РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ «WARMING UP» В ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
статья по английскому языку

Андрейчик Юлия Юрьевна

В данной статье содержится краткий обзор специальных приемов в рамках педагогической технологии «ice breakers» и «warming up», которые позволят эффективно изучать учебный материал и направлены на повышение мотивации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.19 КБ

Предварительный просмотр:

РОЛЬ ТЕХНОЛОГИИ «WARMING UP» В ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Английский язык я полюбила еще в школе. Наши уроки проходили всегда весело и легко. У меня никогда не возникало чувство страха перед ответом, не было чувства зажатости и сложностей с запоминанием информации и воспроизведением языкового материала. Конечно, мне повезло с учителем, с тем разнообразием форм и методов подачи материала, которыми она владела. Мы пели, играли в игры, разгадывали ребусы и кроссворды, превращались в жителей англоговорящих стран, разбивались на мини-школы и работали в них учителями…Мои одноклассники также были готовы работать практически с начала урока, но после небольшого «разогрева».

Во время обучения в институте, выбрав профессию учителя иностранного языка,  на методике построения урока нам рассказали об этапе урока «warming up». Это и оказалось той волшебной палочкой, которой владела моя учитель английского языка.

Использование технологий «warming ups» и «ice breakers» имеет важное значение при обучении. Они преследует две цели: первая — помочь учащимся войти в языковую среду после того, как они приходят на урок английского языка после изучения других школьных предметов, настроиться на общение на английском языке; вторая — дать ученикам позитивный настрой на весь дальнейший урок и подготовить их к активной мыслительной деятельности. Необходимо следить за тем, чтобы подборка игр и заданий сделали процесс обучения более увлекательным, а урок – нетрадиционным и интересным. Главной задачей использования данных технологий является вовлечение обучающихся в процесс мышления на английском языке, расширение словарного  запаса и развитие навыков говорения.
Основной задачей обучения иностранному языку должно быть не столько запоминание информации, сколько активное участие самих обучающихся в овладении знаниями, умениями и навыками, формирование у них способности к самостоятельной продуктивной деятельности, развитие критического мышления. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.

В зависимости от того, какие приемы и технологии используются учителем на начальном этапе урока, зависит заинтересованность обучающихся и весь дальнейший ход занятия. Часто значимость начала урока недооценивается. Как правило, урок английского языка начинается с традиционного доклада дежурного о готовности класса к уроку, информации об отсутствующих, выяснении даты, целей урока и обсуждении погоды. Способствует ли подобное начало урока тому, что учащиеся вовлекаются в процесс иноязычного общения? Весьма сомнительно. А ведь мы помним о том, что формируется иноязычная коммуникативная компетенция! То есть мы должны создать такие условия, когда бы учащимся захотелось обсудить проблему, «запущенную» нами, поспорить и т.д. Хотелось бы Вам обсуждать погоду за окном изо дня в день???  Подобное традиционное начало занятий не может вовлечь обучающихся в процесс иноязычного общения и сформировать иноязычную коммуникативную компетенцию. Кроме того, не соответствует началу урока по ФГОС. Таким образом, должны создаваться такие условия, при которых обучающиеся были бы мотивированы на обсуждение предложенной проблемы, дискуссию и т.д. Становится очевидным, что начинать занятие необходимо с таких упражнений, которые ненавязчиво заставят обучающегося говорить, помогают самостоятельно сформулировать тему урока. Исходя из этого, его желание высказаться или обсудить проблему будет внутренним мотивом, а не внешним, навязанным учителем.

Самыми эффективными приемами, которые способствуют формированию психолого-педагогического климата на уроках английского языка, помогают преподавателю установить межличностный контакт и повторить лексический и грамматический материал являются технологии «warming ups» и «ice breakers».

«Warmers» - это короткие по времени (3-10 минут) и не требующие особой подготовки упражнения коммуникативной направленности, способствующие привлечению внимания обучающихся, обобщению и повторению изученного материала. При определении содержания и выборе форм речевой зарядки учителю можно руководствоваться следующими правилами:

•        Придумать такое начало урока, чтобы вызвать у учащихся желание говорить по-английски.

•        Связать речевую зарядку с задачами урока.

•        Помнить, что речевая зарядка, совершенно неподкрепленная последующим ходом урока, просто теряет смысл. Необходимо сделать так, чтобы речевая зарядка не была «инородным телом».

