Гражданско-патриотическое воспитание опыт работы "Большегнеушевской сош"
статья по истории на тему

Белолюбцева Галина Витиславна

Описание опыта работы по школе по гражданско-патриотическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_o_patriot_vospit.docx619.32 КБ

Предварительный просмотр:

Гражданско-патриотическое воспитание

опыт работы

учителя истории и обществознания МБОУ «Большегнеушевская средняя

общеобразовательная школа»

Белолюбцевой Г.В.

Актуальность гражданско-патриотического воспитания.

Условия, в которых сегодня находится российское общество в целом пока неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания, ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:

       - в настоящее время Россия переживает духовный кризис.

       - основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;

       - упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения

       - единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на воспитание детей и молодежи.

       -неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения

       - нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

       Все эти факты делают актуальными проблему гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения.

Роль школы- Школа – это дом,
где формируется и проектируется
будущая личность, обладающая

качествами гражданина и патриота своей страны.

Любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за неё начинает формироваться в детском  возрасте. Чтобы воспитать эти чувства у ребенка, педагог должен быть  сам убежден и вдохновлен идеями патриотического воспитания.  Это кропотливый и систематический процесс, который  идет планомерно в школе из класса в класс, от поколения к поколению.  Участниками этого процесса должны стать дети, учителя, семья и общественность. Только все вместе мы можем решить проблему воспитания патриотизма. Работа  должна вестись по разным направлениям и проявляться в разных видах деятельности: изучение истории Родины и  своего города или села, улицы, семьи, ознакомление с героями и их подвигами, изучением символов государства, достижений страны. Важно, чтобы изучение этого материала вызывало чувство привязанности к «большой» и «малой» родине,  чувство ответственности и гордости, уважения и толерантности к обычаям и традициям других народов.

 Гражданско-патриотическое воспитание  в общеобразовательной школе проходит сквозь  три ступени.

       На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка.

       Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

       На этом этапе важно сформировать уважение к закону, праву, правам других людей и ответственности перед обществом.

       На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Школа  в работе по гражданско- патриотическому воспитанию опирается на программы: 

Программа  развития школы   «Надежда России»,
духовно-нравственного воспитания  «Крепче мы- крепче наше будущее»,

программа  «Патриоты».

В программы включены различные направления

гражданско-патриотического воспитания :

духовно-нравственное;

историко-краеведческое;

гражданско –правовое;

социально-патриотическое;

военно-патриотическое.

Цель одна:

Создание в школе условий для воспитания любви к своей малой Родине,  изучение истории и природы родного края, пропаганда историко-краеведческих знаний и формирование активной жизненной позиции, сознания, ориентированного на умение любить и уважать Родину, свой народ при любых условиях.

Духовно-нравственное направление включает в себя:

  • формирование личности, обладающей такими моральными качествами, как добросовестность, честность, уважение к старшему поколению, мужество, любовь к Родине и своему народу;
  • воспитание уважения к семье, родителям, семейным традициям;
  • воспитание отношения к труду как к жизненной необходимости, главному способу достижения успеха в жизни;
  • формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

В школе эта работа осуществляется через классные часы, внеклассные мероприятия, уроки ОРК и СЭ, кружок ОПК. Участвуем в творческих конкурсах, праздниках: День Матери, акции «Помоги ближнему» (н-р:сбор новогодних игрушек для Новороссии, помощь детям, оставшимся без родителей…) проводим беседы с родителями и детьми  о нравственном воспитании, организуем фотовыставки «Моя семья», творческом конкурсе «Моя малая родина». Уже стало традицией проводить Рождественские встречи, просто встречи и беседы со священнослужителями. Принимаем участие в православных праздниках и чтим и храним традиции своего народа.

Сочетание разных видов деятельности и форм работы, налаживание связей между урочной и внеурочной сферами жизни школьника, одновременного использования возможностей воспитания и дополнительного образования позволяют выполнить заказ общества- человека, богатство души которого делает его нравственным, уникальным; способным к проявлению заботы и милосердия по отношению к другим людям.

Историко-краеведческое направление, которое включает и культурно-историческую работу и историко-краеведческую.

