Миссия учителя
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
missiya_uchitelya.docx | 38.09 КБ |
missiya_uchitelya.pptx | 2.72 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема – «Миссия учителя»
Учитель – Черевкова Елена Викторовна
ГБОУ средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением русского, английского и французского языков № 371
Санкт-Петербург, 2016 год
Оглавление
- Вступление
- Основная часть
2.1 Учитель в высказываниях великих людей
2.2 Исторический экскурс. Учитель сквозь эпохи
2.3 Портрет современного учителя
2.4 Роль современного учителя в обществе
- Заключение
- Используемые источники
- Вступление
Учитель, преподаватель, педагог — общественная профессия возникшая вследствие как необходимости воспитания и обучения следующих поколений для более успешного и быстрого их вхождения в общественную жизнь, так и роста общественных возможностей для содержания отдельных людей, выполняющих эти задачи.
В наше время – одна из самых обсуждаемых в средствах массовой информации профессия, о ней говорят, как о сложной, интересной, нужной, так и самой непопулярной, малооплачиваемой. Подростки боятся связываться с профессией, которая не обеспечит их будущее. И поэтому можно со стопроцентной уверенностью сказать, что эта профессия для души, для творчества, для самореализации. Нет ничего на свете приятней, чем видеть результат своей работы в своих учениках. Учитель – это не профессия, а образ жизни. Учитель способствует развитию души, формированию характера, воспитанию настоящего Человека. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперёд, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества.
Что бы было, если бы не было учителей? Не было бы специалистов ни в одной отрасли, области науки, сфере нашего современного общества. На учителе лежит большой круг ответственности за совершенствование молодого поколения, формирование будущего страны. Профессия учителя очень важная и ценная для каждого из нас. Ведь именно педагог научил нас писать первое слово, читать книги. Именно учителя дают знания, заинтересовывают своим предметом так, что хочется продолжать им заниматься всю свою жизнь. Очень важно, чтобы рядом с тобой в учебе были отличные специалисты, душевные, открытые и творческие люди. Учитель – это всегда была одна из самых почётных и в то же время очень ответственных профессий на Земле. Сегодня учитель не только дает знания, воспитывает подрастающие поколения, но и борется за своё место в ряду популярных профессий. К понятию «современный учитель» с каждым годом предъявляется всё больше и больше требований. Современный учитель должен уметь и знать практически всё. Он должен быть универсальным человеком и знать ответы на все жизненно-важные вопросы.
- Основная часть
2.1 Учитель в высказываниях великих людей
Многие великие люди в своих трудах пытались дать определение слову «учитель», в разные годы и века менялись функции этой профессий, но главная задача оставалась неизменной – научить. Одна китайская пословица гласит: «Когда планируем на год, сеем зерно. Когда планируем на десятилетия, сажаем деревья. Когда планируем на всю жизнь — обучаем и воспитываем людей». Учитель дает знания, которые ученики будут использовать на протяжении всей своей жизни, и именно от учителя зависит, каким багажом знаний будет владеть его подопечный.
Учитель открывает для ученика такой мир, который он видит сам, вкладывает в него свои мысли, свои знания. Дмитрий Иванович Писарев говорил: "В воспитании все дело в том, кто воспитатель". Учитель у ребенка должен быть безупречен во всем, как по Чехову: "… и душа, и одежда, и мысли …"
Лев Николаевич Толстой писал в одном из своих трудов: "Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель". Совершенство учителя будет при условии наличия любви к профессии и ученикам.
2.2 Исторический экскурс. Учитель сквозь эпохи
Если посмотреть отношение к учителям в разные времена, эпохи, то сразу же видно, как менялась значимость этой профессии. Учителя в первобытном обществе – старички лет 20-25, они уже не могли охотиться и вынужденно оставались у костра на стойбище, становились рассказчиками и учителями юных кроманьонцев: рассказывали мифы, правила техники безопасности на охоте, учили подражать голосам зверей и птиц, плести ловушки и т.д. Таким образом, старичок зарабатывал свой «кусок хлеба». Статус учителя тогда был невысок: он в меру полезен, но полноценным членом сообщества не являлся.
