Аналитическая справка по теме самообразования "Система введения УУД в организацию уроков иностранного языка"
учебно-методический материал на тему
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Воинский учебно-воспитательный комплекс» муниципального образования Красноперекопский район Республики Крым
Аналитическая статья
по теме научно-методической проблемы
«Система введения универсальных учебных действий
в организацию уроков иностранного языка»
Подготовила: Свительской Т.П.,
учитель английского языка
апрель 2016
Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением не только предметно направленных задач, но и формирования у обучающихся навыков учиться в целом. Методологическую основу Стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении.
На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение взаимодействие с окружающими, работа в проектном режиме, поиск путей решения конкретных задач, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Поэтому современное образование уделяет так много внимания формирований у обучающихся универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Так, среди целей курса «Иностранный язык », направленных на формирование УУД, можно выделить следующие:
– развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные умений; развивать мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
– воспитывать и разносторонне развивать младшего школьника средствами английского языка;
– развивать личностные качества младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом;
– развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
– приобщить младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового и учебного общения;
– духовно-нравственно воспитывать школьника: понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
– развивать познавательные способности, овладеть умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), уметь работать в паре, в группе.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.
Требования задают ориентиры для личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. И именно в разделе планируемых метапредметных результатов реализуется задача усвоенния обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Метапредметными результатами изучения английского языка в начальной школе являются:
– развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
– развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
– расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
– развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
– формирование мотивации к изучению иностранного языка;
– владение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
Достижение целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся является главным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования по английскому языку.
Как планируемый результат успешного усвоения учебной программы по иностранному языку обучающиеся учатся распознавать слова, написанные разными шрифтами; отличать буквы от транскрипционных знаков; пользоваться английским алфавитом; писать все буквы английского алфавита и основные буквосочетания (полупечатным шрифтом); сравнивать и анализировать буквы/буквосочетания и соответствующие транскрипционные знаки; писать красиво (овладеет навыками английской каллиграфии); писать правильно (овладеет основными правилами орфографии); использовать словарь для уточнения написания/значения слова; понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении; правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст; совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; учатся осуществлять самоконтроль, самооценку; учатся самостоятельно выполнять задания с использованием опор.
Общеучебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.
В говорении упражнения на развитие диалогической речи представлены в первую очередь заданиями Chit-Chat (составление диалога с опорой на картинку и модель). Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета: умеют поздороваться, поприветствовать и ответить на приветствие, обратиться с поздравлением и ответить на поздравление, поблагодарить, извиниться; умеют вести диалог-расспрос, умеют задавать вопросы: кто? что? где? куда? как? почему? и т. д.
Во время аудирования дети используют опорные картинки и языковую догадку. В УМК «Spotlight» также представлены социокультурные тексты, которые не записаны на диск. Однако они построены таким образом, чтобы учащиеся смогли прочитать их самостоятельно и извлечь необходимую информацию (имена, место действия, название предметов и т. д.). В них включено небольшое количество новых слов, которые объясняются учителем и расширяют словарный запас учащихся. Кроме того, развивается языковая догадка. Учащиеся также демонстрируют умение пользоваться двуязычным словарём учебника.
В письме учащиеся выполняют различные задания на формирование навыков списывания текстов, в которые им необходимо вставить недостающие слова, написания с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений для языкового портфеля.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: 1) Личностный; 2) Регулятивный; 3) Познавательный; 4) Коммуникативный.
Личностные действия формируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Это:
- действия личностного самоопределения (формирования Я-концепции);
- действия смыслообразования (установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?», «Ради чего я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ»);
- действия нравственно-эстетической ориентации (оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам);
- действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности)
- участие в физминутках как направленность на здоровый способ жизни.
