Обучение иностранному языку одаренных детей в общеобразовательной школе
статья на тему

Богдан Наталья Александровна

Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, учитель может помочь одаренным детям преодолевать себя, сформировать и развить у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_odarennyh_detey.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.А.Богдан

Обучение иностранному языку одаренных детей в общеобразовательной школе

В общеобразовательной школе учащиеся часто резко отличаются по своим психофизиологическим и познавательным возможностям и способностям. Как правило, одного или нескольких учеников можно по тем или иным критериям отнести в разряд одаренных. Перед учителем иностранного языка, также как и учителем любого другого предмета, встает задача поиска особых подходов, тактических и стратегических решений в ходе педагогического взаимодействия с одаренным ребенком. Обучая таких детей иностранному языку общепринятыми способами и приемами, педагог, иногда сам того не ведая, допускает определенные промахи. Учителя предъявляют одинаковые требования и к одаренным, и другим детям, часто оценивая их одинаковыми мерками.  

Мы рекомендуем правильно организовывать отбор и систематизацию учебного материала для одаренных детей. Помимо заданий, содержащихся в учебно-методических комплектах, предназначенных в целом для всего класса, дети с повышенным уровнем интеллектуального развития нуждаются в дополнительных заданиях, таких, например, как чтение художественной и научно-популярной литературы повышенной трудности, прослушивание различных аудиозаписей. Для работы в классе, где успевающие учащиеся намного быстрее справляются с конкретным заданием, чем их одноклассники, учитель всегда должен иметь для них учебные задания (материал) про запас.

Одним из рациональных способов организации общения ни иностранном языке является работа в парах. При этом необходимо обратить особое внимание на то, чтобы талантливый ученик общался с сильным одноклассником или, наоборот, со слабоуспевающим. Объединять слабых со слабыми не рекомендуется.

Необходимо установить психологически благоприятный климат между одноклассниками. Некоторые сильные в академическом плане дети по той причине, что они часто справляются с поставленной учебной задачей, начинают зазнаваться, с известным пренебрежением относиться к сверстникам. Слабые ученики, наоборот, в силу поверхностных знаний стесняются отвечать перед учителем и отличниками, отмалчиваются или готовы работать лишь самостоятельно, молча, без лишней инициативы.

Задача учителя заключается в том, чтобы вовлекать всех без исключения учащихся в процесс общения ни иностранном языке. Освободившимся от очередного задания учебным парам можно давать новые задания, тем самым уплотняя и усложняя работу учащихся. Подобное уплотнение занятий – это один из эффективных способов, позволяющих способным школьникам избегать зазнайства, а слабым – приобщаться к активному общению и освобождаться от чувства застенчивости, страха высказываний перед классом.

Учителю следует обращать внимание на необходимость обогащения и расширения общеобразовательного и общелингвистического кругозора одаренных детей. У таких учащихся имеется особый интерес к углубленному изучению материала, к выходу за рамки изучаемых тем. Так, при овладении иностранным языком одаренные дети с большим интересом усваивают общелингвистическую и социокультурную информацию, любят сопоставлять лексико-грамматические и фонологические элементы иностранного языка с аналогичными единицами родного языка, культурные факты родной страны с аналогичными фактами страны изучаемого языка. Их интересуют отдельные вопросы по истории изучаемого иностранного языка, стилистике, лексикологии.

Большие возможности здесь предоставляются учителю английского языка. На современном этапе по известным объективным причинам многие школьники проявляют желание изучать именно английский язык. Дополнительно к традиционному ознакомлению с культурами англоязычных стран учитель может предложить одаренному ребенку дополнительные задания – сопоставить  их с культурой родной страны. Интересную информацию о России школьники могут почерпнуть из культуроведческого пособия “Welcome to Russia”, созданного нами для учащихся 10-11 классов общеобразовательных школ. Как показывает наш многолетний опыт работы в школе, выполняя такие задания, одаренные учащиеся получают огромное познавательное удовольствие от самого процесса деятельности, включающего поиск необходимого материала, дальнейшее сравнительное изучение социокультурных и лингвистических явлений, анализ результатов проделанной работы.

В средней школе закладываются основы исследовательской деятельности. Начиная с пятого класса, можно создавать ситуации, которые позволят учащимся самим находить новые темы для исследований. Вовлечение в творческую и исследовательскую деятельность происходит через работу над проектами [1]. Наиболее удачным, на наш взгляд, является прикладной (практико-ориентированный) проект. Этот тип проекта ориентирован на социальный интерес самих участников проекта [2]. Конечным продуктом такого проекта может быть справочный материал по теме, словарь, наглядное пособие, программа действий, рекомендации и т.п. Прикладной проект может сочетать в себе элементы информационного и исследовательского проектов.  

