Преподавание английского языка учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – мифы и реалии
статья на тему
В данной статье рассматриваются трудности и вопросы, возникающие у многих учителей, преподающих иностранный язык, когда они сталкиваются с учащимся с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Преподавание английского языка учащимся с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – мифы и реалии
Считаете ли вы, что в вашем классе есть ученики с ОВЗ, и вы не знаете, как с ними работать? Многие страны мира в настоящее время проводят политику социальной и образовательной интеграции учащихся с ОВЗ. Это означает, что с каждым годом все больше и больше «особенных» детей будет находиться в обычных классах. И вовсе не удивительно, что учитель чувствует некоторую неуверенность при работе с такими учениками, полагая, что его подготовки недостаточно для эффективного взаимодействия и достижения планируемого результата. Поэтому в данных условиях важно рассмотреть некоторые распространенные мифы и заблуждения вокруг обучения учащихся с ОВЗ.
Миф 1. Вы должны быть специалистом-психологом или специально обученным учителем, чтобы знать, как научить этих учеников
Нет, не должны. Это, конечно, поможет вам узнать больше об ОВЗ и получить советы от специалистов в этой области, но учащиеся с ОВЗ получат больше пользы от хорошей практики преподавания, особенно в области управления классом, планирования и постановки задач. Например, учащимся с ОВЗ нужны четкие, последовательные правила и инструкции, им нужны короткие практические задания, которые дают чувство достижения, им нужно чувствовать, что учитель заботится о них и понимает их как личность, им нужно мультисенсорное представление и практика материала. Хорошие учителя делают все это без специальных знаний и навыков.
Миф 2. Другие ученики в классе добиваются меньших результатов, когда они учатся вместе с учащимися с ОВЗ
Нет, это не обязательно так. Дети с ОВЗ могут научить других детей эмпатии, пониманию различий и другим важным социальным и образовательным навыкам. Дети в естественных условиях понимают, что некоторым ученикам нужна дополнительная помощь. Взрослые должны это понимать и работать с этим. Наличие инклюзивного опыта в классе может принести пользу учащимся и обогатить их образовательный процесс.
Миф 3. Учащиеся с ОВЗ не могут изучать иностранные языки
Это неправда. Изучение английского языка дает многим детям с ОВЗ возможность освоить важные навыки, такие как слушание, работа с другими, ожидание своей очереди, ожидание внимания, наблюдение за поведением других людей, понимание социального языка и выражение своего мнения. Это те навыки, которые часто практикуются в деятельности по изучению английского языка, а главное, это может быть сделано весело и в психологически комфортной среде. Чтение и написание историй может дать учащимся возможность исследовать что-то безопасным, творческим способом. Изучение английского языка таким образом может предоставить совершенно уникальный опыт учащимся с ОВЗ.
Миф 4. Потребуется много дополнительного времени и планирования
Нет. Всем учителям не хватает времени, но появление учащихся с ОВЗ в вашем классе не должно приводить к резкому увеличению объема планирования. Это будет включать в себя только планирование методов обучения, упор на интересы и сильные стороны ваших учеников, в том числе некоторые изменения в постановке задач и в инструкциях по выполнению работы. Тем не менее, этот тип планирования окажет положительное воздействие на всех учащихся в вашем классе. Это действительно сэкономит ваше время, если больше учеников будет вовлечено в работу на более раннем этапе и с лучшими результатами.
Миф 5. Учитель не может «исправить» проблему ученика, поэтому делает вывод: я ничего не могу сделать
Определенно неправда. Учащийся не нуждается в «исправлении». Подобная логика рассматривает трудности ученика в медицинском смысле, предполагая, что ученик каким-то образом «сломан» и нуждается в исправлении. Для того чтобы иметь инклюзивное общество, нам всем нужно больше узнать о трудностях и отличиях других людей. И школы должны научиться адаптировать процесс обучения и свое мышление для содействия включению. Например, вместо того, чтобы искать специалиста для работы с «особенным» ребенком, тот же специалист мог бы помочь с обучением учителей, чтобы они лучше ориентировались в способах работы с ним.
