Технологии обучения иностранному языку
презентация к уроку на тему
Материал представлен на заседаниях РМО учителей иностранных языков в качестве методической помощи по итогам прохождения проблемных курсов "Современные технологии обучения иностранному языку".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karandashi_tehnologii.ppt | 434 КБ |
igrovye_tehnologii.ppt | 330.5 КБ |
metod_proektov.ppt | 506 КБ |
tehnologii_gruppovogo_vzaimodeystviya.ppt | 474 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
личностно-ориентированный подход в обучении ценностный/аксиологический компонент (введение в мир ценностей) познавательный/когнитивный компонент (обеспечение научными знаниями как основе духовного развития) деятельностно-творческий компонент (формирование и развитие разнообразных способов деятельности) личностный компонент (познание себя, развитие рефлексивной способности, формирование личностной позиции)
принципы личностно-ориентированного подхода в обучении природосообразность культуросообразность индивидуально-творческий подход жизнетворчество сотрудничество толерантность
сущность гуманистической парадигмы КРИТЕРИИ СРАВНЕНИЯ ТРАДИЦИОННАЯ ПАРАДИГМА ГУМАНИСТИЧЕСКАЯ ПАРАДИГМА Взгляд на сущность образования Образование – процесс и результат овладения ЗУНами, способами мышления. Образование – это становление человека, обретение им себя, своего образа. Ценности Ценность человека определяется его познавательными возможностями. Ценностное отношение к ребенку как субъекту жизни, свободной личности. Цели Сохранение и передача наиболее существенных элементов культурного наследия цивилизации. Создание условий для развития личности ребенка, его индивидуальности, самоопределения. Содержание Содержание основывается на базовых знаниях, умениях и навыках. Содержание включает ценностный, познавательный, креативный, личностный компоненты. Технологии Ориентированы на передачу и усвоение «точного» научного знания. Ориентированы на развитие внутреннего мира, на межличностное общение, на творческое, интеллектуальное развитие. Отношения между педагогом и учащимися Отношения субъект-объектные. Педагог управляет учебным процессом, учащиеся выполняют его указания. Отношения субъект-субъектные. Выстраиваются на основе диалога, сотворчества, сотрудничества. Оценка результатов Отметка Позитивное оценивание: балльное, вербальное, сертифицированное, материальное.
ключевые компетенции в образовании социальная компетенция коммуникативная компетенция социально-информационная компетенция когнитивная компетенция специальная компетенция
педагогическая технология схема предметно-преобразующей педагогической деятельности; целенаправленное использование предметов, приемов, средств, событий, отношений для повышения эффективности педагогического процесса; систематизированное использование людей, учебных методов и оборудования для решения педагогических проблем; проект определенной педагогической системы, реализуемый на практике.
технология обучения совокупность методов обучения, обеспечивающих реализацию определенной дидактической системы (Е. С. Полат); определение наиболее рациональных, научно обоснованных способов достижения поставленных учебных целей (Н. Ф. Талызина); системный метод создания, определения и применения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящих своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО); способ системной организации совместной деятельности педагога и учащихся на основе материальных средств и условий (Н.Н. Суртаева); способ программирования, реализации и оценки учебного процесса (Б. Скиннер); содержательная техника реализации учебного процесса (В. П. Беспалько).
компоненты технологии обучения как системной категории цели обучения содержание обучения средства педагогического взаимодействия организация учебного процесса учащийся, педагог результаты деятельности Кукушкин В. С. Педагогические технологии: Март,2002.
направления технологического обеспечения образовательного процесса совершенство- вание и оптимизация организации совместной деятельности учащихся и педагогов опора на новые ИКТ и возможности глобальной информатиза- ции внедрение социальных технологий в процесс общения участников поиск оптимальной системы средств и условий наличие таксономии целей и технологий мониторинга и определения качества обучения № 2. № 1. № 4. № 5. № 3.
