Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку
статья на тему
Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку
Скачать:
Предварительный просмотр:
Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку
Учитель английского языка
Зуева Ю. М.
2015/2016 учебный год
В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Основной целью обучения иностранным языкам является формирование и развитие коммуникативной культуры школьников, обучение практическому овладению иностранным языком.
По мнению Е. С. Полат задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. [1]
Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обученности, склонностей и т.д.
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.
Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают:
- изучение лексики;
- отработку произношения;
- обучение диалогической и монологической речи;
- обучение письму;
- отработку грамматических явлений.
На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка.
Таким образом, актуальность данной темы может быть аргументирована важностью проблемы и в тоже время её недостаточной разработанностью для применения в условиях сельской школы.
Сущность опыта заключается в создании условий для повышения эффективности урока английского языка через использование компьютерных технологий как средства тренировки и инструмента контроля знаний, умений, навыков учащихся в области чтения, говорения и письменной речи.
Новизна опыта состоит в создании презентаций в программе Power Point и применение тестовых компьютерных программ для контроля ЗУН по английскому языку, разработке и проведению уроков английского языка с применением различных ИКТ как средства повышения эффективности учебно-воспитательного процесса и усилению учебной мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний учащихся.
Результативность опыта включает в себя усвоение учащимися принципов оформления письменного высказывания, понимание особенностей коммуникативных действий над текстом, сформированность навыков самостоятельной работы и развитие самоконтроля, что способствует выработке адекватной самооценки личности, а также приобретение умений и навыков, необходимых в их будущей профессиональной деятельности.
Трудоёмкость опыта заключается в создании презентаций в программе Power Point и специальных тестовых компьютерных программ по английскому языку, в отборе дополнительного материала, оптимальных методов и приёмов, форм, средств организации и проведения уроков английского языка.
Доступность опыта проявляется в том, что он может быть успешно использован учителями английского языка при условии наличия в учебном заведении необходимой техники и владения творчески работающими педагогами основами компьютерной грамотности.
Объект исследования: Процесс обучения иностранного языка как целостная система.
Предмет исследования. Новые информационные технологии как средство формирования мотивации обучения.
Цель. Теоретическое обоснование и разработка педагогических условий, обеспечивающих использование новых информационных технологий на уроках в обучении английского языка.
Задачи использования компьютерных технологий в обучении иностранным языкам:
- формирование навыков и умений говорения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
- совершенствование умения монологического высказывания на основе опорных текстов:
- совершенствование умений письменной речи, пополнение своего словарного запаса, как активного, так и пассивного, лексикой современного иностранного языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
- знакомство с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
- формирование устойчивой мотивации иноязычной деятельности учащихся на уроке.
Гипотеза исследования. Информационные технологии способствуют повышению мотивации изучения иностранного языка и совершенствованию знаний и культуры учащихся, и при определённых условиях могут быть эффективно использованы в учебном процессе для обучения.
Методы исследования: критический анализ, научно фиксируемое наблюдение, эксперимент, анкетирование, беседа.
Методологической основой для решения поставленных задач явились:
- Современная концепция личностно ориентированного образования.
- Учение о мотивации учебной деятельности.
- Концепция информатизации образования Российской Федерации.
- Государственный образовательный стандарт.
1. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ
1.1. Условия возникновения, становления опыта
Страшная это опасность - безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы - это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок - ничто не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли.
В. А. Сухомлинский
Я начала свою работу с этого эпиграфа, потому, что придерживаюсь той точки зрения, что главная задача учителя научить ученика учиться.
Согласно программе, основной целью обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе является развитие личности школьника, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладении речевой деятельностью на иностранном языке.
Основная цель изучения иностранного языка в школе - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию.
Практическое овладение иноязычным говорением со 2 по 9 классы составляет «базовый уровень», на котором совершается дальнейшее обучение учащихся. «Базовый уровень» соотносится с государственным стандартом иноязычного образования, и уровень знаний, речевых навыков и умений, приобретаемый школьниками, не должен опускаться ниже его.
Анализ результатов проведенных мною срезов, контрольных работ показывает, что уровень владения учащимися умениями иноязычного говорения является низким. Это говорит о том, что учащиеся, в особенности выпускники, не владеют на достаточном уровне коммуникативными умениями в диалогической и монологической речи.
