Использование песни в процессе обучения иностранному языку
статья на тему

Демушкина Юлия Виленовна

Целью обучения иностранным языкам является развитие у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. В связи с этим обучение иностранному языку направлено на формирование коммуникативной компетенции, основными компонентами которой являются: языковой, речевой, социокультурный, социолингвистический, межкультурный, прагматический и др.  компоненты. Взаимосвязь этих компонентов и их реализация осуществляется в четырёх видах речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование.

Среди многочисленных средств, используемых для достижения вышеобозначенных целей, особое место занимает аутентичная песня, несущая в себе богатый дидактический потенциал.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pesnya.docx143.88 КБ

Предварительный просмотр:

Использование песни в процессе обучения иностранному языку.

В настоящее время существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе и вузе, профессиональная значимость на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения.

Геополитические, коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как непосредственное, так и опосредованное общение довольно большого количества людей самых разных профессий, возрастов и интересов. Соответственно, возросли и потребности в использовании иностранных языков.

Целью обучения иностранным языкам является развитие у учащегося способности к межкультурному взаимодействию и использованию изучаемого языка как инструмента этого взаимодействия. В связи с этим обучение иностранному языку направлено на формирование коммуникативной компетенции, основными компонентами которой являются: языковой, речевой, социокультурный, социолингвистический, межкультурный, прагматический и др.  компоненты. Взаимосвязь этих компонентов и их реализация осуществляется в четырёх видах речевой деятельности: чтение, письмо, говорение и аудирование.

Среди многочисленных средств, используемых для достижения вышеобозначенных целей, особое место занимает аутентичная песня, несущая в себе богатый дидактический потенциал.

По мнению В. Леви "музыка является одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников, представляющая собой "сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания".

Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, т. к. специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкального творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывает воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.

Однако критический анализ изученной методической литературы и изучение  опыта преподавания педагогов показывает, что в российской дидактике для достижения обучающей, развивающей и воспитательной целей образования песня используется недостаточно эффективно, чаще всего её используют лишь как средство релаксации.

Комплексное решение практических, образовательных, воспитательных и развивающих задач обучения возможно лишь при условии воздействия не только на сознание учащихся, но и при проникновении в их эмоциональную сферу.

Одним из более эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой "сильнейший психический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания ". Известный педагог Ян Амос Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется не знающему грамоты.

Использование песен на изучаемом языке весьма актуально по ряду причин. Во-первых, учащиеся сразу приобщаются к культуре страны изучаемого языка, так как дети этого возраста, по мнению психолога, особенно чутки и восприимчивы к чужой культуре. Во-вторых, при работе с этим своеобразным лингвострановедческим материалом создаётся хорошая предпосылка для всестороннего развития личности учащегося, ибо специально подобранные песни стимулируют образное мышление и формируют хороший вкус. Песенный жанр как один из важных жанров музыкальных творчества благодаря наличию вербального текста способен точно и образно отразить различные стороны социальной жизни народа страны изучаемого языка. Песне, как и другому произведению искусства, присуща коммуникативная функция, т.е. передача заложенным её автором содержания адресату. При этом в отличие от учебных текстов общестрановедческого характера, которые, прежде всего, информируют читателя (или слушателя), т.е. воздействуют на его интеллект и память, песня в качестве страноведческого материала оказывают воздействие на эмоции человека и его общехудожественную память.

Методические преимущества песен в обучении иностранному языку:

1. Песни как один из видов речевого общения являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, так как включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окружении, что помогает её активизации;

2. В песнях лучше усваиваются и активизируются грамматические конструкции. В некоторых странах издаются песни для обучения наиболее распространённым конструкциям;

3. Песни способствуют совершенствованию навыков иноязычного произношения, развитию музыкального слуха. Установлено, что музыкальный слух, слуховое внимание и слуховой контроль находятся в тесной взаимосвязи с развитием артикуляционного аппарата. Разучивание и исполнение коротких, несложных по мелодическому рисунку песен частыми повторами помогают закрепить правильную артикуляцию и произнесение звуков, правила фазового ударения, особенности ритма и т. д.;

4. Песни содействуют эстетическому воспитанию учащихся, сплочению коллектива, более полному раскрытию творческих способностей каждого. Благодаря музыке на уроке создаётся благоприятный психологический климат, снижается психологическая нагрузка, активизируется языковая деятельность, повышается эмоциональный тонус, поддерживается интерес к изучению иностранного языка;

5. Песни и другие музыкальные произведения стимулируют монологические и диалогические высказывания, служат основой развития речемыслительной деятельности школьников, способствуют развитию как подготовленной так и не подготовленной речи.

