Использование сингапурской методики на уроках английского языка
статья на тему

Симченко Оксана Викторовна

В данном материале представлены некоторые элементы использования сингапурской методики на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ispolzovanie_singapurskoy_metodiki_prepodavaniya.docx37.15 КБ

Предварительный просмотр:

Использование сингапурской методики преподавания

в иноязычном обучении.

Симченко О.В.

учитель английского языка

МБОУ «СОШ №2» г. Ивантеевка

Введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, реализация его идей требуют принципиально нового подхода к организации образовательного процесса, так как образовательные стандарты второго поколения определяют качественно новые положения о целях, содержании образования, требованиях к результатам освоения и условиям реализации образовательных программ [1].

Приоритетная цель современного российского образования - полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат – научить учиться.

Социальный заказ общества в области обучения иностранным языкам выдвигает задачу развития личности учащихся, усиления гуманистического содержания обучения, более полной реализации воспитательного, образовательного и развивающего потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика [1]. На уроках иностранных языков большое внимание уделяется технологиям обучения. Учителю иностранного языка необходимо создать условия для формирования и закрепления профессиональных знаний, умений и навыков, развития умений самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению проблем, устанавливать деловые контакты. Существуют технологии активации обучения, которые способствуют развитию творческих способностей, устной речи, умения формулировать и высказывать свою точку зрения, активировать мышление. Они также способствуют преодолению стереотипов в обучении и выработке новых подходов к профессиональным ситуациям.

Согласно ФГОС основными критериями качественного образования становятся социальные и личные результаты учащегося, то есть его готовность и способность творчески мыслить, находить нестандартные решения, умение проявлять инициативу. В этих условиях иностранный язык перестает быть только школьным предметом, а превращается в инструмент познания и социализации, в средство, обеспечивающее креативную деятельность, жизнедеятельность и безопасность граждан.

Урок иностранного языка – это всегда комплексный урок, направленный на достижение не только предметных, но и личностных и метапредметных результатов. Триада «материалы – технология - учитель» составляет основу для успешной реализации личностных результатов. Задача учителя иностранного языка - это формирование универсальных (метапредметных) учебных действий (УУД), обеспечивающих школьникам, осваивающим иностранный язык, умение учиться, способность к самостоятельной работе над языком, способность к саморазвитию и самосовершенствованию [2]. В настоящее время необходимыми становятся не сами знания, а знание о том, где и как их применять. Но еще важнее – знание о том, как эту информацию добывать, интегрировать или создавать.

Все наибольшее распространение получает Сингапурская методика обучения. Это методика менеджмента и управления учебным процессом, дающая такой инструмент, как обучающие структуры. Она не дает методические знания по предмету. Методическое содержание для конкретного предмета является  задачей учителя.

В основе Сингапурской методики - кооперативное, или совместное, обучение (Cooperative Learning). Кооперативное обучение основано на идеях, появившихся в начале прошлого века, и получивших развитие у таких философов и психологов как Курт Леви́н, Джон Дьюи, Мортон Дойтш, Жан Пиаже, Лев Выготский [3]. В отечественной педагогике к понятию «кооперативное обучение» наиболее близки понятия «педагогика сотрудничества» и коллективные групповые формы работы (КСО). К проблеме сотрудничества в разное время обращались: В.К. Дьяченко, Б.Таль, Е.С. Полат, Е.И. Пассова, Е.Г. Иванова [6].

Выявлены общие принципы Сингапурской методики:

  • равные возможности для индивидуальной работы, и ответа в паре или группе;
  • графические схемы для визуализации очередности ответов, мнений и понятий;
  • обеспечение сменного состава пар и групп;
  • использование речевых клише;
  • возможность услышать разные точки зрения, и сверить правильность ответов.

В Сингапурской методике насчитывают около 250 структур. Наиболее распространенными обучающими структурами данной методики  на уроке английского языка являются Jot Thoughts, Continuous Round Robin, Similtanious Round Table, Single Round Robin, Tic-Tac-Toe, Rally Robin, Teambuilding, Round Robin, Think Write Round Robin, Timed Round Robin, Clockbuddies, Stir The Class [4].

