Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по географии (из опыта работы).
опыты и эксперименты
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_na_temu_podgotovka_uchashchihsya_k_olimpiade._.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Районное методическое объединение
учителей географии, биологии, химии
Советского района.
Доклад на тему
«Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников
по географии».
Учитель географии
МБОУСОШ п. Зеленоборск
Петухова Людмила Павловна
2019г.
Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.
Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор.
Условия подготовки к олимпиадам:
1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.
Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации внеурочной деятельности (кружки например), проведения внеклассных мероприятий (тематические недели).
Обычно перед началом школьного этапа ВОШ провожу беседы с учащимися 6 класса для привлечения их к участию в олимпиаде по географии. В 6 классе они не выходят на район. Но уже можно сделать вывод с кем можно работать в будущем!
2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.
Мне нравится работать с учащимися 7 класса. Они очень любознательны в силу своего возраста, еще не определись с предметом. На занятиях кружка можно удовлетворить их любознательность и расширить кругозор. Для них я провожу кружок «Загадки материков и океанов». На этих же занятиях я готовлю ученика к олимпиаде. При подготовке к занятиям использую Интернет. Так с учащимися кружка принимала участие во всероссийском интегрированном экологическом уроке «Моря России», «Сохранение редких видов животных и растений».
3. Подготовка школьников к олимпиаде предполагает самостоятельную работу ученика с дополнительной литературой. Готовясь лишь по школьным учебникам, на пьедестал победителя встать почти невозможно, поэтому настоятельно рекомендуется выходить за рамки учебника. (Н-р: «По страницам занимательной географии» Пивоварова Г.П. издательство Просвещение, 1983 г., Школьные олимпиады. География. 6-10 классы, Айрис-пресс, 2006г. и др.). Книги даю им на лето (предварительно побеседовав с родителями).
4.Подготовка к олимпиаде (в некоторых случаях) возможна лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель. Есть дети с высокой познавательной активность, но есть дети способные от природы, но не мотивированные. Поэтому приходится встречаться с родителями и объяснять, что у их ребенка есть возможность проявить себя. Часто помогает.
5. Участие в конкурсах, акциях, викторинах. Будущих и настоящих участников олимпиады активно привлекаю к участию в исследовательских конкурсах. Например, таких как «Первые шаги». Второй год привлекаю к участию обучающихся в Международной просветительской акция «Географический диктант». Организую участие в дистанционных олимпиадах и викторинах. Такие мероприятия также расширяют кругозор учащихся.
6. Работа с банком олимпиадных работ. За многие годы работы в школе собрала олимпиадные задания для 6 – 11 классов школьного и муниципального уровня. При подготовке к школьному и муниципальному уровню прорабатываем эти задания.
Большим подспорьем являются образовательные ресурсы сети Интернет, предлагающие различные варианты заданий, в том числе онлайн-тестирование.
Географический портал. На сайте можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Все страны разбиты по принципу их территориальной принадлежности к материкам: http://www.geo2000.nm.ru/
Географический портал. Материалы по географии, геологии, гидрологии, картографии, метеорологии, почвоведению, океанологии: http://geographer.ru/
География сети: RGO.ru – географический портал Планета Земля. Терминологический словарь, географические открытия, информация для учителей: http://rgo.ru/
Сборник тестов по географии: http://geotest.nm.ru/index.dhtml
Благодарна коллегам, которые на заседаниях РМО делятся всевозможными материалами и адресами сайтов для подготовки учащихся к олимпиадам, ВПР и ГИА.
7. Анализ результатов прошедших олимпиад.
При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Например, при подготовке к олимпиаде заметила, что у учащихся вызывают трудности в запоминании столиц стран мира. Тогда я стала использовать на уроках технику скоростного запоминания. Суть, которой заключается в подборке к названию ассоциации.
Пример:
Мальта — столица Валетта.
Сюжет: МАЛЬвина танцует с ВАЛЕТом (валет — игральная карта).
Сирия — столица Дамаск.
Сюжет: СИРень нюхает ДАМА в МАСКе.
Куба — столица Гавана.
Сюжет: КУБики плавают в ГАВАНи.
Эквадор — столица Кито.
Сюжет: Вдоль ЭКВАтОРа плавают огромные КИТы.
Чили — столица Сантьяго.
Сюжет: Соус "Чили" (очень острый соус) ели САНТа-клаус и баба ЯГА. (Оживите как следует картинку, представьте, как они ели, как у них "горело" во рту).
В начале предлагаю готовые, потом дети составляют свои. Такая игровая форма способствует запоминанию.
И конечном итоге, сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.
Приложение 1.
Победители и призеры по географии ВОШ на муниципальном уровне.
Учебный год | Ф.И. победителей и призеров. |
2015-2016 |
|
2016-2017 |
|
2017-2018 |
|
2018-2019 |
|
2019-2020 |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии...
Задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы.
В данном разделе находятся задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы....
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...
Задания 1 этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии 2015 – 2016 учебный год.10 – 11 класс.
География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной...
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 10-11 класс
Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 10-11 класс с ответами....
«Система подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по искусству (МХК)»
Олимпиада по искусству (мировой художественной культуре) проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к искусству.Материал полезен учителям МХК при подготов...
Грамота за подготовку победителя и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии
Грамота за подготовку победителя и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии...