Внеурочная деятельность студентов
творческая работа учащихся на тему

Григорьева Нина Петровна

Студенчество существенно отличается своими устремлениями, жизненными ориентирами, потенциальными интеллектуальными возможностями, уровнем духовного, социального, общекультурного развития, направленностью поведения и ценностей от представителей иных групп молодежи. В данном разделе представлены методические разработки, внеклассные мероприятия, проектная и исследовательская деятельность студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ

на индивидуальный проект

студентки 2 курса группы ПК -21

Каменского филиала ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

_________________________Даниловой Елены ________________

По профессии СПО 19.01.17«Повар, кондитер»

По учебной дисциплине «Иностранный язык»

Тема: «Наше хобби: различаются ли наиболее популярные хобби молодежи в разных странах?»

Объем работы: проект состоит из 15 листов пояснительной записки

 Количество листов приложений  нет

Актуальность темы индивидуального проекта

Актуализация вопросов молодежного досуга обусловлена  тем, что молодое поколение, в соответствии со своими социокультурными потребностями, время досуга посвящает в основном общению в молодежных компаниях, группах сверстников, где формируется особая молодежная субкультура, влияющая на становление личности молодого человека. 

Общая характеристика работы Индивидуальный проект выполнен   в соответствии с заданием

Положительные стороны работы: студентка владеет теоретическими знаниями и проявляла инициативность и самостоятельность, ответственно подходила к заданиям руководителя

Недостатки работы При выполнении были затруднения в заключительной части проекта

Проявленная  самостоятельность студентка старалась привлечь к диалогу своих сверстников,  преподавателей

Умение пользоваться различными источниками информации при подготовке проекта были использованы различные источники, а не только рекомендуемые,  которые студентка использовала свободно, владея информацией

Рекомендуемая оценка    «хорошо»

Руководитель                                                  Григорьева Н.П.

« 09 » марта 2017  г.



Предварительный просмотр:

ОТЗЫВ

на индивидуальный проект

студента 2 курса группы ПК -21

Каменского филиала ГАПОУ РБ «Политехнический техникум»

_________________________Липунова Евгения ________________

По профессии СПО 19.01.17«Повар, кондитер»

По учебной дисциплине «Иностранный язык»

Тема: «Здоровье молодого поколения, как залог сохранения нации»

Объем работы: проект состоит из 31 листов пояснительной записки

 Количество листов приложений  нет

Актуальность темы индивидуального проекта

    Проблема сохранения здоровья детей и подростков затрагивает все аспекты учебной и внеучебной деятельности. Бесспорно, в этом вопросе важен поиск новых подходов к охране здоровья и формированию здорового образа жизни обучающихся.

Общая характеристика работы Индивидуальный проект выполнен   в соответствии с заданием

Положительные стороны работы: студент владеет теоретическими знаниями и проявлял инициативность и самостоятельность, ответственно подходил к заданиям руководителя

Недостатки работы При выполнении были затруднения в при работе с программой Microsoft Office

Проявленная  самостоятельность студент старалcя привлечь к диалогу своих сверстников,  родителей, преподавателей

Умение пользоваться различными источниками информации при подготовке проекта были использованы различные источники, а не только рекомендуемые,  которые студент использовал свободно, владея информацией

Рекомендуемая оценка    «хорошо»

Руководитель                                                  Григорьева Н.П.

« 09 » марта 2017  г.



Предварительный просмотр:

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………….

 5

1.Понятие: «Семейные ценности в английской культуре»…………………..

 7

2. Приоритеты семьи в Германии……………………………………………..

 11

3.Воспитание в русской семье…………………………………………………

14

Заключение……………………………………………………………………….

21

Список использованных источников……………………………………….......

23

ВВЕДЕНИЕ

В различных обществах и культурах определение семьи может некоторым образом различаться. Кроме того, часто определение зависит также и от той области, относительно которой это определение даётся. Существует много определений семьи. Каждое из них зависит от конкретных исторических, этнических и социально-экономических условий, а также от конкретных целей исследования

 Актуальность работы.

   Неизбежным следствием серьезных экономических, общественных изменений, происходящих в последние десятилетия в мире, является трансформация социокультурных ценностей, в том числе семейных.

    В семье, являющейся частью общества, отражаются его особенности. В последние годы многие исследователи говорят о кризисе, который переживает современная семья - высокий уровень разводов, малодетность или бездетность, снижение ценности семьи как таковой. Отмечается, что более значимыми ценностями для молодых людей является личностная и профессиональная самореализация, достижение социального успеха. Изменяется и характер семейных ценностей.     Важную роль в современной молодой семье приобретает психотерапевтическая функция. Молодые люди, живя в современном динамичном мире, испытывают эмоциональные перегрузки и для них важно, чтобы в семье они находили покой, понимание, поддержку.

         Семейные ценности оказывают влияние на благополучие супружеских отношений. Они определяют значимость для партнеров сторон семейной жизни. В соответствии со шкалой семейных ценностей в ряду семейных деятельностей на первый план выдвигается та или иная семейная функция - рождение и воспитание детей, организация быта и т.д.

       Главным семейным ценностям личность склонна уделять больше внимания, энергии, времени. Низкое качество реализации главных семейных ценностей вызывает у человека разочарование в семейной жизни с данным партнером. Рассогласование семейных ценностей у супругов мешает им наладить устойчивый уклад семейной жизни, приводит к конфликтам, неудовлетворенности. Семейные ценности формируются под влиянием родительской семьи, особенностей личности супругов, их жизненной ситуации.

       На структуру семейных ценностей влияет также национальная принадлежность супругов, так как вероисповедание, семейные национальные, культурные обычаи и традиции накладывают определенный отпечаток на систему взглядов человека.

Цель исследования: изучить особенности семейных ценностей разных культур (на примере России, Англии, Германии).

Задачи исследования:

1.Выявить особенности семейных ценностей в английской культуре.

2.Изучить семейные традиции Германии.

3.Раскрыть сущность семьи, семейных отношений в России.

Объектом изучения являются семейные ценности.

Предмет исследования: особенности семейных ценностей английской, немецкой и русской культур.

ПОНЯТИЕ: "СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ"

В АНГЛИЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Многие из нас услышав «англичанин» представляют себе человека аристократичного, утонченного, сдержанного. Образ этот навеян нам книжными рассказами, фильмами, и надо сказать, основа тому действительно реальная.  Итак, давайте разберемся, каковы основные принципы и устои воспитания детей в Великобритании?

Если проехаться по детским учреждениям и детским площадкам Англии, то сразу бросается в глаза, что с детишками гуляют в основном женщины за 30-35 лет. Очень редко в Англии можно увидеть молодую мамочку. В королевстве детей рожают в основном после 30 лет, а то и после 40. Как полагают англичане, семья сначала должна встать на ноги, окрепнуть, обзавестись домом, а уже потом думать о детях. Кстати, стоит также отметить, что в традиционной английской семье чаще всего  бывает не меньше троих детей.

В Великобритании не принято прибегать к помощи бабушек и дедушек. Не в английских правилах брать внуков более чем на один-два дня. Родители рассчитывают только на себя, и чаще всего с ребенком дома сидит мать.  В зависимости от финансовых возможностей, родители могут прибегнуть к помощи нянек или домработниц.

Услуги няни в Великобритании стоят дорого, и поэтому далеко не каждый прибегает к их услугам. К няням выдвигаются весьма серьезные требования. В ее обязанности входит не только  уход за малолетним чадом. Няня сама разрабатывает программу развития для ребенка и занимается по ней с малышом. Ну и разумеется, няня должна водить ребенка гулять, в кружки, одним словом – не спускать с него глаз.

Для детей Великобритании существует множество кружков и секций – музыка, плавание, гимнастика, иностранные языки.

В Англии очень популярны игровые кружки, они организуются мамочками в частных домах. Несколько мам объединяются и по очереди сидят с детьми. Бывает, что такие группы создаются при организациях или предприятиях.

Английские мамы отличаются своей терпимостью и спокойствием. Они с улыбкой на лице и без раздражения готовы по сто раз объяснять ребенку одно и тоже. Также отметим, что родители с самых первых дней жизни  берут малышей с собой в гости, кафе и магазины.  Так что, детишки в этой стране с ранних лет приспосабливаются к окружающему их обществу. Особо стоит сказать, что конечно и сама страна приспособлена для самых маленьких детей: в каждом магазине есть комната для кормления, в каждом кафе и ресторане имеются детские стульчики и детское меню. Везде есть удобные съезды с тротуаров и лестниц. Все всегда очень положительно и добродушно настроены к детям, а детишки соответственно легко идут на контакт со взрослыми.

По статистике, кстати, Великобритания — самая безопасная для детей европейская страна. Именно в Англии самый низкий процент несчастных случаев, касающихся детей. Малыши катаются на велосипедах только в специальных шлемах, детские площадки всегда имеют резиновое покрытие или посыпаны мягкими опилками.

Первое дошкольное учреждение, куда можно устроить ребенка – детский сад, он называется в Англии  — «ясельная школа». Там детишек учат петь, читать, развивают моторику, учат этикету и вежливости. Малышей от трех лет учат читать, писать, начинают проводить уроки  иностранного языка.

Частные ясельные школы бывают для самых маленьких детишек до года и детишек постарше. Те, что для совсем маленьких детей, очень дорогие. Здесь на одного воспитателя приходится всего трое детей, не больше. Питание и занятия — индивидуальные. В учреждениях всегда работают высококвалифицированные специалисты. Требования к воспитателям очень высоки.

Как только ребенку исполняется 3-4 года (в зависимости от района проживания) родителям выдают ваучер, по которому государство берет на себя обязанность оплачивать пребывание в детском саду в течение 15 часов в неделю. Это так называемый вклад государства в воспитательный процесс его граждан, пусть и маленьких.

Система воспитания детей построена на принципе – ребенок – маленькая личность. Все вращается вокруг ребенка, вокруг его интересов. Во главу угла ставится забота о душевном комфорте ребенка. Детей по любому поводу хвалят, поощряют. Это существенно повышает самооценку ребенка и способствует развитию уверенности в себе.  Это в свою очередь поможет ребенку в будущем легко к окружающим, справляться даже с очень трудными жизненными ситуациями и выходить из них победителем, как подобает истинному англичанину.

В дошкольные учреждения детей можно водить несколько раз в неделю или даже в месяц. Можно забирать ребенка из ясельной школы в любое время.

Школьная пора у детишек начинается рано, в 4 годика. Школьное образование включает в себя два этапа: начальное – для детей в возрасте от 4 до 11 лет  и среднее — для детей от 11 до 16 лет. Кроме того, в Великобритании ребенок может учиться бесплатно,  независимо от расовой и национальности принадлежности, социального статуса и финансовых возможностей его родителей. А наряду с бесплатными учебными заведениями, существуют и частные, платные  заведения.

Хочется отметить, что огромное  внимание в учебных заведениях уделяется благотворительности. С малых лет детей учат сочувствовать и сопереживать, помогать тем, кто нуждается в этом. Для сбора средств на благотворительные цели в каждом учебном заведении организуются различные мероприятия, к примеру, такие как  «день без школьной формы», когда ребенок может  прийти в школу  в чем захочет, и принести с собой небольшой взнос

— 1 фунт стерлингов, это около 50 рублей. Собранные деньги школа отдает нуждающимся, на детский хоспис или в фонд бездомных.

Что касается наказаний детей в Англии, тут англичане очень гуманны. Наказывать детей либо словами, отчитав его и указав на неправильное поведение, либо просят спокойно посидеть в углу. Совсем маленьких детей не наказывают, им позволено шалить и шкодничать.

В законодательстве Великобритании предписаны все тонкости, связанные с телесными наказаниями детей. В семьях официально разрешается слегка шлепнуть непослушного ребенка, но наказания ремнем или чем-то подобным  запрещены. Ни в коем случае нельзя превышать допустимого. Если на коже ребенка появились просто покраснения или  кровоподтеки, родителей могут привлечь к уголовной ответственности.

И еще одна особенность английского воспитания: в Великобритании не принято, чтобы взрослый делал замечания чужому ребенку. Если ребенок плохо себя ведет следует поговорить об этом с родителями малыша, а не одергивать чужого ребенка.

         Главная задача английского воспитания – развить у ребенка сильный характер, силу воли, упорство, умение справляться с любыми трудностями, и при этом не забывать о хороших манерах,  чувстве долга и сострадания.

2. ПРИОРИТЕТЫ СЕМЬИ В ГЕРМАНИИ

         Немецкие исследователи отмечают, что изучение немецкого менталитета является весьма сложной задачей, что связано с рядом исторических и политических причин, а также с особенностями немецкой культуры. Свидетельством девальвации традиционных немецких семейных ценностей стала «студенческая революция» 1968 г.

     Протест молодежи был направлен против непререкаемости авторитетов и традиционных ценностей, студенты выступали за свободу личности, демократизацию системы образования и общества в целом. На первый план в Германии конца XX в. выдвигаются индивидуалистические ценности, связанные, прежде всего со сферой личной жизни человека.

         Следует отметить, что традиционные семейные ценности претерпели значительные изменения по сравнению с предыдущими периодами истории Германии.           Сущность семьи в Германии второй половины XX в. кардинальным образом изменилась. Еще в первой половине XX в. господствовала традиционная авторитарно-патриархальная модель семьи, в соответствии с которой отец как глава семьи единолично решал все важные вопросы семейной жизни, а уделом жены были церковь, кухня, дети, платья. Авторитарная фигура отца-главы семьи и кормильца ушла в прошлое, семейные отношения воспринимаются со второй половины прошлого века и по настоящее время как отношения равноправных партнеров. По мнению немецких исследователей, семья как общность в наше время индивидуализирована: ожидания от семейной жизни связываются с самореализацией и автономией, что указывает на глубокие изменения в структуре ценностей немецкого народа.

           В значительной степени изменились также и ценностные ориентиры при воспитании детей. В отличие от предыдущих исторических эпох целью воспитания детей является привитие им самостоятельности и независимости, веры в собственные силы, способности к критическому мышлению, а не послушания, покорности, подчинения авторитетам.

        Итак, традиционные ценностные ориентиры - воспитание любви к порядку и дисциплины отступили на второй план, но не полностью отсутствуют в процессе воспитания. Как и прежде, в качестве значимых факторов для приобретения знаний и компетентности в определенной области расцениваются прилежание, дисциплина и порядок.

Семья в Германии всегда стола на первом месте, сегодня ничего не изменилось. Немецкая семья это важнейшая ячейка общества и социальный институт. Как ни странно, но в Германии, со временем значение семьи лишь возросло. Последние социологические исследования в Германии показали, что у 90% населения семья стоит на первом месте, как главный личный приоритет. Большую ценность семья имеет и для немецкой молодежи, 70% молодых людей в возрасте от 17 до 25 лет заявили, что семья необходима для полного счастья. Конечно, со временем представления о том, как должна выглядеть идеальная немецкая семья несколько изменились в ходе различных социальных перемен. Например, раньше традиционная немецкая семья подразумевала нескольких детей, при этом матери всегда были домохозяйками, а отец главным кормильцем семьи. Сегодня такую семью в Германии практически нельзя найти, подобная модель проживания встречается лишь в нижних социальных слоях, часто среди мигрантов.

        Сегодня в Германии формы совместного проживания супругов стали более разнообразными, свобода выбора и действий расширилась. В основном это связано со значительно изменившейся ролью женщины, примерно 60% немецких матерей сегодня работают. Из-за это немецкие семьи уменьшились, количество семей с одним ребенком в Германии увеличилось, есть даже семьи которые живут вообще без детей. Статистика сообщает, что каждая третья женщина, родившаяся в 1965 году, сегодня не имеет детей. Моральные основы семьи тоже потерпели сильные изменения. Однако верность своему партнеру по-прежнему осталась на первом месте. В Германии так же выросло процентное соотношение так называемых браков, без брачного свидетельства. Многие молодые пары просто начинают жить вместе, в связи с этим значительно выросло число внебрачных детей. Однако в целом немцы стараются сохранить большинство своих традиций. В Германии не принято оставлять детей с дедушками и бабушками - ребенка либо берут с собой, либо нанимают няню. Но если вдруг произошла непредвиденная ситуация и ребенка все же пришлось оставить с кем-то из старшего поколения, родители малыша находят вполне естественным заплатить за это деньги.

        Кстати, немцы очень рано начинают жить самостоятельной жизнью. Нередко, ребенок чуть старше 14 лет начинает жить отдельно от родителей. Более того, в дом родителей он может прийти только предварительно согласовав время. Не раньше не позже.

         Таким образом, можно констатировать, что в ценностных ориентирах современной Германии наблюдается не сохранение старых и не появление абсолютно новых ценностных идей, а симбиоз традиционных и новых ценностей.

3. ВОСПИТАНИЕ В РУССКОЙ СЕМЬЕ


                 
Обычаи и традиции семьи во времена Российской Империи

 Семья для русского человека всегда была средоточием всей его нравственной и хозяйственной деятельности, смыслом существования, опорой не только государственности, но и миропорядка. Почти все этические и эстетические ценности складывались в семье, усваивались человеком постепенно, с нарастанием их глубины и серьезности.

           Крестьянская семейная жизнь строилась в основном на соблюдении старых обычаев и традиций; формальное законодательное брачно-семейное право играло в жизни крестьян не столь значительную роль. Брак для русских крестьян был не только залогом благосостояния, самостоятельности и веса в обществе, но и моральным долгом. Только женатые люди могли получить в надел землю, завести самостоятельное хозяйство, для нормального существования которого необходимы и мужские, и женские руки.

            Анализ разнообразных культурологических и педагогических источников по проблемам воспитания в русской семье (М.М.Громыко, А.Э.Измайлов, Н.И.Костомаров, Д.И.Латышева и др.) позволяет выявить основные ценности семейного воспитания.

         На Руси издревле было особое понимание значения семьи. Значимость семейной жизни оценивалась с дух позиций: хозяйственно-экономической и моральной. С хозяйственно-экономической точки зрения неженатый мужчина вне зависимости от возраста не имел права голоса на общих собраниях.

          Считалось, что человек, не несущий ответственность за семью, не может принять взвешенное и разумное решение. Обращаясь к статистике, можно констатировать, что брачность в Российской империи была почти всеобщей. В крепостное время всего около 1% мужчин и женщин в возрасте 60 лет никогда не состояли в браке, что почти совпадало с долей инвалидов (слепые, немые и глухонемые) и психически больных в 1897 г., равной 0,9% от всего населения. Отрицательное отношение к разводу, прежде всего, связано с религиозностью и набожностью русских людей. «Что соединил Бог, то человек разъединить не в силах». В брак вступали по воле родителей и только с родительского благословления. Учитывались и мнения молодых людей, но те, кто поступал против решения семьи, обрекали себя на полунищенское существование. Выбор супруга обосновывался также двумя причинами: хозяйственными и моральными.

          Одной из важнейших функций семьи является физическое и духовное воспроизводство населения, т. е. рождение и воспитание детей. Бездетность воспринималась как наказание судьбы и величайшее несчастье. Большая, многодетная семья пользовалась в деревне и волости всеобщим почтением.

          В русской семье воспитание детей - самая важная обязанность родителей: «Умел дитя родить, умей и научить», гласит пословица. Русская народная педагогика среди воспитателей на первое место ставит отца и мать, оценивает их по тому, как они растят детей: «не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто воспитал, вскормил да добру научил».

        Характерно, что «народные воспитатели» позаботились, чтобы в свои афоризмы включить различные педагогические категории: наставление, предупреждение, упрек, даже определенные педагогические условия, при соблюдении которых можно рассчитывать на успех в любом деле.

          Издавна повелось, что в крестьянской семье существовало строгое разделение «мужских» и «женских» ролей. Мужчина всегда воспринимался как глава семьи, ее опора и основа.

           Средства и методы воспитания зависели от возраста ребенка. В возрасте от года до семи лет уход за ребенком со стороны родителей был минимальный. Ребенку предоставлялась полная свобода действий, слабо или почти не контролируемая взрослыми. Когда ребенок становился старше, использовалось наказание: от упрека до розги. Раскаивающегося ребенка старались простить.

          Доброжелательное отношение к детям создавало у них ощущение защищенности. Заботясь о том, чтобы жизнь ребенка была благополучной, родители заботились и о нравственности ребенка.

        Одной из основных задач, которая ставилась обществом перед родителями, была задача постепенного введения его в религиозно-обрядовую жизнь. Духовно-нравственное воспитание в семье начиналось с крещения. Дети с самого раннего возраста видели иконы в доме, их приучали относиться к святыне с благоговением, объясняли им, что Бог видит все, что происходит.

          Выявление и раскрытие семейных ценностей позволяет сделать вывод о высокой значимости традиций и обрядов в семейном воспитании у русского народа. Православие, ориентированное на высшие ценности человечества, было стержневой идеей в воспитании подрастающего поколения. Эти ценности не должны быть утрачены в динамично развивающемся мире, и накопленный историко-культурный опыт необходимо использовать для воспитания современного человека.

          За годы реформ в российском обществе сложился довольно устойчивый стереотип, согласно которому последние десятилетия, в силу их насыщенности различными переменами, стали временем утраты людьми нравственных ориентиров, размывания границ между добром и злом, общего падения нравов.