•        Желательно подготовить несколько вариантов речевой зарядки. А избранный вариант будет зависеть от обстоятельств, с которыми столкнется учитель, входя в класс. Ученики могут быть усталыми, пассивными или, наоборот, излишне возбужденными. Как обычно даже warm-up activities могут показаться угрожающими для очень стеснительных учеников. Особенно те упражнения, в которых один человек говорит о себе перед всем классом, относятся к этой категории. Вы можете ослабить напряжение реорганизацией упражнений таким образом, чтобы ученик, отвечая перед классом, избегал монолога, где давление концентрируется на одном человеке. Чаще всего ученики находят работу в парах менее страшной, потому что каждый ученик говорит в одно и тоже время и у говорящих только один слушатель. В зависимости от атмосферы в классе мы можем по собственному желанию изменить упражнение для всего класса, включить работу в парах или в группах.

Некоторые упражнения можно использовать как лёгкий перерыв в трудной работе. Некоторые упражнения могут быть использованы для деления класса на группы, пары и могут использоваться для всех видов групповой работы.

“Ice-breakers” ‒ задания (вариант «Warmers»), цель которых ‒ наладить взаимодействие между участниками и создать благоприятную рабочую атмосферу на уроке. Такие игры пригодятся в любой ситуации, на разных этапах урока, содействуя умению работать в сотрудничестве.

Наиболее важным условием проведения данных упражнений является минимальная подготовка перед уроком. Обычно нам необходимо пролистать учебник и решить, что будем использовать на уроке. Упражнения требуют небольшой подготовки перед уроком. Например, где необходимы вырезки из журналов или раздаточный материал. Но для большей части используются такие материалы как доска и мел, для учащихся учебники, тетради, листы бумаги, ручки и карандаши.

По моему мнению, если выбирать из таких видов работы как фронтальная, индивидуальная, парная или групповая, то предпочтение следует отдать парной или групповой. Парная работа легко и быстро организуется. Такой вид деятельности обеспечивает практику интенсивного слушания и говорения. Работа в парах предпочтительнее групповой, если в классе имеются проблемы с дисциплиной. Работа в группах (мини-школы) в основном требует от 4 до 6 участников на каждую команду. Причём, желательно делать так, чтобы в одной группе были учащиеся с разными уровнями подготовки. Также, некоторые учителя считают, что необходимо назначать ответственного (секретаря), который будет следить за правильным ходом и выполнением задания и исполнять роль посредника между учащимися и преподавателем. Многие учителя считают, что лучше всего нужно отдавать должность лидера молчаливому, но вполне способному ученику, дабы развивать в нём чувство уверенности в себе и ответственности.

Однако учитель не должен бездействовать, пока дети выполняют задания. Он должен подходить к группам, слушать, помогать и исправлять там, где это необходимо.

Конечно, лучшей формой проведения «разогрева» является игра. Игра - наиболее доступный и интересный для детей вид деятельности, способ усвоения полученных из окружающего мира впечатлений. В книге Е.И. Пассова, доктора педагогических наук, «Урок иностранного языка в школе» мы встречаем следующее определение игры: «…Игра – это: 1) деятельность 2) мотивированность, отсутствие принуждения 3) индивидуализированная деятельность, глубоко личная 4) обучение и воспитание в коллективе и через коллектив, 5) развитие психических функций и способностей, 6) «учение с увлечением». Игра – мощный стимул к овладению иностранным языком и эффективный прием в арсенале преподавателя иностранного языка, «универсальное средство, помогающее учителю иностранного языка превратить достаточно сложный процесс обучения в увлекательное и любимое учащимися занятие». Учебная игра воспитывает культуру общения и формирует умение работать в коллективе и с коллективом. Всё это определяет функции учебной игры как средства психологического, социально-педагогического воздействия на личность.

По целям и задачам обучения учебные игры, используемые на занятиях по иностранному языку, можно разделить на языковые (или аспектные) и на речевые. Языковые игры, помогая усвоить различные аспекты языка, делятся соответственно на фонетические, лексические, грамматические, синтаксические, стилистические. Речевые игры нацелены на формирование умения в одном или нескольких видах речевой деятельности. По форме проведения выделяют игры предметные, подвижные с вербальным компонентом, сюжетные или ситуационные, ролевые, игры - соревнования, интеллектуальные игры (ребусы, кроссворды, чайнворды, шарады, викторины и т.д.), игры – взаимодействия (коммуникативные, интерактивные). По способу организации игры бывают компьютерные и некомпьютерные, письменные и устные, с опорами и без опор, имитационно – моделирующие и креативные и т.д. По степени сложности выполняемых действий все учебные игры подразделяются на “простые” (моноситуационные) и “сложные” (полиситуационные), а по длительности проведения они делятся на продолжительные и непродолжительные. По количественному составу участников игры подразделяются на индивидуальные и парные, групповые, коллективные и командные.