Историко-краеведческое направление, предполагает:

  • воспитание у учащихся любви к своей «малой» Родине, родному краю, её замечательным людям;
  • вовлечение учащихся в работу по сохранению культурных и исторических памятников боевой и трудовой славы;
  • формирование чувства национальной гордости, национального самосознания, толерантности.
  • проведение мероприятий патриотического, исторического характера.

 В первую очередь, это уроки истории, истории Курского края, уроки искусства, МХК, где мы  изучаем историю  культуры края, страны, проводим  классные часы «Масленица», «Посиделки», театрализованные представления «Свет рождественской звезды», «Пасхальный Благовест».

Наши дети пишут стихи, сочинения о войне, принимают участие в разнообразных творческих конкурсах районного и областного уровня.

Например,  традиционный  конкурс фотографий, рисунков «Край ты мой любимый», «Мир, в котором я живу», «Патриот Отечества», «Русь православная» и др.

Историко-краеведческое направление включает поисково-исследовательскую работу, краеведение, сбор материала для  школьного музея в базовой школе и краеведческих уголков в филиалах школы.

  Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа. Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию, без чего нельзя воспитать патриотизм и любовь к своему Отечеству, к малой родине.
Школьный музей базовой школы практически берет на себя «летописную функцию», чем целенаправленно не занимается практически ни одно государственное учреждение. Создавая летопись школы, школьный музей ликвидирует «белые пятна» в ее истории.

     Мы занимаемся сбором материалов по истории села и школы, ведем поисковую работу, связанную с Великой Отечественной войной, собираем экспонаты, включающие предметы быта, письменные документы и источники, фотографии. В нашем музее более  пятисот экспонатов. Есть в нашей коллекции старинные предметы быта,  пластинки, школьные принадлежности прошлого века, гильзы от патрон и снарядов, экспонаты, посвященные истории пионерской, комсомольской организации школы, материалы из личного архива, подаренные нашими учителями. Сбор материалов ведется постоянно через систему заданий, разрабатываемых мною к  урокам истории Курского края, внеклассную работу, через детскую организацию школы. На базе школьного музея создано детское объединение «Патриоты». Программой  определены цели и основные направления его деятельности. Обучающимися созданы презентации истории школы, школьного музея, церкви  и села, собраны материалы по Великой Отечественной войне, занявшие призовые места в районных и областных конкурсах. На областной конкурс нами был разработан  и представлен инновационный образовательный продукт: «Школа- хранитель культурно-исторического наследия малой родины».

В системе историко-краеведческого воспитания важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива. В районном конкурсе музеев мы стали победителями в номинации «Лучший экскурсовод».

Одной из форм работы являются внеклассные мероприятия, проводимые в школе и районе, посвященные местным народным и православным традициям, истории школы, истории села и страны. Например, устный журнал  «История нашей школы», музыкальный  конкурс «Завалинка»,  экскурсии: «История монет», «Летопись нашей школы»…

         Школьный музей стал учебно-материальной базой в преподавании уроков истории, литературы, изобразительного искусства, технологии и др.      

Для уроков истории в собранных материалах  школьного музея можно найти множество примеров истинного патриотизма и честного служения отчизне.

В школе  действует детская организация имени Шуры Зайцевой.

Гражданско-правовое направление ориентировано на:

  • изучение государственной системы РФ, значение её Конституции, гимна, государственной символики, прав и обязанностей гражданина России.
  • формирование глубокого понимания гражданского долга, ценностного отношения к национальным интересам России, её суверенитету, независимости и целостности;
  • формирование культуры правовых отношений, стремление к соблюдению законодательных норм;
  • развитие реально действующего школьного самоуправления.

В школе оформлены действующие стенды: «Моя Россия», «Правовой уголок», дающие необходимую информацию для детей и родителей об их правах и обязанностях.

Регулярно проводятся встречи с представителями ПДН и «Льговского межрайонного центра социальной помощи семье и детям»  . Уроки  обществознания и ОБЖ. Деловые  игры по теме «Выборы», «Твои права и обязанности на дороге», Недели правовых знаний, классные часы «Азбука культуры поведения», «Подросток и закон»…

Военно-патриотическое направление:

  • изучение военной истории России, знание Дней воинской славы, боевых и трудовых подвигов жителей страны, области, края в годы Великой Отечественной войны;
  • сохранение воинских традиций, связи поколений защитников Родины, организация встреч учащихся с ветеранами войны и труда, участниками локальных военных конфликтов и антитеррористических операций;
  • формирование позитивного образа Вооруженных Сил Российской Федерации, готовности к выполнению воинского долга.

