объединение различных предметов, это способ интенсификации обучения, форма воплощения межпредметных связей на новой ступени, на качественно новом уровне.
Цель проекта:
- Разработка системы методического обеспечения проектной деятельности, как средство интенсификации интегрированного обучения в условиях реализации ФГОС, в рамках преподавания учебной дисциплины «английский язык»
Задачи проекта:
1.Изучить требования ФГОС ООО к организации проектной деятельности, как средство интенсификации интегрированного обучения;
2.Изучить методическую литературу и рекомендации по проектной деятельности, как средство интенсификации обучения;
3.Изучить методические рекомендации (МОиН РФ) по разработке технологических карт к современным урокам английского языка и на основе полученных рекомендаций составить технологическую карту урока по теме «Мой дом – моя крепость»
4. изучить формы и методы работы интегрированного обучения;
5. разработать интегрированный урок иностранного языка с применением метода проектов и создать технологическую карту.
6.. Реализовать комплект дидактического материала на практике и оценить его эффективность для достижения личностных, предметных и метапредметных результатов обучения. Интегрированные проекты помогают решить целый ряд задач:
- изучить достаточно объемный материал по разным дисциплинам в свете объединения смежных тем, т.е. установить связи между различными областями знаний, а, следовательно, помогает представить картину мира как целостный и непрерывный процесс;
- активизировать познавательную деятельность учащихся, стимулировать их познавательную активность, расширить кругозор учащихся, обогатить словарный запас и развить их речь;
- способствуют пониманию, того что для овладения научными и культурными достижениями, нужно уметь видеть связь между прошлым и современностью;
- самостоятельно систематизировать и обобщить знания по смежным дисциплинам и др.
- применять базовые знания и умения, усвоенные на уроках, для поиска и решения разнообразных проблем;
Целевая группа проекта: обучающиеся 5 классов
Объект исследования – процесс интенсификации интегрированного обучения английскому языку
Предмет исследования технологическая карта урока по теме «Мой дом – моя крепость»
Проектное решение (основные идеи проекта)
В проекте представлен дидактический материал к уроку в 5 классе на тему: «Мой дом – моя крепость», составленный с учетом требований ФГОС ООО. Методический материал к данному уроку включает в себя: технологическую карту урока, презентацию, раздаточный материал.
В качестве проектного решения мы представляем методическую разработку современного урока английского языка Spotlight, 5 класс под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс, представленную в виде технологической карты урока (ПРИЛОЖЕНИЕ 1)
Технологическая карта разработана на основе структуры, рекомендованной Приволжским межрегиональным центром повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
В основу технологической карты положены методические рекомендации, которые позволяют организовать эффективный учебный процесс, обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий) в соответствии с требованиями ФГОС, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Урок построен с использованием методов проблемного обучения, эксперимента позволяющих учителю развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся. Проект осуществляется по определенной схеме
- Подготовка к проекту.
- выбрать тему проекта, сформулировать проблему, предложить учащимся идею, обсудить ее с учениками.
На первом этапе преподаватель разрабатывает план проектной работы и продумывает систему коммуникативных упражнений, обеспечивающих ее речевой уровень. Учащиеся должны свободно владеть активной лексикой и грамматикой в рамках учебной темы, перед тем как переходить к обсуждению проблемных вопросов. На уроках тщательно отрабатываются грамматические упражнения такие как “Образуй нужную грамматическую форму глагола”, “Назови отрицательный вариант данного предложения”, “Уточни информацию...”, “Переведи предложения с русского на английский”, “Продолжи предложение” и т.д.
- Организация участников проекта.
Сначала формируются группы учащихся, где перед каждым стоит своя задача. Распределяя обязанности, учитываются склонности учащихся к логичным рассуждениям, к формированию выводов, к оформлению проектной работы. При формировании группы в их состав включаются школьники разного пола, разной успеваемости, различных социальных групп.
