Использование дистанционных образовательных технологий при обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.
статья по английскому языку

Особенности применения дистанционных технологий для учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование дистанционных образовательных технологий
при обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья

Образование в современном мире является одной из важных составляющих счастливой успешной жизни и развития человека. В Российской Федерации право на образование, гарантия его общедоступности и бесплатности провозглашаются в 43 статье Конституции. В последние годы в нашем государстве появились новые установки, благодаря которым меняется отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья, а также подходы к их образованию. Обучающимися с ограниченными возможностями здоровья являются дети, имеющее недостатки в физическом и (или) психическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий(согласно пункту 16 статьи 2 Федерального закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» N273-ФЗ). В подтверждение вышесказанного можно привести часть 5 статьи 5 закона «Об образовании Российской Федерации» даются гарантии того, что будут созданы «необходимые условия для получения без дискриминации качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания ранней коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих для этих лиц языков, методов и способов общения и условия, в максимальной степени способствующие получению образования определенного уровня и определенной направленности, а также социальному развитию этих лиц, в том числе посредством организации инклюзивного образования лиц с ограниченными возможностями здоровья».

Следует констатировать тот факт, что несмотря на все нормативно-правовые государственные акты, для большинства детей-инвалидов качественное образование является малодоступным. Одним из выходов в сложившейся ситуации может стать дистанционное обучение, которое позволит учащимся с ограниченными возможностями здоровья получить образование оптимальным способом и в дальнейшем успешней адаптироваться к жизни. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые, в основном, с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном (на расстоянии) или не полностью опосредованном взаимодействии обучающегося и педагогического работника. С помощью дистанционных образовательных технологий обучение может проводиться в различных условиях: домашнего образования, в системе надомного обучения, инклюзивного образования. Посредством дистанционного обучения может решаться одна из важнейших задач основного общего образования – обеспечение условий для индивидуального развития всех учащихся.

Доля дистанционного обучения в сфере образования за рубежом в наши дни достигает 30-40% в то время как вопрос организации данной формы обучения в Российской Федерации актуален, но недостаточно изучен, особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Крайне мал выбор адаптированных методик и тематических материалов, практически отсутствуют педагоги-дефектологи с навыками дистанционной работы. Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья требует полной самоотдачи и профессионализма от учителя, ибо диапазон различий в содержании и уровне школьного образования должен быть очень широк и сопоставим с возможностями учащихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие которых может быть практически нормальным, с временными и относительно легко устранимыми трудностями и может ухудшаться до детей с необратимыми тяжёлыми поражениями центральной нервной системы.

В рамках реализации ФГОС и в соответствии с новым социальным заказом на базе ГБОУ СОШ №254 Кировского района Санкт-Петербурга реализуется дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Это те дети, которые в силу особых ограничений по болезни, не могут посещать школу ежедневно и дети, которые во время обострения хронических заболеваний вынуждены пропускать уроки. У каждого учащегося есть возможность продолжать своё обучение в дистанционной форме посредством телекоммуникационно-информационной сети Интернет. Учителя-предметники ведут обучение посредством очно-дистанционных занятий с использованием Skype-технологии, традиционных очных занятий при непосредственном личном контакте педагога и учащегося на дому и дистанционных занятий с применением разнообразных web-технологий. Таким образом, не происходит значительного снижения качества и эффективности образовательных услуг.

При организации дистанционного обучения в школе выполняется ряд требований:

  • Учебные планы и организация обучения в дистанционном режиме предполагают небольшой объём учебного материала, который должен быть изучен ребёнком за урок. Во время занятия предусмотрены перерывы через каждые 10-15 минут работы.
  • Выбранный учебный материал содержит в себе не только учебные задания, но и коррекционные, способствующие развитию утраченных или нарушенных функций учащегося.
  • Учитываются психофизические возможности учащегося при выборе графического оформления ЭОР (электронных образовательных ресурсов).

Дистанционное обучение проходит в виде разнообразных учебных занятий: практикумов, лабораторных занятий, семинаров, самостоятельной работы и аттестационных занятий. Широко используются дистанционные проекты «Телешкола», «Живая школа», а также курсы доступные на сайте Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга http://do2.rcokoit.ru. Среди них также представлены разработки преподавателей школы. Примером могут служить такие курсы, как «Indirect Speech. Косвенная речь, английский язык» (см.рис1).