классификация технологий по критерию «новизна» традиционные: направлены на передачу и усвоение знаний традиционным (общеизвестным, устоявшимся) способом направлены на воспроизводство существующей культуры, социального опыта. инновационные : появились в течение определенного периода – от 5 до 10 лет объективно новые технологии как результат педагогического творчества адаптированные к школе или вузу технологии зарубежной практики; известные образовательные технологии, применяемые в новых условиях. традиционные и инновационные
классификация технологий интерактивные информационные коммуникативные гуманитарные
классификация технологий по критерию «структура образовательного процесса» технологии диагностики технологии целеполагания технологии управления процессом освоения учебной информации, применения знаний на практике, поиска новой учебной информации технологии организации совместной и самостоятельной деятельности субъектов технологии контроля качества и оценивания результатов образовательной деятельности
классификация технологий по критерию «виды и формы деятельности» задачные игровые проектирования тестирования общения педагога с учащимися организация групповой работы организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности
классификация технологий по критерию «методы и принципы организации обучения» проблемные модульные дистанционные развивающие объяснительно-иллюстративные программированные
классификация технологий по критерию «парадигма образования» технологии знаниевой парадигмы технологии информационной парадигмы технологии деятельностной парадигмы технологии культурологической парадигмы технологии личностно ориентированной парадигмы технологии проектной парадигмы
характерные черты всех технологий последовательная ориентация на четко определенные цели четкая этапность и последовательность педагогических действий воспроизводимость педагогических процедур полная управляемость учебным процессом инвариантность основных этапов и процедур точное описание условий обучения четкие критерии измерения и оценки результатов оперативная обратная связь коррекция педагогического процесса гарантированность результата
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Игра на уроке моделирует: процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации; процесс самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия; оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов.
Этапы учебного процесса на основе учебной игры. ориентация (представить тему, дать характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры) подготовка к проведению (изложить общий сценарий, распределить роли, награды, штрафы) проведение игры (исполнить свою роль, наличие судьи, ведущего, инструктора)
Типология учебных игр на уроке иностранного языка: игры-ситуации сюжетные игры игры-драматизации состязательные игры коммуникативные игры (игры-диалоги, игры-дискуссии) игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств)
Ролевые игры проблемной направленности Ролевая игра – обучение через общение, групповое взаимодействие на основе активной деятельности участников и подчеркивающую самостоятельный инициативный характер деятельности в игре, состоящих из проблемных ситуаций, объединенных общим сюжетом и общей учебной целью. Р. С. Аппатова
Игра как средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский) В игре человек реализует свободу личности через свое воображение, может вести себя так, как он видит себя в воображении проигрываемого им персонажа. Это важно для формирования социокультурной компетенции при изучении иностранного языка.
Ролевые ситуативные игры Ролевые ситуативные игры проблемной направленности – проигрывание в процессе взаимодействия участников игры определенной ситуации с целью показа в игровой форме разных возможных способов решения проблемы и возможных последствий такого решения.
Положительные моменты использования ролевой игры на уроке дети освобождаются от своих комплексов; мотивация к изучению иностранного языка повышается; максимальное общение на изучаемом языке; все участники объединены одной идеей и ориентированы на один результат; неподготовленная речь на иностранном языке; в основе – реальные жизненные ситуации.
Характерные признаки ролевых игр: обязательное наличие в замысле ролевой игры проблемной ситуации, отражающей реальную действительность; наличие и распределение ролей; наличие проблемной ситуации и необходимость поиска путей выхода из нее; заранее подготовленный сценарий; наличие общей цели у игроков; коллективное принятие решений участниками игры; альтернативность решений.
Образовательный смысл игровых технологий заключается в формировании и дальнейшем совершенствовании навыков, необходимых в реальных условиях, и в праве на ошибку. Главное условие успешности ролевой ситуативной игры проблемной направленности – это ее экспромт , хотя и хорошо подготовленный.
Задание для самостоятельной работы. Вариант ситуации: наши дети по приглашению своих сверстников из американской (немецкой, французской, английской) школы-партнера гостят в этой стране. Их приглашает на день рождения одна из учениц. Как вести себя в гостях? Что подарить? Как поздравить? Как одеться?
Карточки с легендами персонажей (возраст, хобби, увлечения…). Придумайте карточки для ролевой игры: иностранные дети (2-3 человека); именинница; родители именинницы; приглашенные дети (у каждого своя легенда); учитель в роли «знающего соседа» (предлагает материалы, тексты).