         По мнению М. К. Горшкова и Н. Е. Тихоновой, в рамки этого стереотипа, помимо традиционного сетования на взгляды и поведение молодежи, укладываются еще как минимум три достаточно распространенных суждения, связанных с оценками жизни общества в период социокультурного процесса модернизации.         Социокультурные процессы модернизации общества проявляются не столько во внутреннем обновлении ценностных систем, в том числе семейной, сколько в сосуществовании групп населения с полярно различными ценностными системами и изменении их численности по отношению друг к другу.

         

 Модель современной российской семьи

На сегодняшний день в современной российской семье по многим признакам наблюдается тенденция утверждения модернистской системы ценностей. Это выражается, прежде всего, в возрастании роли ценностей выбора, личной территории, комфорта, уважения и согласия в семье.

           За время социокультурного процесса модернизации России произошло некоторое снижение уровня морали россиян, однако это не отразилось на важности таких ценностей в семьях, как родительство, тепло и доверительное общение, ценности социализации и воспитания детей, а также ценности семейного бизнеса и семейного производства.

            Иными словами, российское общество путем бесконечных проб и ошибок пытается осуществить синтез традиционных российских и западных ценностей, в том числе и в семейных отношениях.

           Модель семьи в сознании и поведении современного российского общества вариативна. Она сохраняет черты традиционности и в равной степени приобретает инновационный характер.

           Многие современные россияне считают вступление в официальный брак необязательным, и согласны состоять в сожительстве. Но все же большинство русских людей считают для себя неприемлемым совместное проживание без регистрации брака. Это отчасти объясняется влиянием религиозных установок о неприемлемости сожительства, а отчасти - неодобрением этого близкими родственниками и обществом.

            В семьях русской национальности происходит демократизация супружеских отношений, которая проявляется в разных сферах жизни семьи: пересматриваются вопросы главенства, ведения семейного бюджета, хозяйства, актуализируются проблемы кооперации домашнего труда, совместного ухода за детьми и их воспитания.

         Для русских характерна следующая иерархия семейных ценностей: взаимопонимание; эмоциональная поддержка и родительско-воспитательная функция; деловая активность; хозяйство и быт; внешняя привлекательность; секс.

          Таким образом, наиболее важным для молодых людей является характер эмоциональных отношений с партнером, воспитание детей и деловая активность. Что ранее традиционно считалось основой брака, т.е. хозяйственно-бытовая функция, уходит на второй план. Вероятно, это связано с особенностями существования человека в современном мире, когда он может обеспечить себя сам, техника позволяет легко решать бытовые проблемы и для этого уже не нужно вступать в брак. Поэтому выбор партнера осуществляется на основе взаимной симпатии.

Основные семейные ценности

          Семья — это первая школа жизни для нового, только что появившегося на свет человечка, это среда, в которой он учится использовать свои способности, чтобы понять внешний мир и справится с его непредсказуемыми подарками. Все, что вы узнали из вашей семьи становится вашей системой ценностью, на основе которых формируются ваши действия. Счастливая, радостная семейная жизнь — не случайность, а великое достижение, основанное на труде и выборе.

         Создание семьи — ответственный поступок, который потребует от Вас много затрат времени, сил, энергии, денег. Но это достойное дело, это наше главное дело жизни. Хочу, чтобы наши поступки были достойны уважения.

         Сегодня социологические опросы показывают, что в сознании молодых людей семейные ценности превалируют, что радует и вдохновляет. В то же время в семьях обычно хотят лишь одного ребенка, увеличился возраст родителей при появлении первого ребенка.

        Формирование системы ценностей семьи – в информационной политике России нет системного, единого подхода. СМИ во многом пропагандирует не лучшие семейные ценности; многие часто попадающие на экраны и в заголовки газет артисты имеют несколько браков, оставленных детей. Перечень основных семейных ценностей, без сомнения, для каждой семьи будет уникальным и будет содержать бесконечное количество пунктов и подпунктов. Каждый из нас должен иметь четкое представления о тех семейных ценностях, которые способствуют укреплению фундамента для создания крепкой и дружной семьи. Знание моральных и нравственных устоев играет важную роль в укреплении доверия и повышения уверенности к каждому члену семьи.

         Чувство значимости и необходимости. Важно, чтобы каждый член семьи знал, что его любят, ценят и в нем нуждаются. Даже будучи сплоченной семьей, посвящая свои свободные минуты своим близким, каждому члену семьи должно быть выделено пространство и предоставлена свобода для своей деятельности.        Семья — это то место, где можно собираться вместе без особых случаев, праздников и проводить вместе время, это безопасное место, в которое можно вернуться, когда что-то не получилось, вас примут выслушают, поддержат, посоветуют как выйти из тупика.

         Гибкость в  решении семейных проблем — путь к счастью и ощущению комфорта. В каждой семье устанавливается свой порядок, режим дня, структура, правила. Но слишком много порядка и правил может привести к ухудшению отношений и появлению обид.

        Уважение. Важно привить членам семьи чувство уважения друг к другу. Единственный способ, чтобы сохранить уважение в семье — показать как уважать себя на личном примере. Между уважением и чувством страха существует очень тонкая грань. Уважать другого — значит принимать его чувства, мысли, потребности, предпочтения. Уважение, как ценность семьи, распространяется из дома в школу, на работу и другие общесвенные места, где человек сталкивается с людьми.

            Честность образует глубокую связь между членами семьи. Поощряйте честность, практикуя понимание, уважение любых поступков, которые совершают ваши близкие. Если вы будете сердиться на то, что произошло, вероятнее всего, в следующй раз от вас скроют информацию в целях избежания неуважения к своей личности.

             Необходимо научиться прощать людей, которые обидели вас. Все делают ошибки. Жизнь слишком коротка, чтобы тратить ее на обиды. От обидчика вам стоит получить ответы на все волнующие вас вопросы и сделать выбор — принять , простить, отпустить и идти дальше.

         Учитесь быть щедрыми на внимание, любовь, время, общение, даже на некоторые ваши материальные владения. Щедрость — давание, не думая о том, что вы получите взамен.

        Общение — отдельное искусство. Передача информации, чувств — важный элемент становления семейных отношений. Когда люди чувствуют, что легко и открыто могут выражать свои мечты, надежды, страхи, успехи, неудачи, то это способствует только укреплению брачных уз. Отсутствие общения приводит к тому, что малые вопросы перерастают в более крупные, которые заканчиваются ссорами, избеганием, разводом.

   Ответственность. Все мы хотим казаться для других ответственными людьми. Некоторые из нас более ответственные, другие — менее ответственные. Чувство ответственности не требует много подталкиваний, чтобы выполнить работу вовремя и правильно.

   Традиции — это то, что делает семью уникальной, они сплачивают всех членов семьи.

            Будьте примером для подражания. Взрослые выступают примером для своих детей. Они передают им свои навыки решения проблем, совместной работы, общения и др.

           Оцените свой вклад в развитие и укрепления ваших семейных уз. Хотя семейные отношения основаны на сильных кровных связях, все же в большой семье с течением времени чувства близости ослабевают, поэтому необходимо дополнительно прилагать усилия и уделять время для сохранения крепких семейных уз. Время от времени вы должны напоминать себе о важности семьи в вашей жизни.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Итак, семья как ячейка общества является неотделимой составной частью общества. И жизнь общества характеризуется теми же духовными и материальными процессами, как и жизнь семьи. Чем выше культура семьи, следовательно, тем выше культура всего общества.