В античном обществе (Греция, Рим) учителем чаще всего был свободный неполноправный человек – метэк. Полноправному гражданину, собственнику надела, рабовладельцу быть учителем было не по статусу. В Греции передали бы дело обучения рабам, только чему может научить раб? После реформ Солона (IX в. до н.э.) рабы в Афинах были педагогами, они водили детей на занятия. Школа была для тех, кто не может/не хочет обучать детей дома. Поэтому зарплата учителя была невелика, а требовалось от него знать много: риторика, грамматика, гимнастика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка, диалектика - 7 свободных искусств. Учитель – наёмный работник, политических прав в полисе не имел, общественное мнение не формировал.
Особая группа учителей в античности: учителя мудрости - софисты. Изощренные приемы ораторского искусства предлагались для изучения исключительно платежеспособной группе - богатым сыновьям, золотой молодежи. Научить, как посадить другого человека в лужу – главная цель такого обучения.
После великого переселения народов и темных веков, образование, да просто грамотность, исчезли вместе с городами и перестали быть ценностью для большинства людей. В монастырях знание стало частью Божественной истины и средневековая школа – это начальное образование при монастыре. Хочешь быть грамотеем – иди в монахи, зубри мертвую латынь, ведь на ней написаны все книги. Учитель – некто, приближенный к Богу, часть неземного мира. Боялись, уважали, чтили.
Светская школа является результатом эпохи Возрождения и Великих географических открытий, появления мануфактур, постоянных торговых связей, развития рынков, банков, ломбардов. Учитель мудрости, философ, писатель, ученый – этот статус был высок, учитель в школе – так и оставался наемным работником низкой квалификации.
Долгое время обучение шло индивидуально: в одном помещении сидело несколько детей и каждый из них был занят чем-то своим, учитель – общий для всех – ходил от ученика к ученику и проверял сделанное. В углу обязательно стояли розги и скамья для провинившегося, своеобразная стимуляция учеников.
Классно-урочная система – изобретение XVIII века: группа детей одного возраста занята одним уроком. Постепенно, учителя стали специализироваться по дисциплинам. Такие школы – для средних и низших слоев, богатые семьи продолжали нанимать учителей для домашнего обучения. Гувернантки и гувернеры – это наемные работники невысокого социального статуса, часто студенты.
Отношение к учителю в обществе из века в век меняется: с пренебрежительного к боязливо-отстраненному, затем к почтительному – произошло последнее уже в ХХв. Знания становятся постепенно ценностью, роль интеллигенции в обществе повышается, это связано с техническим прогрессом, с распространением научных знаний, сменой фанатично религиозного мировоззрения на философское и гуманистическое. Этот процесс шел постепенно, охватывал прежде всего города. Учителя становятся значимой частью общества в условиях индустриализации, домашнее воспитание постепенно уходит в прошлое. Слишком много сложной информации надо передать, это невозможно без систематического ежедневного обучения. На каждого ученика уже не хватает квалифицированных специалистов, удобнее создавать частные школы, гимназии, колледжи, лицеи.
Большинство европейских государств взяло на себя функцию просвещения и образования, в том числе обязательного начального образования - на рубеже XIX-XXвв.
Еще одна метаморфоза произошла в образовании в течение XIX века – на смену учителям пришли учительницы. «Засилье» женщин в сфере образования – это совсем недавнее в истории явление. Отношение к женщине как к работнику всегда было хуже, чем к мужчине. И по оплате, и по уважению к труду. Почему-то считается, что мужчина по определению вкладывает больше сил, больше энергии, исполняя свои трудовые обязанности. В середине XIX в. эта профессия была одной из самых малопрестижных. В учителя иногда шли люди, неспособные для другого, более «почтенного» дела. Незавидной была роль учителя, обучавшего детей в доме какого-нибудь богатого семейства. На учителя, как и на ученье вообще, здесь смотрели как на бесполезную, хотя и необходимую «комедию детства». В великосветских домах интересовались главным образом «наукой» добиваться карьеры.
В советское время учитель стоял выше иных работников, так как был членом партии, проводником идей правительства в жизнь, с ним считались.