Второй этап подготовительный, который обеспечивает языковые и речевые умения школьников. Параллельно с этим, проводится поэтапная работа над проектом. Диалоги, тексты, упражнения с различными заданиями служат содержательной базой для развития речевых и исследовательских умений учащихся. На этом этапе преподавателем продумываются адекватные коммуникативные ситуации, при которых увеличилась бы мотивация говорения учеников на английском языке. При работе на этом этапе школьники сначала учатся описывать готовые предметы, явления, согласно проекту, повторяя специальную лексику, отвечая на различные типы вопросов учителя и учащихся. Таким образом, ребята готовятся к рассказу по изучаемой теме. Важно отслеживать деятельность школьников шаг за шагом. Конечно, основная поисковая работа ведется во внеурочное время, но и на уроке отводится 10-15 минут, чтобы потрудиться над проектом.
Итак, на втором этапе проектной работы совершенствуются сформированные ранее навыки иноязычного общения и закладываются основы будущих самостоятельных высказываний учеников.
- Выполнение проекта.
Этот шаг связан с поиском новой, дополнительной информации, обсуждением этой информации, и ее документированием, выбором способов реализации проекта (это могут быть рисунки, поделки, постеры, чертежи, викторины и др.). Одни проекты оформляются дома самостоятельно, другие, требующие помощи со стороны учителя, создаются в классе. Главное — не подавлять инициативу ребят, с уважением относится к любой идее, создавать ситуацию “успеха”.
- Презентация проекта.
Весь отработанный, оформленный материал надо представить одноклассникам, защитить свой проект. Представители группы, работавшей над проектом, знакомят класс с содержанием проекта. Для анализа предлагаемой методики обучения важны способы выполнения и представления проекта. Каждая группа вправе решить сама, какую форму презентации и оформления результатов своей проектной деятельности она изберет.
Виды презентационных проектов могут быть различными, например: деловая игра, демонстрация продукта, выполненного на основе информационных технологий, диалоги различных персонажей, игра с залом, конференция, доклад, реклама, соревнования, спектакль, телепередача, карта, учебное пособие и.т.д. (Демонстрирую групповые проекты, а затем парные, индивидуальные). Главное для учителя - доброжелательное отношение к труду своих учеников, ведь это очень важное условие дальнейшей творческой работы, средств воспитания уверенности в себе.
По окончании презентации ученики задают вопросы наИЯ докладчику, анализируют проект, комментируют его, вносят свои предложения, оценивают проект. Таким образом, у учеников вырабатывается свой собственный аналитический взгляд на информацию. Даже неудачно выполненный проект имеет большое воспитательное значение. Осознание ошибок в работе создает мотивацию к повторной деятельности, формирует потребность добывать новые знания. Очень важно, что дети видят положительный опыт процесса презентации.
- Контроль.
Оценка проектной работы - непростое дело. ИЯ — это только составная часть всего проекта. Неправильно оценивать проект только на основе лингвистической правильности. Оценку следует выставлять за проект в целом, учитывая его многоплановость, уровень проявленного творчества, четкость презентации. Обычно ученики вкладывают много труда в проект и стараются сделать все как можно лучше. Проектная деятельность дает возможность развивать у ребенка творческие способности, навыки исследования, умение выразить свою точку зрения, выразить себя.
5.Жизненный цикл и этапы реализации проекта
5.1 Сроки реализации проекта с 10.04.2017 по 28.10.2017
5.2 Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 10.04.2017 по 27.04.2017)
2. Основной (с17.04.2017 по 28.10.2017)
3. заключительный (28.10.2017)
Программа проектных мероприятий
Комплекс мер | Место проведения | Срок проведения | Ответственный |
Этап 1 | |||
Изучение нормативной базы ФГОС на дистанционных курсах повышения квалификации | МБОУ СОШ № 6 МО «ЛМР» РТ МБОУ «Подлесная ООШ» МО «ЛМР» РТ МБОУ «Кургузинская СОШ», «ЗМР» РТ МБОУ «Юлдузская СОШ», «ЧМР» РТ МБОУ СОШ № 20, «АМР» РТ ПМЦ ПК и ППРО | с 10.04.2017 по 27.04.2017 | Ахметзянова Г.Т Новикова Л.В Сабитова Л.М. Сафиуллина Г.Ф. Хузина Э.А. Шириева Г.И. |
