Автономное обучение
материал на тему

Цой Клавдия Владимировна

В докладе говорится об актуальности автономного обучения и об органиационных формах работы при автономном обучении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл avtonomnoe_obuchenie.docx22.92 КБ

Предварительный просмотр:

                               Автономное обучение

      Согласно Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 года, наряду с другими основными целями и задачами современного образования выделяют: разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, формирование навыков самообразования и самореализации личности;•непрерывность образования в течение всей жизни человека.. Современное требование в образовании, – научить учиться, научить быть готовым к условиям быстро меняющегося мира. Задача преподавателя помочь воспитаннику стать полноценным членом общества, подготовить будущего выпускника к самостоятельной жизни. Способность брать на себя ответственность и самостоятельно управлять собственной жизнью является необходимым качеством современного человека, поэтому проблема учебной автономии занимает важную позицию в современной педагогике и актуальна на всех ступенях обучения, начиная от начальной школы и заканчивая высшим образованием. Необходимость развития умения учиться в корне меняет характер взаимоотношений между учителем и учеником, позволяет по-новому взглянуть на оптимизацию учебного процесса, переосмыслить существующие методы преподавания дисциплин (Колкер Я.М.). Задача «учить учиться» предполагает четкое руководство самостоятельной/автономной работой со стороны учителя. Еще Ж.Ж.Руссо, высказал идею о роли учителя в учебном процессе. Согласно его теории, учитель     воспитатель, выполняет направляющую функцию в роли наставника, что актуально и для современной педагогической практики, т.к. особое внимание уделяется развитию самостоятельного критического мышления под чутким руководством преподавателя. Концепция автономии была заново осмыслена в XX веке преподавателями иностранного языка. Автономная работа в учебных условиях является лишь относительно автономной. Обучающиеся испытывают на себе косвенное воздействие обучающей стороны, которое распространяется даже на творческий уровень самостоятельной работы. Учитель отбирает и препарирует материал для автономной работы, обозначает цель работы, указывает соответствующий источник информации, которым обучающиеся могут пользоваться, работая автономно, вооружает обучающихся необходимым инструментарием, благодаря которому самостоятельная/автономная работа протекает успешно и постепенно формируется методика обучающихся. При этом сам учитель остается как бы за «занавесом», что позволяет обучающимся ощутить себя истинными субъектами учения. Доля ответственности учителя соответственно возрастает. Он не только занимается теоретической стороной обучения, но и принимает решения, связанные с учетом быстро и постоянно меняющейся ситуации в классе. Он стимулирует речевую деятельность обучающихся, управляет ею со стороны и контролирует. В его задачи входит определение уровня сформированности навыков и умений, определение характера ошибок в речи, выявление причин, по которым допущены ошибки, определение и выбор способов их исправления. Главная задача учителя, по мнению Вернера Хенцгена, состоит в том, чтобы «обеспечить максимальную активность обучающихся на всех этапах урока, будь то «фаза подготовки», «фаза свободной работы», или «фаза рефлексии»». Учитель берет на себя роль того, кто облегчает учебный процесс.

Организационные формы работы при автономном/самоуправляемом обучении                          

                                                    иностранным языкам

Автономная работа, как и работа в сотрудничестве с учителем, может осуществляться в различных организационных формах: индивидуально, в парах, в группах. Каждая из названных форм призвана создавать и развивать в совокупности организационные, информационные, познавательные и коммуникативные умения обучающихся, овладение которыми обеспечит продвижение обучающихся в усвоении языка в единстве с развитием их методики. Сюда же следует отнести и выбор организационных форм для выполнения конкретного вида самостоятельных заданий. Домашняя работа, естественно, принимает индивидуальную форму, которая должна быть обеспечена и подготовлена под руководством учителя в классе. Самостоятельная работа в классе может осуществляться во всех организационных формах: индивидуально, в парах, группах, при этом ярко проявляется взаимопомощь обучающихся.

Индивидуальная работа.

