Использование проектной методики на уроках английского языка.
методическая разработка по английскому языку на тему

  Содержание

 

1.     Введение…………………………………………………………….3-4                                                                              

 

2.     Применение проектной методики для развития

 коммуникативной компетенции………………...5-23

 

 

3.     Развитие ключевых компетенций учащихся в

проектно-творческой деятельности………………………………….24-29

 

4.     Коммуникативная компетентность с позиции

педагогики……………………………………………………………..30-33

 

 

5.     Разработка проекта

(итоговое практическое задание)…………………………………….34-39

 

6.     Заключение…………………………………………………………40

 

7.     Список литературы………………………………………………...41

 

 

                            

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

  Формирование коммуникативной компетентности предполагает четкое представление о том, какова профессиональная составляющая лингвистической подготовки будущего специалиста. В этих целях требуется анализ структуры и содержания его предстоящей профессиональной деятельности, выявление типологических особенностей, на основе которых моделируется профессионально ориентированная лингвистическая подготовка. Только тогда можно будет обеспечить аутентичность учебных материалов и рациональность приемов и методов обучения, позволяющих воссоздать на занятиях реальные психологические ситуации, отражающие логику действий специалиста.

   Профессионально-творческое саморазвитие учащегося наиболее полно реализуется в процессе проектной деятельности. Она не только формирует ключевые компетенции, но и раскрывает творческий потенциал обучающихся.

   Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка, является то, что вне аудитории учащиеся практически не имеют возможности говорить на ино­странном языке, т. е. пользоваться полу­ченными знаниями. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Проекты – это самостоятельно организуемая  деятельность, где оперирование иностранным языком проходит в интеллектуально-эмоциональном контексте другой деятельности. Материал для проектных заданий подбирается не из учебника, а из реальной жизни. Такой вид работы развивает мотивацию обучения. Выполнение заданий проекта выходят за рамки занятий и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя. При этом решается ряд важных задач:

     - занятия не ограничиваются приоб­ретением учащимися определенных зна­ний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затра­гивая их эмоциональную сферу, а также учитываются их интересы, жизненный опыт и индивидуальные спо­собности;

     - учащиеся   получают возможность осуществлять творческую работу в рам­ках заданной темы, самостоятельно до­бывая необходимую информацию, в том числе   лингвистическую,   не  только   из учебников, но и из других источников;

     - в проекте успешно реализуются раз­личные формы организации учебной де­ятельности, в ходе которых осуществля­ется взаимодействие учащихся друг с другом и преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равно­правным партнером и консультантом.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proektnaya_metodika.doc200 КБ

Предварительный просмотр:

       

МБОУ «Лицей № 149 с татарским языком обучения»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

НА ТЕМУ: «Использование проектной методики на уроках английского языка»

                                                                                                                Автор:

                                                                                                             Гульманова

                                                                                                    Динара

                                                                                                            Масгутовна

 

  Содержание

  1. Введение…………………………………………………………….3-4                                                                              

  1. Применение проектной методики для развития

 коммуникативной компетенции………………...5-23

  1. Развитие ключевых компетенций учащихся в

проектно-творческой деятельности………………………………….24-29

  1. Коммуникативная компетентность с позиции

педагогики……………………………………………………………..30-33

  1. Разработка проекта

(итоговое практическое задание)…………………………………….34-39

  1. Заключение…………………………………………………………40

  1. Список литературы………………………………………………...41

                             

Введение

  Формирование коммуникативной компетентности предполагает четкое представление о том, какова профессиональная составляющая лингвистической подготовки будущего специалиста. В этих целях требуется анализ структуры и содержания его предстоящей профессиональной деятельности, выявление типологических особенностей, на основе которых моделируется профессионально ориентированная лингвистическая подготовка. Только тогда можно будет обеспечить аутентичность учебных материалов и рациональность приемов и методов обучения, позволяющих воссоздать на занятиях реальные психологические ситуации, отражающие логику действий специалиста.

   Профессионально-творческое саморазвитие учащегося наиболее полно реализуется в процессе проектной деятельности. Она не только формирует ключевые компетенции, но и раскрывает творческий потенциал обучающихся.

   Как известно, основной проблемой при изучении иностранного языка, является то, что вне аудитории учащиеся практически не имеют возможности говорить на иностранном языке, т. е. пользоваться полученными знаниями. Использование проектной методики в процессе обучения позволяет применять речевые навыки и умения на практике. Проекты – это самостоятельно организуемая  деятельность, где оперирование иностранным языком проходит в интеллектуально-эмоциональном контексте другой деятельности. Материал для проектных заданий подбирается не из учебника, а из реальной жизни. Такой вид работы развивает мотивацию обучения. Выполнение заданий проекта выходят за рамки занятий и требует много времени, но часто усилия оправдывают себя. При этом решается ряд важных задач:

        - занятия не ограничиваются приобретением учащимися определенных знаний, умений и навыков, а выходят на практические действия учащихся, затрагивая их эмоциональную сферу, а также учитываются их интересы, жизненный опыт и индивидуальные способности;

        - учащиеся   получают возможность осуществлять творческую работу в рамках заданной темы, самостоятельно добывая необходимую информацию, в том числе   лингвистическую,   не  только   из учебников, но и из других источников;

        - в проекте успешно реализуются различные формы организации учебной деятельности, в ходе которых осуществляется взаимодействие учащихся друг с другом и преподавателем, роль которого меняется: вместо контролера он становится равноправным партнером и консультантом.

Применение проектной методики для формирования коммуникативной компетенции

   Воспитательный потенциал иностранного языка увеличивается с введением в учебный процесс новых информационных технологий. Использование технологий, привлекающих опыт и творческий потенциал учащегося, выводит процесс обучения и воспитания средствами иностранного языка за  рамки обучения. Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является метод проектов, так как он практически вбирает в себя и другие современные технологии, например такие, как обучение в сотрудничестве.

   В отличие от других технологий, практикуемых в техникуме (коммуникативно-ролевая ситуативная и лингвистически ориентированная деятельности), проектная методика дает преподавателю возможность включить учащихся в реальное общение, наиболее насыщенное иноязычными контактами, опирающееся на исследовательскую деятельность, на совместный труд, и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда. 