Общество состоит из людей, которые являются отцами и матерями в своих семьях, а также их детей. В этой связи очень важны роли отца и матери в семье, а в частности воспитательная функция семьи. Ведь от того, как родители приучают своих детей к труду, уважению к старшим, любви к окружающей природе и людям, зависит то, каким будет общество, в котором будем жить мы и наши дети. Будет ли это общество, построенное на принципах добра и справедливости или же наоборот? В этом случае очень важно общение в семье.

 В семейном общении очень важны нравственные принципы, главным из которых является  уважение другого. Ценности семьи необходимо формировать как в семье, так и в школе и других образовательных учреждениях, в молодежных организациях и трудовых коллективах.

Моя семья является многодетной. Нас – семеро. Мама, Лобанова Галина Гавриловна (1975 г.р.)– медсестра фельдшерско -  акушерского пункта в с. Сухая. Отец – Лобанов Евгений Александрович (1970 г.р.) – временно неработающий. Моя старшая сестра Елена (1993 г) – замужем, живет в Улан –Удэ. Братья – Владимир (2000 г), Данил (2009 г), Артем(2010 г) –учащиеся.

Я –Лобанов Александр, студент Каменского филиала ГАПОУ РБ «Политехнический техникум» увлекаюсь спортом. К своей семье особой привязанности не испытываю, стараюсь быть более самостоятельным, менее зависимым. Считаю, главным в семье должен быть авторитет родителей, отца и матери, которые заботятся о своих детях, любят их. Тогда будешь способен разобраться во многих жизненных ситуациях сам и адаптироваться к тому новому, что готовит  будущее общество.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


  1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: Исследования и проблемы // Вестник Моск. ун-та. Психология. Сер.14. - 2010. - № 2. - С.60-72.
  2. Богданова Л.П., Щукина А.С. Гражданский брак в современной демографической ситуации // СОЦИС. - 2011. - №7. - С.100-105.

3 .Викторова Е. Ю., Дубровская О. Н.. Система ценностей современных британцев. - Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2011.

  1. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. - 2010. - № 2. - С.186-187.

Келам А., Эббер И. Причины конфликтных ситуаций в семье (по материалам Таллинской семейной консультации) //Человек после развода / Под ред. Н.Я. Соловьева. - Вильнюс, 2010. - С.56-66. Латышева Д.И. Традиции воспитания детей у русского народа. - М.: Школьная пресса, 2011.

  1. Мягер В.К., Мишина Т.М. Семейная психотерапия: Руководство по психотерапии. - Л.: Медицина, 2012. - С.297-301
  2. Сапоровская М.В. Родители и дети: к вопросу о детерминантах детско-родительских отношений: Сборник научных трудов / Сост. В.А. Соловьёва. - Кострома: Изд-во КГУ им. Н.А. Некрасова, 2010. - Вып 1. - С.102-120.
  3. Сатир В. Как строить себя и свою семью: Пер. с англ. - М.: Педагогика-Пресс, 2012. - 192 с.

 

ИИ 15.02.01.11.13.2016

Лист

Изм.

Лист

№ документа

Подпись

Дата


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Доклад

Актуальные задачи образования и воспитания молодежи

Суть перемен в сфере образования состоит в том, что вследствие смены общественно – политической и экономической формации в России от концепции коммунистического воспитания пришлось отказаться. Однако отказ от старой концепции не привел автоматически к появлению новой. К сожалению, в настоящее время в стране наблюдается кризис воспитания. Он проявляется в том, что большинство образовательных и профессиональных школ перестали целенаправленно заниматься воспитательной работой. Некоторые общественные детские и молодежные организации вообще перестали существовать. Молодежь оказалась в идеологическом и моральном вакууме, дезориентированной, лишенной определяющих мировоззренческих и жизненных идей.

Особую тревогу вызывает деформирование духовно – нравственного облика подрастающего поколения. О проблемах молодежи говорят печальные результаты исследования, проведенного при поддержке Минобрнауки, Минздрава и Института социологии РАН. За последние 15 лет катастрофически упал интерес детей к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50 до 18%. В стране зарегистрированы десятки тысяч несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, алкогольные напитки употребляет более 80 % молодежи и около 40 % школьников. Доля курящих подростков за 15 лет утроилась. Среди наркоманов более 80 % - это дети и молодежь. Возраст первой пробы наркотиков снизился с 17 до 14 лет.

Положение усугубляется сложной социально – культурной обстановкой и агрессивной средой, где ведущие места занимают СМИ , шоу – культура и сама молодежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями и увлечениями, которые граничат с психическими отклонениями. К последним можно отнести массовое курение, потребление пива , игроманию, фанатизм разного рода и т.д. Семейное воспитание тоже находится в кризисе и чаще всего не способно противостоять наступлению антикультуры.

В значительной степени возросли такие неподдающиеся измерению, но весьма заметные  молодежной среде кризисные показатели, ака агрессивность, жестокость, цинизм, неприятие каких – либо общественно значимых идеалов, легкомысленное отношение к жизни, к своему здоровью, рост преступности, алкоголизма .Ассоциальное поведение определенной части  молодежи проявляется как сексуальные девиации (беспорядочные  половые связи), проституция, совращение подростков, иждивенчество, пьянство, хулиганство, вандализм, грабежи и т. д.

Одним из факторов , отрицательно воздействующих на сознание и поведение подрастающего поколения , является телевидение. Оно часто насаждает антикультуру: демонстрируются бесконечные игры, где отдельные участники без особого труда могут выиграть большую сумму денег (работать не обязательно, нужна только удача в игре), постоянно демонстрируются образцы пошлости и бескультурья, во многих телефильмах показывают, как людей насилуют и убивают (герои этих фильмов – преступники, как правило, внешне элегантны, общительны, ведут красивую жизнь, ездят на дорогих автомобилях).  Такие «герои» часто становятся для подростков образцом для подражания. СМИ каждый день обрушивают на нас лавину отрицательной информации, которая способствует развитию у молодежи пессимизма, нигилизма, апатии и равнодушия. По отношению к телевидению и другим СМИ , которые развращают молодежь, негативно влияют на ее сознание и поведение, дестабилизируют и дезинтегрируют общество, необходимо безотлагательно принять соответствующее решение на уровне Государственной Думы.

Для преодоления кризисных явлений в воспитании подрастающего поколения, на мой взгляд, необходимо в масштабе страны и каждого региона выработать государственную политику, направленную на создание и реализацию эффективно действующей программы трудового, нравственного и патриотического воспитания молодежи. Учитывая сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы, считаю целесообразным участие в создании и реализации долгосрочной программы воспитания молодежи ученых ( философов, социологов, экономистов, юристов, психологов, педагогов и др.), политиков , работников системы образования, представителей правоохранительных органов, молодежных движений и т.д. Данная работа посвящена задачам воспитания и методам их решения, т.е. педагогическому аспекту проблемы.

Согласно современной теории воспитания, одной из важнейших задач воспитания как процесса формирования и развития личности является его возвращение в контекст культуры. Необходима интеграция образования в культуру. Это означает ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманизацию содержания образования.

Гуманизация – это очеловечивание воспитательных отношений, признание ценности учащегося (студента) как личности, его прав на свободу, счастье и социальную защиту, развитие и проявление способностей, индивидуальности.