Структура Inside Сircle-Outside Сircle 

Учащиеся должны сформировать два круга – внешний и внутренний. Партнеры по кругу должны встать лицом друг к другу. Учитель называет какое-нибудь число, например «3», данное число обозначает количество шагов, которые должны сделать дети внешнего друга по часовой стрелке. В результате, обучающийся оказывается лицом к лицу с новым партнером.

Структура Guess the Fib

Во время проведения данной структуры дети сидят за партами по четыре человека. Каждый должен написать три утверждения о себе: два правдивых, в которые трудно поверить и одно - правдоподобную ложь. На команду учитель раздает по три желтые карточки с номерами 1, 2, 3. Затем один человек из любой команды читает все свои утверждения всему классу. Все команды, обсудив какое утверждение, может быть неверным, приходят к единому мнению и поднимают карточку с необходимой цифрой. Если не смогли прийти к консенсусу, то команда не поднимает карточку. Если угадали правильно, то тот, кто дал утверждения, должен встать и поаплодировать командам, давшим правильный ответ. Если неправильно, то команды, которые ошиблись, встают и аплодируют тому, кто дал утверждения.

Структура Blind Sequencing

  • Дети поровну между собой делят карточки с частями одной общей картины. Каждый по очереди описывает, что изображено на его карточке, остальные терпеливо должны выслушать до конца. Они не должны показывать свои карточки друг другу. Затем обучающиеся по очереди кладут карточки лицевой стороной вниз в необходимом порядке. Выложив все карточки и убедившись, что все согласны с данной расстановкой, карточки переворачивают с лицевой стороной вверх. Если сделано все правильно, то команда поздравляет себя, если нет, то вводятся необходимые коррективы.

Что дает использование структуры «Teambuilding»?

  • полное вовлечение всех обучаемых,
  • равное участие,
  • учет всех типов/стилей обучения: визуалов (графическое распределение информации), аудиалов (прослушивание), кинестетиков (складывание листа, жесты).

Обычная работа на уроке - ответ на вопрос учителя, благодаря структуре, становиться работой, вовлекающей учеников в активное взаимодействие друг с другом, где каждый осознает себя частью команды и коллектива.

Например:

  1. Все обучаемые [1 минуту] обдумывают, или записывают свои обязанности по дому в виде списка.
  2. Ученики складывают чистый лист бумаги так, что образуются три треугольника  в верхней части (как будто вы начинаете делать самолетик), и два длинных узких прямоугольника в нижней. На двух крайних треугольниках и одном нижнем прямоугольнике проставляются цифры 1, 2, 3.  Центральный треугольник подписывается «Everybody» (15-30 сек)
  3. Каждый проговаривает свои обязанности по кругу, остальные участники группы знаком (большой палец вверх, вниз) показывают, выполняют ли они такую же работу. Если все участники команды поднимают большой палей вверх, то предложение записывается в центральный треугольник (все). Если выполняют трое – в часть под номером 3, двое -  во второй треугольник и т.д. [1 минута]

4. Фронтальная работа, учитель спрашивает, в какой команде есть предложение в первом (втором, центральном) треугольнике и просит одного из участников группы сообщить всему классу: «Один (двое, трое) из нас….(поливают цветы)». Учитель корректирует предложения при необходимости.  Ученики могут исправить свои ошибки, если их заметили (1мин).

5. Выбор слогана команды, исходя из общих предложений, [1 минута] Вся работа займет также, около пяти минут.

Структура Round Robin имеет четыре вариации:

1.        Single Round Robin - Каждый по очереди дает краткий ответ, проделывается эта процедура только один круг (например, назвать любимый цвет).

2.        Continious Round Robin - Каждый по очереди дает краткий ответ, проделывается эта процедура несколько кругов (например, назвать планеты или месяца).