В школе разрабатываются программы, посвященные юбилейным датам («70 лет Победе», «70 лет Курской, Сталинградской битве»…

Проводятся мероприятия, посвященные Дню Победы, выводу войск из Афганистана, защитников Отечества. Это уроки Мужества, Памяти. Викторины среди старшеклассников по теме «Великая Отечественная война», тематические уроки и классные часы.

Участвуем в акциях: «Герои живут рядом», «От сердца к сердцу», «Вахта памяти», «Живой костер славы». Следим за территорией у обелисков, убираем неухоженные могилы ветеранов.

Наши дети- активные участники конкурсов военно-патриотической песни, а также других праздничных мероприятий (концертов) посвященных великим праздникам. В этом году насыщенно прошла неделя истории, посвященная Дню Неизвестного солдата и Героя Отечества.

Военно-спортивное направление:

 В школе проводится конкурс «А ну-ка, парни!» с другими школами района, совместно с филиалами, организуется школа молодого бойца, в чем помогают нам пограничники.

В рамках подготовки  юношей к службе в Вооружённых силах Российской  Федерации была проведена военизированная эстафета с элементами разделов программы ОБЖ, соревнование «Меткий стрелок», игра  «Вперёд, мальчишки». Не раз  команда старшеклассников демонстрировала свои знания и умения на районной  военно-спортивной игре «Зарница», «Дневной дозор», «Играй город»,где  показывали хорошую подготовку на разных этапах игр.                                                                                                                        

Данная система военно-патриотического воспитания, созданная в нашей школе, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитии военно-патриотической деятельности школьников.

Успешная интеграция патриотизма с физическим воспитанием и спортивной жизнью юных спортсменов возможна лишь в условиях гума низации процесса физического воспитания, требующей формирования у спортсменов нравственной и гражданской позиции, соблюдения дисциплины, спортивной этики и правил спортивных соревнований, корректировки мотивов к занятиям спортом как социально ценной и государственно-значимой деятельности.

Чтобы качественно осуществлять программу гражданско-патриотического воспитания  мало энтузиазма и  теории, необходима хорошая материальная база, которая бы помогала воспитывать настоящих патриотов с нравственной гражданской позицией: оборудование для спортзала, для кабинета ОБЖ, современные спортплощадки.

Литература

Гражданско-патриотическое воспитание детей и молодежи: проблемы и стратегия. . // Преподавания истории и обществознания в школе// 2007. №7

Инновации в Российском образовании. Дополнительное образование и воспитание детей и молодежи. М., 2000.

Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России  А.Я.Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков  М Просвещение 2009г

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г . // Вестник образования, № 6, 2002.

Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике 20 в. // Преподавания истории и обществознания в школе// 2006. №9


№ п/п

2012 -  2015 учебный год

Название конкурса

ФИО обучающегося, класс

Руководитель

Районный

(муницип.)

1.

Районный конкурс исследовательских работ «Памятники воинской славы Курского края» 2012г

Команда обучающихся

Белолюбцева Г.В.

Победа

2.

Районный конкурс «Благослави мати весну закликати»

Коллектив школы

Творческая группа

1 место

3

«Смотр строя и песни» в рамках проведения районной военно-спортивной игры «Зарница», посвящённой 90-летию со Дня рождения пионерии

Команда обучающихся

Миронова Н.С.

Спицына Р.О.

1 место

4

Районная выставка «Русь мастеровая»

Кирданова Надежда 5 кл

Цуканова В.И.

Победитель в номинации «Пасхальная композиция»

5

Районная выставка «Природа и мы»

Кирданова Надежда 5 кл

Цуканова В.И.

Призер в номинации «Соломка»

6

Областная выставка декоративно-прикладного  творчества

Носова Виктория 6 кл

Цуканова В.И.