Перед современным учителем стоит самая сложная задача: как научить учиться. Информация доступна, ее избыток, она постоянно обновляется. Научить учиться может только тот учитель, который сам умеет/хочет/знает, как постоянно учиться, как развиваться, овладевать новыми знаниями, организовывать себя на овладение новыми умениями, на получение практического опыта в действиях с новыми сложными техническими устройствами, в новых обстоятельствах. Быть современным учителем – значит уметь учиться!
2.3 Портрет современного учителя
Многие из нас вспоминают школу с теплотой и восторгом. Разные учителя оставили разный след в нашей душе. С кем-то из них хочется встретиться и даже обсудить жизненные планы, кого-то можно поздравить с праздником или зайти к нему на чашечку чая.
Сегодня к учителю предъявляются очень высокие профессиональные требования: универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные задания. Учителю недостаточно хорошо знать свой предмет, он должен прекрасно разбираться в педагогике и детской психологии. Специалистов в разных областях много, но не все смогут стать хорошими учителями. Не факт, что большой профессионал, учёный сможет учить детей, особенно в школе. Для этого нужен особый склад личности, неповторимые качества воспитателя. Современный мир быстро меняется, изменяются дети, выдвигаются новые требования к педагогу, он всегда в поиске.
Личные качества, необходимые учителю:
• склонность к работе с детьми;
• умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой;
• высокая степень личной ответственности;
• самоконтроль и уравновешенность;
• терпимость, безоценочное отношение к людям;
• интерес и уважение к другому человеку;
• стремление к самопознанию, саморазвитию;
• оригинальность, находчивость, разносторонность;
• тактичность;
• целеустремлённость;
• артистизм;
• требовательность к себе и другим;
• наблюдательность (способность увидеть тенденции в развитии ребёнка, в формировании его умений, навыков, зарождении потребностей и интересов).
Однако дети любят педагогов не всегда за это. Опросив школьников, настоящего учителя определяют следующие данные:
1. Личностные качества: Доброта. Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность. Тактичность. Честность. Чувство юмора.
2. Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность.
3. Деловые качества: Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять.
4. Внешний вид: Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность.
2.4 Роль современного учителя в обществе
Современный учитель — это, прежде всего, человек, наделённый рядом достоинств. Обладающий: системным мышлением, организаторскими умениями, интуицией, инициативой, фантазией, самостоятельностью, аккуратностью, дисциплинированностью, обязательностью, ответственностью, наблюдательностью, отзывчивостью, настойчивостью, мобильностью, гибкостью в профессиональной деятельности, выразительностью речи, жестов, мимики, чувством такта, совести, трудолюбием, восприимчивостью к новому и нетрадиционному, хорошим вкусом. Учитель способен: к творчеству; к сопереживанию; к проявлению импровизации; своими действиями воспитывать интерес к обучению и потребностью в знаниях у учащихся; достигать намеченных целей; обеспечивать единые требования к воспитанникам; учитывать интересы общества, коллектива и свои личные; создавать оптимальные условия для выражения потенциальных возможностей каждого школьника; для творческой самореализации личности ученика; сформулировать цель и перевести её в конкретные практические задачи; использовать полученную информацию; распределять и делегировать обязанности и поручения; к оптимальному взаимодействию с окружающими; работать по разным методическим системам; учиться.
Учитель умеет активно использовать многообразные формы, методы и приёмы в работе; избирать адекватную форму организации урочной и внеурочной деятельности; подбирать необходимый учебный материал; строить гуманное отношение с детьми; владеть собой; импровизировать; проектировать; общаться с детьми; понимать людей и разбираться в них; мечтать; не опускать руки при неудачах; видеть перспективы в работе; создавать пространство для свободы личности школьника; проявлять повышенное требование к себе и к окружающим; делать выводы; владеть собой в конкретных ситуациях; устанавливать со школьниками психологический контакт; правильно ставить и формулировать воспитательные задачи; создавать условия для успеха в деятельности и психолого-педагогический механизм влияния или развития тех или иных качеств личности школьника; формировать морально-психологический климат в детском коллективе.
Профессиональные функции — это те, которые имеют непосредственное отношение к учебно-воспитательной деятельности педагога. Их так же много, как и видов деятельности. Они касаются отношений с детьми и их родителями, с коллегами и с администрацией школы, отделов образования, с представителями общественности и с разными другими, помимо школы, воспитательными учреждениями.