   Важным моментом в работе над проектом является предварительное уяснение его типа. Е. С. Полат предложена типология проектов, базирующаяся на следующих признаках:

1)  доминирующие в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, информационный, практико-ориентированный и т. п.;

2) предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания) и межпредметный проект;

3)  характер координации проекта:  с открытой, явной координацией (непосредственный) и со скрытой координацией (неявный, имитирующий участника проекта);

4)  характер контактов (среди участников одного техникума, одной группы, города, региона, страны): внутренний, региональный и международный;

5)  количество участников проекта (личностные, парные, групповые);

6)  продолжительность проекта (краткосрочный, средней продолжительности,  долгосрочный).

В соответствии с первым признаком Е. С. Полат выделяет следующие типы проектов:

• Исследовательские

   Данный тип требует хорошо продуманную структуру проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

  Творческие

   Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими учащимися схеме. Однако, прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, видеофильмы, стенные газеты, экспедиции и т. д.

•  Ролево-игровые

   В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями, результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут «вырисовываться» ближе к концу работы.

•  Практико-ориентированные

Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т. д.

Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов применения их на практике.

По второму признаку — доминирующему предметно-содержательному аспекту — проекты могут быть:

•   Монопроекты

   Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых студентами в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма презентации, которую студенты выбирают сами.

•  Межпредметные проекты

   Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре, и т. д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех преподавателей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

   По третьему признаку — характеру координации — проекты могут быть:

•  С открытой координацией

   В таких проектах координатор (педагог) непосредственно участвует в работе, организуя и направляя ее, а также координируя деятельность всех участников.

•  Со скрытой координацией

   Преподаватель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты студентов, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика и помощника.

    По характеристике контактов проекты бывают:

•  внутренние или региональные (в пределах групп одного техникума, техникумов округа, города);

•  международные.

   Последние могут иметь место при обмене со средне-профессиональными образовательными учреждениями. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися различных стран и континентов представляют преподавателю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.

Компьютерные телекоммуникации — передача информации на любое расстояние с одного компьютера на другой. Компьютерные телекоммуникации позволяют учащимся и преподавателям разных стран общаться друг с другом. В телекоммуникационной среде обучения ярко проявляется то обстоятельство, что учащиеся в процессе обучения создают свое собственное понимание предметного содержания обучения.

Телекоммуникационный проект — это прежде всего учебнопознавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность учащихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель — исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на достижение общего результата.

   Специфика телекоммуникационных проектов заключается в том, что они всегда межпредметны. Решение любой проблемы по теме проекта всегда требует привлечения интегрированного знания. Работа в международных проектах требует хороших знаний не только в области исследования конкретной проблемы, но определенной осведомленности в области национальной культуры партнера по проекту. Участие в телекоммуникационном проекте помогает студенту включиться в различные среды: информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор студента, включает в полилог культур, помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальные традиции, быть может, по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по проекту.

   Обобщая выше сказанное можно сказать, проект  — это законченная, длительная во времени (от одного занятия до целого семестра) планируемая работа учащихся над проблемой с обязательным выходом в иноязычную речевую деятельность, объединенная единой тематикой и имеющая результатом некий материальный продукт (игры, изготовление плакатов, стенгазет, буклетов и пр.) их индивидуальной и коллективной деятельности.

Итак, работа над проектом структурно упорядочена, обладает четкой логической последовательностью этапов, выполнение которых способствует систематизации работы, с одной стороны, и созданию продукта, обладающего системными характеристиками, — с другой.

   Такую работу над проектом при обучении учащихся иностранным языкам мы рассматриваем как учебное проектирование, действенный, эффективный, практичный метод формирования коммуникативной компетенции детей, результативно апробированный в педагогической реальности. 

    Поэтапная разработка совместной деятельности преподавателя и студентов при работе над проектом.

   Первый этап. Предложение темы исследования. Выбор проблемы/проблем проекта.

   На данном этапе преподаватель должен решить первую задачу: создать условия для становления субъектности личности. Как показывает практика, чаще всего вопрос, как и при помощи каких технологий воспитывать, является наиболее сложным для преподавателя. Согласно Е. В. Бондаревской, современное воспитание, в противовес идее коллективизма, уравниловки, ориентации на среднего студента, одинаковому подходу к каждому, стремлению «дотянуть» каждого до одного уровня без учета его возможностей и желания, базируется на следующих основополагающих идеях воспитательного процесса:

— индивидуализация,  становление  индивидуального личностного образа, формирование «Я-концепции», развитие творческого потенциала, самобытности личности;

— социализация, вхождение учащегося в социум, в жизнь  общества,  освоение  им  различных  способов жизнедеятельности, формирование «концепции жизни», осуществление жизненного самоопределения;

— культурная  идентификация,  обретение  учащимися чувства принадлежности к определенной культуре, усвоение ее ценностей, укоренение в культуре и приобретение черт человека культуры;

— духовно-нравственное  саморазвитие  личности, овладение  общечеловеческими  нормами  нравственности, формирование внутренней системы нравственных регуляторов поведения (совести, чести, собственного достоинства, долга), способности делать выбор между добром и злом, измерять гуманистическими критериями свои поступки и поведение.

   Все это необходимо учитывать при формулировке темы проекта. Следующей задачей является необходимость включения всех учащихся в работу над самим проектом.

   Первый этап призван заинтересовать каждого студента в выполнении проекта. Он также важен и для самого преподавателя, так как именно на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах студентов, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.

   Разрабатывая тему проекта, преподаватель продумывает конкретные ситуации учебной деятельности для каждого студента, в зависимости от его личного потенциала, интересов, темпа усвоения материала. Создавая комфортную атмосферу для каждого, вовлекая его эмоционально в учебный процесс, стимулируя его когнитивные и творческие способности, преподаватель проектирует условия для дифференциации и индивидуализации учебно-воспитательного процесса в целом. Преподавателю для соответствующего анализа своего участия в разработке проекта, так же как и ученикам, целесообразно вести свой собственный дневник, планируя участие каждого ученика, его движение в работе, взаимоотношения с членами группы и т. д.

Выбор тематики проектов зависит от конкретной ситуации. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного преподавателем в качестве основного, ее может сформулировать сам преподаватель с учетом учебных и, воспитательных задач, а также сами учащиеся.

Тематика проектов может касаться какого-либо теоретического вопроса, с целью углубить знания студентов по нему, дифференцировать процесс обучения, предлагая каждому члену группы выбрать то задание, которое ему интересно и которое он может выполнить самостоятельно, а также наметить решение определенных воспитательных задач в каждом конкретном случае применительно к каждому конкретному студенту. Чаще же темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для жизни студента в социуме, требующему привлечения его собственного жизненного опыта и включения в различные среды.

