Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по географии (из опыта работы).
опыты и эксперименты

Петухова Людмила Павловна

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_temu_podgotovka_uchashchihsya_k_olimpiade._.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Районное методическое объединение

учителей географии, биологии, химии

Советского района.

Доклад на тему

«Подготовка учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников

по географии».

Учитель географии  

МБОУСОШ п. Зеленоборск                            

 Петухова Людмила Павловна

2019г.

Для эффективной подготовки к олимпиаде важно, чтобы олимпиада не воспринималась как разовое мероприятие, после прохождения которого вся работа быстро затухает. Подготовка к олимпиадам должна быть систематической.

Методические подходы подготовки учащихся к олимпиадам могут быть различными. Но прежде, чем учитель начнет заниматься с учениками и готовить их к олимпиаде, необходимо произвести отбор.                            

   Условия подготовки к олимпиадам:

1. Отбор учащихся, выявляющих общие и определенные способности по предмету.

Отбор осуществляю в ходе наблюдения на уроках, организации внеурочной деятельности (кружки например), проведения внеклассных мероприятий (тематические недели).

Обычно перед началом школьного этапа ВОШ провожу беседы с учащимися 6 класса для привлечения их к участию в олимпиаде по географии. В 6 классе они не выходят на район. Но уже можно сделать вывод с кем можно работать в будущем!

2. Подготовка к олимпиаде через внеурочные занятия.

Мне нравится работать с учащимися 7 класса. Они очень любознательны в силу своего возраста, еще не определись с предметом. На занятиях кружка можно удовлетворить их любознательность и расширить кругозор. Для них я провожу кружок «Загадки материков и океанов». На этих же занятиях я готовлю ученика к олимпиаде. При подготовке к занятиям использую Интернет. Так с учащимися кружка принимала участие  во всероссийском интегрированном экологическом уроке «Моря России», «Сохранение редких видов животных и растений».  

3. Подготовка школьников к олимпиаде предполагает самостоятельную работу ученика с дополнительной литературой. Готовясь лишь по школьным учебникам, на пьедестал победителя встать почти невозможно, поэтому настоятельно рекомендуется выходить за рамки учебника. (Н-р: «По страницам занимательной географии» Пивоварова Г.П. издательство Просвещение, 1983 г., Школьные олимпиады. География. 6-10 классы, Айрис-пресс, 2006г. и др.). Книги даю им на лето (предварительно побеседовав с родителями).

4.Подготовка к олимпиаде (в некоторых случаях) возможна лишь в случае постоянного тандема учитель-ученик-родитель. Есть дети с высокой познавательной активность, но есть дети способные от природы, но не мотивированные. Поэтому приходится встречаться с родителями и объяснять, что у их ребенка есть возможность проявить себя. Часто помогает.

5. Участие в конкурсах, акциях, викторинах. Будущих и настоящих участников олимпиады активно привлекаю к участию в исследовательских конкурсах. Например, таких как «Первые шаги». Второй год привлекаю к участию обучающихся в Международной просветительской акция  «Географический диктант». Организую участие в дистанционных олимпиадах и викторинах. Такие мероприятия также расширяют кругозор учащихся.

6. Работа с банком олимпиадных работ. За многие годы работы в школе собрала олимпиадные задания для 6 – 11 классов школьного и муниципального уровня.  При подготовке к школьному и муниципальному уровню прорабатываем эти задания.  

Большим подспорьем являются образовательные ресурсы сети Интернет, предлагающие различные варианты заданий, в том числе онлайн-тестирование.

Географический портал. На сайте можно найти информацию обо всех странах мира, почувствовать различия жизненного уклада и поведения народов, населяющих нашу планету, узнать особенности строения земного шара, дать оценку природным ресурсам и узнать последние новости об экологии Земли... Все страны разбиты по принципу их территориальной принадлежности к материкам: http://www.geo2000.nm.ru/

Географический портал. Материалы по географии, геологии, гидрологии, картографии, метеорологии, почвоведению, океанологии: http://geographer.ru/ 

География сети: RGO.ru – географический портал Планета Земля. Терминологический словарь, географические открытия, информация для учителей: http://rgo.ru/ 

Сборник тестов по географии: http://geotest.nm.ru/index.dhtml

Благодарна коллегам, которые на заседаниях РМО делятся всевозможными материалами и адресами сайтов для подготовки учащихся к олимпиадам, ВПР и ГИА.

7. Анализ результатов прошедших олимпиад.

При анализе прошедших олимпиад вскрываются упущения, недостатки, находки, не учтенные в предыдущей деятельности, как учителя, так  и ученика. Этот принцип обязателен для учителя, так как он положительно повлияет на качество подготовки к олимпиаде. Но он так же необходим для учащихся, так как способствует повышению прочности знаний и умений, развивает умение анализировать не только успехи, но и недостатки. Например, при подготовке к олимпиаде заметила, что у  учащихся вызывают трудности в запоминании столиц стран мира. Тогда я стала использовать на уроках  технику скоростного запоминания. Суть, которой заключается в подборке к названию ассоциации.

Пример:
Мальта — столица Валетта.
Сюжет: МАЛЬвина танцует с ВАЛЕТом (валет — игральная карта).
Сирия — столица Дамаск.
Сюжет: СИРень нюхает ДАМА в МАСКе.
Куба — столица Гавана.
Сюжет: КУБики плавают в ГАВАНи.
Эквадор — столица Кито.
Сюжет: Вдоль ЭКВАтОРа плавают огромные КИТы.

Чили — столица Сантьяго.
Сюжет: Соус "Чили" (очень острый соус) ели САНТа-клаус и баба ЯГА. (Оживите как следует картинку, представьте, как они ели, как у них "горело" во рту).
В начале предлагаю готовые, потом дети составляют свои. Такая игровая форма способствует запоминанию.

И конечном итоге, сам учитель должен быть образцом для ребёнка. Должен постоянно расти в профессиональном смысле, быть интересным ребятам, пользоваться авторитетом, не считаться с личным временем для дела. Тогда ученик стремиться не подвести своего учителя.

Приложение 1.

Победители и призеры по географии ВОШ на муниципальном уровне.

Учебный год

Ф.И. победителей и призеров.

2015-2016

  1. – 1 место

2016-2017

  1. – 1 место

2017-2018

  1. – 1 место
  2. – 1 место
  3. – 2 место
  4. – 1 место

2018-2019

  1. – 1 место
  2. – 3 место

2019-2020

  1. – 3 место
  2. – 3 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

Задания школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии...

Задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы.

В данном разделе находятся задания Школьного тура Всероссийской олимпиады школьников по географии 2013 года. Школьный тур. 6-11 классы....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ 1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО СОСТАВЛЕНИЮ ЗАДАНИЙ ДЛЯ  1 (ШКОЛЬНОГО) ЭТАПА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО ГЕОГРАФИИ в 2014 – 2015 УЧЕБНОМ ГОДУСоставлены на основании методических рекомендаци...

Задания 1 этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии 2015 – 2016 учебный год.10 – 11 класс.

География как наука и предметная область отличается рядом отличительных особенностей. Прежде всего, это специфика объекта изучения – земной...

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 10-11 класс

Муниципальный этап всероссийской олимпиады школьников по географии 10-11 класс с ответами....

«Система подготовки учащихся к всероссийской олимпиаде школьников по искусству (МХК)»

Олимпиада по искусству (мировой художественной культуре) проводится в целях выявления и развития у обучающихся творческих способностей и интереса к искусству.Материал полезен учителям МХК при подготов...

Грамота за подготовку победителя и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии

Грамота за подготовку победителя и призеров муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по географии...