Индивидуальная самостоятельная работа может проявляться в двух вариантах:

1) все учащиеся выполняют одно общее задание или

2) разные задания, в зависимости от своих возможностей.

В случае затруднений учитель оказывает помощь, сообразуясь с принципом индивидуализации процесса обучения (Рогова Г.В.).

Выбор организационной формы и места ее применения определяется в основном характером материала, видом развиваемой деятельности, возрастными и психологическими особенностями обучающихся.

Парная работа.

       Парная работа является одной из наиболее естественных форм работы и общения на уроке. Учитель правильно видит ее ценность в том, что вся инициатива полностью отдается обучающимся, повышается их активность, растет взаимопомощь. Никакая другая форма организации обучающихся не представляет таких возможностей для них учиться друг у друга. К тому же их деятельность предопределена и находится почти под постоянным контролем со стороны учителя. Но технология парной работы требует, по мнению Пассова Е.И., учета многих моментов:

      Во-первых, не всякие ученики подходят друг другу. Нельзя механически делить класс на пары по рядам. Пусть ученики сами выберут себе партнера – либо на время, либо на каждый раз – того, кого сочтут нужным для каждой темы. Не нужно бояться ухудшения дисциплины: скорее произойдет обратное – интерес к партнеру направит внимание обучающихся на выполнение задания.

      Во-вторых, нужно помочь парам сформулировать правильные цели, задачи и установки к работе.

      В-третьих, в зависимости от цели, нужно предоставить учащимся материал для работы.

      В-четвертых, во время парной работы не следует сидеть у стола. Это снижает эффективность урока почти в два раза. Нужно ходить по классу, помогать обучающимся, если они в этом нуждаются.

       Очень важно научить работать в парах самостоятельно. И в качестве помощи Пассов Е.И. предлагает предоставить обучающимся следующую памятку:

1.Если ты видишь, что твой партнер справляется хуже, помоги ему, однако старайся делать это так, чтобы он сам работал с полным напряжением сил. Следи за тем, не делает ли он ошибок, тактично и доброжелательно исправляй их.

2.Если твой партнер справляется лучше тебя, не стесняйся обратиться к нему за помощью, попросить что-нибудь объяснить. Но не злоупотребляй этим. Не обижайся на товарища, если он поправит ту или иную ошибку.

3.Если ты выполняешь задание с товарищем, который приблизительно равен тебе по силам, то старайся разделить всю работу поровну. Помогайте и, в случае затруднений, тактично исправляйте ошибки друг друга.

Следовательно, главное, что должны усвоить обучающиеся при работе в парах, — это согласованность действий и готовность помочь своему товарищу-партнеру.

Групповая работа.

      Прежде чем говорить что-либо о форме групповой работы, нужно определить, что же такое группа. Группа – это определенное количество обучающихся – 3, 4 или 5 человек, временно объединенных учителем или по собственной инициативе в целях выполнения учебного задания и имеющих общую цель, функциональную структуру. По определению Пассова Е.И., группа – это промежуточное звено между парным и коллективным общением. Здесь, по сравнению с парным общением, требуется больше внимания, учета стратегий не одного, а нескольких собеседников, и учет отношений между собеседниками, поэтому эта форма работы используется учителем значительно реже, чем парная работа Для успешной работы в группах Пассов Е.И. предлагает подбирать ее состав согласно следующим критериям. По этим критериям создаются однородные группы, в зависимости от задания и цели работы. Состав групп может меняться даже на одном уроке. Если учитель ставит цель помочь слабым учащимся, то он образует разнородные группы, где обеспечит им возможность лучше подготовить задание. Очевидно, что удачной окажется группа, где ее члены будут дополнять друг друга: один обладает личным опытом по данной проблеме, хорошо успевает, но не обладает работоспособностью; другой – работоспособен, но не эмоционален, третий – мало знает, хотя и интересуется этим вопросом; четвертый – обладает личным опытом, но слабо успевает. Это объясняется тем, что положение человека в группе связано, прежде всего, с его вкладом в общее дело. Группы могут существовать и достаточно длительное время (несколько уроков, на протяжении одной четверти, одной темы), но они не должны быть постоянными, особенно если они составлены по уровню обученности, ибо это может привести к углублению различия в их подготовке. Но слабо подготовленные обучающиеся, занимаясь по своему плану, постепенно выходили бы на класс с результатами своей работы и таким образом утверждали бы себя в классе и в своих собственных глазах.