Примерный сценарий игры. Разработайте сценарий ролевой игры (краткое изложение моментов праздника). Продумайте вопросы (возможно, предварительный «разговор по телефону» с именинницей с целью выяснения необходимых деталей и т.п.). Игра должна протекать в условиях праздника (продумайте обстановку и атрибуты дня рождения в стране изучаемого языка).
Критерии оценки. эффективность принятых решений (= знание социокультурных особенностей, речевого этикета и т.п.); активность игроков; оригинальный, творческий подход; достоверность моделируемой ситуации. Предложите систему оценивания игры, исходя из критериев.
Сценарии ролевой игры, а также свои вопросы, присылайте на электронный адрес: olga-titowa@yandex.ru Следующее занятие по курсу – 4 апреля 2012года. Благодарю за сотрудничество, уважаемые коллеги!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цели технологий проблемного обучения: побуждать к самостоятельной учебной деятельности и активному поиску; стимулировать проявление активности, инициативы, творчества; развивать интуицию и мышление; учить искусству решения различных научных и практических проблем; обеспечивать развитие критического и теоретического мышления, основных интеллектуальных умений; вызывать познавательный интерес к содержанию и методам учебного предмета.
Этапы организации проблемного обучения 1. Обнаружение противоречий, неизвестных моментов в подлежащем усвоению учебном материале, осознание их как трудностей (осознание проблемной ситуации и формулировка проблемной задачи)
Этапы организации проблемного обучения 2. Анализ условий проблемной задачи, установление зависимости между данными, между известным и неизвестным. 3. Разбивка основной проблемы на подпроблемы и составление плана, программы решения.
Этапы организации проблемного обучения 4. Актуализация знаний и способов деятельности или приобретение недостающих знаний и соотнесение их с условием решаемой задачи. 5. Выдвижение гипотезы (или гипотез), поиск идеи решения.
Этапы организации проблемного обучения 6. Выбор и осуществление системы действий и операций по обнаружению искомого (собственное решение). 7. Проверка решения.
Типология познавательных проблем система знаний (открытие неизвестных фактов, явлений, теорий, понятий); система общих интеллектуальных и практических умений (логические, предметно-типовые умения); опыт творческой деятельности; опыт эмоционально-волевого отношения к миру и себе (поиск оценочных суждений).
Когда задание/вопрос становится проблемным? если имеются противоречия; если требуется установить сходства и различия; если требуется установить причинно-следственные связи; если необходимо обосновать выбор предпочтения; если требуется подтверждение закономерностей примерами из личного опыта; если стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.
Ограничения в применении технологии только на материале, допускающем альтернативные подходы; оправданно только на материале высокого уровня значимости, чтобы не акцентировать внимание на второстепенном; значительные временные затраты
«Мозговой штурм» Цель: стимулировать творческую деятельность; развитие догадки, принятие интуитивных решений; стимулирование поисковой деятельности на основе наглядно-образного мышления.
Этапы организации работы Постановка проблемы и сообщение вводной информации Переформулирование проблемы Выдвижение образных аналогий Оценка продуктивности предлагаемых подходов к требованиям, заложенным в проблеме
Метод проектов 1 этап – разработка проектного задания: определение проблемы; формулирование гипотезы определение цели проекта и поэтапных задач.
Метод проектов 2 этап – разработка плана работы: определение сроков выполнения проекта; выбор средств и методов выполнения; выбор способов оформления результатов и сценария презентации; выбор формы работы, распределение обязанностей
Метод проектов 3 этап – реализация проекта: сбор, анализ, обобщение информации из разных источников; проведение исследования; подготовка наглядно-графического материала; оформление материалов для презентации; контроль промежуточных результатов.
Метод проектов 4 этап – завершение проекта: общественная презентация проекта; экспертиза проекта в соответствии с заданными критериями; рефлексия (обсуждение процесса и итогов работы, групповых и личностных достижений).
Благодарю за внимание! Желаю успеха в осуществлении проблемных технологий обучения!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель обучения в сотрудничестве: формирование умений у субъектов образовательного процесса эффективно работать сообща во временных командах и группах и добиваться качественных образовательных результатов.
Что мы развиваем? способность организовывать совместную деятельность; умение понимать свою роль в качестве партнера; терпимость к различным точкам зрения; ответственность за результаты совместной работы; умение уважать чужую точку зрения и поведение; умение вести деловое обсуждение; умение достигать согласия в конфликтных ситуациях и спорных вопросах.
