Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде
статья на тему
Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_uchashchihsya_k_vserossiyskoy_olimpiade.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
В настоящее время стало обязательным участие каждого образовательного учреждения в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников.
Согласно Положению о Всероссийской олимпиаде школьников, принятого в декабре 2009 года, основными целями и задачами Олимпиады являются:
- выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно- исследовательской деятельности;
- создание необходимых условий для поддержки одаренных детей;
- пропаганда научных знаний;
- привлечение ученых и практиков соответствующих областей к работе с одаренными детьми;
- отбор наиболее талантливых обучающихся в состав сборных команд Российской Федерации для участия в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам.[1]
Всероссийская олимпиада по иностранному языку - это заключительный и самый сложный этап череды школьных, городских и региональных олимпиад. Сегодня олимпиадное движение является одним из основных направлений образовательных организаций. Участие обучающихся в олимпиадах, их высокие результаты сегодня рассматриваются, как критерии оценки деятельности образовательных учреждений и педагога при прохождении аттестации. Олимпиада школьников – массовое ежегодное мероприятие по работе с одаренными детьми в системе российского образования. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности. Чтобы подготовить такого ребенка к олимпиаде от учителя требуется все его педагогическое мастерство.
Участники - сильнейшие школьники со всей страны, одержавшие победу на предыдущих этапах и имеющие четкое представление о том, как проходят испытания. Всероссийская олимпиада проводится в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный (финал). На каждом этапе определяются победители и призёры (по количеству набранных баллов). Тем не менее, понимание того, что ждет ребят, не уберегает их от стресса не снимает психологического напряжения и, поэтому участие в финальном этапе требует отдельной подготовки как моральной , так и по предмету.
Подготовка к успешному участию ученика в предметных олимпиадах – это индивидуальная работа учителя и ученика. Как же подготовить школьников к Всероссийской олимпиаде по иностранному языку? Прежде всего, необходимо определиться, кто из учащихся проявляет интерес именно к вашему предмету, это будет служить дополнительным стимулом при подготовке к олимпиаде, затем учитель должен разработать план и четко распределить имеющееся время на отработку всех навыков владения иностранным языком. Важно, чтобы сами учащиеся понимали, что подготовка к олимпиаде – это не разовое мероприятие, а долгосрочные и систематические занятия. Для качественной подготовки факультативных занятий в школе недостаточно, поэтому необходимо сформировать внутреннюю мотивацию учащихся к самостоятельной работе [3]. Здесь важны участие родителей и их поддержка. Задача семьи - создать благоприятную психологическую обстановку и комфортные условия для работы дома.
Необходимо, чтобы ученики регулярно выполняли задания Всероссийских олимпиад прошлых лет, которые есть в открытом доступе в сети интернет [7]. Такая тренировка позволит им оценить уровень сложности материала, предлагаемого на Всероссийском этапе олимпиады, понять порядок и схему выполнения заданий. Учитель, в свою очередь, может выявить, какие испытания являются проблематичными для каждого из подопечных, и уделить больше внимания отработке навыков, необходимых для выполнения наиболее сложных заданий. Для этого можно разработать и подготовить дидактические материалы, чтобы ученик мог использовать их для самостоятельной работы, а у учителя получать консультации. Так же можно использовать возможности дистанционных олимпиад по предметам. Это позволит ученикам проверить свои силы, расширит их знания по предмету, так как при участии в дистанционных олимпиадах они пользуются дополнительными источниками информации, ЭОР и ЦОР.
На олимпиаде по иностранному языку осуществляется проверка всех четырех видов речевой деятельности: чтения, письма, аудирования и говорения. Однако, как показывает практика, наибольшую трудность у учащихся вызывают задания по аудированию. Как правило, олимпиады проводятся в больших помещениях с плохой акустикой и посторонними шумами, что затрудняет восприятие иноязычной речи на слух. Поэтому важно научить школьников понимать живую речь и запись мужских и женских голосов с акцентом, дефектами речи или самой записи. Для тренировки умений аудирования используют CD-диски из комплекта УМК, но более эффективны аутентичные материалы, которые можно найти на официальных сайтах французского радио или телевидения, например, в разделе "французский язык" на сайте tv5monde.com [6].
В подготовке к олимпиаде, как и в целом в обучении иностранному языку, учащимся должна быть предоставлена максимальная самостоятельность, поскольку самыми прочными являются знания, полученные благодаря собственным усилиям в процессе работы с литературой, видео- и звуковыми источниками. К эффективным видам самостоятельной работы относится взаимодействие учащихся в парах и группах без участия педагога, поскольку в данном случае каждый ученик имеет возможность мыслить творчески, концентрируя все свое внимание на предложенном материале. Самостоятельная деятельность побуждает школьников к активности, позволяя при этом использовать те источники информации, которые соответствуют индивидуальным способностям и потребностям учащихся [5].