Есть две главные составляющие УЧИТЕЛЯ- мастерство и личность. «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью, способны к сотрудничеству, обладают чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание». В повседневности учителем принято считать не только того, кто обучил грамоте, счету, письму и чтению; по сути, любой человек, который научил другого какому угодно виду мастерства, по праву возвышенно называется учителем. Но если речь идет о профессиональных педагогах, преподавателях, воспитателях, наставниках и тренерах, то с уверенностью можно сказать, что достойно носить благородный титул учителя по праву заслуживает человек одаренный и талантливый.
Поэтому новой целью образования провозглашается не трансляция знаний и формирование соответствующей им суммы знаний, а подготовка компетентного человека свободно владеющего полученными знаниями, умеющего их творчески использовать в меняющихся условиях и готового к постоянному самосовершенствованию, социальной и профессиональной мобильности. Все школы начали работать по федеральным государственным стандартам нового поколения. Это принципиально меняет место и роль школы в обществе, так она не просто выполняет социальный заказ, но и должна учесть потребности и желания каждого отдельного родителя и ученика, обеспечив индивидуальную траекторию развития. Новый стандарт понимается как общественный договор личности, семьи, государства, всех заинтересованных сторон. Поэтому рассматривается, прежде всего, как совокупность требований к структуре образовательных программ (чему и как учить), требования к результатам образования (чему научить), а также к условиям, которые должны быть школе обеспечены, чтобы она могла добиваться в очерченных рамках необходимых результатов, в которых заинтересована семья и сам ребенок. Теперь учитель: - планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой своего образовательного учреждения, - сам разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, чего он раньше не делал; - для реализации компетентностного подхода современный учитель простаивает свой урок, используя педагогические технологии системно- деятельностного, развивающего обучения; Теперь учителю необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений но и формирование компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и обучая, обеспечивать развитие личности. Принцип деятельности по ФГОС заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания». И вот здесь велика роль учителя, который во главу угла ставит задачу развития самодеятельности учащихся, благодаря которой человек впоследствии станет распорядителем своей судьбы. Трудно переоценить роль деятельности учителя её влияние на процесс становления и развития личности ребёнка. Здесь важно всё: и отказ от авторитарного стиля общения в пользу демократического, и личные качества учителя, и его профессиональная компетентность, и способность к саморазвитию. Очевидно, что традиционный объяснительно-иллюстративный метод обучения недостаточен сегодня для реализации нового социального заказа общества: формирования у учащихся качеств толерантности, способности к самоопределению, самореализации. Теперь задача учителя организовать исследовательскую деятельность учащихся, чтобы они сами додумались до решения ключевой проблемы урока, объяснили, как надо действовать в новых условиях. Не получать знания в готовом виде, а самостоятельно находить способы решения сначала учебных, а потом жизненноважных проблем - вот чему необходимо научить своих учеников. Принцип деятельности выделяет ученика как деятеля в образовательном процессе, а учителю отводится роль организатора и управленца этого процесса. Дети быстро включаются в учебную деятельность, осознают необходимость получения новых знаний и, что немало важно - говорят. При организации учебного процесса с учётом вышесказанного ребёнок постепенно становится исследователем, творцом, деятелем, созидателем под ненавязчивым руководством педагога. Современный учитель должен быть сам примером для подражания, постоянно самосовершенствоваться, искать новые знания. Он должен быть не транслятором знаний, не "урокодателем", а человеком, который способен проектировать образовательную среду ребенка, класса, школы. Современный учитель должен знать и уметь очень многое, кроме своего предмета. Учитель проводит большую свою часть времени проводит на работе, в школе. Современный учитель – это почти супер человек. За свой короткий рабочий день он должен не только суметь дать детям необходимый учебный материал, но и… он должен быть - активным пользователем информационно - компьютерных технологий, в т.ч. использовать текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. На сегодня это уже аксиома, как умение читать. Учитель осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (ведение электронных форм документации, в том числе электронного журнала и дневников обучающихся). Особенно высоки требования к учителям старшей школы. Учитель, как и университетский профессор, должен заниматься научными исследованиями, обязательно вести методические разработки - осмыслять и описывать свой профессиональный опыт. Все эти требования к педагогам направлены на то, чтобы образовательные учреждения располагали воспроизводимым (необходимым и достаточным) кадровым потенциалом, адекватным развивающей образовательной парадигме федерального государственного образовательного стандарта общего образования. Ключевой фигурой исполнения Стандарта является учитель. Учитель в ходе собственного практического опыта воспитывает в себе «чуткость к изменениям «погоды» на уроке, проникновение в духовный мир учеников и применяет такие педагогические способы и приемы, которые соответствуют конкретным обстоятельствам».