Игра всегда предполагает принятие решений - как поступить, что сказать, как выиграть. Желание решить эти вопросы убыстряет мыслительную деятельность играющих. А если ребёнок будет думать на иностранном языке? Для них игра прежде всего - увлекательное занятие. В игре все равны. Она посильна даже слабым ученикам. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий - всё это даёт возможность ребятам преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка и благотворно сказывается на результатах обучения. Игра занимает очень важное место в жизни школьников и является для него средством познания действительности. Исходя из особенностей психологического развития школьников, одна из которых состоит в преобладании эмоциональной сферы над интеллектуальной, нельзя не оценивать потенциальных возможностей игры как эмоционального фактора. Игры – это активный (и веселый) способ достичь многих образовательных целей. Конечно, для учащихся учебная игра остается развлечением, тренировка отодвигается на второй план. Для учителя же любая учебная игра – это, прежде всего упражнение. Каждый учитель всегда точно и четко представляет себе, какую учебную цель преследует та или иная игра. Однако ему ни в коем случае не следует показывать учащимся, что его больше интересует второй план, он должен смеяться и радоваться вместе с учениками, подчеркивая тем самым, что его волнует игровой смысл упражнения, а не учебный. Если учитель раскроет ученикам свой второй план, игра превратиться в обычное упражнение.

Игра – отличный способ подстегнуть учеников, заставить их активно работать на уроке, когда приходится заниматься менее приятными вещами. После трудного устного упражнения или другого утомительного занятия веселая игра – это идеальная возможность расслабиться. Игры помогают снять скованность, особенно если исключить из них элемент соревнования или свести его к минимуму. Застенчивый и слабый ученик почувствует себя более уверенно и будет участвовать в игре активнее, если цель игры – просто повеселиться, а н е считать очки и выигрывать. Хотя элемент соревнования часто добавляет оживление и повышает активность, именно он создает большое психологическое давление на учеников, они боятся не справиться с заданием, что выводит из игры застенчивых и отстающих.

Игры позволяют учитывать возрастные особенности учащихся, их интересы, выступает как эффективное средство создания мотива к иноязычному общению, способствуют реализации деятельного подхода в обучении иностранному языку. Игра дает возможность не только совершенствовать, но и приобретать новые знания, так как соперничество и стремление к победе заставляет думать, вспоминать пройденное и запоминать все новое. Игры помогают развивать память, внимание, логическое мышление.

Warming up samples:

  1. Name as many…..

This activity works very well as a warmer to start a lesson. Hand out the cards to the teams or individual students and have them complete (orally if used with intermediate or upper intermediate, or using a dictionary with lower levels)

Example cards*Name 5 parts above the neck that have 3 letters, Name as many languages as you can, etc.

  1. Pair interview.

Ss interview their partners, then introduce then to the class. *This is my friend, Max Ivanov, he lives in……*You may have the Ss interview each other and explain to the class the following topics *Their day. Their favorite food or Memorable vacation, etc*

  1. Indirect speech.

*My name is Max and I like apples*. Ss and T do this activity together. S1 announces his name and what he likes (where he lives, what he does, where he has been, ets) S2 reports this to the rest of the class (He said ………) and then S2 introduces himself .

  1. People Bingo.

Ss receive the bingo sheets with instructions *Find someone who has a sister, Find someone who can play the piano, someone who is crazy about crocodiles, etc.* and they must go around the class, ask questions and fill in the entry sheet with different Ss names.

  1. Treasure Hunt.

Around the school building or classroom. Write a sentence of about 7 words with each word on a separate piece of paper. Leave the pieces of paper pinned to the walls in different parts of the school or classroom. On each piece of paper write instructions of where to find the next piece. *Go upstairs, turn right and look beside the fourth door on the left*. The Ss follow the instructions, making a note of 7 words that they find. Then they put the words in the correct order.

  1. Verbal Charades.

Write nouns on slips of paper. Put them in a hat and each S takes one. The S reads the word and has to tell the other Ss what it is without saying the word or using hand motions. The other Ss have to guess what the word is.

Example. Horse *it is an animal you ride on*

  1.  Hangman (variation)

Using a full sentence. Put the empty spaces of the words in the sentence on the board. Divide Ss into teams and explain that they have to first guess and later on deduce the words that make up the sentence. In turns , they can say individual letters and get as many points as there are letters of that type in the hole sentence or they can guess the whole  word. If they get it right, the total number of letters in the word gives them the number of points they get for that turn. This game not only practices spelling as HANGMAN does, but also syntax, tenses etc.