Учитель, который готовит школьников к олимпиаде, должен осознавать необходимость тренировки навыков мыслительной деятельности, умений анализировать и систематизировать информацию. Педагоги и психологи давно пришли к выводу, что бессознательное зазубривание тем и грамматического материала является неэффективным педагогическим приемом, поскольку в данном случае задействуется только память, но не мышление. Важно научить школьников мыслить и анализировать, чтобы они могли легко ориентироваться в различных сюжетах, структурировать и воспроизводить даже новую для них информацию. Для этого нужно позволять учащимся размышлять и выражать свою собственную точку зрения по предмету, а не навязывать личное мнение педагога. Задача учителя: внимательно выслушать и, при необходимости, помочь, подкорректировать фактические и языковые ошибки, но не противоречить видению школьника. В противном случае, можно спровоцировать психологическую закрытость и неуверенность в себе, учащийся будет считать, что его мнение всегда ложное, и в стрессовой ситуации на олимпиаде не справится с волнением и не сумеет выполнить предложенные задания.
Отдельное внимание при подготовке учащихся к олимпиаде необходимо уделять психологическим составляющим. Олимпиада – это состязание, в котором будут как победители, так и побежденные, поэтому школьники должны быть морально готовы к любому исходу. Следует научить каждого воспитанника верить в собственные силы и в свою победу, однако, стоит им озвучить, что все не могут стать победителями, поэтому необходимо уметь достойно принимать любой результат. Тем не менее, все находятся в равных условиях, поэтому шансы на победу есть у каждого. В то же время и сам педагог должен служить примером для своих подопечных: постоянно расти профессионально, проявлять упорство в работе, уметь заинтересовать учащихся, а также пользоваться авторитетом. Только в таком случае школьники будут стремиться к успешному выступлению на олимпиаде, чтобы не подвести учителя и защитить честь школы.
Олимпиада Всероссийского уровня – тяжелое испытание и стресс, поэтому учитель должен хвалить и подбадривать школьников, снимая психологическое напряжение. Принципиально важно для педагога учесть все факторы и осуществить моральную подготовку учащихся к олимпиаде, чтобы они не чувствовали груз ответственности перед учителем и школой, а воспринимали свое участие во Всероссийской олимпиаде как уникальный шанс проверить себя и свои способности, а также, в случае победы - возможность поступить в один из ведущих ВУЗов страны без экзаменов.
Список использованной литературы:
- www.zakonprost.ru/content/base/part/657601
- Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения французскому языку. – М.: Просвещение, 1990
- Сухоплюева И.Н. Как подготовить школьника к участию в олимпиаде по английскому языку // Одаренный ребенок. №1 - 2011
- Тер-Минасова С.Г., Курасовская Ю.Б., Городецкая Л.А. и др. Английский язык. Всероссийские олимпиады. Выпуск 2. - М.: Просвещение, 2009
- Топчиян Э. П. Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения // Молодой ученый. - 2010
- Apprendre le français. [Электронный ресурс] // 24.01.2018 г. - http://apprendre.tv5monde.com/fr
- Горбачев А. 10 ответов на вопросы о Всероссийской олимпиаде школьников. [Электронный ресурс] // 24.01.2018 г. - http://info.olimpiada.ru/article/684
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка заданий для подготовки учащихся к Всероссийской олимпиаде по искусству (МХК)
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ КВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЕ ПО ИСКУССТВУ (МХК) 8 КЛАСС...
Методическая разработка: «Система подготовки участников к Всероссийской олимпиаде школьников»
Определение форм и методов подготовки учащихся к предметным олимпиадам....
Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по географии (из опыта работы).
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть сист...
Методическая разработка на тему «Подготовка учащихся к всероссийской олимпиаде по обществознанию»
Методические рекомендации по подготовке учеников к ВСОШ по обществознанию...
«Система подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по искусству (МХК)»
Олимпиада по искусству (мировой художественной культуре) проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к искусству.Материал полезен учителям МХК при подготов...
План подготовки обучающихся к Всероссийской олимпиаде школьников по английскому языку
Олимпиадное движение является одним из приоритетных направлений работы школы. Выявление способных детей и работа с ними является актуальной задачей школы и каждого учителя. Олимпиадное движение &ndash...
Система подготовки участников к Всероссийской олимпиаде школьников
Всероссийская олимпиада школьников (ВсОШ) — система ежегодных предметных олимпиад для обучающихся в образовательных организациях, реализующих общеобразовательные программы.Система олимпиад служи...