Современный учитель - это супергерой, мастер на все руки, сочетающий в себе способность к перевоплощению, молниеносную реакцию на все изменения и нововведения, стальные нервы и неугасающее желание творить для людей. Список умений можно продолжать бесконечно.
Современный учитель:
- Имеет способность построить “мост” между собой и своими учениками. Открытое общение с детьми, как с группой особенных и неповторимых личностей, является ключом к созданию здоровой дружественной атмосферы и успешного обучения внутри класса.
- Современные ученики настолько перегружены информацией, что добиться полной вовлеченности в процесс обучения подчас чрезвычайно сложно. Как бы там ни было, ежедневно каждый учитель примеряет на себя роль универсального агента, борющегося против пониженной концентрации внимания. Главное оружие - личностно-ориентированный подход, креативные методики обучения, обучающие игры и мультимедийные ресурсы.
- Учитель всегда знает когда стоит добавить соответствующей ситуации юмора или уместного отступления. Современный педагог умеет вовремя реагировать на ситуацию, но самое важное - поддержание оптимальной температуры класса, чтобы каждый ученик мог быстрее включиться в работу и чувствовать себя уверенней!
- Каждый современный супер-педагог - это блистательный командир, знающий различные тактики реагирования в той или иной ситуации.
- Учитель - это мудрый и благоразумный правитель. Он проводит опросы и голосования, прощупывает почву на предмет того, какие темы или задания интересуют его подопечных, дает то, чего им не хватает и блестяще разрешает конфликты. Время от времени, он отдает бразды правления в руки учащихся.
Но самое главное, учитель - это человек с тонкой и ранимой душей, большим сердцем, и необъятным чувством любви и сострадания.
Влияние личности учителя составляет ту живительную силу, которая даёт толчок и детской любознательности и глубокому познанию. Учитель, как субъект учебной деятельности, осуществляет очень широкие по своему размаху функции: гностическую, стимулирующую, организаторскую, коммуникативную, прогностическую. Ни радио, ни телевидение, ни старшие товарищи и друзья, ни родные и близкие ребёнку люди в семье — никто и ничто не может оказать такого всестороннего систематического воздействия на умственные и нравственные интересы школьника, как учитель. Если учитель влюблён в свой предмет, обладает педагогической культурой, пониманием возрастных и индивидуальных особенностей своих учеников, он, как правило, добивается наибольших успехов в развитии детской любознательности и воспитании у школьников глубокого интереса к знаниям. Главное для педагога — увлечь детей серьёзным и глубоким трудом, доставляющим истинное, ни с чем несравнимое наслаждение каждому ребёнку, испытавшему радость творчества. Фундамент педагогического вдохновения — ежедневная, ежечасная кропотливая исследовательская работа. Без этого работать в школе, и, тем более, воспитывать у учеников разносторонние интересы, с каждым днём становится труднее. Конечно, можно быстро и легко научиться составлять различные анкеты, анализировать, систематизировать и синтезировать любые факты и явления. Воспитание творческой личности неразрывно связано с выявлением и развитием научных интересов и склонностей, способностей и дарований учащихся, воспитанием у них потребности самообразования. Учитель раскрывает перед учениками цель деятельности и способствует её осознанию; содействует доступности содержания знаний, актуализирует ведущие идеи, мировоззренческие проблемы, обнажает ценность знаний, логику процесса их приобретения; ставит перед учебными действиями учащихся последовательно усложняющиеся задачи; в соответствии с ними вооружает школьников необходимыми способами деятельности, познавательными умениями. Учитель способствует благополучному протеканию деятельности учеников, предвосхищает затруднения, помогает их преодолению, корректирует процесс выполнения, контролирует и анализирует результаты, проявляет заботу об успехах школьников. Вся эта деятельность, бесспорно, способствует формированию познавательных интересов, поскольку в ней программируется условие и оперирование необходимыми механизмами познавательной деятельности учащихся. Главным орудием учителя является слово. На уроках и во внеурочное время, в беседах с учениками и со всем классом, ежедневно и ежечасно происходит огромное воздействие на человека. Одно единственное слово может вызвать далёкие воспоминания, повысить настроение, или же вызвать отрицательную реакцию. Механизм этой реакции связан с важнейшими закономерностями высшей нервной деятельности, и, прежде всего, с явлениями возбуждения и