  1. To Coffeepot.

Start explaining some verb to your Ss by giving examples of its use in sentences, only replacing the actual word with *coffeepot*. OR. Have your Ss ask you questions using *coffeepot* instead of the actual verb.

Example* Do you COFFEEPOT in the morning?

  1. Words from words.

How many words can you make from: INTERNATIONAL\WEATHER\COMPETITON, etc. Have Ss work in pairs or in groups

  1. Everyday words.

Write words from everyday things on board. Let the Ss guess the objects they are written on. *THANK YOU (letter or receipt), SHIFT (computer), PRESS (seat belt), etc*

  1. Puzzle stories.

Example *A couple have built a square house. In each wall there is one window. All the windows look south. Why? (on NORTH POLE)*

  1. ABC game.

Round class. Give a word beginning with last word mentioned.

*Apple-egg-gun-nose-….*

  1. Adjectives for your name.

Write your name on the board vertically, then add a suitable adjectives that begins with each letter of your name. The next step is to invite Ss to do the same.

  1. Pockets.

Ask Ss to look into their pockets and describe what they have and why

  1. Spelling dictation.

Dictate whole sentences letter by letter. Ss divide up into words and punctuate. (Good for revising phrases)

  1. Gestures only.

Tell the Ss to practice a conversation from theit textbook that they are familiar with, but this time they can only use gestures, no words

  1. Three sounds and a story.

Play 5 different sounds and assign Ss in groups to create a story based on three of the sounds

  1. Unscramble the word.

Write the words on board but mix the letters. Let your Ss guess the words.

  1. Number 7 warmer.

It can work as an icebreaker. Ss stand forming a circle, they have to say a number 1,2,3,4,5,6,….(clap)-tell them that they must clap not saying numbers 7,17,27. Any number that either has 7 or can be divide by 7- they should not say the number but clap. If they mistake or hesitate too long, they sit. The last S standing is the winner.

  1. Present Continuous Noises.

S1 makes different noises with his mouth (classmates do not see him)-other Ss should guess what this person is doing. *Are you yawning? Are you snoring? , etc.* The T should first demonstrate the activity to make sure the Ss have had a good laugh at you and are not too shy to make funny noises themselves!

Список используемой литературы:

  1. Пассов, Е.И. Урок иностранного языка в средней школе / Е.И. Пассов. – М., 1991. – 223 с.;
  2. Жучкова, И.В. Дидактические игры на уроках английского языка/ И.В. Жучкова // English. - 10. Кувшинов, В.И. Игры на занятиях английским языком / В.И. Кувшинов // Иностранные языки в школе. – 1993. - № 2. – С. 26-28;
  3. Пак Ю.С. Методика использования языковой техники «Ледокол» на уроках английского языка [Тест] / Ю.С. Пак, Г. Бернхайм // Международный школьный научный вестник. – 2017. – № 2. – С. 153 – 153.
  4. 300 ice-breakers, warmers and fillers. http://store.busyteacher.org
  5. Five-Minute Activities/Penny McKay and Jenni Guse/Cambridge Handbooks for Language Teachers//Cambridge University Press.-2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наиболее эффективные современные образовательные технологии и/или методики, применяемые при изучении иностранного языка

Данная презентация была представлена на метод. объединении учителей иностранных языков Ленинского района Московской области педагогами ВХТЛ. Может оказать помощь при подготовке учителя к аттестации....

Участие во Всероссийской конференции "СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА "(статья "Применение ИКТ на уроках иностранного языка в школе")

Вошедшие в сборник статьи освещают различные аспекты изученияиностранных языков и предлагают решение ряда как теоретических, так ипрактических вопросов. Проблематика представленных статей относи...

Роль внеурочной деятельности в школе при изучении иностранного языка.

Внеурочная деятельность в школе является важнейшей частью процесса развития способностей детей. Данную работу можно и нужно с пользой применять для более углублённого изучения иностранного языка....

Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.

Не утратил актуальность, а скорее, стал еще более актуальным, метод проектов в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных ...

Роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка

Материал имеет целью рассмотреть  роль мотивации в достижении успешности в изучении иностранного языка с точки зрения обновления содержания обучения, формирования социальных к...

Обучающие мобильные приложения для эффективного изучения иностранных языков

В данной статье рассматриваются использование наиболее популярных мобильных приложений для изучения английского языка...