 1 место в номинации «Вышивка бисером»

7

Районный фото-видео конкурс «патриот Отечества»

Орлов Алексей 8 кл

Игуменова Л.В.

Победитель

8

Районный конкурс «Блинная мастерская» в рамках районного праздника «Весна красна и Тугарин Змей»

Коллектив школы

Творческая группа

1 место

9

Районная интеллектуально-развлекательная игра «Играй город», посвящённая 200-летию Победы в Отечественной войне» 2012г

Команда обучающихся

Миронова Н.С.

2 место

10

Районный фотоконкурс «Мир в котором я живу» номинация «Всё меньше окружающей природы – всё больше окружающей среды» 2012г

Орлов Алексей обучающийся 8 класса

Игуменова Л.В.

1 место

11

Районный этап областного массового мероприятия – фотоконкурс «Память жива», посвящённый 70-летию Курской битвы 2013г

Соколова Вероника

(Нехаевский филиал)

Матвиенко А.С.

1 место

12

Районный этап областного мероприятия. Конкурс рисунков «С чего начинается Родина?» номинация «Сердцу милый уголок» 2012г

Торская Зоя обучающаяся 9 класса

Носова Н.В.

3 место

13

Смотр художественной самодеятельности «Я вхожу в мир искусств» 2012

Чистоклетова Дарья 11 класс, Цыганкова Анна 11 класс

Миронова Наталья Сергеевна

Победители

14

Конкурс военно-патриотической песни «Боль сердец»

Цыганкова Анна 11 класс

Миронова Н.С.

Диплом победителя

15

Районная краеведческая экспедиция «Стал он главной музыкой войны»

Доброродная Светлана 9 класс

Золовкина З.И.

Призёр

16

Районная краеведческая экспедиция «Стал он главной музыкой войны»

Экспедиционный отряд

Пивкина Л.Я.

Призёр

17

 Районный фотоконкурс «Мир, в котором я живу» 2013г

Бучельникова Мария, Журавель Анастасия (Бегощанский филиал)

Косолапова Екатерина (Большегнеушево)

Ткач Е.В.

Цуканова В.И.

Победители

18

Районное фотоконкурс «Патриот Отечества»

Клыков Михаил 9 кл

Абраамян Мадлен

Игуменова Л.В.

Абраамян И.З.

Победитель в номинации «Пейзаж»

Победитель в номинации «Эксперимент»

19

Районный конкурс художественного творчества «Русь православная»

Миронова Лилия 8 кл

Миронова Юлия 11кл

Соколова Вероника 9кл

Абраамян Мадлен 7кл

Цуканова В.И.

Меринова Т.В.

Призеры в номинации «Декоративно-прикладное творчество»

Природный материал,

Номинация «Православные традиции»

20

Районный литературно-художественный конкурс «Гренадеры, вперед!»

Ковалева Анастасия 5 кл

Шаванова Р.А.

Победитель в номинации «Письмо моему герою»

21

Районный смотр школьных музеев

Белолюбцева Г.В.

Победа в номинации «Непаспортизированные музеи»

22

Районный смотр школьных музеев

Белолюбцева Г.В.

Баранова А.А.

Матвиенко Е.Н.

Победа в номинации «Лучший экскурсовод»

Лучший краеведческий уголок

23

Конкурс команд КВН

Миронова Н.С.

Спицына Р.О.

3 место


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданско-патриотическое воспитание молодежи. Проблемы. Опыт. Перспективы ( из опыта работы).

В статье обобщен  опыт работы школы по патриотическому воспитанию молодежи. Новизна педагогического опыта, представленного на семинаре, заключается в усовершенствовании отдельных сторон пед...

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение , направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Опыт работы по гражданско-патриотическому воспитанию детей, подростков и молодежи в учреждении сферы молодежной политики

Центр гражданского и патриотического воспитания детей и молодежи "Кадет" - это учреждение, направленное на комплексную организацию гражданско-патриотического воспитания детей, подростков и молодежи....

Опыт работы школы по гражданско-патриотическому воспитанию

Из опыта рабты по патриотическому воспитанию...

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе

Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...

Опыт использования эффективных форм и методов работы по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества, но и во всех важнейших сферах его деятельности ......