К регулятивным УУД относятся следующие действия (5, с. 23):
- действия целеполагания (постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома, и зачем он это будет делать);
- действия планирования (определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и речевую деятельность);
- действия прогнозирования (вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений);
- действия контроля (сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца – умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников);
- действия коррекции (умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки – умение видеть ошибку и умение исправить ее как с помощью, так и без помощи взрослого);
- действия оценки/самооценки (осознание учеником того, что хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем еще предстоит овладеть, чтобы свободно использовать ИЯ);
- действия саморегуляции (умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удается с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность).
Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают (5, 27):
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;
- поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ);
- самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения) на ИЯ;
- выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения;
- рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;
- смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста);
- логические действия (синтез, анализ, аналогия);
- самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи;
- установление причинно-следственных связей при аудировании и чтение текстов; доказательство своей точки зрения; выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы творческого и поискового характера; самостоятельное решение проблемы.
Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по общению или деятельности. Это:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (учет позиции партнеров по общению или деятельности);
- умение слушать и вступать в диалог;
- участие в коллективном обсуждении проблем;
- постановка вопросов (умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером);
- разрешение конфликтов (умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, то есть договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов);
- управление поведением партнера по иноязычному общению (взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнера по общению на ИЯ);
- обеспечение полноты и точности выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка). Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003.с.27
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Например:
1. Отгадывание загадок.
2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.
3. Составления изображений по теме и её описания.
4. Составление предложений из перемешанных слов;
5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Составление подобного рассказа для друзей.
6. Придумайте загадку для своих друзей (например, при изучении темы "Животные")
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является важным и порой определяющим фактором, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, его соответствие и конкурентоспособность. Именно поэтому работу по совершенствованию системы введения универсальных учебных действий в учебный процесс следует продолжать и далее.
Литература:
¾ Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
¾ Примерная программа начального образования по иностранному языку.
¾ Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2–4 классы («Английский в фокусе»).
¾ Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003.с. 17, 19, 27
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
realizatsiya_nmp_uud.docx | 29.55 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ВОИНСКИЙ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КРАСНОПЕРЕКОПСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Аналитическая статья
по теме научно-методической проблемы
«Система введения универсальных учебных действий
в организацию уроков иностранного языка»
Подготовила: Свительской Т.П.,
учитель английского языка
апрель 2016
Современные тенденции обучения иностранным языкам предусматривают тесную взаимосвязь прагматического и культурного аспектов содержания с решением не только предметно направленных задач, но и формирования у обучающихся навыков учиться в целом. Методологическую основу Стандарта составляет Программа формирования универсальных учебных действий, реализующих системно-деятельностный подход в обучении.
На первый план, наряду с общей грамотностью, выступают такие качества выпускника, как разработка и проверка гипотез, умение взаимодействие с окружающими, работа в проектном режиме, поиск путей решения конкретных задач, инициативность в принятии решений и т.п. Эти способности востребованы в современном обществе. Они и становятся одним из значимых ожидаемых результатов образования и предметом стандартизации. Поэтому современное образование уделяет так много внимания формирований у обучающихся универсальных учебных действий.
Универсальные учебные действия, как обобщенные действия, открывают учащимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в выстраивании самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операционных характеристик.
Так, среди целей курса «Иностранный язык », направленных на формирование УУД, можно выделить следующие:
- развивать речевые, интеллектуальные и познавательные способности младших школьников, а также их общеучебные умений; развивать мотивации к дальнейшему овладению английским языком;
- воспитывать и разносторонне развивать младшего школьника средствами английского языка;
- развивать личностные качества младшего школьника, его внимания, мышления, памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения, ролевых играх, в ходе овладения языковым материалом;
- развивать эмоциональную сферу детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием английского языка;
- приобщить младших школьников к новому социальному опыту за счёт проигрывания на английском языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для семейного, бытового и учебного общения;
- духовно-нравственно воспитывать школьника: понимание и соблюдение им таких нравственных устоев семьи, как любовь к близким, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших;
- развивать познавательные способности, овладеть умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.), уметь работать в паре, в группе.
