Патриотическое воспитание: опыт и перспективы
статья на тему

Формирование патриотического духа школьников средствами английского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rayonnaya_pedagogicheskaya_konferentsiya.docx28.03 КБ

Предварительный просмотр:

Районная педагогическая конференция
«Патриотическое воспитание: опыт и перспективы»

Тезисы доклада по теме
«Роль английского языка в формировании патриотического духа школьников»

ВОЛОСНИКОВА ЕКАТЕРИНА АЛЕКСАНДРОВНА

Что такое патриотизм? Словарное определение гласит: “Патриотизм – это любовь к Родине, к Отечеству, одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками и тысячелетиями” или “Патриотизм – это качество личности, характеризующее высшую степень его духовного развития и самосознания, выражающуюся в ценностном отношении к своему Отечеству, его истории, культуре и готовности к самопожертвованию во имя интересов Отечества”.

Из этого  определения  вытекает мысль о необходимости формировать у учащихся такие направления патриотического воспитания, как любовь к Родине, к “малой” Родине, интереса к истории России, родному слову, языку, литературе и культуре.

Цель патриотического воспитания — развитие у учащихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование у школьников профессионально значимых качеств, умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, высокой ответственности и дисциплинированности.

Реализация этих принципов в процессе патриотического воспитания молодежи призвана обеспечить развитие у нее нового, по-настоящему заинтересованного отношения к военной и государственной службе, готовности к достойному выполнению функции по защите Отечества, и осуществляется по следующим основным направлениям:

- Духовно-нравственное — осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении. Оно включает развитие высокой культуры и образованности, осознание идеи, во имя которой проявляется готовность к достойному служению Отечеству, формирование высоконравственных, профессионально-этических норм поведения, качеств воинской чести, ответственности и коллективизма.

- Историческое — познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников и исторической ответственности за происходящее в обществе и государстве. Оно включает изучение многовековой истории Отечества, места и роли России в мировом историческом процессе, военной организации в развитии и укреплении общества, в его защите от внешних угроз, понимание особенностей менталитета, нравов, обычаев, верований и традиций наших народов, героического прошлого различных поколений, боровшихся за независимость и самостоятельность страны.

- Политико-правовое — формирование глубокого понимания конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства.

Включает ознакомление с законами государства, особенно с правами и обязанностями гражданина России, с функциями и правовыми основами деятельности военной организации общества, осознание положений Военной присяги, воинских уставов, требований командиров, начальников, старших должностных лиц.

- Интернациональное — воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает беззаветную любовь и преданность своему Отечеству, гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам, почитание национальных святынь и символов, готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству. Пропаганда идей интернационализма, дружбы народов, воспитание школьников в атмосфере интернационализма.

- Профессионально-деятельностное — формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач.

Оно включает мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста.

- Психологическое — формирование у школьников высокой психологической устойчивости, готовности к выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, формирование важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в обществе. Оно включает изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в школе, профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения, снятие психологической напряженности, преодоление стресса.

- Физкультурно-спортивное – пропаганда здорового образа жизни.

Все эти направления органически взаимосвязаны между собой, объединены в процессе практической деятельности целью, задачами, духовно-нравственными и мировоззренческими основами, принципами, формами и методами патриотического воспитания.

Работа по патриотическому воспитанию проводится комплексно. Комплексный подход отражает важнейшую особенность воспитания — направленность на целостное формирование всесторонне и гармонично развитой личности.

Воспитательное влияние процесса обучения во многом зависит и от характера учебной деятельности школьников, поэтому в качестве факторов реализации воспитания в процессе обучения выступают также и методы обучения. В тесной связи с содержанием методы обучения влияют на развитие диалектическою мышления школьников, вооружают их умением связывать обучение с жизнью. От правильного выбора и использования методов обучения зависит развитие познавательной активности школьника, образование социально ценных мотивов учения, превращение приобретаемых знаний в глубокие личные убеждения учащихся.

Активная учебная деятельность школьников протекает на уроках, лекциях, практических занятиях, экскурсиях и в других формах организации процесса обучения. Поэтому для повышения воспитательного влияния обучения важно обеспечить, при сохранении ведущей роли урока, сочетание всего многообразия форм его организации. Применение разнообразных форм организации процесса обучения обогащает палитру делового общения учащихся со своими товарищами и учителями в условиях активной познавательной деятельности. Это способствует более глубокому осознанию личной причастности к решению общественно ценных задач учебной работы.

Среди множества учебных дисциплин предмет “иностранный язык” занимает особое место. И его своеобразие заключается в том, что в ходе его изучения учащиеся приобретают не знания основ науки, а формируют умения и навыки пользоваться чужим языком как средством общения, средством получения новой и полезной информации.

Преподавание в современной российской школе даёт учителю широкие возможности по воспитанию гражданственности, патриотизма, правовой культуры, высоких нравственных качеств личности. Этому способствует коммуникативная направленность предмета, его обращённость к изучению быта, обычаев, традиций и, прежде всего, языка другого народа. Изучение чужой культуры посредством языка становится возможным только на сформированной национально-культурной базе родного языка. Любые знания, приобретаемые с помощью иностранного языка, будут восприниматься только через призму знаний, сформированных в процессе овладения родной культурой.