Основные положения сотрудничества наличие взаимозависимости членов группы между собой наряду с личной ответственностью каждого за свои успехи и успехи товарищей; специальное внимание, уделяемое социальным аспектам обучения: способам общения между членами группы; наличие общей оценки работы группы (описательного плана, не всегда в баллах), складывающейся из оценки результатов и оценки формы общения в группе.
Типы сотрудничества эмоциональный когнитивный 3 типа зависимостей участников единая цель, которую участнику могут достичь только в совместных усилиях; источник информации: каждый владеет только частью информации; формы поощрения.
Важные аспекты технологии: принцип распределения деятельности между участниками; оптимальность состава; равномерность перераспределения ответственности за результат; эффект социальной поддержки; эффект конформизма; эффект отвержения; эффект кооперативной стратегии.
Общая структура работы в диалоге Подготовительный этап: определить цель сформулировать проблему обсудить проблему с группой распределить роли подготовить необходимый учебный материал отобрать технические средства обучения
Общая структура работы в диалоге 2. Этап разработки проекта групповой работы: анализ готовности участников к изучению предлагаемой проблемы примерный сценарий (основные моменты процесса совместного решения проблемы, вариативность действий участников)
Общая структура работы в диалоге 3. Исполнительный этап: регулировать ход работы с оказанием косвенной помощи фиксировать проблемные ситуации стимулировать вопросы со стороны участников поддерживать обратную связь стараться минимально вмешиваться в действия участников придерживаться общих для всех «правил игры»
Функциональные позиции участников широко информированный участник автор большинства участников человек критического мышления реализующий идеи и вдумчивый исполнитель сторонник изящных решений критикующий скептик тот, кто с трудом включается в работу непродуктивный участник дискуссии («я как все»)
Функциональные социальные умения (что делаем мы?) Задавайте вопросы! Задавайте направление деятельности! (Повторяйте цель, предлагайте пути решения проблемы.) Поощряйте каждого участника группы к участию! Просите помощи участников! Подводите итоги вслух! Соблюдайте точность при пересказе, дополняйте высказывания других!
Функциональные социальные умения (что делаем мы?) Помогайте запоминать! (наглядность) Удостоверьтесь, что все понятно! Критикуйте идеи, не критикуя людей! Старайтесь соединить мысли в единую точку зрения! Требуйте фактов, аргументации! Усложняйте и углубляйте ответы учеников! Побуждайте к поиску нескольких ответов!
Самооценка степени активности в процессе дискуссии Степень активности Показатель инициатива все делаю сам (гипотезы, вопросы, начинаю обсуждать) поддержка поддерживаю других, создаю условия для сотрудничества согласие согласен работать (даже молча) подчинение пассивен в работе, подчиняюсь другим отвержение явный отказ от работы, ее критика, противопоставление себя другим Сумма баллов: …
Благодарю за внимание! Желаю успеха в организации обучения в малых группах сотрудничества!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ
Современные технологии обучения иностранным языкам....
доклад "ПРОЕКТНАЯ МЕТОДИКА КАК НОВАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ "
В современной школе существуют разные педагогические технологии, направленные на реализацию личностно-ориентированного подхода в обучении. Особое внимание среди них заслуживает мето...
Информационно-коммуникационные технологии обучения иностранному языку (авторы - М.Н.Евстигнеев, П.В.Сысоев).
Использование новых информационных технологий в преподавании является одним из важнейших аспектов совершенствования и оптимизации учебного процесса, обогащения арсенала методических средств и пр...
Модульная технология обучения иностранному языку
Модульная технология направлена на развитие личности обучаемого и повышение роли самостоятельной работы, контроля и самоконтроля за ходом и результатом овладения иностранным языком. Специфика данной т...
Современные технологии обучения иностранному языку
Применение ИКТ на уроках английского языка...
Коммуникативная технология обучения иностранному языку
Тема урока: Коммуникативно-речевые компетенции учащихся по теме«Средства массовой информации» Обучение на основе общения является сущностью всех интенсивных технологий обучения иностранном...
Cовременные технологии обучения иностранным языкам"
«Современные технологии обучения иностранным языкам»Термин технологии обучения (или педагогические технологии) используется для обозначения совокупности приемов работы учителя (способов его научной ор...