Что касается этапов урока, на которых песенный материал может быть применен, то они различны. В зависимости от методической задачи отдельного этапа песенный материал используется:

1. для фонетической зарядки на начальном этапе урока;

2. на этапе введения, первичного закрепления, а также тренировки детей в употреблении лексического и грамматического материала;

3. на любом этапе урока как стимул для развития речевых навыков и умений;

4. как своего рода релаксация в середине или в конце урока, когда учащимся необходима разрядка, снимающая напряжение и восстанавливающая их работоспособность.

Методика использования каждой песни предусматривает предварительное введение, активизацию и закрепление лексико-грамматического материала используемых песен.

Примерная последовательность работы с песней:

1. краткое вступительное слово о песне (её характер, стиль и особенности аккомпанемента, основное содержание, история создания и т.д.), установка на первое восприятие песни;

2. первое музыкальное предъявление песни; знакомство с музыкальной стороной песни: особенностями мелодии, ритма, деление на музыкальные фразы;

3. проверка понимания содержания песни (дословный перевод текста общими усилиями учащихся под руководством учителя);

4. фонетическая отработка текста песни. На начальном этапе обучения иностранному языку целесообразно применять в этих целях в основном способ имитации;

5. повторное прослушивание песни: работу на этом этапе целесообразно проводить с опорой на текст;

6. чтение текста песни с дальнейшей отработкой звуков и интонации, работу также рекомендуется проводить с опорой на текст песни;

7. разучивание мелодии в процессе совместного исполнения песни с использованием фонограммы, а также аккомпанемента.

На последующих двух-трёх уроках достаточно повторить песню один-два раза, чтобы её слова запомнились прочно и надолго. В памяти учащихся закрепляются необходимые для речи словосочетания и грамматические структуры.

При введении нового грамматического материала учащиеся легко узнают введённые с некоторым опережением грамматические структуры, что существенно облегчает закрепления нового материала.

Стимулом для бесед и дискуссий могут стать современные, популярные среди молодёжи песни. Можно предложить самим учащимся принести их на урок в записи. Желательно, чтобы они были интересны по содержанию и стимулировали ребят к последующему обсуждению, высказыванию своего отношения к песне, её содержанию и исполнению. Политические песни могут вызвать разговор о международной ситуации, о социальных проблемах общества; лирические песни являются поводом к беседе о взаимоотношениях людей.

Темами для устного или письменного высказывания в классах углубленного изучения иностранного языка, дополнительным средством презентации и активизации языкового материала могут стать отрывки из музыкальных произведений разных жанров. Удачно подобранное музыкальное произведение может лучше слов настроить школьников на восприятие и воспроизведение текстов монологического и диалогического характера, на формулировку темы неподготовленного высказывания и жанра разыгрываемой сценки. Вот пример задания для стимулирования неподготовленного высказывания: "Прослушайте данный музыкальный отрывок и попробуйте передать на иностранном языке его основную тему, настроение, чувства, возникшие у вас". Или: "Попробуйте составить рассказ или описание по ассоциациям с услышанной музыкой". Наиболее удачными в плане развития навыков устной речи являются те музыкальные произведения, которые созвучны изучаемым тема или текстам, помещённым в учебнике, книге для чтения: "Времена года", "Внешность и характер людей", "Спорт", "Театр", "Музыка", "Живопись".