Гуманизация образования означает, что каждое учебное заведение (в том числе и наше «Политехнический техникум») , преподавание каждой учебной дисциплины должно повернуться лицом к человеку (учащемуся, студенту) , его природе, здоровью, духовным потребностям и интересам, нравственной сфере, эмоциям, устремлениям. Образовать человека – значит помочь ему стать субъектом культуры, исторического процесса, собственной жизни, т.е. научить жизнетворчеству.

Исходя из принципа гуманизации, можно определить важнейшие функции воспитания:

- приобщение студентов к ценностям гуманитарной культуры, их интернализация, и на этой основе – воспитание духовности и нравственности; сохранение, передача и воспроизведение культуры;

- обеспечение исторического процесса смены поколений и социализация личности каждого молодого человека;

-социальная защита и охрана здоровья студентов, их достоинства, соблюдение прав человека;

- создание условий для разностороннего развития студентов как субъектов культуры и собственного жизнетворчества;

- оказание помощи студенту  в развитии творческого потенциала , его способности в жизненном самоопределении, полноценной самореализации его индивидуальности в учебном заведении и окружающем социуме.

Гуманизация образования – это его ориентация не только на знания, умения и навыки, а главным образом на личность и жизнедеятельность студента, т.е. на его нравственную сферу, культуру, мировоззрение, интересы, интеллект, отношение, здоровье и образ жизни.

Личность студента более интенсивно развивается не путем слушания и конспектирования учебного материала, а в процессе активной деятельности самого субъекта образования, причем эта деятельность должна быть разнообразной ( не только учебно – познавательной, но и трудовой, нравственной, культурно – эстетической, коммуникативной, учебно – исследовательской и т.д.) Следовательно, основной проблемной задачей педагогического коллектива становится организация различных видов деятельности обучающихся.

Следует подчеркнуть воспитательное влияние всего учебного процесса, начиная с личности каждого преподавателя, его отношения к студентам; воспитывающее и развивающее значение условий учебы, быта и отдыха студентов, а также применяемых методов и средств обучения .

В традиционной технологии обучения основным видом деятельности студентов является учение, в котором превалируют прослушивание и конспектирование лекций, решение типовых задач, выполнение заранее подготовленных лабораторных работ, пересказ лекционного материала и т.п.

Такая учебно – познавательная деятельность носит репродуктивный , нетворческий характер. Ее результатом являются знания, а не способы их добывания, умение решать типовые , а не проблемные задачи, развитие памяти, а не мышления. Если же мы хотим воспитывать творчески мыслящего специалиста, то необходимо изменить характер учебно – познавательной деятельности студентов на основе использования проблемных, игровых и дискуссионных методов, методов группового решения учебных и научных задач, моделирования профессиональной, организаторской, коммуникативной и других видов деятельности. Смысл педагогики сотрудничества заключается в том, чтобы, преодолев должностной, возрастной и психологический барьеры, преподаватели и студенты стали равноправными партнерами в различных видах деятельности.

Одним из существенных недостатков нынешней системы образования является обезличенность студентов, отсутствие индивидуального подхода. Индивидуальный подход к студенту предполагает систематическое изучение его личностных качеств и организацию обучения с их учетом. В погоне за знаниями мы забываем о духовной сфере личности, о культуре и нравственности. Мы плохо знаем о ценностных ориентациях, мировоззрении, нравственных и эстетических качествах студентов. Поведение некоторых студентов , их речь, манера общения, внешний вид, отношение к учебе не соответствуют высокому званию интеллигента. Имеют место нарушения учебной дисциплины, сквернословие, тяга к спиртным напиткам и т.д. А ведь речь дет о будущих специалистах со средним профессиональным образованием, руководителях среднего звена и родителях. Какой пример они будут показывать потом подрастающему поколению?

Анализируя учебный процесс, нельзя не заметить его однородность, монотонность, ущербность для духовного и физического развития личности студента. Для многих студентов учеба остается единственным видом деятельности ( исключая решение бытовых проблем). Я считаю, что одной из главных задач обучения и воспитания является включение студентов в разные виды деятельности. Вот почему расширения лишь цикла гуманитарных дисциплин, какими бы интересными и значительными они ни были, для воспитания интеллигентного специалиста недостаточно. Очень важно , чтобы сам студент, исходя из своих интересов, наклонностей, способностей, занимался какой либо творческой работой  (НИРС, художественное или техническое творчество, литература, музыка, сценическое искусство, спорт, танцы и т.д.). Техникум должен создавать условия для студенческой самодеятельности, выявлять и развивать способных ребят, стимулировать их творческую активность.

Одной из наиболее важных задач является формирование у воспитанников общечеловеческих норм и ценностей. Все многообразие человеческой деятельности и межличностных отношений оценивается в понятиях добра и зла, правды и лжи, красоты и безобразия, справедливого и несправедливого.

К сожалению, в настоящее время среди нашей молодежи (да и всего общества) нет главной идеи, целей, объединяющих людей для активной совместной деятельности. Раньше была идея строительства коммунизма, были пионерская и комсомольская организации, которые ориентировали молодежь на учебу, труд, политику, культуру. Во имя чего сегодняшняя молодежь должна сплачиваться и действовать? Думается, что одним из главных мотивов активности молодежи должна стать идея процветания нашей Родины (об этом очень убедительно сказано на встрече Президента России в апреле 2012 г.). Родине (государству) нужны образованные, компетентные специалисты, значит, нужно хорошо учиться, овладевать профессией, а затем включаться в активную трудовую деятельность; не просто работать ради заработка, а работать творчески, с полной отдачей, с энтузиазмом.

Родина нуждается в защите, в боеготовности армии, значит, нужно готовиться к службе в армии, быть в хорошей физической форме, заниматься физической культурой и спортом.

В своем умственном и физическом развитии, в профессиональном образовании, в приобщении к культуре должен быть заинтересован каждый молодой человек, ибо от этого зависят его место (статус) в обществе, материальное и моральное благополучие, уважение окружающих, самооценка и самоуважение, возможность реализации как личности.

Великий педагог XX столетия В.А.Сухомлинский подчеркивал мысль о том, что основная задача воспитания подрастающего поколения – подготовка к труду, к жизни. Очень важно воспитывать у молодежи трудолюбие, уважение к труду, понимание того , что материальная и духовная культура, в которой мы живем, - это результат труда миллионов людей. Школа должна помочь учащимся осознанно выбрать профессию в соответствии с их склонностями и интересам, целенаправленно готовить их к профессиональному образованию, к труду и полноценной жизни. В этом плане становятся актуальными задачи профориентационной работы среди школьников, организации профильных классов, трудового обучения и воспитания учащихся.

На всех уровнях образования и воспитания (семья, школа, СМИ, литература) необходимо решительно бороться с такими явлениями бескультурья, как табакокурение в общественных местах, пьянство, иждивенчество, цинизм, жестокость, неуважение к человеку, труду, семье и другим ценностям.

Нашему телевидению необходимо как можно чаще демонстрировать не преступников, а настоящих людей – ученых, производственников, тружеников села, учителей и родителей, представителей культуры и искусства, отличившихся военнослужащих и т.д. В этом плане целесообразно обратиться к истории советского кино и телевидения.

Важнейшая задача гражданского воспитания – формирование чувства патриотизма. Патриот – человек, который высоко ценит страну, в которой  он родился и вырос, ее традиции, культуру, язык, который готов стать на защиту своего Отечества.