B своей педагогической деятельности я пришла к выводу, что в современных условиях, учитывая большую и серьезную заинтересованность учащихся информационными технологиями, я могу использовать эту возможность в качестве мощного инструмента развития мотивации на уроках английского языка. Так как использование новых информационных технологий позволяет разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для учащихся. Также несомненным преимуществом использования компьютерных технологий является перенос центра тяжести с вербальных методов обучения на методы поисковой творческой деятельности учителя и учащихся.
1.2. Актуальность проблемы
Причиной моего обращения к проблеме обучения говорению с использованием информационных технологий является несовершенство иноязычного образования в массовой практике школы. На 1-ом этапе становления моего опыта с помощью таких методов педагогического исследования, как изучение продуктов деятельности (творческих и контрольных работ учащихся), наблюдение (непосредственного общения учащихся на уроке), беседы с родителями мною обнаружены следующие противоречия.
Таблица 1
Противоречия в образовательном процессе
Требования госстандарта | Явления практики обучения |
Участие в диалоге в ситуациях повседневного общения. | Неумение учащихся высказываться на английском языке (бедный словарный запас, неверное построение предложений, несвязность устного высказывания). |
Составление высказываний: рассказ о себе, своем друге, своей семье; описание предмета, картинки. | Учащиеся испытывают затруднения при выполнении творческих заданий - проектов, часто копируют друг друга, не желая придумывать что-то индивидуальное. |
Соблюдение элементарных норм речевого этикета, принятых в стране изучаемого языка. Информированная личность, обнаруживающая широкий кругозор, знание памятников национальной и иноязычной культуры. | Учащиеся не используют в своей речи прецедентные тексты (цитаты из английской литературы, пословицы, фразеологические обороты). |
Таким образом, актуальность темы определяется:
- низким уровнем владения учащимися иноязычным говорением;
- значением активизации (в широком смысле слова) процесса обучения
говорению школьников в условиях модернизации языкового образования;
- возможностью в результате активизации процесса обучения развивать познавательную, учебно-речевую, речемыслительную, самостоятельную деятельности учащихся средствами английского языка.
Актуальность данной темы несомненна. Разнообразие стилей, общения и обучения на уроке, использование мультимедийных интерактивных технологий – все это обогащает содержание урока, ускоряет темп его проведения, повышает интерес к изучению английского языка.
1.3. Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта заключается в определении путей повышения коммуникативной активности учащихся посредством широкого использования в учебном процессе ИКТ: сети интернета, компьютера, интерактивной доски, обучающих программ по английскому языку.
Работая творчески и используя мощность компьютерной техники, хочу достичь следующих результатов:
- формирование новых знаний и понятий;
- отработка практических коммуникативных умений и навыков;
- обеспечение мотивации учащихся к обучению;
- формирование необходимых личностных качеств.
1.4. Длительность работы над опытом
Над изучением и разработкой темы описываемого опыта я работаю третий год.
Этапы становления опыта
- Этап “ИКТ как объект изучения” (2009-2010)
- Знакомство с опытом применения ИКТ в учебном процессе (статьи в периодической печати и на сайтах Интернета).
- Совершенствование практического владения НИТ
- Изучение возможностей применения на уроках обучающих CD дисков и интернет ресурсов.
2. Этап “Использование элементов ИКТ на уроках английского языка” (2010-2012)
- Апробация дисков по английскому языку;
- Создание материалов с использованием ИКТ и применение их на уроках:
- презентации (Power Point) для введения или отработки лексического или грамматического материала;
- дидактические материалы, созданные с использованием текстового редактора Microsoft Word;
- тесты.
3.Этап “ИКТ как инструмент обучения” (2014 -2015)
В рамках данного этапа планируется работа над созданием и апробацией комплекса методических и дидактических материалов к урокам английского языка.
- Теоретическая база опыта
Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье "Компьютеры в школе” пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”.[2]
В своем опыте я опираюсь как на идеи классической педагогики (Ю.К. Бабанского, С.Л.Соловейчика, Ш.А.Амонашвили, В.Ф..Шаталова, Е.Н.Ильина), так и идеи учителей-новаторов в области применения ИКТ в обучении английскому языку (О.А. Савченко, О.Б. Часовниковой, Ю.В. Михряковой).
Я согласна с Н.В.Баграмовой, преподавателем английского языка, которая делает вывод о том, что обучение говорению ставит в центре внимания коммуникативные функции языка. Благодаря общению люди могут вступать во взаимодействие. «Использование возможностей компьютера должно помочь учащимся находить легкие для них пути общения»[3].
Таким образом, используя информационные компьютерные технологии в обучении английскому языку, можно оптимизировать процесс овладения навыками базового школьного иноязычного общения и сделать его более эффективным в условиях общеобразовательной школы.