Учителю начальных классов необходимо сформировать у младшего школьника готовность и способность к саморазвитию, мотивацию к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие индивидуально-личностные позиции обучающегося, социальные компетенции, личностные качества; основы гражданской идентичности.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности, свойственные ребёнку данного возраста (игровую, познавательную, художественную, эстетическую и т. п.), даёт возможность осуществлять разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и навыки. В новых стандартах в преподавании иностранных языков, не ставится единых комплексных, сложных задач по изучению теоретических основ языка, глубинных основ грамматики. Основной акцент делается на развитие коммуникаций, на умение учащихся установить контакт для общения с другими людьми, на овладение языком в процессе общения, умение анализировать свои действия и слова, развитие кругозора для умения заинтересовать собеседника или слушателя, а также на развитие логики для грамотного и последовательного изложения мысли.
Требования задают ориентиры для личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы. И именно в разделе планируемых метапредметных результатов реализуется задача усвоенния обучающимися универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных), обеспечивающих овладение ключевыми компетенциями.
Метапредметными результатами изучения английского языка в начальной школе являются:
- развитие умения взаимодействовать с окружающими при выполнении разных ролей в пределах речевых потребностей и возможностей младшего школьника;
- развитие коммуникативных способностей школьника, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи;
- расширение общего лингвистического кругозора младшего школьника;
- развитие познавательной, эмоциональной и волевой сфер младшего школьника;
- формирование мотивации к изучению иностранного языка;
- владение умением координированной работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником, аудиодиском и т. д.).
Достижение целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся является главным результатом освоения основной образовательной программы начального общего образования по английскому языку.
Как планируемый результат успешного усвоения учебной программы по иностранному языку обучающиеся учатся распознавать слова, написанные разными шрифтами; отличать буквы от транскрипционных знаков; пользоваться английским алфавитом; писать все буквы английского алфавита и основные буквосочетания (полупечатным шрифтом); сравнивать и анализировать буквы/буквосочетания и соответствующие транскрипционные знаки; писать красиво (овладеет навыками английской каллиграфии); писать правильно (овладеет основными правилами орфографии); использовать словарь для уточнения написания/значения слова; понимать и использовать логическое ударение во фразе, предложении; правильно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.
В процессе изучения курса «Иностранный язык» младшие школьники совершенствуют приёмы работы с текстом, опираясь на умения, приобретённые на уроках родного языка (прогнозировать содержание текста по заголовку, данным к тексту рисункам, списывать текст, выписывать отдельные слова и предложения из текста и т. п.); овладевают более разнообразными приёмами раскрытия значения слова, используя словообразовательные элементы; синонимы, антонимы, контекст; совершенствуют общеречевые коммуникативные умения, например: начинать и завершать разговор, используя речевые клише; поддерживать беседу, задавая вопросы и переспрашивая; учатся осуществлять самоконтроль, самооценку; учатся самостоятельно выполнять задания с использованием опор.
Общеучебные умения, а также социокультурная осведомлённость приобретаются учащимися в процессе формирования коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности. Поэтому они не выделяются отдельно в тематическом планировании.
В говорении упражнения на развитие диалогической речи представлены в первую очередь заданиями Chit-Chat (составление диалога с опорой на картинку и модель). Кроме того, учащиеся могут участвовать в диалоге в связи с прочитанным или прослушанным текстом. Они используют в диалоге фразы и элементарные нормы речевого этикета: умеют поздороваться, поприветствовать и ответить на приветствие, обратиться с поздравлением и ответить на поздравление, поблагодарить, извиниться; умеют вести диалог-расспрос, умеют задавать вопросы: кто? что? где? куда? как? почему? и т. д.