торможения. Обидное слово, если, тем более, оно произнесено намеренно, грубо и бестактно, вызывает отрицательную реакцию соответствующих участков головного мозга. Если педагог невнимателен, не умеет привить любовь к своему предмету, он не в состоянии вовремя заметить и учесть в своей работе те изменения, которые произошли в духовном развитии его учеников. Нет страшнее равнодушия, чем равнодушие учителя. Однако, ободряющее слово учителя не только в похвале, но и в доброжелательной критичности, помогает ученику мобилизовать свои силы на исправление недочётов в работе. Каждым своим действием, каждым свои словом, учитель обязан вести ученика к радости познания. И нет прекраснее того слова учителя, которое вырастает в убеждение ученика. Активная позиция, одухотворённая идеей, — источник действенного отношения к жизни. Целеустремлённость педагога — это целеустремлённость и его учеников. Никогда, ни на одну минуту, учитель не должен забывать, как многое от него зависит: и выбор цели его учениками, и какими им быть — увлечёнными или равнодушными. Можно сказать, что эффективность роли учителя в воспитании у детей интереса к знаниям, определяется несколькими взаимосвязанными условиями: - характер творческой индивидуальности учителя, его готовность к изучению и развитию детских интересов и потребность в этом; - обстановка в педагогическом коллективе и методы работы руководителей школы, и прежде всего, директора; - стимулирование труда учителей, формирование у всех педагогов научно — исследовательского мышления. Учитель остаётся носителем стимуляции познавательных интересов учащихся, поскольку он выступает перед ними источником глубоких знаний, носителем высокой эрудиции, эталоном организации учебных действий, образцом речевых форм деятельности (выразительности, лаконизма, точности выражения мысли). И как объект деятельности учащихся, учитель выступает примером морально — этических норм общения и отношений. Напомним, что значительная часть учеников обосновывает свой интерес к учению, учебным предметам интересным преподаванием, высокими профессиональными качествами учителя («В школе интересные учителя, у них интересно учиться»). Богатство педагогического процесса создаётся глубокой эрудицией учителя, его мастерством в организации деятельности и самостоятельной деятельностью учащихся, одухотворённой познавательным интересом. Именно здесь происходит единая, сливающаяся по своим целям и мотивации деятельность, увлечённая, интересна. Здесь учитель, опираясь на активность и самостоятельность учащихся, всецело полагается на их творческие возможности, прогнозирует итоги. Возрастает интерес к учению тогда, когда учитель поощряет поиск разных способов и результатов решения, их сопоставление, выбор правильного результата, наиболее экономного, рационального или изящного способа действия. Интерес учащихся также возрастает, если учитель оценивает не только итог работы, но и пути и способы её достижения, если он терпимо относится к ошибке ученика там, где она является следствием активного поиска нового способа. Мастерство управления познавательной деятельностью на уроке зависит от множества факторов. Одним из важнейших является умение учителя сделать свой предмет интересным для школьников, ибо интерес, как отмечают учёные, положительно влияет на все психические процессы и функции: восприятие, память, мышление, волю. «В процессе обучения и воспитания школьника познавательный интерес выступает в многозначной роли: и как средство живого, увлекающего ученика обучения, и как сильный мотив отдельных учебных действий школьника и учения в целом, побуждающий к интенсивному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как устойчивая черта личности школьника, и в конечном итоге, способствующая её направленности». Если учитель на уроке использует занимательные примеры, показывая значение изучаемой темы для решения задач, применяет познавательные игры – это является стимулом активности в учёбе. Отношения, складывающиеся на уроке, создают (благоприятный или неблагоприятный) микроклимат урока. Они воздействуют на протекание учебной деятельности школьника, влияют на настроение ученика, заставляют его переживать (радоваться, огорчаться, испытывать страх и т. п.). Только разнообразие, творческий характер и перспективность деятельности могут формировать устойчивые интересы. Когда учащиеся познают все новые и новые для него стороны деятельности, видят перспективы развития науки и возможности приложения ее к практике, когда его учение носит творческий характер, то его познавательные интересы расширяются и углубляются. Предмет должен преподаваться в атмосфере дружелюбия и увлеченности.