Формирование группы и определение темы проекта | ПМЦ ПК и ППРО | 20.04.2017 | Ахметзянова Г.Т Новикова Л.В Сабитова Л.М. Сафиуллина Г.Ф. Хузина Э.А. Шириева Г.И. |
Прохождение курсов повышения квалификации | ПМЦ ПК и ППРО | 10.04.2017 28.04.2017 | Штретер Ю. Н. |
Теоретическая разработка проекта | ПМЦ ПК и ППРО | 17.04.2017 27.04.2017 | Ахметзянова Г.Т Новикова Л.В Сабитова Л.М. Сафиуллина Г.Ф. Хузина Э.А. Шириева Г.И. |
Этап 2 | |||
Обсуждение на методическом объединении школы | Учителя методического объединения школы | Май | Администрация |
Реализация технологической карты | МБОУ СОШ № 6 МО «ЛМР» РТ МБОУ «Подлесная ООШ» МО «ЛМР» РТ МБОУ «Кургузинская СОШ», «ЗМР» РТ МБОУ «Юлдузская СОШ», «ЧМР» РТ МБОУ СОШ № 20, «АМР» РТ | С мая по октябрь | Ахметзянова Г.Т Новикова Л.В Сабитова Л.М. Сафиуллина Г.Ф. Хузина Э.А. Шириева Г.И. |
Этап 3 | |||
Итоговый контроль | МБОУ СОШ № 6 МО «ЛМР» РТ МБОУ «Подлесная ООШ» МО «ЛМР» РТ МБОУ «Кургузинская СОШ», «ЗМР» РТ МБОУ «Юлдузская СОШ», «ЧМР» РТ МБОУ СОШ № 20, «АМР» РТ | Октябрь 2017 | Ахметзянова Г.Т Новикова Л.В Сабитова Л.М. Сафиуллина Г.Ф. Хузина Э.А. Шириева Г.И. |
Ресурсное обеспечение проекта
Наименование | Количество | Примечание |
Нормативно-правовые: 1.Конституция Российской Федерации (12.12.1993г.) 2. Закон Российской Федерации «Об образовании» 1992-2011гг. 3. Федеральный государственный стандарт ООО (17.12.2010). 4.Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (4.02.2010). | 1 1 1 1 | |
Материально-технические:
| 1 шт. 1 шт | |
Научно-методические: 1. Примерные программы по учебным предметам. Английский язык. 5-9 классы. Стандарты 2 поколения М.: «Просвещение», 2010 2. Учебно-методический комплект по УМК Spotlight, 5 класс под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс - учебник - рабочая тетрадь - методические рекомендации. | 1 15 15 | |
Информационные:
http://www fipi.ru http://www eor.edu.ru/
| 1 |
Ожидаемые результаты реализации проекта
1. Сформированность у учащихся исследовательских компетенций, знаний, умений и навыков разрабатывать и реализовывать проекты.
2. Сформированность у обучающихся
- употребления оборота there is / there are, лексического материала по теме «Мой дом», предлогов места.
- Регулятивных УУД: умения формулировать цель урока, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки, высказывать свое предположение.
- Познавательных УУД: произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
- Коммуникативных УУД: уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
- Личностных УУД: формирование готовности и способности обучающихся к саморазвитию; формирование мотивации к обучению и познанию; формирование уважительного отношения к иному мнению.
Заключение
В заключении хочется отметить, что внедрение в практику проектной деятельности в процессе учебной деятельности является перспективной образовательной технологией. Это необходимо для того чтобы повысить творческий потенциал учащихся. Следовательно:
1. Проектная работа — это творческая работа. Она развивает воображение, познавательную деятельность, активизирует исследовательскую составляющую обучения.
2. Проектная работа — это личностная деятельность, вовлекающая учащихся писать о себе, своей семье, своем мнении и т. д. Они могут написать эссе, рассказы, сценарий фильма, дневник, газетную статью, рекламу, создавать плакаты и т. д.
3. Проектная работа предполагает активизацию работы учащихся — они пишут, вырезают, наклеивают, ищут фото и картинки, консультируются со справочниками, энциклопедиями, проводят интервью — в итоге активизируется изученный материал учебника, отдельного раздела.
4. Проектная работа — это коммуникативный вид деятельности, представляя проект, учащиеся открывают для себя ценность общения на иностранном языке.
Поскольку решены все задачи данного проекта, то его можно считать завершенным. В данном проекте использованы методы, способы и приемы интенсификации интегрированного обучения английскому языку.
