TECHNICAL TRAINING FACILITIES AT ENGLISH LESSONS
статья на тему

Терёшина (Ланина) Диана Викторовна

Использование ТСО на занятиях по английскому языку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ю.С. Камардина

канд. филол. наук, доцент БИ СГУ

Д.В. Ланина

педагог дополнительного образования МБУДО Центр «Созвездие»

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

TECHNICAL TRAINING FACILITIES AT ENGLISH LESSONS

Аннотация

В статье раскрывается краткая характеристика технических средств обучения, приводится классификация. Особое внимание уделяется рассмотрению функции технических средств обучения. 

Ключевые слова:

Технические средства, средства обучения, классификация

Annotation: The article reveals a brief description of the technical training facilities, and provides a classification. Particular attention is paid to the consideration of the function of the technical training facilities.

Key words: technical facilities, teaching aids, classification

Развитие техники, а именно компьютеризация внесли поправки и изменения в каждую сферу деятельности человека, в том числе и в процесс обучения.

В сфере преподавания английского языка применение технических средств обучения (далее ТСО) и контроля относится к числу важных и актуальных проблем. Возникновение технических средств обучения и  возможность их использования на уроках английского языка повлияли на методику преподавания. Сравнительно недавно понятие «технические средства» ассоциировалось и связывалось с исследованиями в области технических наук. На данный момент к традиционным средствам обучения (учебник, рабочая тетрадь, учебное пособие, книга для чтения, раздаточный материал и др.) всё чаще добавляются такие средства как слайд-фильмы, образовательные видеофильмы, мультимедийные презентации и др.

Техническое средство обучения – это техническое устройство с дидактическим обеспечением, применяемое в учебно-воспитательном процессе для воспроизведения и демонстрации учебного материала. Такие устройства помогают преподавателю обеспечить обучающихся учебной информацией, контролировать результаты обучения. ТСО объединяют следующие два понятия: техническое устройство (аппаратура) и дидактическое средство обучения (носители информации), которое с помощью этого устройства воспроизводится.

В преподавании английского языка технические средства обучения с каждым годом занимают всё более важное место. Теперь передача информации осуществляется главным образом не в письменной форме, а в устной: аудиозаписи, видеофильмы.

При изучении английского языка выработка навыков и умений как аудирования, так и говорения является основной трудностью. Технические средства обучения оказывают огромную помощь в этом процессе.

Главная цель ТСО  – улучшение процесса обучения, а именно ускорение ритма и скорости, динамики речи. Это как раз те особенности, которые невозможно улучшать без применения ТСО.

В то же время технические средства обучения берут на себя определённые функции преподавателя: задают вопросы, рассказывают, диктуют и т.п. Они в некоторой степени помогают и даже освобождают учителя от кропотливой работы по автоматизации речевых умений и навыков и создают дополнительную языковую среду.

Техническое средство обучения не заменит преподавателя полностью. Преподаватель применяет ТСО для решения конкретной аудиторной задачи и самостоятельной работы обучающихся. Кроме того, экспериментально выявляет эффективность отдельных видов ТСО на разных уровнях обучения.

Во время самостоятельной работы техническое средство обучения помогает обучающимся улучшить, закрепить и автоматизировать речевые навыки и умения, которые были получены ранее на уроках.

В англоязычных источниках технические средства обучения называют аудиовизуальными, которые делятся на жесткие (hardware) и мягкие (software). К жестким техническим средствам обучения относятся проекторы, телевизоры, компьютеры. К мягким – слайды, магнитные и оптические диски, кинофильмы.

Специалист в области теории и методики профессионального образования Л.Д. Цесарский [3]  в своих работах говорит о том, что классифицировать ТСО сложно из-за их разнообразия и функциональных возможностей.

Однако методисты К.В. Петров и Г.М. Коджаспирова определили следующие основные классификации технических средств обучения:

  • по функциональному назначению (характеру решаемых учебно-воспитательных задач);
  • по принципу устройства и работы;
  • по роду обучения;
  • по логике работы;
  • по характеру воздействия на органы чувств;
  • по характеру предъявления информации.

