Методическая разработка "Основные направления и виды арт-терапии и их применение на уроке английского языка"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Волоколамская школа-интернат основного общего образования»
Методическая разработка на тему:
«Основные направления и виды
арт-терапии и их применение на уроке английского языка»
подготовила
учитель английского языка
Степанова Виктория Алексеевна
г. Волоколамск
2017 г.
Арт-терапия включает множество направлений и видов, основные из них:
- изотерапия (рисуночная терапия) – работа с рисунком и цветом: рисование; работа с глиной и пластилином и т. д.;
- библиотерапия - литературное сочинение и творческое прочтение литературных произведений;
- музыкотерапия - воздействие через восприятие музыки;
- имаготерапия - воздействие через образ, театрализацию, драматизацию;
- сказкотерапия - воздействие посредством сказки, притчи, легенды;
- кинезитерапия - воздействие через танцевально-двигательную;
- драматерапия - разыгрывание какого либо сюжета;
- игровая терапия - основана на использовании ролевой игры как одной из наиболее сильных форм воздействия на развитие личность;
- куклотерапия - основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой;
- коррекционная ритмика - вид активной музыкальной терапии и кинезитерапии, в основе которой лежит синтез музыко-ритмо-двигательного воздействия;
- хореотерапия (лечение танцем) - активная работа с телом через танец и движение под разнообразную музыку, и т.д.
Различают также две формы арт-терапии: пассивная и активная:
- при пассивной форме клиент «потребляет» художественные произведения, созданные другими: рассматривает картины, читает книги, слушает музыку; - при активной форме арт-терапии ребенок сам создает продукты творчества: рисунки, сочинения сказок и историй и т.д.
Нужно заметить, что на уроках английского языка может использоваться как пассивная, так и активная формы арт-терапии. Однако, лишь некоторые виды данной деятельности могут применяться в процессе обучения английскому языку. Так, в наибольшей степени нас будут интересовать изотерапия, библиотерапия, сказкотерапия, драматерапия и куклотерапия. Рассмотрим каждый из этих видов подробней.
Изотерапия. Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.
Следует учитывать, что изобразительный материал и образ является для ребенка средством психологической защиты, к которому он прибегает в трудных для себя обстоятельствах. Это связано с возможностью образа более-менее длительное, время "удерживать " переживания, не давая им "выплеснуться" наружу, а так же с их способностью "дистанциировать" переживания за счет механизма проекции. Поэтому образ может выступать для ребенка своеобразным "контейнером"("накопителем") внутри которого, сложные переживания ребенка, могут сохраняться до тех пор, пока он не сможет осознать или "принять" их. "Защитная" функция игрового пространства, материала и изобразительного образа предлагает также то, что они обеспечивают 33 возможность регресса психики и тем самым необходимую степень "открытости" ребенка для психотерапевтической работы. Регрессия и отражение регрессивного материала (опыта, ролей, ситуаций) в изобразительном процессе ведут к взаимодействию с этим материалом и его постепенной реинтеграции. При всем многообразии различных форм арт-терапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.
Следует учитывать живость и богатство детской фантазии, предлагая ребенку сказочные, фантастические сюжеты для их разработки в изобразительной работе. Немаловажна и "ролевая пластичность" ребенка, естественная склонность к игровой деятельности. При всем многообразии различных форм арттерапевтической работы и значительных различиях между отдельными группами детей, им всем присущи некоторые общие особенности, которые необходимо учитывать. Одна из этих особенностей заключается в том, что дети в большинстве случаев затрудняются в вербализации своих проблем и переживаний. Невербальная экспрессия в том числе, изобразительная, для них более естественна. Следует принимать во внимание и то, что дети более спонтанны и менее способны к рефлексии своих чувств и поступков. Их переживания "звучат" в изображениях более непосредственно, не пройдя "цензуры" сознания. Поэтому их переживания, запечатленные в изобразительной продукции, легко доступны для восприятия и анализа.
Изотерапия может применяться при обучении чтению и аудированию. Примерами таких заданий могут послужить:
- Прочитай текст и нарисуй иллюстрацию к нему
- Нарисуй, что, по твоему мнению, могло предшествовать ситуации, описанной в тексте.
- Нарисуй, как, по твоему мнению, будут развиваться события, описанные в тексте.