При этом, эффективность процесса обучения зависит от реализации следующих принципов, которые используются мной на уроках английского языка:
- комплексного подхода к процессу обучения на коммуникативно-ситуативной основе;
- интерактивности;
- дифференцированного подхода;
- учета индивидуальных особенностей;
- проблемности (как при организации учебных материалов, так и самого учебного процесса);
- педагогики сотрудничества.
Принцип комплексного коммуникативно-ситуативного обучения предусматривает использование комплекса коммуникативных ситуаций, направленных на развитие речи школьника, что способствует «преодолению резкого перехода от учебных условий к естественному общению благодаря формированию у обучающихся прочных ассоциативных связей». При этом занятия по английскому языку не делятся по аспектам, а являются комплексными.
Принцип интерактивности предполагает, что в ходе учебного процесса учащиеся не только приобретают учебные и профессионально значимые знания и умения, но и «изменяются сами в результате выполнения ими предметных действий».
Использование принципа проблемности в обучении означает, что «знания не преподносятся обучаемому в детерминированном, завершенном виде, предназначенном лишь для запоминания, а даются в динамике перехода от незнания к знанию, при активном участии самих обучаемых в получении части этих знаний в результате самостоятельной работы над решением специально подобранных проблемных задач». Принцип проблемности играет большую роль в формировании интереса к содержанию обучения и самой учебной деятельности, что, в свою очередь, повышает учебную мотивацию и дает возможность учащимся проявить умственную самостоятельность и инициативность.
Сочетая принцип дифференцированного подхода с принципом учета индивидуальных особенностей, преподаватель становится более свободен в выборе методических приемов и разнообразных стимулов, способных поддерживать мотивацию и умственную активность учащихся в течение всего периода обучения.
Принцип «педагогики сотрудничества». В своём опыте на основе педагогики сотрудничества я использую такие формы взаимодействия ученика и учителя в образовательном процессе, когда педагог не воспитывает, не учит, а актуализирует, стимулирует стремление учащихся к саморазвитию, изучает его активность, создаёт условия для самодвижения.
Таким образом новизна опыта заключается в том, что, сочетая принципы классической педагогики и точки зрения учителей-новаторов в процессе развития коммуникативной культуры учащихся, использую методы, приёмы и формы организации учебного процесса с точки зрения языковой личности. Новой является также и роль учителя на уроке: он становится организатором самостоятельной познавательной деятельности учащихся, компетентным консультантом, помогающим учащимся преодолевать трудности, возникающие в работе.
2. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА
Сегодня умение использовать в своей предметной области средства вычислительной техники и телекоммуникаций следует рассматривать как критерий общей грамотности, сопоставимый на сегодняшний день с традиционной трактовкой данного понятия - как умения читать, писать и считать.
Использование информационно-компьютерных технологий открывает для меня новые возможности в преподавании моего предмета, т.к. используя ИТК на уроках английского языка, я сталкиваюсь с новыми формами и методами преподавания, ищу новые подходы к процессу обучения. В данной работе предпринята попытка выявить пути и способы оптимизации учебного процесса с помощью ИКТ.
Итак, назову наиболее часто используемые элементы ИКТ в учебном процессе:
- электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
- электронные энциклопедии и справочники,
- тренажеры и программы тестирования,
- образовательные ресурсы Интернета,
- DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
- видео и аудиотехника,
- научно-исследовательские работы и проекты.
Изучение английского языка с использованием ИКТ дает детям возможность принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет и т.д. Учащиеся могут получать любую информацию по проблеме, над которой они работают, а именно : лингво- страноведческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу и т.д.
Можно выделить несколько возможностей использования информационных технологий:
- для поиска литературы
а) в электронном каталоге библиотеки учебного заведения;
б) в Internet с применением браузеров типа Internet Explorer, Mozilla Firefox и др., различных поисковых систем (Yandex.ru, Rambler.ru, Mail.ru, Aport.ru, Google.ru, Metabot.ru, Search.com, Yahoo.com, Lycos.com и т.д.);
- для работы с литературой в ходе реферирования, конспектирования, аннотирования, цитирования и т.д.;
- для автоматического перевода текстов с помощью программ-переводчиков (Сократ персональный 4.1), с использованием электронных словарей (Globus software.);
- для хранения и накопления информации (CD-, DVD-диски, внешние накопители на магнитных дисках, Flash-диски);
- для планирования процесса исследования (система управления Microsoft Outlook);
- для обработки и воспроизведения графики и звука (проигрыватели Microsoft Media Player, WinAmp, Apollo, WinDVD, zplayer, программы для просмотра изображений ACD See, PhotoShop, CorelDraw, программы для создания схем, чертежей и графиков Visio) и др.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций и программных продуктов позволяют моим учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице - “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”.