Песня на иностранном языке выходит далеко за рамки учебного процесса и является связующим звеном между обучением, умственным развитием и воспитанием личности. Дети оценивают свои умения и навыки, и через иностранный язык начинается формирование и развитие билингвистической компетенции, создаются психологические и дидактические условия для развития желания изучать английский язык, обеспечивается овладение английским языком путем сознательного оперирования языковыми средствами, т.е. развитием теоретического мышления.

Развиваются навыки пользования аутентичными материалами, билингвальные иноязычные знания и умения, речевой такт и социокультурная вежливость, развивается навык оценки своих знаний и умений, у учащихся должны быть сформулированы положительные отношения к иностранному языку и культуре другого народа, говорящего на нем, а также широкие представления о достижениях национальных культур в развитии общественной культуры.

Главная проблема в изучении иностранного языка - это отсутствие языковой среды, особенно в деревне.

Познавательный интерес – это глубинный внутренний мотив, основанный на свойственной человеку врожденной познавательной потребности.

Песня на иностранном языке имеет широкие возможности для развития ученика.

Слова песни служат эффективными средствами расширения словарного запаса, закрепления грамматических структур. Песня помогает воспитывать у ребят высокие нравственные качества.

Расширяется кругозор школьников: знакомятся с творчеством авторов песен.

Все виды работ с песней помогают стимулировать интерес школьников к предмету и поддерживать его все годы учебы в школе.

Песни вызывают положительные эмоции, служат лучшему усвоению лексико-грамматического материала.

Учить иностранный язык с помощью песен — легко и приятно. Главное, можно выбирать любимые музыкальные жанры, любимых исполнителей. Музыку сейчас можно найти не только в магазинах грампластинок, как 20 лет назад, и это не может не радовать.

Основная проблема обучаемых — концентрация — в данном случае полностью решена. Учебники, хрестоматии, монотонность преподавателя — все это сбивает концентрацию и мешает учить язык. Обучение должно вызывать радость! Нужно, соответственно, объединить все виды развлечений — музыку, кино, театр — все это улучшает концентрацию и многократно повышает усвояемость иностранного языка!

Почему песня помогает учить язык быстро и легко? Ученые определили, что человеческий мозг имеет разные области для восприятия речи и музыки. Музыкальный центр мозга находится в левом, творческом полушарии, и потому работает быстрее и запоминает лучше, чем речевой центр, находящийся в правом. Поэтому песни, объединяя работу обоих полушарий, запоминаются лучше стихотворений, а алфавит легче пропеть, чем произнести. Песенки особенно важно петь малышам, которые учат родной язык.

Через песни язык учить не только легко, но и правильно. Также вы обучаетесь быстро распознавать иностранную речь, а это одна из важнейших ступеней овладения языком. Также музыка позволит пополнить словарный запас и выработать произношение.

В качестве музыкальной наглядности эффективным будет использование видеоклипов, так как они представляют собой специфический учебный материал и их отбор в целях обучения иностранному языку старшеклассников заслуживает особого рассмотрения. При отборе видеоклипов для использования в процессе обучения необходимо руководствоваться следующим:

  • видеодорожка должна иллюстрировать содержание песни;
  • видеоряд должен быть ясным и понятным для старшеклассников, но часто сценарии современных видеоклипов претендуют на оригинальность и, несмотря на то, что пишутся в соответствии с текстом песни, содержат много неясности и двусмысленности;
  • видеоклип должен соответствовать интересам и возрасту учащихся;
  • в видеоклипе желательно изображение в кадре поющего исполнителя,
  • так как его артикуляция облегчит понимание учащимися текста
  • песни;

 - видеоряд должен включать объекты или феномены

культурологического характера, демонстрирующего реалии культуры

страны изучаемого языка, иллюстрирующего определенные традиции и

обычаи, дающие представление о положении отдельных социальных

слоев населения и т. д.;

- в видеоклипе не должно быть кадров, диссонирующих с канонами

нравственного воспитания учащихся, имеющих ярко выраженный

антисоциальный характер, призывающих к противозаконным

действиям и т. д.

Технология работы с песней представляет собой последовательность заданий и упражнений, используемых в обучении согласно следующим этапам работы: дотекстовой, текстовой, послетекстовой.