Во время аудирования дети используют опорные картинки и языковую догадку. В УМК «Spotlight» также представлены социокультурные тексты, которые не записаны на диск. Однако они построены таким образом, чтобы учащиеся смогли прочитать их самостоятельно и извлечь необходимую информацию (имена, место действия, название предметов и т. д.). В них включено небольшое количество новых слов, которые объясняются учителем и расширяют словарный запас учащихся. Кроме того, развивается языковая догадка. Учащиеся также демонстрируют умение пользоваться двуязычным словарём учебника.
В письме учащиеся выполняют различные задания на формирование навыков списывания текстов, в которые им необходимо вставить недостающие слова, написания с опорой на образец записок, открыток, личных писем, поздравлений, историй и мини-сочинений для языкового портфеля.
В состав основных видов универсальных учебных действий входят четыре блока: 1) Личностный; 2) Регулятивный; 3) Познавательный; 4) Коммуникативный.
Личностные действия формируют у учащегося нравственную, моральную, ценностно-смысловую и социальную ориентацию. Это:
- действия личностного самоопределения (формирования Я-концепции);
- действия смыслообразования (установление связи между результатом учебной деятельности по овладению ИЯ и тем, ради чего она осуществляется («Какой смысл имеет для меня…?», «Ради чего я слушаю, читаю, говорю, пишу на ИЯ»);
- действия нравственно-эстетической ориентации (оценка того, что ученик слышит, читает на ИЯ, что говорит и пишет сам);
- действия самооценки на основе критерия успешности учебной деятельности (адекватное понимание причин успешности/неуспешности учебной деятельности)
- участие в физминутках как направленность на здоровый способ жизни.
К регулятивным УУД относятся следующие действия (5, с. 23):
- действия целеполагания (постановка учебной (коммуникативной, познавательной, игровой) задачи на основе соотнесения того, что уже известно и того, что предстоит освоить; понимание учеником того, что он будет делать в классе и дома, и зачем он это будет делать);
- действия планирования (определение последовательности промежуточных целей овладения речевой деятельностью на чужом языке с учетом конечного результата – способности использовать ИЯ как новое средство общения; умение действовать по предложенному плану/правилу/образцу и самостоятельно планировать свою учебную и речевую деятельность);
- действия прогнозирования (вероятностное прогнозирование при восприятии текстов при аудировании и чтении; предвосхищение результатов своей деятельности по овладению ИЯ и уровня своих умений);
- действия контроля (сравнение результатов своих пошаговых действий и деятельности в целом с заданным эталоном-образцом с целью выявления отклонений от образца – умение контролировать ситуацию, процесс и результат своей деятельности в сотрудничестве с педагогом и сверстниками; адекватное восприятие оценки учителя и сверстников);
- действия коррекции (умение вносить необходимые коррективы в свои речевые действия на основе их оценки – умение видеть ошибку и умение исправить ее как с помощью, так и без помощи взрослого);
- действия оценки/самооценки (осознание учеником того, что хорошо он научился говорить, понимать иноязычную речь на слух, читать и писать на ИЯ, каков его уровень в освоении ИЯ, чем еще предстоит овладеть, чтобы свободно использовать ИЯ);
- действия саморегуляции (умение сосредоточиться на выполнении речевых действий, умение проявить настойчивость и усилие для достижения поставленной цели, для преодоления неудач, когда что-то не удается с первого раза при устном и письменном общении на ИЯ (продуктивные виды речевой деятельности), умение преодолевать импульсивность и непроизвольность).
Познавательные действия представляют собой самый обширный блок УУД, поскольку включают (5, 27):
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной задачи;
- поиск и выделение необходимой информации (при аудировании и чтении на ИЯ);
- самостоятельное осознанное построение устного и письменного речевого высказывания (суждения) на ИЯ;
- выбор языковых средств в зависимости от конкретных ситуаций речевого иноязычного общения;
- рефлексия деятельности по овладению ИЯ, контроль и оценка процесса и результатов иноязычной речевой деятельности;
- смысловое чтение и слушание (осмысление цели чтения, выбор вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи, извлечение необходимой информации из прослушанного текста, определение основной и второстепенной информации, формулирование проблемы и главной идеи текста);
- логические действия (синтез, анализ, аналогия);
- самостоятельное выведение правил построения иноязычной речи;
- установление причинно-следственных связей при аудировании и чтение текстов; доказательство своей точки зрения; выдвижение гипотез и их обоснование;
- формулирование проблемы творческого и поискового характера; самостоятельное решение проблемы.