Ведь как показали исследования немецких ученых, человек запоминает только 10% того, что он читает, 20% того, что слышит, 30% того, что видит; 50-70% запоминается при участии в групповых дискуссиях, 80% - при самостоятельном обнаружении и формулировании проблем. И лишь когда обучающийся непосредственно участвует в реальной деятельности, в самостоятельной постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировке выводов и прогнозов, он запоминает и усваивает материал на 90%.
Хотелось бы остановиться на наиболее часто используемых мною ИТК на уроках английского языка:
Интернет - ресурсы
Возможности использования Интернет - ресурсов огромны. Глобальная сеть Интернет создаёт условия для получения любой необходимой учащимся и учителям информации, находящейся в любой точке земного шара: новости, страноведческий материал, зарубежную литературу т.д.
На уроках английского языка Интернет помогает мне решить целый ряд дидактических задач: сформировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Кроме того, работа направлена на изучение возможностей Интернет - технологий для расширения кругозора школьников, налаживать и поддерживать деловые связи и контакты со своими сверстниками в англоязычных странах.
Компьютерная лекция
Компьютерная лекция, разработанная средствами Power Point - это тематически и логически связанная последовательность информационных объектов, демонстрируемая на экране или мониторе. В ходе лекции используются различные информационные объекты: изображения (слайды), звуковые и видеофрагменты. Эффективность работы со слайдами, картинами и другими демонстрационными материалами будет намного выше, если дополнять их показом схем, таблиц.
После таких уроков изученный материал остаётся у учащихся в памяти как яркий образ и помогает учителю стимулировать познавательную активность школьника.
Чаще всего в своей практике я провожу уроки комбинированного типа, где присутствует и опрос домашнего задания, и объяснение нового материала.
Программа разработки презентаций Power Point позволяет подготовить материалы к уроку, комбинируя различные средства наглядности, максимально используя достоинства каждого и нивелируя недостатки.
Чаще всего, это следующие типы уроков с применением презентаций в программе Power Point:
1) лекционные, которые имеют главной целью, не иллюстрировать, а зрительно дать сложный материал для записи учащимся в удобной форме;
2) уроки - иллюстрации по темам, где существует необходимость ярких зрительных образов;
3) уроки - наглядные пособия, помогающие как образцы, создавать учащимся подобные работы самостоятельно.
И последнее что необходимо отметить: используя слайд - фильмы, интерактивные модели, можно осуществлять дифференцированный, индивидуальный подход в работе с учащимися, владеющими разной степенью освоения учебного материала.
Электронные учебники
Достоинствами электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться в динамике различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком.
Работу с компьютером на уроках английского языка я начинала с использования обучающих и познавательных программ на CD. Среди наиболее хорошо известных программ на CD – рекомендованный Министерством РФ «Профессор Хиггинс». Однако он больше рассчитан на индивидуальную работу школьников по фонетике и грамматике. Данный диск нашел применение в следующих видах работы:
- Отработка фонетики (с микрофоном) на начальном этапе обучения.
- Постановка произношения пословицы скороговорок (с микрофоном).
- Индивидуальный зачет по изученным грамматическим темам, которые варьируются по уровню сложности, позволяя один и тот же грамматический материал отработать с учащимися разных классов, учитывая их подготовку.
В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает.
Использовать эту программу на уроках со всем классом очень сложно. Я применяю ее для индивидуального зачета по изученным темам грамматики в классе. Хочу отметить, что такого вида зачеты помогли мне добиться значительного роста качества грамматических знаний.
Электронные словари
Электронный словарь соединяет в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дает возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений.
Все современные электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.
Чаще всего мы используем следующие словари:
1. Сократ персональный 4.1 (осуществляет перевод предложений с русского на английский и с английского на русский);
2. Globus software (новая редакция англо-русского, русско-английского словаря, содержит более 160 000 слов);
Для перевода с помощью какого-либо из перечисленных словарей необходимо ввести переводимое слово (фразу, предложение и т.п.) в диалоговое окно выбранного словаря и следовать дальнейшим инструкциям данного электронного словаря. Использование электронных on-line словарей представляется особенно удобным при необходимости перевода не одной словарной единицы, а сразу некоторого их количества, например при работе с «ключевыми словами» текста, диалога и т.д., при выполнении упражнений по обучению чтению на пред текстовом этапе. И конечно, возможность использования практически любого словаря через Интернет экономит время и силы, способствует творческой работе учащегося.