Темы проектов определяются практической значимостью, а также доступностью их выполнения и, конечно же, заинтересованностью участников проекта по выбранной проблеме. Кроме того, темы проектов требуют знаний не по одному, а по нескольким предметам, что естественно обеспечивает интеграцию знаний. Интегрирующим моментом в таких проектах является проблемный вопрос. Здесь главное - вычленить проблему, которая должна быть не только толчком для запуска проекта, но комплексной и значимой для интегрируемых предметов.
Методика интегрированного преподавания доказывает на практике свою эффективность так как благодаря ей в сознании учеников формируется объективная и всесторонняя картина мира, дети начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания приобретают прикладной характер. В свою очередь, учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение со смежными предметами. Всё это ведёт к повышению роли самостоятельной работы учащихся потому, что интеграция неизбежно расширяет тематику изучаемого материала, вызывает необходимость более глубокого анализа и обобщения явлений, круг которых увеличивается за счет других предметов.
Очевидно, что справиться с подобной работой, учащиеся смогут только если владеют приемами исследовательской деятельности и умеют правильно организовать свое время.
В свою очередь интегрированные проекты позволяют нам педагогам оптимизировать сроки изучения отдельных тем, избежать дублирования материала по разным предметам, уделить больше внимания тем целям, которые следует выделить в данный момент обучения, например, развитию речи, мышления, орфографической грамотности, творческого потенциала и др.
Список литературы
- Байбородова Л.В, Серебренников Л.Н. «Проектная деятельность школьников в разновозрастных группах», М. Просвещение, 2013.
- Балагурова М.И. «Интегрированные уроки как способ формирования целостного восприятия мира//Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», 2003-2004 уч. год. – G\ index.htm –сайт ИД «Первое сентября».
- Н.А. Малышева «Интегрированные творческие проекты как средство формирования учебной активности старших подростков: диссертация кандидата педагогических наук»//Брянск, 2006
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской федерации от 17 декабря 2010, №1897.
- ”Как помочь учителю в освоении ФГОС. Методическое пособие”-М.: Педагогическое общество России,2014.-320с.
- ФГОС. Серия ”Реализуем новые стандарты”. Рабочие программы по учебным предметам. Иностранные языки. Методические рекомендации. Основная школа. Управление образования ИКМО города Казани. Казань-2013.
- Рабочая программа по английскому языку к УМК Spotlight, 5 класс под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс М.:Просвещение,2015.
- Учебно-методический комплект Spotlight, 5 класс под редакцией Ю. Е. Ваулиной, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс М.: Просвещение,2012.
- Поливанова, К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя / – М.: Просвещение, 2011.
- Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразоват. организаций /Е.В.Чернобай. – М.: Просвещение, 2014.
11. Учебно-методический кабинет. - http://ped-kopilka.ru/uchiteljam-predmetnikam/inostranye-jazyki/proektnaja-dejatelnost-na-urokah-angliiskogo-jazyka.html Проектная деятельность на уроках английского языка.
12. Мангутова, О.Н. Современный урок иностранного языка: основные подходы к проектированию // Интернет-журнал «Эйдос». –2010. [Электронный ресурс]. –Режим доступа:http://www.eidos.ru/journal/20010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОС
Проектная и исследовательская деятельность как способ формирования метапредметных результатов обучения в условиях реализации ФГОСНа тему:Методика исследования одного из подходов улучшения качества гор...
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС
Организация проектной деятельности обучающихся на уроках иностранного языка в условиях реализации ФГОС...
Проектная деятельность как способ формирования метапредметных результатов в условиях реализации ФГОС
Программа развития универсальных учебных действий (УУД) определяет— цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию универсальных учебных действий;— планируемые ...
Исследовательская деятельность как основной метод развивающего обучения в условиях реализации ФГОС
Любому обществу нужны одарённые люди, следовательно, и задача общества состоит в том, чтобы вовремя рассмотреть и развить способности всех его представителей. Задача каждой полноценной семьи состоит в...
Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.
laquo;Использование инновационных технологий в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС».Физическая культура является неотъемлемой частью ...
«Использование ИКТ в урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации к обучению в условиях реализации ФГОС.
В настоящее время невозможно представить образовательную деятельность без использования ИКТ. Урочная и внеурочная деятельность с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность школьни...