Тема проекта может быть предложена и самими учащимися. В старшем  возрасте студенты вполне могут самостоятельно формулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться преподавателем и незаметно для учащихся направляться им. Это позволит преподавателю выявить степень самостоятельности мышления учащихся, их умение увидеть проблему; он может определить степень осведомленности студентов в конкретной предметной области, выявить их индивидуальные интересы. Примеры выбора тем проектов и проблем для рассмотрения учащимися в ходе разработки проекта будут даны нами далее при описании опытного обучения.

   Введение темы проекта, ее обсуждение, комментирование также способствует развитию иноязычной коммуникативной компетенции учащихся: они поставлены перед необходимостью самостоятельного выбора аргументов для своего высказывания, использования соответствующих языковых и речевых средств и т. д. При этом основными видами речевой деятельности на этом этапе выступает аудирование и говорение, иногда ознакомительное чтение.

   Второй этап. Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

   Используя метод проектов при обучении и воспитании учащихся на занятиях иностранного языка, педагог создает условия для самостоятельной работы учащихся, активизирует их творческую активность. Работа над проектом — это самостоятельно планируемая деятельность студентов. Увеличение удельного веса автономного процесса овладения языком предполагает более последовательную ориентацию на самостоятельность учебного труда студентов, которая выражается в том, что они участвуют в определении целей и задач учения, в ситуациях планирования видов взаимодействия, и выбора видов деятельности, запрашивают дополнительную информацию у преподавателя или добывают ее из различных источников, консультируются друг с другом и, при необходимости, с ним, высказывают свое отношение к выполняемым заданиям — принимают на себя ответственность за ход и результаты процесса овладения иностранным языком, таким образом, в центр процесса обучения ставится сам студент, его реальные потребности. Широкий диапазон использования исследовательских методов в определении проблемы исследования, ее основных задач, анализа полученных результатов, подведении итогов, использовании статистических или же каких-либо творческих отчетов, и коммуникативных заданий типа «выясни, расспроси, расскажи, обоснуй свою точку зрения», а также само выполнение проекта заставляют учащихся думать, анализировать, при этом активизируются все психические процессы, память, внимание, мышление; развивается исследовательская активность, приобретаются навыки самостоятельной работы.

   Чтобы проект был успешно выполнен, необходимыми условиями являются взаимопонимание между студентами и преподавателем и хорошие отношения между самими учащимися в паре или группе. На втором этапе разработки проекта происходит формирование групп для разработки различных его проблем. При их формировании преподавателю необходимо учитывать не только внешнюю дифференциацию, личные симпатии учащихся в классе, но и возможность создания наиболее благоприятной атмосферы для формирования источников личностного опыта учащихся с различным интеллектуальным и творческим потенциалом, оптимальных способов обращения к их личностной сфере при работе над проектом в группе или паре. Работа над проектом должна стимулировать учащихся практически использовать иностранный язык, с одной стороны, желание работать самостоятельно, а с другой, не менее важны проблемы взаимодействия, взаимоотношений, толерантности по отношению друг к другу, то есть важна благоприятная атмосфера в группе во время работы над проектом и в дальнейшем, во время его презентации, эмоциональные ощущения каждого.

    Воспитание студента в гуманитарной культурной парадигме предполагает также активное сотрудничество взрослого и учащегося, то есть важнейшую роль для воспитания личности играет совместная разработка и разрешение содержательных противоречий, тупиков, возникающих в процессе освоения предметного материала, а также совместная разработка и реализация способов кооперации с другими членами группы или пары для осуществления поисково-исследовательской работы вне рамок урока.

   Работая совместно с преподавателем, студент имеет возможность совместно с педагогом анализировать свою деятельность, выбирать и отстаивать точку зрения, делать определенные выводы в нравственной сфере, ценностном отношении, ибо, если нет рефлексии личности, нет ее развития.

   При совместной деятельности, когда преподаватель выполняет функции консультанта, он также меняет свой стиль общения со студентами и, соответственно, на занятии чаще звучит похвала, просьба, одобрение, внимание студентов акцентируется на содержательном аспекте их деятельности, раскрывается цель выполнения каждого задания.

   Для создания комфортных условий в процессе развития автономии студенту необходимо дать время для анализа, обдумывания, принятия решения, исправления ошибок, поэтому во второй этап разработки проекта включается первичное подведение итогов.

   Первичный анализ необходим и для преподавателя. Он является показателем того, как в целом идет работа над проектом, не пропало ли желание работать над проблемой при столкновении с первыми трудностями, при взаимодействии с членами группы и т. д., удачен ли выбор способов самореализации каждой личности, и какова будет итоговая презентация работы над проектом.

   Дневник студента, эссе, творческие работы с высказыванием собственного отношения к проблеме, вопросу для обсуждения являются одной из форм письменной рефлексии. Письменная рефлексия лишена живости, присущей устной рефлексии, но она предполагает большую степень открытости, доверительности, искренности. Такое творчество заставляет учащихся впервые задуматься над предложенной темой, проблемой, учит обращаться к себе самому с вопросами. С постановки таких вопросов начинается рефлексия как поиск себя, смысла жизни, поиск своего места в окружающем мире, что имеет огромное воспитательное значение.

   Для анализа деятельности каждого учащегося или группы, как отмечалось, очень важно вести дневник на иностранном языке, в котором каждый формулирует свое отношение к разработке проекта, делает выводы о том, что интересно/неинтересно, что стимулирует работу, что рутинно и тормозит ее. Дневник позволяет фиксировать каждый шаг в овладении новыми средствами языка, получении информации, знакомстве с ее источниками, помогает фиксировать наиболее удачные методы работы и анализировать деятельность каждого. С помощью дневника можно вести опосредованный диалог с преподавателем, оценивать свое продвижение, что способствует мотивации учения. Преподавателю же дневник позволяет знакомиться со спецификой переживания каждым его личностных коллизий, ролевых конфликтов.

   При поиске необходимой информации, при работе с необходимым языковым материалом, создании анкет для опросов, карт, диаграмм, при совместной работе в группах, обсуждении собранной информации учащиеся используют все четыре вида иноязычной речевой деятельности: аудирование, говорение, чтение и письмо.

   Третий этап. Оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов.

   Сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводится учащимися самостоятельно, но преподаватель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с дневниками и анкетами каждого или группы в целом.

   На этапе разработки проекта, когда идет обсуждение, больше включены в работу такие речевые умения, как говорение и аудирование, а когда учащиеся подбирают материал и делают записи — чтение и письмо. Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование; в любом случае, в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать школьники, будут выступать устная речь и письмо.