Методы обучения с использованием информационных компьютерных технологий
1. Объяснительно-иллюстративный метод.
Предусматривает применение экранных средств в учебном процессе: видеофрагменты, компьютерные презентации, иллюстрирование сложных фрагментов и т.п.
Для обеспечения освоения учащимися содержания обучения иноязычному говорению необходимы эффективные активизирующие обучение приемы: «мозговой штурм», «дискуссия», «проект», применяемые в обязательной совокупности и последовательности, а также упражнения-задачи, стимулирующие речевые высказывания, способствующие запоминанию языковых, речевых средств и способов формирования и формулирования мысли на английском языке, овладению учащимися способами самоконтроля, самооценки.
Однако не менее интересным оказывается включение ИКТ в структуру обычного урока. Например, в процессе изучения темы «Healthy eating».
Использование мультимедийных технологий, различные виды упражнений, различные виды работы мотивируют учащихся к активной и продуктивной деятельности на уроке.
Сначала учащиеся читают на экране план урока, данный бегущей строкой, что позволяет собрать их внимание мгновенно. Затем предлагается закончить предложение (работа с лексикой), а возможности ИКТ позволяют учащимся сразу сделать самопроверку. Работа со слайдами помогает учителю провести скрытый контроль выполнения домашнего задания. Опоры из картинок, схем и речевых клише помогают учащимся закрепить и активизировать изученные ЛЕ в устной речи.
Применение презентации на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, размера, наклона. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивается предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап.
Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что ещё более усиливает эффект воздействия. Подобный этап в определенной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала.
Проанализируем некоторые из них.
Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль.
На примере рассмотрим эти этапы.
Презентация “Времена года”.
Введение лексики по теме.
На I-м этапе – фонетическая зарядка. Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает показ слайдов: на экране появляется первый слайд. Учащиеся смотрят и слушают. Время работы – примерно 1 минута.
На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учащиеся работают индивидуально или в парах, заучивая слова. Время работы – примерно 5 – 10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы.
На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учитель предъявляет учащимся следующие слайды.
- Какое из написанных слов является лишним по смыслу.
- Составьте предложения.
- Правда или нет.
- Закончи предложение.
- Отрабатывается грамматика.
Совершенствование навыков аудирования
На экране появляется слайд – и зачитываются 4 текста о временах года. Учащиеся должны подобрать к этим текстам соответствующие картинки.
I – этап – знакомство с текстами.
II – этап – учащиеся составляют сообщение с опорой на слайды.
Следующий этап – это контроль монологической речи. Учащиеся выбирают время года, о котором они хотят рассказать и составляют свой рассказ, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию.
Отработка грамматических явлений.
Формы уроков, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is / there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определённого грамматического явления.
Для объяснения используются эффекты анимации, выделение ярким цветом грамматического явления, вставка картинки, облегчающая понимание.
Из опыта работы с презентациями в течение учебного года можно сделать вывод:
- концентрация внимания учащихся на вводимом материале приближается к 100%;
- скорость и качество усвоения темы увеличиваются. Обычно уже на следующем уроке учащиеся почти безошибочно работают по изученной теме;
- повышается ответственность в учебе;
– исключается время для написания материала на доске.
Применение мультимедийных средств на уроке позволяет достигать более глубокого запоминания учебного материала, через образное восприятие, усиление его эмоционального воздействия.
Таким образом, объяснительно-иллюстративный метод повышает познавательную активность учащихся за счёт наглядности и мультимедийных эффектов.
2. Исследовательско-поисковый метод.
Ориентирован на активное применение ресурсов школьных медиатек и Интернет ресурсов. Особенностью его является интеграционный характер, что позволяет усилить межпредметные связи.
Исследовательская деятельность школьников, способствующая развитию у школьников познавательной активности, воображения, навыков совместной работы давно активно используется в нашей школе. Теперь же, когда результаты этой деятельности чаще всего представляются в виде презентаций, она стала еще привлекательнее для школьников. Работа над проектом – творческий процесс, в котором речевое общение органично вплетается в интеллектуально-эмоциональный контекст интересной другой деятельности (игры, анкетирования, доклады или презентации). Учащиеся самостоятельно или под руководством учителя занимаются поиском разрешения проблемы, личностно-значимой для них. Это требует от учащегося самостоятельного переноса знаний, навыков и умений в новый контекст их использования. Следовательно, у школьников развивается креативная компетенция как показатель коммуникативного владения иностранным языком. Поиск информации, самостоятельная работа с дополнительными источниками, способствуют углублению и лучшему усвоению изучаемого материала.