Но я думаю, что о настоящим патриотизме не следует просто талдычить на уроках, ведь будет глупо, если учитель войдет и скажет: «Сегодня мы будем учиться любить Родину, а завтра будем учиться уважать героев». Просто надо создавать атмосферу, подбирать материал, который давал бы знания о истории, традициях, людях, учить сопоставлять и делать выводы.

Бывает парадоксально, но учащиеся средней школы, изучают, например, символы Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, но плохо знают Символику своей Родины. О какой же гордости может идти речь?!

Воспитание патриотизма представляет собой целенаправленный процесс включения учащихся в различные виды учебной и внеурочной работы, связанной по своему содержанию с развитием патриотических чувств, стимулированию их активности по выработке у себя этих моральных качеств.

Использование проектной  методики при обучения английскому языку даёт большие возможности для формирования у учащихся таких общечеловеческих ценностей, как уважительное и толерантное отношение к другой культуре и более глубокое осознание своей культуры. Знакомство с культурой страны изучаемого языка происходит путём сравнения и постоянной оценки имевшихся раннее знаний и понятий с вновь полученными, со знаниями и понятиями о своей стране, о себе самих. Этому способствуют задания под рубриками “In Your Culture” и “All About Me”. В результате происходит своеобразный диалог культур устами школьников. Сравнивая зарубежного сверстника и самих себя, страны, учащиеся выделяют общее и специфичное, что способствует объединению, сближению, развитию понимания и доброго отношения к стране, её людям, традициям.

Для достижения этих целей на уроках иностранного языка в школе должны использоваться самые разнообразные формы и приёмы учебной и внеклассной работы. Учащиеся могут участвовать в моделировании и решении проблемных ситуаций, викторинах, составлении кроссвордов, написании сообщений и докладов, экскурсиях по историческим местам, работать с печатными материалами, проводить “круглые столы”. В конце изучения темы “Не хотели бы вы отправиться в Великобританию?”, также учащимся предлагается “пригласить иностранных гостей в Россию и организовать для них путешествие”. Свои проекты мы называем “Добро пожаловать в Россию!” и «Приезжайте к нам на Ямал!».

Познавательным аспектом таких уроков является увеличение объёма знаний об особенностях культуры родной страны, знакомство с достопримечательностями Москвы, Санкт-Петербурга, Салехарда; воспитательный аспект – осознание понятия “Родина”, “малая Родина”, более глубокое осознание своей национальной культуры.

Работая по теме “Меняются времена, меняются стили”, учащимся предлагается посещение школьного краеведческого музея, отзывы о котором они предоставляют на английском  языке.

Работая по теме “Моя семья”, учащиеся изучают родословную своей семьи, а затем предоставляют проекты генеалогических деревьев вплоть до пятого поколения.

При изучении темы “Герои и гордость твоей страны” мы знакомимся с биографиями выдающихся людей страны изучаемого языка и нашей Родины. Интересны для изучения и  такие темы как “Достопримечательности Британии, Америки и России”, “Образование” и др. Здесь имеет место культурологический аспект обучения, сравнение национальных культур разных народов.

Большую роль в формировании патриотического духа школьников играет использование краеведческого материала. Обращение к материалам краеведческого характера приближает иноязычную коммуникацию к личному опыту учащихся, позволяет им оперировать в учебной беседе теми фактами и сведениями, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни, в условиях бытия в родной для них культуре. Знакомясь с иноязычной культурой, учащиеся постоянно сравнивают её с родной культурой. Поэтому, чем обширнее та область знания фактов родной культуры, которой оперируют учащиеся, тем продуктивнее работа по ознакомлению с иной культурой.

В обучении используется в основном материал географического характера (природа, достопримечательности, внешний вид города и т.д.). Материалы, связанные с историческими, экономическими, социальными фактами, находят применение гораздо реже и в основном на старшей ступени обучения. Однако значимость краеведческих материалов такой направленности гораздо выше при использовании их в среднем звене, когда происходит активное становление личности учащегося, формируется его мировоззрение, вырабатывается социальная позиция. В подростковом возрасте учащиеся обладают массой гуманитарных и социокультурных знаний, что позволяет им:

- устанавливать и применять различные межъязыковые и меж предметные связи, используя свои знания и опыт;

- переходить от простого усвоения учебного материала, предлагаемого или рекомендуемого учителем, к активному приобретению знаний, к самостоятельному определению своих языковых потребностей и целенаправленному поиску необходимого материала.

Работа с подобными материалами часто проходит в виде проектов, которые позволяют учащимся выразить свои идеи в удобной для них форме.

Таким образом, формирование разносторонне развитой поликультурной личности, её мировоззрения, чувства патриотизма и национального достоинства возможно при системном освоении национальной культуры через урочные и внеклассные формы работы с учащимися. Включение этнокультурного материала в содержание занятий иностранного языка будет способствовать реализации воспитания российского патриотизма.