Основными функциями технических средств обучения являются:

  • коммуникативная функция или функция передачи информации;
  • управленческая функция (подготовка обучающихся к выполнению заданий, упражнений и организацию их выполнения; получение обратной связи в процессах восприятия, усвоения информации);
  • кумулятивная (хранение и систематизация учебной и учебно-методической информации);
  • научно-исследовательская (преобразование и применение информации, полученной обучающимися с помощью технического средства обучения; моделирование содержания и форм подачи информации) [1].

Технические средства обучения классифицируются по характеру предъявления (звуковые и комбинированные средства и аппаратура); по функциональному назначению (мультимедийная аппаратура, компьютеры и группа вспомогательных технических средств обучения).

Комбинированные (экранно-звуковые) ТСО обеспечивают подачу и восприятие информации, которая предназначена для слуха и зрения. К ним относятся: видеофильмы, звуковое кино.

Звуковые технические средства обучения – это комплексы аппаратуры, которые обеспечивают запись и воспроизведение звука. Носителями информации в таком комплексе являются магнитофонные записи на кассетах, гибкие магнитные и лазерные (оптические) диски.

Какое-либо взятое в отдельности учебное оборудование не может целиком гарантировать успех обучения. Потому что только их правильное, корректное сочетание, отвечающее особенностям изучаемого вопроса и познавательной деятельности обучающихся, дает огромную возможность достигнуть высоких результатов.

Основными средствами обучения для учителя, как считает Рогова Г.В. [2], являются: программа по иностранным языкам и книга для учителя. Для обучающихся – учебник, книга для чтения, грамматический справочник, словари. Для учителя и для обучающихся (первый организует; вторые выполняют) по этапам обучения – комплекты картинок, таблицы, рисунки, аппликации, кинофрагменты, лингафонный практикум, звукозаписи, кинофильмы и др.

Основные проблемы и трудности, которые связанны с использованием технических средств обучения на уроках английского языка, вызваны следующими причинами:

  • недостаточной подготовкой учителя к работе, как с отдельными видами, так и с комплексом средств обучения;
  • работа с некачественной аппаратурой.

Внедрение в процесс обучения современных технических средств обучения повышает общий уровень учебного процесса и усиливает познавательную активность обучающихся.

Список использованной литературы:

1. Коджаспирова Г. М. Технические средства обучения и методика их использования / Г. М. Коджаспирова, К. В. Петров. – М. : Академия, 2001. – 256 с.

2. Рогова Г. В. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Г. В. Рогова. – М. : Просвещение, 1991. – 287 с.

3. Цесарский Л. Д. Использование технических средств в преподавании иностранных языков / Л. Д. Цесарский. – М. : Просвещение, 1966. – 120 с.

© Ю.С. Камардина, Д.В. Ланина, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

If you are tired at the English lesson

Набор рифмовок на английском языке для проведения физкультминуток...

Презентация "If you are tired at the English lesson"

Физминутка на уроках английского языка "If you are tired at the English lesson"...

Итоговое выступление "The english lesson"

Выступление детей 4-10 лет перед родителями. Дети в  стихотворной форме ,с песнями на английском языке рассказывают гостям о своих занятиях в объединении дополнительного образования....

Воспитательное мероприятие "My first English lesson"

Внеклассное мероприятие для 1-5 классов. Целесообразно проводить в конце четверти, после изучения, повторения алфавита....

Environmental Protection in Khabarovskij region as an example of Question Formulation technique at English lessons.

Topic: Environmental protection in Khabarovskiy Region. Objectives: to search the information about different kinds of pollution in our region (water pollution, air pollution, for example) and ways of...

Demonstrative Lesson for English Lesson. Form: 10. Theme: England

Открытый урок по английскому языку. Тема: England...