Уникальность проектной работы в том, что, во-первых, в создании проектов может участвовать каждый ученик, а во-вторых, умение создать интересный проект с использованием компьютерных технологий - это вопрос престижности учащегося в классе. Поэтому они бесконечно совершенствуют свои работы, усложняя и оформляя их всё новыми и новыми деталями.
В курсе иностранного языка метод проекта может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, поскольку отбор тематики проводится с учётом практической значимости для ученика («Человек и его окружение», «Моя школа», «Моя страна» «Мой город» и т.д.).
По количеству участников проектов выделяются личностные, парные и групповые. Групповые наиболее часто используются в моей практике. В этом случае необходимо правильно с методической точки зрения организовать деятельность участников проекта в группе учеников, и роль педагога–координатора в этом случае особенно важна.
Групповой метод проектов имеет следующие правила и принципы:
1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.
2. Команды не соревнуются.
3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом, потому что они вместе выполняют задание.
4. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
5. Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
Группы учащихся формируются с учетом психологической совместимости, при этом в каждой группе есть сильный ученик, средний, слабый. Группа выбирает одно задание, но при его выполнении происходит распределение ролей. Каждый ученик получает самостоятельный участок работы в проекте.
Работа над данным методом ведется с начала изучения какой-либо темы. Можно выделить следующие приемы работы.
Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика, дети осваивают простые предложения.
Практическая работа над проектом начинается на стадии актуализации изученного материала, и становится гармоничной частью единого процесса обучения.
I. Предварительная работа включает в себя несколько ступеней.
1.Обсуждение проекта, что включает в себя обсуждение предложенной темы, определение того, что мы хотим показать и рассказать;
2.Разработка плана проектной работы.
3.Проведение опросов по различным направлениям.
4.Распределение обязанностей и пунктов проектной работы между участниками проекта.
Основные этапы работы распределяются сразу же. Так на сбор материалов отводится неделя, на написание слов для сопровождения слайдов, проведение опросов и оформления результатов опросов отводится 1 недели, на создание презентации на компьютере и на подготовку выступления - 1 неделя.
II. Выполнение проекта
III. Защита проектов. Данный этап проводиться в виде нестандартного урока.
Большой интерес вызвала работа над проектом "Как прекрасен мир" ("How wonderful the world is!") в 9 классе. В наше время, когда всё шире и шире развиваются связи между разными странами и народами, очень полезно уметь провести экскурсию, рассказать о различных странах и т.д. Безусловно, выполнение проекта затребовало большой работы, как со стороны учеников, так и со стороны учителя. Но она позволила мне сформировать языковые и страноведческие знания, развить навыки и умения учащихся во всех видах речевой деятельности, успешно использовать английский язык на уровне реальной коммуникации, осуществить самореализацию каждого ученика.
Презентация проектов в Power Point состоялась во время прохождения недели английского языка. Работы учащихся смогли увидеть и оценить не только учитель английского языка, но и других предметов, а также учащиеся всей школы.
Особое внимание следует уделить оценке проекта и его презентации. В качестве средств оценки могут быть использованы опросники, анкеты, оценочные шкалы для обсуждения качества, дневник рефлексивной самооценки.
Результаты выполненных проектов должны быть материальны, т.е. оформлены каким - либо образом, альбом, компьютерная газета, доклад.
Работа по подготовке проектов в программе Power point имеет огромное значение в развитии учащихся. Учащиеся учатся практически использовать программы, с которыми познакомились на уроках информатики. Немаловажно и то, что учащиеся осваивают азы научной работы: учатся отбирать материал и выделять главное и второстепенное, находить интересные иллюстрации и факты. А так же они учатся работать с Интернетом.
За учебный год учащиеся могут сделать 1- 3 презентации по той или иной теме, а значит, не только овладеть технологией проектной деятельности, выступить перед аудиторией с защитой своего проекта, но и познакомиться с опытом работы других учащихся из других классов.
Результатом работы является:
- повышение мотивации в изучении английского языка и ИКТ;
- приобретение опыта выступления перед аудиторией;
- повышение самооценки учащихся.