Некоторые советы для инклюзивного класса:
1. Смотрите на ученика, а не на его «метку». Учащийся с ОВЗ – это, прежде всего, личность. Например, нет двух одинаковых детей с дислексией. Ребенок может быть интровертом или экстравертом, музыкальным или не музыкальным, творческим или не очень, с чувством юмора или без него и т.д. Узнайте вашего ученика!
2. Поощряйте и используйте мероприятия, которые развивают эмпатию и понимание в вашем классе в любой момент. Например, многие действия включают угадывание или запоминание каких-либо сведений о вашем партнере, поиск чего-то общего или, наоборот, того, что отличается. Используйте этот тип языковой практики.
3. Создайте своеобразный учебный договор, который объясняет инклюзивный характер деятельности. Например, задайте правила, четко определяющие базовые ценности класса, такие как:
• Мы помогаем друг другу
• Мы слушаем друг друга
• Мы понимаем, что каждый человек уникален
4. Дайте возможность учащимся представлять и практиковать язык по-разному – так, как они его чувствуют.
5. Внедрите систему наставничества между сверстниками или систему партнерства, посредством которых учащиеся будут помогать друг другу и делиться навыками.
6. Хорошо подумайте о том, как вы даете инструкции. Сделайте их четкими, краткими, пошаговыми. Говорите простым языком и давайте их в том порядке, в каком вы хотите, чтобы ваши учащиеся их выполняли. Например, скажите «посмотрите на доску, откройте свои учебники", а не «перед тем, как открыть свои учебники, посмотрите на доску». Проверяйте, как вас поняли, приводя свои примеры и получая примеры от учащихся.
7. Используйте позитивный язык в классе. Скажите, что вы хотите, чтобы учащиеся делали, а не то, что вы не хотите, чтобы они делали. Например, скажите «посмотрите на доску», а не «перестаньте вертеться! »
8. Используйте визуальные элементы для закрепления правил и режима работы. Возьмите набор картинок, демонстрирующих различные этапы вашего урока – аудирование (ухо), говорение (рот), письмо (перо), чтение (книга) – и прикрепите их на доску в том порядке, в каком вы это запланировали. Наглядность поможет учащимся сконцентрироваться и правильно распределить собственные силы в течение урока.
9. Подумайте о потребностях ваших учащихся и о плане рассадки. Например, учащимся с нарушениями слуха нужно будет сидеть рядом с учителем, учащимся с СДВГ нужно сидеть вдали от отвлекающих факторов, таких как окна и жалюзи.
10. И не бойтесь спрашивать других людей: родителей/опекунов, коллег, профессионалов в данной области и, прежде всего, самого ученика. Они помогут узнать, что работает и приносит достоверный результат.
Превратите обучение в совместное увлекательное путешествие, и тогда у вас все получится!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями здоровья, домашнее обучение английский язык 11 класс
Адаптированная образовательная программа базового уровня для учащегося с ограниченными возможностями эдоровья, домашнее обучение по английскому языку. 11 класс...
Методическая разработка "Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках английского языка как условие повышения познавательного интереса учащихся с ограниченными возможностями здоровья"
Методическая разработка...
Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС
В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...
Статья "Опыт работы с учащимися с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка".
В данной статье я делюсь опытом работы с детьми с ОВЗ на уроках английского языка. Привожу примеры из личного опыта работы с "особенными" детьми....
Использование дистанционных образовательных технологий при обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.
Особенности применения дистанционных технологий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья....
Методы, приёмы, формы работы в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы, приёмы, формы работы в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная Цель в рамках обозначенного направления - повышение качества образования учащихся с ОВЗ....
Дистанционное обучение английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов как условие успешного надомного обучения в реализации ФГОС.
Результаты работы программы дистанционного обучения....