Коммуникативные действия в рамках любой предметной деятельности обеспечивают социальное взаимодействие партнеров по общению или деятельности. Это:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (учет позиции партнеров по общению или деятельности);
- умение слушать и вступать в диалог;
- участие в коллективном обсуждении проблем;
- постановка вопросов (умение задать вопросы, необходимые для организации собственной речевой деятельности и в условиях инициативного сотрудничества с партнером);
- разрешение конфликтов (умение продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников, то есть договариваться и приходить к общему мнению в совместной речевой иноязычной деятельности для решения коммуникативной задачи в ситуации столкновения интересов);
- управление поведением партнера по иноязычному общению (взаимоконтроль, коррекция и оценка речевых действий партнера по общению на ИЯ);
- обеспечение полноты и точности выражения своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации (владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка). Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003.с.27
Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку – это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть мотив, цель и результат. Воображение ребят также достаточно развито и носит не только воспроизводящий, но и творческий характер. Поэтому формированию универсальных учебных действий могут способствовать задания творческого характера. Например:
1. Отгадывание загадок.
2. Составление кроссвордов, загадок по пройденной лексике.
3. Составления изображений по теме и её описания.
4. Составление предложений из перемешанных слов;
5. Прочитай рассказ, в котором некоторые слова заменены рисунками. Составление подобного рассказа для друзей.
6. Придумайте загадку для своих друзей (например, при изучении темы "Животные")
Данные задания всегда воспринимаются с удовольствием и интересом. Несмотря на кажущуюся простоту, подобные задания способствуют выработке «умения учиться».
Исходя из вышеизложенного, следует отметить, что формирование и развитие системы универсальных учебных действий является важным и порой определяющим фактором, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, его соответствие и конкурентоспособность. Именно поэтому работу по совершенствованию системы введения универсальных учебных действий в учебный процесс следует продолжать и далее.
Литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
- Примерная программа начального образования по иностранному языку.
- Быкова Н. И., Поспелова М. Д. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2–4 классы («Английский в фокусе»).
- Соловова Е. Н. Новые тенденции в развитии глобальных реформ в области образования и подготовка учителя к новым задачам педагогической деятельности. Сборник «Содержание обучения иностранному языку в школе и вузе». – М.: МИОО, 2003.с. 17, 19, 27
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание условий для организации урока иностранного языка в современной школе
Два важных документа - «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образов...
Методическая разработка по дисциплине «Иностранный язык» на тему: «Возрастные особенности учебной деятельности на уроках иностранного языка»
План Введение Возрастное своеобразие юности Умственное развитие старшего возраста Развитие самосознания Трудности и конфликты старшего школьного возраста Развитие социально активной позиции ли...
Современные тенденции организации урока иностранного языка
Современные тенденции организации урока иностранного языка...
Рекомендации по организации уроков иностранного языка
Материал будет полезен учителям иностранного языка. Необходимость разработки системы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующих в повышении и укреплении знаний о здоро...
Статья "Введение лексического материала на уроке иностранного языка (опыт Юрия Александровича)"
Опыт преподавателя Юрия Александровича по введению лексики...
Аналитическая справка об успеваемости и о качестве знаний обучающихся по иностранному языку (немецкий). Форма 1
Аналитическая справка об успеваемости и о качестве знаний обучающихся по иностранному языку (немецкий)...
Методические рекомендации учителю по организации уроков иностранного языка с учетом здоровьесберегающих технологий
Материал будет полезен учителям иностранного языка. Необходимость разработки системы уроков с использованием здоровьесберегающих технологий, способствующих повышению и укреплению знаний о з...