   Лучше всего обсуждать проект, завершая изучение какой-либо темы или параграфа, так как в ходе этого обсуждения учащиеся будут использовать уже знакомый грамматический и лексический материал.

   Конечно, самый главный и интересный этап — это презентация проекта. От того, как он пройдет, будет зависеть желание студентов приступить к разработке следующего. Несмотря на то, что каждая группа решает самостоятельно, как представить результат своей работы, как распределить роли, преподаватель должен знать, кто что будет делать, и продумать степень участия каждого в заключительном уроке, создавая условия каждому для личностной самореализации.

   Презентация проекта важна для самосознания каждого участника группы. Выступление перед одногруппниками, приглашенными гостями дает возможность каждому студенту публично проявить себя. Выступая с докладом, учащиеся учатся правильно держаться перед слушателями, преодолевать застенчивость, скованность, а также, давая пояснения, включать необходимую аудиовидеотехнику. Быть может, важнее даже просто увидеть свою фамилию в списке исполнителей проекта. Не менее важна в этой ситуации и оценка окружающих, похвала, одобрение или же критические замечания.

   Конечный продукт может быть представлен не только в виде доклада: учащиеся могут сделать постеры с подписями на английском языке, стенную газету, раздаточный материал, комментируя сделанное тоже на иностранном языке, показать и прокомментировать видеоматериал, разыграть ролевую игру, принять участие в озеленении, украшении своего района, ведя дневник на иностранном языке и обсуждая ход работы на занятиях на английском языке и т. д. В этом случае также важна прагматическая и социальная значимость полученного результата.

   Устные доклады могут вызвать затруднения у учащихся,  поэтому преподавателю следует заранее обсудить с каждым участником тему выступления, его план и длительность. Во время презентации оставшаяся часть группы делает записи. Когда презентация закончена, члены других групп задают вопросы, анализируют, дают свои комментарии и предложения, используя иностранный язык как средство общения. Безусловно, непросто научиться дискутировать, корректно высказывая свое мнение. Этому надо учить, ведь включаясь в обсуждение, студент делает определенный нравственный выбор для себя: не всегда легко критиковать товарища, кроме этого, необходимо помнить и об этической стороне любого комментария. В начале работы с группой может возникнуть ситуация, когда никто не захочет что-либо сказать, прокомментировать. Преподаватель должен быть к этому готов. Для начала он сам может начать обсуждение, задать вопросы, но главная его цель — включить в обсуждение учащихся. На итоговом занятии преподаватель, по возможности, поощряет, хвалит тех, кто хорошо потрудился, или хотя бы отмечает, что сделана большая работа; в случае если он не согласен с позицией студента, надо выразить это крайне деликатно. Неприемлем здесь авторитарный стиль разбора ошибок, негативное комментирование при всей группе, ибо преподаватель является для студента тем эталоном культуры, в которую он должен войти сам как личность. Выразить свое отношение к ошибкам преподаватель может и должен после, индивидуально, проанализировав совместно с студентом сложившуюся ситуацию. Такое поведение учащейся несомненно оценит, и это будет способствовать развитию таких качеств, как тактичность, толерантность. После общей презентации преподаватель обсуждает со студентами их мнение о работе над проектом, говорит с ними о трудностях и пожеланиях на будущее.

   Важно, чтобы учащиеся проявляли самокритичность, умение видеть себя со стороны. В ходе рефлексии проекта может оформиться новый замысел, который приведет к новому проекту.

    Методический паспорт учебного проекта.

   Н.Ю. Пахомова выделяет один из важнейших вопросов, — какой учебный проект использовать? И дает практические советы. Очень часто, после знакомства с имеющимися в Вашем распоряжении публикациями, Вам становится ясно, что данных там описаний учебных проектов и опыта их осуществления не достаточно для полной и ясной картины. Возникает множество разных вопросов: от «чему научатся студенты» до «что потребуется для работы»? Кроме того, возможно, Вы не сможете найти проект на интересующую Вас тему и отвечающий Вашим творческим замыслам. Необходимых Вам проектов, возможно, пока действительно не существует. Тогда помочь себе Вы сможете сами, разработав свой учебный проект. Вопросы о том, какова учебно-воспитательная ценность учебного проекта и каким характеристикам он должен соответствовать, связаны и с проблемой, как описать учебный проект для последующего его использования.

   Те проекты, которые предполагается использовать в рамках аудиторно- предметной системы, без сомнения, должны иметь характеристики, определяющие место и время их использования в воспитателъно-образовательном процессе. Эти характеристики могли бы составить методический паспорт учебного проекта.

   Надо заметить, что любой проект приобретает неповторимые, личностные оттенки при реализации его в новой обстановке и с другими студентами, и любая попытка формального описания проекта огрубляет понимание сути выполняемой с его помощью педагогической работы. Тем не менее, описание учебно-воспитательных характеристик учебного проекта необходимо и для решения, насколько именно данный проект уместен, как его можно адаптировать для применения в конкретной ситуации, какими должны быть условия его применения, чтобы получить ожидаемый результат.

   Методический анализ учебно-воспитательной ценности учебного проекта, а также его методическое описание можно сделать по единой схеме, которая позволит проводить сравнение учебных проектов и их классификацию, поможет учителю правильно оценивать свои силы до начала работы над проектом. Такой схемой может стать методический паспорт, который необходим тем педагогам, кто разработал свой проект и хотел бы предъявить его коллегам.

   При описании проекта те позиции, которые к данному проекту не относятся, следует опустить. Например, если Вы затрудняетесь описать, как воспитывается толерантность детей посредством данного проекта, Вам следует опустить пункт 16.

   Если проект сложный и осуществляется в несколько этапов, необходимо показать его структуру и связи между отдельными его частями, описать, используя вопросы методического паспорта, каждую часть в отдельности. Если, на Ваш взгляд, особенности проекта не отражаются с помощью паспорта, добавьте те позиции, которые Вам необходимы для его полного описания.