3.        Timed Round Robin - После обдумывания каждый по очереди дает развернутый ответ в течение определенного времени (например, расскажите про самый счастливый день в вашей жизни).

4.        All Write Round Robin - Один из команды отвечает, остальные 3 участника записывают ответ (например, назовите страны Европы).

Алгоритм работы по структуре «Rally Robin». Шаг 1.

  1. Все обучаемые в течение 5 минут обдумывают и записывают задание. Используется таймер.
  2. Учитель объявляет, что теперь у каждого будет 30 секунд, чтобы рассказать о любимой книге партнеру «по плечу», то есть сидящему рядом. Пусть учащиеся не читают ответ со своего листа, а рассказывают.
  3. По окончании времени, попросите партнера В сказать своему напарнику: «Было очень интересно тебя слушать». Партнер А ответит «Thank you».
  4. Попросите нескольких учащихся В сказать всему классу то, что они услышали. Не забывайте этот момент фронтальной работы, иначе ребята решат, что слушать не обязательно.
  5. Теперь очередь 30 секунд говорить ученику В.  Когда он расскажет, партнер А скажет ему:  «Мне понравилось слушать тебя». Пусть несколько учеников А по желанию, или вашему выбору, скажут всему классу, о чем рассказал В.
  6. Дальше ученики А и В, под №1 и №2 в команде, сообщают партнёрам «по лицу», информацию друг о друге в третьем лице. Через 30 секунд, когда рассказ закончится, №3 и №4 скажут им: «Я бы хотел послушать тебя еще». Ученики №1 и№2 ответят: «Мне было приятно тебе рассказывать о своем товарище».
  7. Попросим одного-двух учеников под №3 или №4 рассказать всему классу, о чем они услышали.
  8. Очередь А и В под №3 и №4 рассказать друг о друге ученикам №1 и №2. Ставим таймер на 30 секунд, Затем обмен репликами: «Буду рад услышать тебя снова» - «Мило с твоей стороны говорить это» “I’ll be glad to talk to you again” – “It’s kind of you to say that”
  9.  В дополнении, можно дать задание записать какие книги нравятся ученику в команде, сидящему наискосок (о ком они слушали от партнера по лицу на шаге 7)

Результат работы по структуре «Rally Robin».

Каждый в команде:

  1. обдумывает и записывает, какие книги ему нравятся, и кратко описывает свою любимую книгу (5мин);
  2. рассказывает то, что записал (30 сек);
  3. слушает рассказ соседа и благодарит его за рассказ (1 мин+1мин);
  4. говорит о любимой книге соседа партнеру напротив (30 сек);
  5. слушает о предпочтениях соседа партнера, сидящего напротив, и записывает их (3 мин).     Итого около 10 минут.

Что дает использование структуры «Rally Robin»:

  • полное вовлечение всех обучаемых в учебную деятельность
  • равное участие;
  • возможность освоения учащимися правил речевого; поведения, использования речевых клише;
  • создание ситуации для развития умения слушать.

Алгоритм работы по структуре «Round Robin». Шаги 1-2.

  1. Все обучаемые в течение 2 минут обдумывают и записывают задание. Используется таймер.
  2. Учитель объявляет, что теперь у каждого из четырех участников команды, сидящих вместе, будет 15 секунд, чтобы сказать, где бы они хотели отпраздновать Рождество, трем остальным. Скажите, что нежелательно читать ответ с листа, следует рассказывать. Начинает участник под номером 1, включатся таймер.
  3. Через 15 секунд, попросите учеников, сидящих под номером №4 встать (чтобы они точно знали, кто должен говорить), и сказать только что ответившему №1: «Было очень интересно тебя слушать». Пусть №1 скажет «Thank you» в ответ.
  4. Рефлексия, чтобы научить ребят слушать друг друга! Попросите тех, кто слушал, сказать всему классу то, что они услышали. Можно спросить желающих, или по одному человеку из каждой команды.
  5. Затем очередь говорить ученику под номером 2, которому через 15 секунд ученик под №1 скажет: «Мне понравилось слушать тебя» и услышит спасибо в ответ, а кто-то из команды скажет всему классу, о чем рассказал ученик под №2.
  6. Такие же действия проделывают ученики под №3 ,с репликой от  №2: «Я бы хотел еще тебя послушать», например, …
  7. …и под №4 ,с репликой от ученика под №3: «Буду рад услышать тебя снова».