- Послушай аудиозапись и нарисуй иллюстрацию.
- Нарисуй, что, по твоему мнению, могло предшествовать⎫ ситуации, описанной в аудиозаписи.
- Нарисуй, как, по твоему мнению, будут развиваться события, описанные в аудиозаписи.
Библиотерапия. Библиотерапия может помочь в обучении чтению, письму и говорению. Например, после прочтения рассказа детям предлагается ответить на следующие вопросы (в устной или письменной форме):
- Кто твой любимый герой рассказа? Почему?
- Что ты думаешь о главном герое?
- Что ты думаешь о ситуации, описанной в рассказе?
- Как могли сложиться действия, если бы…?
- Почему герой поступил так? Правильно ли он поступил?
Сказкотерапия. Одним из способов раскрепощения и мотивации школьников на уроках английского языка является сказкотерапия. Сказкотерапия – это направление арт - терапии. Ее используют и в воспитании, и в образовании, и в развитии, и в тренинговом воздействии, и как инструмент психотерапии. Это связано с тем, что смысл сказки воспринимается сразу на двух уровнях, сознательном и подсознательном.
Во–первых, сказкотерапия – это лечение сказками, это открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими, во – вторых, это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем. В – третьих, сказкотерапия – это процесс экологического образования и воспитания ребенка, и в – четвертых, это терапия особой сказочной средой, в которой человек может реализовать свою мечту.
Выделяют следующие формы работы со сказками:
-Чтение и анализ сказки;
- Рассказывание сказки;
- Сочинение сказки;
- Переписывание;
- Инсценирование сказки;
- Иллюстрирование сказки.
Использование сказок на занятиях направлено на повышение эффективности деятельности учащихся. Широкое применение сказок способствует формированию лингвистической компетенции обучающихся. Содержание текстов сказок способствует расширению активного запаса слов обучающихся. Драматизация сказок способствует созданию психологического комфорта на уроке. Они помогают разгрузить сознание учащихся, снять негативные эмоции, создать благоприятную дружественную атмосферу общения на уроке, которая так необходима на уроке и учителю, и обучающемуся. Сказкотерапия также является одним из важных средств нравственного воспитания личности.
Используя сказки на уроках, ребята знакомятся с героями, традициями, находят общее с русскими сказками. В этом процессе важно использовать аутентичный материал. С помощью сказки учитель может развивать практически все навыки и умения, научить предугадывать, рассказывать о еѐ содержании.
Сказкотерапия может использоваться при обучении всем видам речевой деятельности. При обучении чтению дети могут читать, при обучении говорению - обсуждать и инсценировать различные сказки Великобритании. При обучении письму задание может звучать следующим образом:
Напишите сказку по картинке.
Напишите сказку, используя новые слова с урока
Напишите сказку, раскрывающую смысл пословицы и т.д.
При обучении аудированию, можно предложить детям послушать сказку с дальнейшим обсуждением, либо инсценировкой. Работа со сказкой может проходить в различный формах: индивидуально, в парах или группах. Это может быть классная работа со сказкой, домашнее задание, либо долгосрочный проект.
Драматерапия. Драматерапия может послужить продолжением работы со сказкой. Она направлена на обучение говорению. Это может быть спонтанная инсценировка на уроке, либо подготовленное костюмированное представление.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровые технологии. Применение на уроках английского языка
Представление учебно-методической публикации обусловленно актуальностью и частотой применения данной технологии на уроках английскго языка. Данная методика полуярна и в рамках сегодняшнего...
Разнообразие педагогических технологий и их применение на уроках английского языка. автор работы :Степанова Алина Александровна
Согласно образовательному стандарту основного общего образования по иностранному языку, обучение английскому языку преследует две основные цели: • развитие иноязычной коммуникативной компетенции, кот...
проектная деятельность и ее применению на уроках английского языка
проектная деятельность и ее применение на уроках английского языка...
Групповые технологии и их применение на уроках английского языка.
Данная статья раскрывает особенности групповых технологий и способы их применения на уроках английского языка...
Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка
Рассказ об используемых педагогических технологиях на уроках английского языка...
Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка
Панорама педагогических технологий и их применение на уроках английского языка...
Система педагогических технологий и их применение на уроках английского языка
Семинар учителей английского языка....