1. Тема(ы) учебно-тематического плана предмета/предметов

2. Цели: образовательные, воспитательные, развивающие

— цели и задачи обучения, развития, воспитания;

— необходимый уровень ЗУН;

3. Задачи учебно-педагогические ( группы, каждого учащегося)

4. Возраст учащихся (группа)

5. Время работы над проектом

6. Режим работы

Обеспечение

7. Материально-техническое и учебно-методическое оснащение, информационное обеспечение

8. Дополнительно привлекаемые (участники, специалисты, информационные и материально-технические ресурсы)

9. ЗУН и общеучебные навыки, необходимые учащимся для самостоятельной работы

10. Специфические умения и навыки, необходимые учащимся для работы в проекте

11. Мотивация к работе

Предлагаемые превращения

12. Новое содержание по каждой теме

13. Новые практические приемы

14. Обобщающие понятия, представления, знания, на получение которых нацелен результат проекта

15. Развитие навыков:

— самостоятельной работы с: источниками информации, инструментами, технологиями;

— самостоятельного принятия решений;

— коммуникативности: в информационном обмене, в ролевом взаимодействии;

— мыслительной деятельности при: проектировании, планировании, анализе, синтезе, структурировании;

— самоанализа и рефлексии.

16. Воспитание толерантности

17. Расширение кругозора

 

 

   Итак, метод учебного проекта характеризуется как:

— личностно ориентированный;

— деятельностный;

— обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

— построенный на принципах проблемного обучения;

— развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

— формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

— воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность и творческое отношение к делу;

—здоровьесберегающий.

   Метод учебного проекта — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

   Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творческой деятельности

   В рамках Болонского процесса и интеграции российского образования в европейское образовательное пространство в последние годы все большее внимание уделяется компетентностному подходу, развитию ключевых компетенций студентов в процессе обучения будущей профессии. Внедрение передовых технологий требует подготовки специалистов высокой квалификации, способных творчески подходить к решению информационно-технологических проблем. Однако современную ситуацию в техническом образовании можно охарактеризовать как крайне нестабильную. Позитивным является то, что активизируется процесс поиска новых стратегий и педагогических технологий обучения студентов технических профессий. Однако при этом важно, чтобы в условиях модернизации высшего и средне-специального образования удалось подготовить специалистов широкой профессиональной квалификации, которые бы приобретали в процессе обучения набор компетенций, обеспечивающих им большую мобильность и конкурентоспособность. В этом смысле подготовка техника как универсального специалиста представляется весьма своевременной и перспективной.

   Современный техник должен быть профессионально эрудированным, обладающим фундаментальными теоретическими знаниями и одновременно в совершенстве владеющим практическими компетенциями по специальности, по научной организации труда, ясно видящим инновационные задачи. Содержание подготовки таких профессионалов требует тщательного научного обоснования. Можно выделить 3 этапа его педагогического проектирования.

   1. Формулировка и определение цели подготовки техников. Она не сводится только к овладению конкретными профессиональными знаниями и умениями, а предполагает ориентацию студента на непрерывное профессиональное и личностное саморазвитие, которое и обеспечивает выпускнику технологического средне-специального учебного заведения успешную деятельность в конкретной сфере производства.

    2. Анализ будущих профессиональных функций студента и разработка идеальной модели деятельности, в которой представлены содержательные характеристики труда, особенности взаимодействия с различными сторонами производства, знания, навыки, способности и личностные качества специалиста применительно к конкретной профессии.

   3. Выработка представлений об объеме и конкретном содержании профессионально-творческой подготовки специалиста.

   Информационно-техническое образование ориентировано на мобильного конкурентоспособного специалиста широкого профиля, способного перестраиваться в изменяющихся социально-экономических условиях российского общества. При этом необходимо создать такие педагогические условия, при которых ресурсы всех учебных дисциплин направляются на развитие ключевых профессионально-творческих компетенций, на формирование информационно-технической культуры будущих специалистов. Это может быть успешно осуществлено путем внедрения комплексной методики обучения студентов проектно-творческой деятельности. Чтобы продемонстрировать ее особенности, уточним основные понятия, которые будут использованы далее.

   Понятие «проектно-творческая деятельность техника» можно определить следующим образом: это один из видов технологической деятельности, направленный на выявление, постановку и решение технологических задач, а также реализацию полученных результатов в проектно-производственной практике.

   Термин «саморазвитие» в последние годы активно используется в психологии (К.А. Абульхановой-Славской, Л.И. Анциферовой, В.П. Зинченко) и в педагогике (В.И. Андреевым, В.А. Сластениным). Отличие саморазвития от развития видится в следующем: изменения в личностной сфере детерминированы не извне, а под целенаправленным воздействием личности на самое себя; они происходят не только в мотивационной, интеллектуальной, эмоциональной сферах, но и в процессах самопознания, самоопределения, самосовершенствования, самоуправления, самореализации.

    Наши исследования показывают, что профессионально-творческое саморазвитие студента наиболее полно реализуется в процессе проектной деятельности. Она не только формирует ключевые компетенции, но и раскрывает творческий потенциал обучающихся.

    Проекты, разрабатываемые студентом, должны быть тесно связаны по содержанию с будущей профессией. Информационно-техническая деятельность- это один из видов профессиональной деятельности, который направлен на поиск, обнаружение и решение информационно-технологических задач на основе системы профессиональных знаний, компетенций и творческих способностей; эта сложная система, интегрирующим компонентом которой является специалист, обеспечивающий взаимодействие всех ее компонентов с учетом многообразия показателей, отражающих ее специфику. Поэтому основным признаком профессионализма техника является его способность к непрерывному саморазвитию и самосовершенствованию.

   Особенностью его будущей деятельности, на наш взгляд, является ее интегрированный характер; это и проектирование, и конструктивное моделирование, включающее конструирование и расчеты инженерно-технологических деталей и их целостных конструкций. Кроме этого, в круг решаемых задач входят: организация процессов проектирования и управление ими; согласование с инженерными разделами проекта, оценка качества проектов в целом, а также осуществление предварительных исследований. Синтез знаний и умений, позволяющих выполнять эти функции, представляют собой ключевые компетенции. В нашем исследовании они отбирались на основе экспертного метода. Экспертизу проводили вузовские преподаватели, имеющие опыт профессиональной деятельности в качестве техника.

Ключевыми компетенциями проектно-творческой деятельности были названы следующие:

  1. самостоятельный выбор темы — базовой проблемы проекта;
  2. осуществление поиска необходимой информации, работа с каталогами в библиотеке, Интернете;
  3. целеполагание, постановка задач, разработка плана выполнения проекта;

         4) отбор и эффективное применение соответствующих методов проектно-творческой деятельности;

     5) генерирование технических идей в контексте проекта с точки зрения их композиции, функции и    верности конструктивных решений;

  1.  готовность к сотрудничеству с преподавателем, экспертом, со студентами, особенно в процессе групповой, коллективной проектно-творческой деятельности;

7) творческое применение ранее полученных знаний по смежным областям и сопутствующим разделам в проектной работе;

  1.  использование документации, относящейся к профессиональной деятельности;

  9) использование современных компьютерных технологий, в том числе компьютерной презентации проекта;

Одним из приоритетных направлений обучения студентов технических специальностей должна стать их ориентация на развитие ключевых компетенций, необходимых в будущей профессиональной деятельности техника и включающих готовность к реализации инноваций, а также личностные качества техника, определяющие уровень его общей и технологической культуры, способность к профессиональному совершенствованию.