Задачи:

1. Способствовать получению и расширению знаний учащихся о России: её истории, традициях, культуре, праве и т.д.

2. Воспитывать у учащихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений.

3. Способствовать становлению многосторонне развитого гражданина России в эстетическом, культурном, нравственном и физическом отношениях.

4. Воспитывать у учащихся любовь к своему родному городу и краю, как к малой родине.

5. Воспитывать у учащихся активную жизненную позицию, интернациональные чувства.

6. Способствовать освоению учащимися прав и обязанностей юного гражданина страны

Раскрытие особенностей и потенциала урока английского языка возможно и нужно использовать при решении задач патриотического воспитания обучающихся. Так как:

- В школе иностранный язык сейчас занимает достойное место, наравне с такими предметами, как русский язык и математика, что накладывает определенную ответственность на учителей.

- Целью обучения иностранному языку в школе является формирование и развитие у обучающихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности, включает формирование внутренней готовности и способности к речевому общению, приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур, что способствует формированию норм патриотических и межнациональных отношений.

- Английский язык направлен на формирование «языковой личности» обучающегося как «глубоко национального феномена», основные элементы которой отражают картину мира. Таким образом, овладение способностью к межкультурной коммуникации позволит не только поглощать, но и отдавать, обмениваться бесценным историческим и культурным опытом поколений и национальностей, стран и общностей. Вот на что должен быть способен патриот, владея иностранным языком, – нести культурное и историческое наследие своей страны.

Мною используются такие методы патриотического воспитания школьников:

1)методы воспитания убеждений (методы убеждения): информационно-доказательный метод; поисковый метод; дискуссионный метод; само убеждение через убеждение других.

2) методы воспитания привычного поведения (методы упражнения);

3) методы формирования эмоционально-волевой сферы личности (методы стимулирования): личный пример педагога; игровой подход к организации деятельности; требование; общественное мнение; личный пример педагога;

Наиболее эффективным в реализации задач патриотического воспитания определен метод проектов с его многочисленными типами — как способ достижения дидактической и воспитательной цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, в процессе проведения которого решаются интересные, практически значимые и доступные для учащихся проблемы с учетом особенностей культуры нашей страны и страны изучаемого языка и по возможности на основе межкультурного взаимодействия.

Так же определены эффективные формы воспитания патриотизма применительно к уроку английского языка, среди которых знакомство с биографиями выдающихся ученых, писателей, общественных деятелей, оставивших глубокий след в патриотическом служении Родине, своему народу, с материалами о героическом прошлом страны, о его мужестве; приобретение и расширение знаний о родном; мини - экскурсии, для приобщения детей к изучению жизни народов, населяющих Россию, формирования у них потребности в овладении культурой межнациональных отношений; компьютерные презентации.

На уроках английского языка наиболее эффективны компьютерные презентации, так как позволяют интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне.

Литература

1. Вартанов А.В. От обучения иностранным языкам к преподаванию иностранных языков и культур//Иностранные языки в школе.-2003.-№2.-с.22.

2. Годунова Н.А. Использование краеведческого материала для повышения мотивации при обучении иностранным языкам//Иностранные языки в школе.

3. Миролюбов А.А. Культуроведческая направленность в обучении иностранным языкам// Иностранные языки в школе.-2001.-№5.-с.11-15.

4. Никандров Н.Д. Проблема ценностей в российском обществе и цели воспитания. // Школа. 2002. № 4.

5. Ожегов С.И. , Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка, 2 издание -М: 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Патриотическое воспитание детей и подростков: состояние и перспективы.

Основная цель гражданского и патриотического воспитания заключается в ориентации подрастающих поколений на ценности отечественной культуры, формирования у них ценностного отношения к Родине, ее культу...

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ

Доклад о проблемах духовно-нравственного воспитания в школе в рамках VII муниципальных образовательных Рождественских чтений....

Гражданско-патриотическое воспитание опыт работы "Большегнеушевской сош"

Описание опыта работы по школе по гражданско-патриотическому воспитанию...

Патриотическое воспитание: опыт и перспективы воспитательной работы.

СТАТЬЯ СОДЕРЖИТ ИНФОРМАЦИЮ  О ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ . ОДНОЙ ИЗ ФОРМ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ЯВЛЯЕТСЯ ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К МУЗЕЙНОЙ РАБОТЕ. В школе создан виртуальный музей. Фунуции музея, опыт ра...

Городская научно-практическая конференция «Экологическое воспитание – опыт, проблемы, перспективы» Положение

Городская научно-практическая конференция «Экологическое воспитание – опыт, проблемы, перспективы». Положение о конференции для педагогических работников образовательных уч...

Современные подходы к воспитанию: опыт, технологии, перспективы.

Сегодня никого уже не удивляет то, что повсеместно - человек в смартфоне... Процесс глобализации и ловли человеческих душ в умело расставленные сети Всемирной паутины под названием "Интернет"...