Непременное условие для формирования воспитанного специалиста – соответствующая окружающая (образовательная) среда в нашем учебном заведении. Это культура труда преподавательского состава, культура речи и общения, поведения, быта и отдыха преподавателей и самих студентов. Сюда же относятся такие факторы, как материально – техническая база техникума, интерьер аудиторий, чистота и порядок во всех помещениях и т.д.

Большую роль в формировании личности современного специалиста играют различные формы нравственного , трудового и эстетического воспитания молодежи в нашем учебном заведении ( развитие студенческого самоуправления; вовлечение студентов в общественную работу, художественную самодеятельность и спорт; организация творческих выставок студенческих работ, сочетание учебы с производительным трудом на промышленных предприятиях  , возрождение студенческих стройотрядов; организация работы клубов по интересам; проведение конкурсов на лучшую студенческую группу; организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам российского государства и т.д.)

Личностно ориентированный подход к образованию и воспитанию требует уважительного отношения к студенту. Как личность, как субъект жизнедеятельности и общения он нуждается в уважительном к себе отношении со стороны преподавателей, руководителей и родителей. В учебном заведении надо создавать особый психологический климат, чтобы каждый студент мог чувствовать психологическую и физическую защищенность, полностью проявлять и развивать свои способности , свой талант, находить друзей, с которыми интересно общаться, думать, учиться, отдыхать, мечтать. Наличие таких отношений , такой психологической атмосферы является социально – психологической культуры отношений и в особенности применения современных психолого – педагогических знаний и методов. В современном образовательном процессе преподаватель – это не только высококвалифицированный специалист в предметной области, но и опытный методист, наставник и организатор – руководитель студенческой группы.

Необходимо также изменить отношение государства к учителям в плане повышения их статуса в обществе, обеспечения жильем и достойной заработной платы. К сожалению, в настоящее время из – за низких тарифных ставок многие учителя и преподаватели озабочены не качеством, а количеством своего труда ( учебной нагрузкой).

Примечательно, что в успешном решении этих задач заинтересовано все общество, а именно:

- сами молодые люди, желающие получить качественное профессиональное образование, быть востребованным на рынке труда и реализовать свой творческий потенциал;

- их родители, которые хотят, чтобы дети стали не преступниками или наркоманами, а полноценными образованными и воспитанными людьми;

- государство, которое стремится к тому, чтобы молодежь росла физически здоровой,  духовно богатой и нравственной;

- предприятия и организации, заинтересованные в том, чтобы к ним приходили высококвалифицированные и культурные специалисты, способные трудиться творчески и эффективно.

Таким образом, современная система образования предполагает не только обучение, но и воспитание и развитие личности каждого студента. Эта задача может успешно решаться пи целенаправленной работе всего коллектива преподавателей и студентов нашего учебного заведения. В этом плане предстоит долгосрочная и кропотливая научно – методическая и организационная работа, направленная на создание условий для духовного развития и воспитания студентов.

Актуальные задачи образования и воспитания молодежи

Н.П. Григорьева,

преподаватель иностранного языка Каменского филиала

АОУ СПО РБ «Политехнический техникум»

          Суть перемен в сфере образования состоит в том, что вследствие смены общественно – политической и экономической формации в России от концепции коммунистического воспитания пришлось отказаться.

          За последние 15 лет катастрофически упал интерес детей к чтению, доля регулярно читающих сократилась с 50 до 18%. В стране зарегистрированы десятки тысяч несовершеннолетних, страдающих алкоголизмом, алкогольные напитки употребляет более 80 % молодежи и около 40 % школьников. Доля курящих подростков за 15 лет утроилась. Среди наркоманов более 80 % - это дети и молодежь. Возраст первой пробы наркотиков снизился с 17 до 14 лет.

        Положение усугубляется сложной социально – культурной обстановкой и агрессивной средой, где ведущие места занимают СМИ , шоу – культура и сама молодежная субкультура с многочисленными неформальными объединениями и увлечениями, которые граничат с психическими отклонениями. К последним можно отнести массовое курение, потребление пива , игроманию, фанатизм разного рода и т.д. Семейное воспитание тоже находится в кризисе и чаще всего не способно противостоять наступлению антикультуры.

         Одним из факторов, отрицательно воздействующих на сознание и поведение подрастающего поколения, является телевидение. Оно часто насаждает антикультуру: демонстрируются бесконечные игры, где отдельные участники без особого труда могут выиграть большую сумму денег (работать не обязательно, нужна только удача в игре), постоянно демонстрируются образцы пошлости и бескультурья, во многих телефильмах показывают, как людей насилуют и убивают (герои этих фильмов – преступники, как правило, внешне элегантны, общительны, ведут красивую жизнь, ездят на дорогих автомобилях).  Такие «герои» часто становятся для подростков образцом для подражания. СМИ каждый день обрушивают на нас лавину отрицательной информации, которая способствует развитию у молодежи пессимизма, нигилизма, апатии и равнодушия.

        Для преодоления кризисных явлений в воспитании подрастающего поколения, на мой взгляд, необходимо в масштабе страны и каждого региона выработать государственную политику, направленную на создание и реализацию эффективно действующей программы трудового, нравственного и патриотического воспитания молодежи. Учитывая сложность и многоаспектность рассматриваемой проблемы, считаю целесообразным участие в создании и реализации долгосрочной программы воспитания молодежи.

       Данная работа посвящена задачам воспитания и методам их решения, т.е. педагогическому аспекту проблемы.

       Необходима интеграция образования в культуру. Это означает ориентацию на общечеловеческие ценности, мировую и национальную духовную культуру, гуманизацию процесса воспитания, гуманизацию содержания образования.

      Личность студента более интенсивно развивается не путем слушания и конспектирования учебного материала, а в процессе активной деятельности самого субъекта образования, причем эта деятельность должна быть разнообразной (не только учебно – познавательной, но и трудовой, нравственной, культурно – эстетической, коммуникативной, учебно – исследовательской и т.д.) Следовательно, основной проблемной задачей педагогического коллектива становится организация различных видов деятельности обучающихся.

        Одним из существенных недостатков нынешней системы образования является обезличенность студентов, отсутствие индивидуального подхода.

      В погоне за знаниями мы забываем о духовной сфере личности, о культуре и нравственности. Мы плохо знаем о ценностных ориентациях, мировоззрении, нравственных и эстетических качествах студентов. Поведение некоторых студентов, их речь, манера общения, внешний вид, отношение к учебе не соответствуют высокому званию интеллигента. Имеют место нарушения учебной дисциплины, сквернословие, тяга к спиртным напиткам и т.д. А ведь речь идет о будущих специалистах со средним профессиональным образованием, руководителях среднего звена и родителях. Какой пример они будут показывать потом подрастающему поколению?

      Анализируя учебный процесс, нельзя не заметить его однородность, монотонность, ущербность для духовного и физического развития личности студента.

       Я считаю, что одной из главных задач обучения и воспитания является включение студентов в разные виды деятельности. Вот почему расширения лишь цикла гуманитарных дисциплин, какими бы интересными и значительными они ни были, для воспитания интеллигентного специалиста недостаточно. Очень важно, чтобы сам студент, исходя из своих интересов, наклонностей, способностей, занимался какой либо творческой работой  (НИРС, художественное или техническое творчество, литература, музыка, сценическое искусство, спорт, танцы и т.д.). Техникум должен создавать условия для студенческой самодеятельности, выявлять и развивать способных ребят, стимулировать их творческую активность.