- Заключение
Профессию учитель нельзя списать во времени. Испокон веков и до скончания времен учителя востребованы в любом обществе, ведь именно они формируют социальную среду, они готовят кузницу кадров, они адаптируют к жизни наше будущее поколении столетие за столетием. Любой человек испытывает потребность в поиске знаний, в постижении мира, и, как следствие, потребность в следовании за наставником и учителем, взрослым и мудрым, который помогает разбираться в трудных вопросах жизни.
Задача учителя суметь приобщить ученика к науке, удовлетворить базисные потребности, то есть организовать общие совместные с ним переживания красоты мысли, удивления, радости открытий, собственных удач и достижений. Только тот сможет этого добиться, кто смог сохранить в себе самом живую энергию ребенка и пронести ее сквозь рутину официального образования и трудности взрослого выживания.
Учителя нельзя заменить никакими книгами и учебниками, никакими новейшими техническими средствами обучения, ибо, помимо знаний, он передает детям частицу своей души, направляет их духовное развитие. Настоящий учитель в процессе обучения стремится «показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного, заставив его познать себя частицей бессмертного и живым органом мирового духовного развития человечества», как говорил Ушинский.
Итак, миссия современного учителя – имея знания не только по своему предмету, но и ориентируясь в современном пространстве, учитель должен создать такую благоприятную атмосферу для процесса обучения, чтобы дать учащимся толчок для саморазвития, самореализации, желания познать мир таким, какой он есть. Закончить хочется словами Жан-Жака Руссо, у учащегося прежде всего необходимо возбудить желание учиться: «Внушите ребенку это желание... и всякая метода будет хороша», «Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко».
- Используемые источники:
- http://www.dioo.ru/poleznyie-stati/rol-uchitelya-v-obrazovanii-shkolnikov.html Место и роль учителя на современном уроке в условиях введения Федеральных государственных стандартов второго поколения.
- Занков Л.В. Избранные педагогические труды. - М., 1990.- С. 334-339
- https://centersot.ru/oldblog/321-79 Дядинчук Т. Г. Роль личности учителя в формировании познавательного интереса младших школьников // Молодой ученый. — 2014. — №18. — С. 553-556.
- Педагогическая антропология: Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии. Ч. 1. - М.: Изд-во УРАО, 2002. - С. 23-56
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A3%D1%87%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C
- http://bibliofond.ru/view.aspx?id=467041
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Дмитрий Иванович Писарев: "В воспитании все дело в том, кто воспитатель"
«Когда планируем на год, сеем зерно. Когда планируем на десятилетия, сажаем деревья. Когда планируем на всю жизнь — обучаем и воспитываем людей». Китайская пословица
Учитель, по Чехову, должен быть безупречен во всем : "… и душа, и одежда, и мысли …"
Лев Николаевич Толстой: " Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель. Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам. Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель".
Учителя в первобытном обществе старички лет 20-25 они уже не могли охотиться, оставались у костра, становились рассказчиками и учителями юных кроманьонцев: рассказывали мифы, правила техники безопасности на охоте, учили подражать голосам зверей и птиц, плести ловушки и т.д. Статус учителя тогда был невысок. Полноценным членом сообщества не являлся.
Учитель в античности Учитель - свободный неполноправный человек – метек IX в. до н.э . рабы в Афинах были педагогами, они водили детей на занятия Школа была для тех, кто не может/не хочет обучать детей дома . Учитель – наёмный работник, политических прав в полисе не имел, общественное мнение не формировал. Особая группа учителей в античности: учителя мудрости - софисты (исключительно платежеспособной группе) Задача - Научить , как посадить другого человека в лужу – главная цель такого обучения.