Рыночные условия делают необходимым формирование у студента мотивации к профессиональному саморазвитию. В процессе обучения в техникуме ему нужно приобрести характер исследователя, способного находить и выделять важнейшие принципы, оценивать главные свойства создаваемых технологических процессов и объектов, творчески применять знания в ситуациях, связанных с  информационными проектами.

Будущий техник должен участвовать в проектной деятельности, направленной на создание объекта общественной, практической и социально-коммуникативной значимости, его профессиональные знания должны быть не узкоспециальными, а динамичными, с одной стороны, и фундаментальными и универсальными, с другой. Такое сочетание делает их практико-ориентиронанными. Для осуществления эффективной профессиональной информационно-технической деятельности необходимо, чтобы будущий специалист развивал чувство ответственности, привычку качественно выполнять свою работу независимо от внешних стимулов, а также интерес к творчеству, стремление максимально реализовать свой личностный технический потенциал.

   Наши исследования показывают, что важнейшими условиями ориентации студентов на развитие ключевых компетенций проектно-творческой деятельности являются:

-        психолого-педагогическая поддержка студента со стороны преподавателей на отдельных, наиболее сложных этапах выполнения проекта;

- ориентация будущих техников на самостоятельный поиск необходимой для выполнения проекта информации, желательно разнообразной, включая и Интернет;

  • развитие исследовательской, методологической культуры студента в процессе проектно-творческой деятельности;
  • стимулирование мотивации обучающихся к совершенствованию проекта уже на отдельных промежуточных этапах его выполнения;
  • ознакомление студента еще на этапе выполнения проекта с оценочными критериями эффективности проектно-творческой деятельности (новизны, оригинальности, системности, глубины проработки проекта, доказательности и др.);
  • открытость и конкурсность в процессе публичной защиты проекта;

 моральное, а в отдельных случаях и материальное поощрение студентов за лучшие творческие проекты (именные стипендии, стажировки за границей.)


     

Коммуникативная компетентность с позиции педагогики

   Современное образование, как подчеркивается в Концепции модернизации российского образования до 2010 года, должно ориентироваться на личностное развитие обучающихся, их познавательных способностей и формирование ключевых компетенций. Владение языком относится к одной из пяти ключевых компетенций, предложенных Советом Европы. Это связано прежде всего с тем, что язык обеспечивает общественно значимую возможность отражения окружающей человека действительности и самого себя, т.е. представляет собой форму хранения знаний о действительности (эпистемическая функция), а также основное средство человеческого общения (коммуникативная функция) и получение нового знания о действительности (когнитивная функция).

   Эти свойства языка согласованы с потребностями и условиями протекания коммуникативной деятельности человека, составляющей важнейший аспект его социального поведения. Все вышеперечисленные функции связаны с материальным и духовным миром человека. Следовательно, реализация субъектом познания различных функций языка является показателем уровня его коммуникативной компетентности, формирование которой у обучающихся можно с полным основанием отнести к разряду доминантных ценностей современного образования.

   В термине «коммуникативная компетентность» ключевым является понятие «коммуникация», под которым, как правило, подразумевается общение между людьми, отражающее уровень их информированности в какой-либо области, служащее средством передачи информации и в целом являющееся необходимым «атрибутом» жизни каждого человека. Качество коммуникации зависит от информированности личностей. Интерпретация информации в процессе общения становится основой новых знаний, мыслей, речевых задач, способствует установлению общезначимых наборов правил для различной целенаправленной деятельности.

   Это сложный процесс взаимодействия, зависящий от отношений людей друг к другу, характера их взаимовлияния, степени сопереживания и взаимопонимания. Такое представление о понятии «коммуникация» позволяет говорить о разнонаправленных и одновременно взаимосвязанных целях данного процесса. С одной стороны, можно говорить о языке как о средстве передачи (освоения) опыта, выражения эмоций, побуждения к действию и т.п. С другой стороны, эти цели нередко находятся в неразрывном единстве.

   Если «компетентность» определить как совокупность взаимосвязанных качеств личности, знаний, умений, навыков, которые необходимы для продуктивной деятельности по отношению к определенному кругу предметов и процессов, то, исходя из сказанного выше, «коммуникативную компетентность» можно охарактеризовать как степень подготовленности к реальному жизненному общению, в том числе и в профессиональной сфере.

   С точки зрения современной антропоцентрической лингводидактики, коммуникативная компетентность рассматривается как категория, отражающая нормативные знания семантики языковых единиц разных уровней, овладения механизмами построения и перефразирования высказывания, умение порождать дискурс любой протяженности, сообразуясь с культурно-речевой ситуацией, включающей параметры адресата, места, времени и условий общения, способность осуществлять сознательный и автоматический перенос языковых средств из одного вида речевой деятельности в другой, из одной ситуации в другую. Главным при обучении языкам является развитие личности обучаемого.

   Такой подход к понятию «коммуникативная компетентность» предполагает рассмотрение языка не абстрагированно от человека, а в качестве принадлежности человеческой личности. В связи с этим особое значение приобретает социокультурный аспект коммуникативной компетентности, который помогает адаптироваться личности обучаемого социальной действительности посредством изучения языка. Формирование коммуникативной компетентности с этих позиций делает обучение открытым для различных целей с учетом потребности личности. Многие ученые (И.Л.Бим, Е.М.Верещагин, В.Г.Костомаров, В.В.Сафонова, Е.Н.Соловова, Д. Хаймз, Дж.Хабермас) считают, что коммуникативная компетентность включает в себя знание норм и правил коммуникации, наличие коммуникативных умений и профессионально важных качеств, способов взаимодействия с окружающими людьми, навыков работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

   Фактически речь идет о целом комплексе коммуникативных компетенций, оказывающих влияние на установление социальных и межличностных контактов с использованием вербальных и невербальных средств.