Таким образом, исследовательско-поисковый метод повышает самостоятельность учащихся в добывании знаний и самооценке, способствует формированию критического мышления, а также усиливает практическую направленность в обучении.
3. Метод контроля и коррекции знаний умений и навыков учащихся.
Данный метод позволяет организовать различные формы проверки знаний, умений и навыков учащихся. Для проверки усвоения учебного материала используется несколько типов заданий. Так, например, в электронной версии тесты могут представлять собой варианты от карточек с вопросами и вариантами ответов, до сложных многоуровневых структур, где ученику нужно самому построить высказывание.
Использование данного метода дает возможность выявить пробелы в знаниях у учащихся и скорректировать работу учителя по их ликвидации.
Реализация каждого метода в практической деятельности состоит в совокупности отдельных методических приёмов, нацеленных на формирование умений работы с различными источниками информации.
Моими методическими находками в технологии проектного обучения являются:
✍ ведение «Портфолио» учащихся;
✍ введение в практику обучения исполнение песен на английском языке, это важный момент в совершенствовании речевой культуры учащихся;
✍ приглашение на уроки и внеклассные мероприятия младших школьников, сверстников, что стимулирует учащихся к собственному духовному совершенству.
3.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА
Мой опыт применения компьютера и мультимедийных технологий на уроках английского языка и во внеурочное время еще небольшой, но уже можно сделать вывод:
- мультимедийные технологии ускоряют процесс обучения;
- они способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
- улучшают качество усвоения материала;
- позволяют индивидуализировать процесс обучения;
- дают возможность избежать субъективности оценки.
Достигнутые результаты:
1. Учащиеся начали правильно строить свою речь на английском языке с использованием лексических, грамматических структур, понимают на слух аутентичный английский текст.
2. Сформировались у учащихся навыки поиска информации через Интернет.
3. Учащиеся научились систематизировать информацию, выделять главное, обобщать полученную информации с помощью ИКТ технологий.
Любая деятельность учителя оценивается по результатам обученности его учеников. Проводимая мною работа дает свои положительные результаты:
Качество знаний учащихся по английскому языку
за последние три года:
Таким образом, явно прослеживается положительная динамика качества знаний по английскому языку. На протяжении трех лет успеваемость учащихся по английскому языку, составляет 100%, растет качество знаний от 37% до 41,6%, уровень обученности с 51,6% до 54,96%.
Наблюдения и сравнительный анализ результатов обученности в классах, где ИКТ применяется в системе, показали следующее: учащиеся демонстрируют более высокую степень вовлечённости в учебный процесс, мотивации и радости познания. Использование ИКТ способствует повышению эффективности овладения иностранным языком. Такая организация работы является средством повышения результативности учебного труда школьников.
Результаты анкетирования школьников «Мотивация обучения»
Анкетирование показывает следующее:
- 80 % учащихся отмечают, что уроки с применением компьютера на много интереснее;
- 74 % утверждают, что программа компьютерного тестирования дает возможность избежать субъективности оценки;
- 66% - нравится работать с тестами на компьютере;
- 62% опрошенных привлекает возможность проявить творчество в подготовке ММП;
- 51%считают, что ИКТ помогает лучше усвоить материал.
Сведения об участии в предметных олимпиадах
Год | Статус (уровень) олимпиады | Возраст (класс) участников | Количество участников (в % от числа обучающихся) |
2010-2011 | Участие во внутришкольной олимпиаде | 9 кл. | 3 уч 15% |
2011-2012 | Участие во внутришкольной олимпиаде | 8,9 кл. | 6 уч 7,6% |
2012-2013 | Участие во внутришкольной олимпиаде | 6-9 класс | 10 уч 30% |
Количество участников олимпиады по английскому языку на уровне образовательного учреждения за анализируемый период возросло с 15% до 30%. В дальнейшем учащиеся школы будут принимать участие во II туре Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку.
Результаты анкеты «Отношение к учебному предмету"
Анкетирование показывает, что отношение к предмету английский язык возросло в 2 раза, соответственно уменьшилось количество учащихся, которые не любят английский язык. Хотелось бы, чтобы еще уменьшилось количество ребят, которые равнодушны к предмету.
Также было проведено анкетирование учащихся «Эмоциональное настроение на уроке с использованием ИКТ и без него».
По результатам анкетирования эмоциональное настроение учащихся на уроках улучшилось:
- хорошее с 25% увеличилось до 40%;
- очень хорошее с 15% до 33%.