Дотекстовой этап - вступительное слово о песне, снятие возможных лексических и грамматических трудностей при прослушивании песни.

Текстовой этап - установка на прослушивание песни, первое (аудитивное) знакомство с песней, контроль понимания учащимися текста песни, вторичное прослушивание песни, выполнение языковых и условно-речевых упражнений по формированию лексическо-грамматических навыков на основе песенного материала.

Послетекстовой этап - выполнение заданий и упражнений на уровне содержания песни и ее смысла путем выполнения речевых упражнений по формированию иноязычных умений. В данных упражнениях песенный материал зачастую выступает в качестве содержательного или смыслового стимула высказывания. Следует также отметить, что в зависимости от целей и задач работы с песенным материалом преподавателем может быть отдельно запланировано проведение заключительной работы с самой песней (ритмичное чтение текста, завершающее прослушивание и пение песни учащимися вместе с исполнителем).

На дотекстовом этапе работы с музыкальной наглядностью преподавателю необходимо сделать краткое вступительное слово о песне и ее исполнителе, в котором будет представлена учащимся интересная информация о группе и песне, которую предстоит прослушать, а также настроит обучаемых на работу с музыкальным материалом.

Затем выполняется ряд языковых упражнений для снятия лексических и грамматических трудностей, активизируются ранее изученные и необходимые для понимания содержания отобранной песни лексические единицы и повторяются грамматические структуры или правила, а также отрабатываются новые лексические единицы, которые не войдут в активный словарь.

На текстовом этапе перед первым прослушиванием песни дается установка на извлечение общей информации из песни, контролируется степень ее понимания и предлагается собственно текст песни. Ввиду того что песенная лирика, зачастую описывая внутреннее состояние героя песни, не всегда передает мысль доступно, а также часто содержит затруднительные для перевода метафорические обороты, грамматические конструкции и т.д.

Работая с новым иноязычным материалом на послетекстовом этапе, следует выполнять различные речевые упражнения, учитывающие содержание прослушанной песни и стимулирующие учащихся к самостоятельному высказыванию, используя новые лексические единицы.

В качестве заключительного задания, завершающего работу с песней, можно предложить отработку ритмичного чтения текста песни. Далее следует прослушивание песни, во время которого учащиеся вполголоса проговаривают или пропевают текст, а затем заключительное прослушивание, во время которого учащиеся поют песню в полный голос вместе с исполнителем. Практика использования песенного материала в классе позволяет сделать вывод, что совместное пение может улучшить эмоциональную атмосферу на уроке, повысить интерес к подобного рода занятиям и сделать процесс изучения иностранного языка увлекательнее для учащихся.

Итак, подводя итог всему вышеизложенному, следует отметить, что при подготовке к работе с музыкальным материалом в целях совершенствования иноязычных навыков и умений учащихся следует учитывать задачи и специфику каждого этапа их формирования и предлагать обучаемым упражнения, направленные на достижение этих целей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование текста в процессе обучения иностранному языку

Использование текста в процессе обучения иностранному языку...

« Использование современных информационных технологий с целью развития речевых компетенций в процессе обучения иностранному языку»

Применение ИКТ на уроках стало обыденным делом, тем не менее возникает масса вопросов о том, как часто целесообразно использовать ИКТ, какие именно ресурсы следует использовать, как сделать свой урок ...

Самостоятельный поисковый и творческий труд учащихся при использовании метода проектов в процессе обучения иностранным языкам

Метод проектов широко используется в современной школе. Данная статья может оказать помощь учителям для использования проектной методики на уроках иностранных языков....

Использование современных образовательных технологий в процессе обучения иностранному языку.

Основной целью обучения иностранному языку на современном этапе является развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения иноязычной культуры. Механизмом или средством,...

Использование видео в процессе обучения иностранным языкам

В презентации рассматриваются особенности применения видео на уроках английского языка; предлагаются типология видеоматериалов, основные этапы работы с видео, варианты заданий....

Использование игр в процессе обучения иностранному языку

Использование игр в процессе обучения иностранному языку...