        Автономное/самоуправляемое обучение ИЯ – это способность индивидуума к саморегулированию учебного процесса. Эта способность должна проявляться у обучающихся на всех этапах учебного процесса. Обучающиеся-партнеры интегрируют знания и способности, которые были приобретены в других учебных контекстах, в процессе обучения ИЯ, т.е. обучающиеся берут на себя ответственность по изучению ИЯ. Но автономия процесса обучения создается под руководством преподавателя. Обучающемуся нужно привить навыки и умения автономного изучения ИЯ, планирования УД. В процессе групповой работы происходит и самообучение и взаимообучение обучающихся. Самообучение/автономное обучение осуществляется  во время самостоятельного/автономного изучения школьниками фрагмента темы, взаимообучение – в ходе обмена освоенной информацией. Каждый член группы должен проработать свое задание, «самообучиться», обучить своего партнера и сделать выводы согласно цели урока. В заключении проводятся уроки контроля и коррекции знаний.

        

Групповая работа не является универсальной формой организации учения и не преодолевает всех педагогических и мотивационных трудностей. Поэтому необходима разумная смена форм работы.

Учебные стратегии автономного/самоуправляемого обучения

         Учение – активный процесс, который для разных учащихся ведет к различному результату. Стратегии при обучении играют решающую роль. Учебные стратегии – «это план умственных действий, с помощью которых достигается цель обучения», по определению Петера Биммеля. Они  находят свое отражение в следующем:

1) Учебные стратегии – это план обучающихся, который, как правило, составляется сознательно. После интенсивной тренировки стратегии автоматизируются.

2) План обучаемого включает в себя то, какие умственные действия они хотят провести, чтобы достичь поставленной цели.

3) Чтобы выбрать правильную (подходящую) учебную стратегию, обучающиеся четко должны себе представлять их собственную цель обучения.

         Итак, основная задача самообучения не только учить иностранный язык, а научиться учить его эффективно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы безопасности жизнедеятельности. 6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 18 «Автономное пребывание человека в природной среде».

Данная презентация иллюстрирует восемнадцатый урок ОБЖ в 6 классе  «Автономное пребывание человека в природной среде» по программе  «Основы безопасности жизнедеятельности» для 1 – 11 классов...

6 класс. Тема 4 «Обеспечение безопасности при автономном существовании человека в природной среде», урок 21 «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)».

Данная публикация иллюстрирует двадцать первый урок ОБЖ в 6 классе  «Обеспечение жизнедеятельности человека в природной среде при автономном существовании (тематическое тестирование)» по программ...

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального) и разработки личностно-ориентированных разноуровневых программ обучения

Концепция развития шахматного образования в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре с учетом создания условий непрерывного шахматного образования (от дошкольного до профессионального...

Методическое пособие по истории Ханты-Мансийского автономного округа XX в. (к учебнику «История Ханты-Мансийского автономного округа с древности до наших дней» авторский коллектив Н.Н.Баранов, С.В. Горшков, А.П. Зыков и др.)

Цель данного пособия помочь учителям и учащимся лучше узнать историю Ханты-Мансийского округа  XX в., глубже понять особенности развития края и взаимосвязь разных сторон жизни Ханты-Мансийского о...

Приказ № 642-0 Об участии в вебинаре по обучению использования государственной информационной системы «Цифровая образовательная платформа Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (ГИС «Образование Югры»)»

Приказ № 642-0  Об участии  в вебинаре по обучению  использования государственной информационной системы   «Цифровая образовательная платформа   Ханты-Мансийск...