Заключение
Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика.
В мультимедийных обучающих программах по английскому языку используются различные методические приёмы, позволяющие проводить ознакомление, тренировку и контроль.
Помимо использования мультимедийных обучающих программ, компьютер является незаменимым помощником для подготовки и проведения тестирования, мониторинга учебного процесса, собственного информационного наполнения инструментальных сред для разработки компьютерных уроков, подготовки дидактических материалов, использования ресурсов и услуг Интернета для аудиторной и самостоятельной работы, а также проектной деятельности учеников.
В заключении необходимо подчеркнуть, что внедрение в учебный процесс использование мультимедийных программ вовсе не исключает традиционные методы обучения, а гармонично сочетается с ними на всех этапах обучения: ознакомление, тренировка, применение, контроль. Но использование компьютера позволяет не только многократно повысить эффективность обучения, но и стимулировать учащихся к дальнейшему самостоятельному изучению английского языка.
Таким образом использование новых информационных технологий, в частности, компьютера в условиях сельской школы является эффективным:
- создание комфортных условий для проведения процесса обучения.
- повышение информационной культуры сельских учащихся.
- расширение их языковой и социокультурной компетенции.
- изменение в положительную сторону мотивов изучения английского языка.
В заключение хотелось бы вспомнить слова Рея Клиффорда о том, что технологии не заменят учителя, но учителя, которые используют технологии, могут заменить тех, кто этого не делает.
- БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
- Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001
- Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе: методическое пособие.- М.: Дрофа, 2005.-148 с.
- Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя.– М.: АРКТИ, 2004.–192с.
- Р. Вильямс и К. Макли. Компьютеры в школе// ИЯШ, №9, 2002.
- Апатова Н. В. Информационные технологии в школьном образовании. – М., 1994 Зубов А. В. Информационные технологии в лингвистике. – М., 2004
- Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы-составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006
- Клоков Е. В., Денисов А. В. Технология проектного обучения // Школа. – 2006. - №2. – с. 29-36
- Коноплева И. С., Чубова А. П. Компьютерные обучающие системы // Учитель. – 2007. – № 5. – с. 16-17
- Сергеева М. Э. Новые информационные технологии в обучении английскому языку // Педагог. – 2005. - № 2. – с .162-166
- Синегубова Н. М. Информационные технологии на уроках английского языка // Школа. – 2006. - № 2. – с. 43-44
- Биболетова М.З. Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English” для средней школы. ИЯШ, №3. 1999.
- Владимирова Л. П. Интернет на уроках иностранного языка. ИЯШ, №3, 2002. с 33-41.
- Донцов Д. Английский на компьютере. Изучаем, переводим, говорим. М., 2007.
- Ушакова С. В. Компьютер на уроках английского языка. ИЯШ, №5, 1997г с. 40-41.
- Цветкова Л. А. Использование компьютера при обучении лексики в начальной школе. ИЯШ, №2, 2002. с. 43-47.
[1] Полат Е. С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М. В., Петров А. Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001
[2] Р. Вильямс и К. Макли. Компьютеры в школе// ИЯШ, №9, 2002.
[3] Баграмова Н.В. Методика обучения иностранным языкам в свете теории глобализации образования// Иностранный языки и технологии обучения в XXI в.: Материалы всероссийской научной методической конференции.- СПб: СПбГУЭФ, 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"
Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...
Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку
Современные информационные и коммуникационные технологии и их использование при обучении иностранному языку...
Методическая статья "Проектная методика и особенности ее использования при обучении иностранному языку (английскому)"
В данной статье рассматриваются особенности применения проектной деятельности в преподавании иностранного языка. Рассматриваются основные виды проектов при обучении иностранному языку, поднимается воп...
Реферирование статьи И.А.Евстигнеевой:«РАЗВИТИЕ ДИСКУРСИВНЫХ УМЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ».
Реферирование статьи...
Современные информационно-коммуникационные технологии и их применение при обучении английскому языку
Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирующе...
«Применение информационно-коммуникационных технологий как фактор повышения качества обучения русскому языку и литературе»
В работе делается акцент на то, что современный мир требует от школы коренным образом менять сложившуюся технологию школьного обучения, строить преподавание так, чтобы знания не преподносились в готов...
Практическое использование технологии развития критического мышления при обучении иностранным языкам: из опыта учителя.
Чтобы учение стало учебной деятельностью необходимо не только и не просто получение знаний, а главное - способы их приобретения. Важно, чтобы учащиеся самостоятельно добывали з...