УЧИТЕЛЬ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ Учитель мудрости, философ, писатель, ученый – этот статус был высок У читель в школе – наёмный работник низкой квалификации В одном помещении сидело несколько детей и каждый из них был занят чем-то своим, Учитель – общий для всех – ходил от ученика к ученику и проверял сделанное. В углу обязательно стояли розги и скамья для провинившегося, своеобразная стимуляция учеников.
В течение XIX века – на смену учителям пришли учительницы Отношение к женщине хуже , чем к мужчине. И по оплате, и по уважению к труду профессия была одной из самых малопрестижных
СОВЕТСКОЕ ВРЕМЯ Учитель стоял выше иных работников, так как был членом партии, проводником идей правительства в жизнь, с ним считались
СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ, КАКОЙ ОН?
КАЧЕСТВА СОВРЕМЕННОГО УЧИТЕЛЯ склонность к работе с детьми; умение заинтересовать своим замыслом, повести за собой; высокая степень личной ответственности; самоконтроль и уравновешенность; терпимость , безоценочное отношение к людям; интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию; оригинальность , находчивость, разносторонность; тактичность ; целеустремлённость ; артистизм ; требовательность к себе и другим; наблюдательность
ИДЕАЛЬНЫЙ УЧИТЕЛЬ Внешний вид: Умение хорошо одеться. Приятный голос. Общая привлекательность . 4 Личностные качества: Доброта . Жизнерадостность. Уравновешенность. Дружеская расположенность. Умение понять и доверять. Уважение к личности и человеческому достоинству. Толерантность . Тактичность . Честность. Чувство юмора . 1 Организаторские качества: Демократичность. Коллегиальность и сотрудничество. Справедливость. Последовательность. Стремление помочь. Энтузиазм. Ответственность . 2 Деловые качества: Знание своего предмета. Умение заинтересовать. Умение ясно и интересно объяснять . 3
планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой своего образовательного учреждения сам разрабатывает рабочую программу по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ использует современные педагогические технологии является активным пользователем информационно - компьютерных технологий ведение электронных форм документации (электронного журнала, дневников обучающихся) заниматься научными исследованиями обязательно вести методические разработки осмыслять и описывать свой профессиональный опыт увлечь детей серьёзным и глубоким трудом, сделать свой предмет интересным для школьников
МИССИЯ УЧИТЕЛЯ Уметь красочно и интересно объяснить материал Создать здоровую дружественную атмосферу для успешного обучения Добиться полной вовлеченности в процесс обучения Добавить соответствующей ситуации юмора или уместного отступления Знать различные тактики реагирования в той или иной ситуации Уметь прислушиваться к учащимся и знать методы управления коллективом
Вывод И мея знания не только по своему предмету, но и ориентируясь в современном пространстве, учитель должен создать такую благоприятную атмосферу для процесса обучения, чтобы дать учащимся толчок для саморазвития, самореализации, желания познать мир таким, какой он есть.
У учащегося прежде всего необходимо возбудить желание учиться: «Внушите ребенку это желание... и всякая метода будет хороша», «Непосредственный интерес - вот великий двигатель, единственный, который ведет верно и далеко».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
публичная лекция "Миссия учителя"
выступление на фестивале Методических идей в г. Балаково...
" Миссия учителя физической культуры"
Миссия учителя -из опыта работы....
Публичная лекция "Миссия учителя".
С этой лекцией я выступала на конкурсе педагогических достижений учителей Красносельского района "учитель должен быть крылатым и обязательно с мечтой." Почему я выбрала эту професси...
Миссия учителя русского языка
Статья о миссии учителя русского языка, каким должен быть учитель, что он должен нести детям....
Миссия учителя
Презентация "Миссия учителя" сопровождала моё выступление на "Конкурсе педагогических достижений"...
ЭССЕ "МИССИЯ УЧИТЕЛЯ"
«Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе»В.А.Сухомлинский...
Публичное выступление на конкурсе "Учитель года" "Миссия учителя"
Текст публичнго выступления "Миссия учителя"...