Как контролировать правильность ответов, когда несколько человек говорят одновременно, и как их оценивать?

Обучающие структуры контролируют участие, взаимное уважение и общую вовлеченность.

Что же делать с отметками?

  • учащиеся пишут свои ответы в начале работы по структуре;
  • на одном из последующих этапов они записывают информацию, услышанную от партнера;
  • в конце урока учащихся ставят себе отметку за работу;
  • учитель собирает письменные работы и сравнивает самооценку с правильностью выполненных заданий.

Важно объяснить критерии оценивания (например, не менее 3х предложений), и то, что правильность написания будет учитываться. Учащиеся должны понимать, что нужно внимательно слушать друг друга, особенно ответы всему классу, когда учитель поправляет ошибки. Пусть они знают, что могут исправлять и свои ошибки, и помочь в исправлении ошибок товарищу.

Из практики: Когда ученики знают, что их самооценка подтверждается учителем, перед тем, как отметка будет выставлена в журнал, они оценивают себя даже строже, чем сам учитель.

Использование Сингапурской методики

  • Не предполагает полный отказ от традиционного подхода. Можно использовать одну из обучающих структур на любом этапе урока.
  • Обеспечивает полную вовлеченность всех обучаемых в учебную деятельность;
  • Обеспечивает социализацию;
  • Дает возможность создать комфортную, дружелюбную атмосферу;
  • Позволяет провести урок в соответствии с требованиями ФГОС;
  • Отвечает требованиям всех стилей обучения.

Список литературы

  1.  Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» http://www.rg.ru/2012/01/17/obrazovanie-site-dok.html 
  2. Примерные программы по учебным предметам. Иностранный язык. 5-9 классы - (Стандарты второго поколения) http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628
  3. Jeanie M. Dotson. Cooperative Learning Structures Can Increase Student Achievement/ Culminating Project -  Kagan Online Magazine, Winter 2001,http://www.kaganonline.com/free_articles/research_and_rationale/311/Cooperative-Learning-Structures-Can-Increase-Student-Achievement
  4. MG Mitchell. Group Investigation as a Cooperative Learning Strategy: An Integrated Analysis of the Literature / H. Montgomery, M. Holder,  D. Stuar. - The Alberta Journal of Educational Research: Vol. 54, No. 4, 388-395, ‎2008
  5. Дэвид В.Джонсон, Роджер Т.Джонсон, Карл А.Смит. Кооперативное обучения возвращается в колледж. - http://charko.narod.ru/tekst/sb_ref_2001/05_cooperl2.pdf  
  6. Крузе-Брукс О.А. Историко-педагогические предпосылки становления учебной кооперации в образовательном процессе. -  Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, http://www.rusnauka.com/13.DNI_2007/Istoria/21261.doc.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"

В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....

Использование проектной методики на уроках английского языка.

Содержание 1.     Введение…………………………………………………………….3-4...

Использование проектной методики на уроках английского языка

Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школь...

Использование проектной методики на уроках английского языка

За последнее десятилетие перед российскими школами ставят задачи по формированию у учащихся интеллектуального и нравственного развития, формирования у детей потребности в саморазвитии и самовоспитании...

Использование игровых методик на уроках английского языка в начальной школе в условиях новых ФГОС

Я считаю, что основная задача учителя английского языка (да по сути и других предметов) заключается не только в том, чтобы заложить хорошую фундаментальную базу знаний, на которую ученик будет опирать...

Сингапурская методика на уроках английского языка

Современный урок по «Сингапурской» методике – урок, который предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.Поиск эффективных технологий, путей и метод...

Сингапурские методики на уроках английского языка

Сингапурские методики на уроках английского языка...