   Одна из наиболее распространенных моделей коммуникативной компетентности была разработана Ван Эком в 1988 г. Она состоит из 1) лингвистической, 2) социолингвистической, 3) социокультурной, 4) стратегической, 5) дискурсивной, 6) социальной компетенции. Эта модель наиболее полно соответствует процессу социализации личности на базе коммуникативной компетентности, отражая социокультурную цель образования. Такая позиция основана на том, вышеназванные компетенции требуют таких умений и навыков, как: языковая корректность; умение организовать общение, учитывая конкретную ситуации; готовность и способность к ведению диалога культур; умение построить общение так, чтобы добиться поставленной цели; владение различными приемами получения передачи информации как в устном, так и в письменном общении; компенсаторные умения; умение обучающегося использовать разные коммуникативные роли, способность социального взаимодействия с людьми и окружающим миром.

   Формирование коммуникативной компетентности предполагает четкое представление о том, какова профессиональная составляющая лингвистической подготовки будущего специалиста. В этих целях требуется анализ структуры и содержания его предстоящей профессиональной деятельности, выявление типологических особенностей, на основе которых моделируется профессионально ориентированная лингвистическая подготовка. Только тогда можно будет обеспечить аутентичность учебных материалов и рациональность приемов и методов обучения, позволяющих воссоздать на занятиях реальные психологические ситуации, отражающие логику действий специалиста.

                Разработка проекта (итоговое практическое задание)

   

   Цели данного проекта по страноведению: воспитание любознательности, умения работать самостоятельно с разнообразными информационными источниками, воспитание сотрудничества, умения работать в команде, воспитание толерантности в молодежной среде, уважения иной культуры, людей других национальностей, их языка, культуры, традиций.

В ходе подготовки проекта учащиеся разбиваются на творческие группы, каждая выбирает свое направление и ведет исследовательскую работу (поиск информации в (Интернете, литературе), ее систематизация, оформление, сбор видеоматериалов, фотографий, интервью).

   На первых курсах мы применяем проект по страноведению. Воспитание толерантности в молодом поколении – важная задача, которая стоит перед нами сейчас – задача научить студентов уважать разные культуры и людей, не похожих на них, что объединяет развитых людей, а не разобщает, ведь толерантность – это не только уважение к людям других национальностей, но и терпимость к другому образу жизни, поведению, иным обычаям, чувствам, верованиям, мнениям, идеям. Решение этих задач поможет решить другие важные задачи, взаимного сотрудничества, творческих союзов, установление крепких дружеских отношений между людьми разных стран и национальностей, будет способствовать возникновению взаимного интереса у представителей разных национальностей, людей разных вероисповеданий друг в друге. Подобные дела (как работа над проектом, его защита или представление) обогащают всех участников, никого не оставляя равнодушным. Таким образом, мы вносим свою лепту в воспитание (привитие) стремления людей жить в мире друг с другом. Ведь чем больше мы узнаем о других людях и расскажем о себе, тем меньше будет возникать межнациональных конфликтов на нашей прекрасной планете.

                          Национальные                                                                                            Портретная галерея

                          традиции                                                                                                     знаменитых людей

● праздники                                                                                                                              ● литературы

● имена и их значения                                                                                                             ● кино

● вероисповедание                                                                                                                   ● театра

● национальные черты характера                                                                                           ● спорта

● национальные блюда                                                                                                            ● политики

и т. д.                                                                                                                                          ● истории

        

Система образования                                          Сам проект                                         Мир музыки (отдельно)

● школы                                                              конечный продукт -                                Бах, Бетховен, Вивальди,

● колледжи                                                                                                              Шопен, Чайковский, Шостакович

● старинные                                                                                                                 Шнитке и др.

   университеты                                                                                                          (Музыкальная гостиная)

                                                                                                                                     (можно сотрудничать с        

                                                                                                                                      преподавателями организаторами)

                                                                                                                                   

Достопримечательности                                                                                             Фольклор

разных стран                                                                                                                ● легенды, сказки, стихи

● особенности архитектуры                                                                                       ● пословицы, поговорки

   (разные эпохи и стили)                                                                                            ● народные промыслы

● культурные ценности                                                                                              ● танцы

  (картинные галереи,                                                                                                  ● национальный костюм

   музеи, площади,                                                                                                        ● музыкальные народные

   национальные парки)                                                                                                  инструменты

   Цели проекта «Выставка профессионального оборудования»:  развитие профессиональной коммуникативной компетенции, воспитание профессионализма, умения работать самостоятельно с профессиональной лексикой и с разнообразными информационными источниками, воспитание сотрудничества, умения работать в команде, воспитание толерантности в молодежной среде.

   В ходе подготовки проекта учащиеся разбиваются на творческие группы, каждая выбирает свое направление и ведет исследовательскую работу (поиск информации в (Интернете, литературе), ее систематизация, оформление, сбор видеоматериалов, фотографий, интервью).

This is the invitation to a technical exhibition you found in today’s post.

Advance Exhibitor Information.

The Kazan Exhibition Centre will host. It offers exhibitors a marketplace like no other in the world. Product displays are grouped according to category: components, instruments, production and packaging, mini and microcomputers.

Aisles are carpeted in colours coded to product groups. When needed, special bus transportation services are offered to visitors. Registration, via computer, is simple and quick for both visitors and special guests of exhibitors.

When: September 12-14, 2009.

Where: Kazan Exhibition Centre.

Who: 200 + exhibitors in 400 + booths

Exhibit Space: 9x10 Corner locations 1300

                        9x10 Standard booth 1200

                        9x15 Standard booth 1800

You have taken the decision to attend the exhibition. You must fill now in the following application form to be admitted to the exhibition:

Application for Exhibit Space.

We hereby apply for exhibit space in the 2009 in Kazan, September 12-14. We agree to abide by show rules and regulations, as highlighted in the Exhibitor Prospectus and detailed further in the Exhibitor Service Manual and Bulletins issued in advance of Wescon/87, and to the terms printed on the reverse side of this form.

Name of Firm…..

Street Address…..

City……

Country……

1 We wish to exhibit in the following product categories:

   -Components and Microelectronics

   -Instrumentation and Control Systems

   -Mini and Microcomputers

  - Production, Packaging and Test Equipment

   -Measuring Devices

2 Total number of booths…..

3 We will exhibit the following kinds of products……….

( Please return the completed copy with initial payment attached)

Russian officials, Mr Ivanov and Mr Petrov are visiting the booths where DISA, a Danish firm, displays equipment for scientific research. The Guide presents measuring equipment produced by this company.

Guide: Let me introduce to you several optical units used in laser Doppler anemometry which DISA produces. Look. This is 55L01 Optical Unit. This versatile unit can be used in all modems of operation.

Mr Ivanov: But what are these modes of operation? Can you give us a more detailed description?