Не все одаренные дети одинаково испытывают интерес к изучению иностранного языка или к исследовательской деятельности. И то, и другое требует определенных волевых усилий, навыков саморегуляции, что является проблемой для одаренных детей. Привлекая таких детей к изучению иностранного языка, вовлекая их в творческую и исследовательскую деятельность, учитель может помочь одаренным детям преодолевать себя, сформировать и развить у них способность ставить перед собой задачи, намечать пути их достижения, планировать и анализировать свою деятельность.

Необходимо эффективно организовывать контроль пройденного материала. Опыт подсказывает, что учащиеся, проявляющие нестандартные склонности к овладению предметами школьной программы, отдают предпочтение, также как и другие школьники, тестовой форме контроля, основанной на выборе правильной единицы из ряда предложенных. Вполне понятно, что одаренным ученикам следует давать более сложные формы заданий. Даже если в задании, предлагаемом одаренному ученику, содержится материал, который учащиеся еще не изучали, то для многих одаренных детей такой пробел не является помехой. Большинство одаренных детей, как правило, знают многое из школьной программы заблаговременно: они как бы учатся с опережением.

Как показывает опыт, при изучении иностранного языка одаренный учащийся быстро схватывает содержание прослушанного материала, с первого раза понимает основное содержание аутентичного текста, даже если он прочитан носителем языка в быстром темпе. В ходе прослушивания он максимально заостряет внимание на звучащем тексте или речи собеседника, стараясь не отвлекаться на посторонние раздражители.

Одаренный ученик в быстром темпе оформляет мысль средствами иноязычной речи, допуская при этом относительно малое количество ошибок. Он часто исправляет ошибки сразу, как бы чувствуя неправильность и неуместность исходной речевой единицы уже в ходе неправильного озвучивания ее. Оформляя мысль монологически или диалогически, одаренный  ученик смел на выдумку: в его речи нередко превалируют элементы продукции.

Одаренные дети, в отличие от учащихся с небольшим интересом к изучению школьных предметов, любят писать на иностранном языке.

Учителю иностранного языка необходимо правильно оценивать учебную деятельность стремящегося к познанию школьника. Нельзя его всегда перехваливать и ставить отметку за каждое правильное речевое действие. Ребенок, как известно, привыкает к отметкам и будет в дальнейшем отвечать ради их получения. И, наоборот, нежелательно, на наш взгляд, оставлять без внимания успехи одаренного ребенка, следует всячески положительно их подкреплять. В данном вопросе необходимо соблюдать так называемую «золотую середину».

Важно правильно оценивать не только деятельность одаренных детей, но также и деятельность среднеуспевающих и слабоуспевающих учащихся. Учителя иногда сравнивают качество ответов слабоуспевающего ученика с качеством продвижения одаренного одноклассника. Сравнения такого рода могут погасить у слабого мотивацию к изучению предмета и, возможно, к учению в целом. Неправильный подход к оценке успеваемости слабого ученика, который в свое время удачно критиковал Л.С.Выготский, и по сей день наблюдается в школьной практике. Каждое новое продвижение любого учащегося следует сравнивать с его же собственным прошлым уровнем знаний, умений и навыков в том или ином виде речевой деятельности.

Одной из главных задач учителя, в том числе и учителя иностранного языка, является обращение особого, пристального внимания на одаренных детей, нельзя оставить их незамеченными.

Библиография

  1. Компанеева Л.Г. Преподавание иностранных языков одаренным детям. – http://pn.pglu.ru 
  2. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка //Иностр. языки в школе. – 2000. – №2. – С.3-10.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья: "Организация обучения иностранному языку в 3 классе общеобразовательных учреждений в России"

Отличительные черты третьеклассников, их возможности и особенности подхода к обучению детей в этом возрасте....

ОДАРЕННЫЕ ДЕТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Потенци­альная одаренность по отношению к разным видам деятельности при­суща многим детям, тогда как актуальную одаренность демонстрирует небольшая часть детей. В практике школьного обучения о...

Особенности обучения и воспитания одаренных детей в современной школе

Работа посвящена актуальной в настоящее время проблеме одаренности. Состоит из двух глав. В первой главе раскрывается понятие одаренности, перечислены виды одаренности и факторы влияющие на ...

ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ С УЧЕТОМ СПЕЦИФИКИ ВЕЧЕРНЕЙ ШКОЛЫ

Преподавание иностранного языка в вечерней школе преследует ту же цель, что и в дневных школах, а именно - заложить основы владения иностранным языком на базовом уровне, достичь практического формиров...

Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе

Доклад-выступление на педагогическом совете школы "Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе"....

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы

Формы внеклассной работы по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы...

Особенности обучения второму иностранному языку (немецкому) в средней общеобразовательной школе

Особенности обучения второму иностранному языку (немецкому) в средней общеобразовательной школе...