 Скриншот фрагмента курса с городского портала дистанционного обучения

В рамках данных курсов реализация дистанционного обучения происходит посредством изучения учебного материала учащимися (через чтение текста, просмотр иллюстративного материала, просмотр видеоуроков и прослушивание аудиозаписей), общения в чате, на форуме или видеоконференции, обсуждения в режиме реального времени результатов учащихся, рекомендаций, комментариев и последующего выполнения практических интерактивных заданий и творческих работ на платформах Google, Learning apps, Hot potatoes, Moodle, выполнения и анализа тестовых индивидуальных заданий, полученных по электронной почте или скачанных с сайта.

Таким образом, путём организации дистанционного обучения реализуется индивидуальная образовательная траектория каждого ученика.

Применение дистанционных образовательных технологий при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает целый ряд преимуществ:

  • Повышается мотивация к обучению. Учащийся перестаёт быть человеком, закрытым для всего мира, он получает возможность виртуального общения в компьютерной сети.
  • Курс доступен в любой точке мира, где есть Интернет, без учёта скорости самой сети.
  • Информация, предоставляемая в курсе, всегда актуальна и оперативна, в отличие от печатных источников информации, цикл обновления которых достаточно велик.
  • Учащийся сам выбирает время и темп работы над заданиями курса, в зависимости от состояния физического или психического здоровья.
  • Телекоммуникационные технологии популярны среди подрастающего поколения.
  • Формируется широта мышления учащихся путём выхода на глобальные информационные ресурсы и использования масштабно-предоставляемой на них информации.
  • Развивается одна из востребованных в современном мире компетенций учащихся, а именно, владение современными компьютерными технологиями.
  • Наглядность предоставляемого к изучению материала позволяет задействовать большее количество механизмов восприятия и запоминания информации у учащихся.

К отрицательным сторонам дистанционного обучения можно отнести отсутствие прямого очного общения между учащимся и преподавателем, необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, возникающую у учащихся зависимость от виртуальной реальности и формирование простого механистического мышления.

Принимая во внимание всё вышесказанное, можно сделать вывод, что использование дистанционных образовательных технологий открывает новые возможности для получения образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Модульная система дистанционного обучения помогает обеспечить индивидуализацию обучения, прочное усвоение знаний, а также полноценный контакт преподавателя с учеником по мере необходимости.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев А.А. Введение в дистанционное обучение: Учебно-методическое пособие. – М.: ВУ, 2009.
  2. Быков Д.А. Дети с ограниченными возможностями и общество. Дополнительное образование, 2006.
  3. Полат Е.С. Дистанционное обучение: организационные и педагогические аспекты». – М.:ИНФО, 2006.
  4. http://edu4.ru/forum/index.php?autocom=blog&blogid=571&&st=140/#2 Всероссийский 16-й педсовет.
  5. http://edu-open.ru/Default.aspx?tabid=342 Информационно-методический портал по инклюзивному и специальному образованию.
  6. http://fgos-ovz.herzen.spb.ru/?page_id=574 ФГОС обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
  7. http://lib.exdat.com/docs/15140/index-260969.html Развитие инклюзивного образования в ДОУ.
  8. http://pandia.ru/text/80/079/3978.php Нормативно-правовое обеспечение специального (коррекционного) образования.
  9. http://zakonobobrazovanii.ru Закон об образовании Российской Федерации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья Тема. Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Особенности использования дистанционных образовательных технологий  в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями....

Статья Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Особенности использования дистанционных образовательных технологий в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями.

Дистанционное образование позволяет реализовать важнейший принцип современного образования - «образование для всех». «Закон об образовании в РФ» ориентирован на образовательные потребности каждо...

Особенности использования игровых технологий в процессе обучения английскому языку учащихся с ограниченными возможностями здоровья в средней школе в контексте ФГОС

В некоторых классах есть ученики с ограниченными возможностями здоровья, обучающиеся на дому. Работа с детьми на уроке английского языка должна вестись с учётом индивидуальных особенностей и применени...

Методы, приёмы, формы работы в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья.

Методы, приёмы, формы работы в обучении английскому языку детей с ограниченными возможностями здоровья. Главная Цель в рамках обозначенного направления - повышение качества образования учащихся с ОВЗ....

Статья «ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ КАК ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ»

Идея формирования универсальной безбарьерной доступной среды в общеобразовательных организациях возникла благодаря осознанию того, что все дети без исключения имеют равные образовательные права...