Guide : Certainly sir. Come here and look at these diagrams. Three typical modes are shown schematically here. Certain of these modes, depending on the transmitting optics chosen, can also be developed into two channel systems.

Mr Petrov: Such system must be used when simultaneous measurement of two velocity components is required.

Guide: You are certainly right. Two mutually perpendicular components are measured.

Mr Ivanov: But what is the principle of measurement?

Guide: I will try to explain it. Look at this picture. If we take a laser light beam which is incident to a fluid flow, this beam, as you may guess, will be scattered in all directions from particles in the flow. Due to the particular velocity this scattered light is frequency shifted. By combining scattered light from two incident beams we get an interference phenomenon.

Mr Petrov: Aha and as far as I understand the resultant beam frequency should be directly proportional to the particle velocity.

Mr Ivanov: That’s clear. And in what way do you learn this frequency?

Guide: The Doppler frequency information is input to a Tracker or Counter via a photodetector.

Mr Petrov: What do you mean by Tracker?

Guide: As the name suggests, it tracks the Doppler frequency. It is an analog instrument, you see.

Mr Ivanov: But how is this achieved?

Guide: By means of a voltage controlled oscillator in the fed back loop. The controlling voltage is directly proportional to the Doppler frequency and hence also the flow velocity.

Mr Petrov: And what about the Counter?

Guide: The Counter is a digital instrument. It times a scattering particle over a known number of fringes.

Mr Ivanov: Particle velocity must be equal, then, to      .

Mr Petrov: Yes, the reciprocal of the time information is proportional to the partical velocity.

Guider: Now that we are through with the principles, I will return your attention to the equipment.

Mr Ivanov: I would like to learn the main data of Optical Unit 55L 01. What is its range of beam separation?

Guide: Its from 18 up to 54 mm. You can us lenses with focal lengths of 130, 300 and 600 mm.

Mr Petrov: That’s ok. And what about processing equipment?

Guide: I can offer you 55L 20 Doppler Signal Processor.

Mr Ivanov: What are its functions?

Guide: Its an analog instrument for improving the signal-to noise ratio of the input Doppler signal and converting the frequency into an analog out put voltage which is directly proportional to the flow velocity.

Mr Petrov: It’s a complex device isnt it?

Guide: Yes, it consists of several modules: a preamplifier, a frequency tracker and a meter unit.

Mr Ivanov: You have shown us separate units. What advice can you give to us as regards possible combinations of optics and electronics?

Guide: Combinations may be various. Some of the typical ones are shown on this stand.

Mr Petrov: The choise of systems, as I may assume, depends on the intended applications?

Guide: Yes. If you need further information on the subject of possible combinations, you may consult one of our agents. We have agents in Kazan as well, you know. Our agent will be glad to give you his assistance. I hereby finish and thank you for your kind attention.

Mr Ivanov and Mr Petrov: Thank you it was all very interesting and captivating.

                                                 Заключение

   Актуальность использования проектной методики в преподавании иностранного языка — это одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности студентов, направленный на решение задачи учебного проекта, интегрирующий в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики.

    Кроме того, метод проектов — это замечательное дидактическое средство для обучения проектированию — умению находить решения различных проблем, которые постоянно возникают в жизни человека, занимающего активную жизненную позицию. Он позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности — необходимые качества развитого интеллекта.

Суммируя вышесказанное, мы можем сделать вывод, что метод проектов действительно является наиболее адекватной технологией личностно-ориентирован-ного воспитания, дающей возможность использовать современные аксиологический и культурологический подходы к воспитанию, активизировать педагогическую поддержку, социализацию, включение студента в различные среды, а также в личностно-ориентиро-ванную ситуацию в процессе воспитания учащихся средствами предмета «Иностранный язык». Кроме того, реальные практические результаты в виде изготовленного страноведческого буклета, газеты, коллажа, подготовки доклада и выступления с ним на конференции, демонстрации рекламы и т. д. усиливают мотивацию учащихся.

Список литературы:

  1. Ибрагимов Г.И. Принцип управления качеством среднего профессионально образования / Г.И. Ибрагимов // Педагогика №4.-2007.-С.45-52.

  1. Хайруллина Э.Р. Развитие ключевых компетенций студентов в проектно-творческой деятельности / Э.Р.Хайруллина // Педагогика     № 9.- 2007.С.72-75.

  1. Голдованская И.Б. Коммуникативная компетентность с позиции педагогики / И.Б.Голдованская // Педагогика № 1.- 2008.С.121-123

  1. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам .М.,1982.- 39,40 с.

  1. Эльконин Д.Б.Психология игры. М.,1978.- 181с.

  1. Нечаева Е.Ф. Креативность и артистизм в преподавании и изучении иностранных языков / Е.Ф.Нечаева // Педагогика № 5.- 2007.С.119-128.

  1. Tom Hutchinson. English for life. Oxford University Press 2007.

  1. Dinos Demetriades. Information Technology. Oxford University Press 2003.

  1. Vicki Hollett, John Sydes. Tech Talk. Oxford University Press 2005.

  1. Коваленко А.Я. Общий курс научно-технического перевода.Киев.,2004.-314с.

  1. Радовель В.А. Английский язык Основы компьютерной грамотности. Ростов-на-Дону,2007.-216с.

  1. Казакова Т.А. Практические основы перевода. Санкт-Петербург,     2002.- 318


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование проектной методики на уроке немецкого языка

Цель: воспитывать и развивать самостоятельно мыслящих, умеющих добывать и обрабатывать информацию, анализировать полученные знания, делать выводы и аргументированно доказывать свою точку зрения,облада...

Презентация педагогического опыта по теме "Использование проектной методики на уроках английского языка"

В данной работе описаны основные виды проектов и методика работы с ними на уроках....

Использование проектной методики на уроках английского языка

Метод проектов может использоваться при обучении английскому языку в рамках программного материала практически по любой теме, так как отбор тематики проведен с учетом практической значимости для школь...

Использование проектной методики на уроках английского языка

За последнее десятилетие перед российскими школами ставят задачи по формированию у учащихся интеллектуального и нравственного развития, формирования у детей потребности в саморазвитии и самовоспитании...

Статья " Использование проектной методики на уроках английского языка"

Задачи модернизации образования не могут быть решены без оптимального внедрения современных технологий на уроках английского языка. Использование новых технологий предполагает развитие новых форм и со...

Использование проектной методики на уроках английского языка

В статье хочу поделиться опытом создания проектов на уроках английского языка....