          К сожалению, в настоящее время среди нашей молодежи (да и всего общества) нет главной идеи, целей, объединяющих людей для активной совместной деятельности. Раньше была идея строительства коммунизма, были пионерская и комсомольская организации, которые ориентировали молодежь на учебу, труд, политику, культуру. Во имя чего сегодняшняя молодежь должна сплачиваться и действовать? Думается, что одним из главных мотивов активности молодежи должна стать идея процветания нашей Родины (об этом очень убедительно сказано на встрече Президента России в апреле 2012 г.). Родине (государству) нужны образованные, компетентные специалисты, значит, нужно хорошо учиться, овладевать профессией, а затем включаться в активную трудовую деятельность; не просто работать ради заработка, а работать творчески, с полной отдачей, с энтузиазмом.

         Великий педагог XX столетия В.А.Сухомлинский подчеркивал мысль о том, что основная задача воспитания подрастающего поколения – подготовка к труду, к жизни. Очень важно воспитывать у молодежи трудолюбие, уважение к труду, понимание того, что материальная и духовная культура, в которой мы живем, - это результат труда миллионов людей.

        На всех уровнях образования и воспитания (семья, школа, СМИ, литература) необходимо решительно бороться с такими явлениями бескультурья, как табакокурение в общественных местах, пьянство, иждивенчество, цинизм, жестокость, неуважение к человеку, труду, семье и другим ценностям.

       Нашему телевидению необходимо как можно чаще демонстрировать не преступников, а настоящих людей – ученых, производственников, тружеников села, учителей и родителей, представителей культуры и искусства, отличившихся военнослужащих и т.д. В этом плане целесообразно обратиться к истории советского кино и телевидения.

       Непременное условие для формирования воспитанного специалиста – соответствующая окружающая (образовательная) среда в нашем учебном заведении. Это культура труда преподавательского состава, культура речи и общения, поведения, быта и отдыха преподавателей и самих студентов. Сюда же относятся такие факторы, как материально – техническая база техникума, интерьер аудиторий, чистота и порядок во всех помещениях и т.д.

      Большую роль в формировании личности современного специалиста играют различные формы нравственного, трудового и эстетического воспитания молодежи в нашем учебном заведении (развитие студенческого самоуправления; вовлечение студентов в общественную работу, художественную самодеятельность и спорт; организация творческих выставок студенческих работ, сочетание учебы с производительным трудом на промышленных предприятиях , возрождение студенческих стройотрядов; организация работы клубов по интересам; проведение конкурсов на лучшую студенческую группу; организация тематических праздников, посвященных знаменательным датам российского государства и т.д.)

        В современном образовательном процессе преподаватель – это не только высококвалифицированный специалист в предметной области, но и опытный методист, наставник и организатор – руководитель студенческой группы.

       Необходимо также изменить отношение государства к учителям в плане повышения их статуса в обществе, обеспечения жильем и достойной заработной платы. К сожалению, в настоящее время из – за низких тарифных ставок многие учителя и преподаватели озабочены не качеством, а количеством своего труда (учебной нагрузкой).

        Примечательно, что в успешном решении этих задач заинтересовано все общество, а именно:

- сами молодые люди, желающие получить качественное профессиональное образование, быть востребованным на рынке труда и реализовать свой творческий потенциал;

- их родители, которые хотят, чтобы дети стали не преступниками или наркоманами, а полноценными образованными и воспитанными людьми;

- государство, которое стремится к тому, чтобы молодежь росла физически здоровой,  духовно богатой и нравственной;

- предприятия и организации, заинтересованные в том, чтобы к ним приходили высококвалифицированные и культурные специалисты, способные трудиться творчески и эффективно.

    Предлагаю различные формы воспитания молодежи в нашем учебном заведении (филиал = техникум):

- совместные встречи студентов техникума и филиала  на разных мероприятиях («Посвящение в студенты», «День Учителя», «День студента»  «А ну – ка,  девушки!», «А ну – ка, парни!», «Юморина», «День Победы»…)

- организация поездок – экскурсий (на Байкал, в Посольский монастырь, местность Танхой, г. Улан – Удэ и т. д.);

- приглашения на День Здоровья и т.д.; благотворительные акции и т.д.;

- организация разных выставок (творческие проекты, рисунки, фотографии);

- возрождение информационной площадки: «Говорит студенческое радио»…

      Таким образом, современная система образования предполагает не только обучение, но и воспитание и развитие личности каждого студента. Эта задача может успешно решаться пи целенаправленной работе всего коллектива преподавателей и студентов нашего учебного заведения «Политехнический техникум».

        В этом плане предстоит долгосрочная и кропотливая научно – методическая и организационная работа, направленная на создание условий для духовного развития и воспитания студентов.

                                                       Литература:

  1. Барышников Е.Н. Становление воспитательной системы образовательного учреждения: учеб. -  метод. пособие. СПб.,2005.
  2. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Советская педагогика. 1991. № 11.
  3. Сидоркин А.М. Процесс развития воспитательный системы школы // Советская педагогика. 1991. № 11.
  4. Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения : теория, технология, практика. Псков, 1998.
  5. Шарипов Ф.В. Актуальные задачи образования и воспитания молодежи //Среднее профессиональное образование  2010. № 2

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - Совершенствование познавательной деятельности студентов и дидактической деятельности преподавателя в системе модульного обучения

Выполнен сравнительный анализ традиционного и модульного обучения. Согласно полученным данным установлено, что традиционное обучение не обеспечивает выполнение всех тех задач, которые сегодня стоят пе...

Статья "Взаимосвязь учебных занятий и внеурочной самостоятельной деятельности студентов в процессе изучения поэзии Серебряного века"

Материал содержит информацию о том, какие современные педагогические технологии преподаватель использует в своей деятельности...

программа внеурочной деятельности"Экспериментальная деятельность педагога. Внеурочная деятельность в 5.классе"

Следуя требованиям новым ФГОС, наш лицей участвует в эксперименте по внедрению внеурочной деятельности в среднюю школу. Данная программа содержит пояснительную записку, тематическое и поурочное планир...

2.4. Организация различных форм внеурочной деятельности студентов

Организация различных форм внеурочной деятельности студентов.Студентами подготовлены доклады:1. Наука математика.2. Математики и математика в годы Великой Отечественной войны.3. Социальный экологическ...

ДИЗАЙН-ПРОЕКТИРОВАНИЕ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ И СЦЕНАРИИ МЕРОПРИЯТИЙ МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ

Цаплин, А.О.Дизайн-проектирование во внеурочной деятельности. Конспекты занятий и сценарии мероприятий: методическое пособие для преподавателей и студентов / А.О. Цаплин. – Оренбург: ГБУ РЦРО, 2...

Рабочая программа внеурочной деятельности по немецкому языку для студентов 1 курса "В стране грамматики"

Иностранный язык занимает одно из ведущих мест в воспитании и общеобразовательной подготовке будущих выпускников колледжа.  Основная задача каждого образовательного учреждения состоит в том,...

Статья "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ"

Статья по теме "ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ"...