Представление педагогического опыта
методическая разработка на тему
Представление собственного педагогического опыта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_shumilov_vv.doc.docx | 32.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
ШУМИЛОВА ВЛАДИСЛАВА ВАЛЕРЬЕВИЧА,
УЧИТЕЛЯ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
МОУ «СОШ №24» Г.О.САРАНСК, РМ
ФОРМИРОВАНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ УЧАЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ
НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
2016
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость). Необходимость модернизировать образование, приблизить обучение иностранному языку к международным стандартам, сохранив при этом гуманитарный и общекультурный багаж, который давала советская школа; усилить требования к современному выпускнику наряду с внедрением здоровьесберегающих технологий, внедрить в практику обучения методов и средств подготовки к международным экзаменам на знание английского языка – все это заставляет современного учителя пересматривать подходы к образованию. Практико-ориентированные знания и компетенции, в которых так нуждаются современные выпускники средних школ, не отменяют культурологической подготовки, которую должен получить учащийся, невзирая на то, что зачастую количество учебных часов, отведенных на предмет, не позволяют расширить рамки программы. Разрешить эти противоречия и призван современный учитель иностранного языка.
Усиление интеграционных процессов, охватывающих экономику, политику, культуру, науку и образование, является характерной чертой современного мира. Вместе с тем, интернационализация социокультурной среды не только не исключает, но и предполагает сохранение уникальных традиций различных культурно-исторических типов общества. Изучение культуры в процессе обучения отдельным учебным дисциплинам вносит существенный вклад в воспитание подрастающего поколения. Предмет «английский язык» занимает в этом ряду особое место. Он не только знакомит с культурой изучаемого языка, но путем сравнения оттеняет особенности своей национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями, иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте «диалога культур».
Концептуальность (своеобразие и новизна опыта, обоснование выдвигаемых принципов и приемов): практика преподавания гуманитарных наук (в частности иностранного языка) в школе свидетельствует, что коммуникативный подход используется зачастую слишком узко, без учета в полной мере функции языка как носителя культуры вообще и культуроведческой информации в частности. Современная педагогическая теория и практика сталкиваются с необходимостью поиска средств разрешения противоречий между:
– возросшим интересом школьников к образу жизни, культуре других стран, их желанием непосредственно общаться с зарубежными сверстниками, усиливающимся прагматическим отношением к знанию английского языка как одному из компонентов дальнейшей профессиональной подготовки и содержанием процесса обучения иностранным языкам в общеобразовательных учреждениях;
– между национальным самосознанием, которое возникает на основе противопоставления «они» и «мы» и постоянно подпитывается осознанием непохожести «своего» по отношению к «чужому», с признанием достоинств иной культуры, между национальным и интернациональным, патриотизмом с гражданственностью.
Эти диалектические противоречия, вытекающие из природы межкультурного диалога, постоянно возобновляются, и потому общество нуждается в соответствующих данному этапу развития личности механизмах их снятия, предупреждения конфликта между этничностью и межкультурной толерантностью.
В педагогической литературе имеют место различные способы определения процесса соизучения языка и культуры. Можно констатировать недостаточную изученность проблемы отбора реалий, поскольку этим процессам уделяется время в основном на специализированных факультетах высшей школы, в то время как, современная действительность требует введения в коммуникативную практику знаний особенностей быта, культурных и цивилизационных феноменов стран изучаемого языка уже в начальной школе, а также знаний, как реалии родной культуры можно актуализировать в пределах сферы межъязычной коммуникации.
Каковы педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса формирования межкультурной компетенции учащихся основной школы?
С учетом социального заказа, недостаточной разработанности проблемы в педагогической литературе, поиском путей разрешения противоречий, как в теоретическом, так и практическом планах была определена тема: «Формирование межкультурной компетенции учащихся основной школы на материале английского языка».
Наличие теоретической базы опыта.
Методологической основой исследования послужили:
– идеи диалогичности культуры, обозначенные в теории гуманитарного мышления М.М. Бахтина и принципы построения школы диалога культур (В.С. Библер, В.Н. Топоров, Д.С. Лихачев);
– результаты теоретического обобщения опыта «педагогики сотрудничества», гуманистического и личностно-ориентированного подходов (Ш.А. Амонашвили, А.А. Дубровский, С.Н. Лысенкова, В.В. Сериков и др.);
– современные концепции культуроведческого компонента преподавания иностранного языка в школе (Е.М. Верещагин, И.Я. Зимняя, Р.К. Миньяр-Белоручев, Г.В. Рогова, В.В. Сафонова, А.Д. Райхштейн и др.).
– диалектическая теория познания, методология системного подхода, работы по методологии и теории педагогических исследований (Ю.К.Бабанский, М.А. Весна, В.И. Загвязинский, А.Я. Наин).
Теоретической основой исследования выступили:
– философский, социально-психологический и педагогический аспекты теории ценностей (Л.М. Архангельский, А.Г. Асмолов, О.Г. Дробницкий, М.С. Каган, А.В. Кирьякова, А.А. Леонтьев, С.Е. Матушкин, В.П. Тугаринов и др.);
– концептуальные положения теории развития личности как субъекта деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович, Л.П. Буева, И.С. Кон, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский);
– совокупность идей, объясняющих и описывающих процесс социализации учащихся (И.С. Кон, А.В. Мудрик, А.Д. Сазонов), развитие аксиологического потенциала личности (теория коммуникативного ядра личности А.А. Бодалёва);
– анализ социокультурных и этнических характеристик толерантности, содержащихся в работах Р.В. Валиевой, Д.В. Зиновьева.
Ведущая педагогическая идея. Обучение иностранным языкам – это сложный и многогранный процесс, равно ориентированный как на развитие личностных качеств ребенка, так и на рост интеллектуальных способностей. Учащийся познает мир и делает это средствами чужого языка, вживаясь в культуру и психологию другого народа, получая уроки толерантности по многим аспектам. Кроме того, требования современной высшей школы состоят в том, чтобы выпускник среднего общеобразовательного учреждения приходил в вуз, обладая достаточными знаниями, чтобы изучать профессиональный аспект английского языка, не тратя времени на повышение общего уровня. Поэтому своей задачей вижу формирование личности, компетентной в предмете и готовой учиться, улучшая профессиональные навыки.
В своей работе исхожу из гипотезы, согласно которой культуроведческие знания становятся основным показателем формирования межкультурной компетенции учащегося, если:
– определены направленность и динамика осуществления диалога культур на основе определения содержания и соотношения понятий «страноведение» и «межкультурный диалог»;
– разработана модель формирования межкультурной компетенции, включающая целевой, деятельностный, содержательный, критериальный и результативный компоненты;
– выявлены следующие педагогические условия реализации возможностей межкультурного диалога как фактора формирования межкультурной компетенции:
- аксиологизация культуроведческой учебной информации;
- профессиональная готовность учителя к осуществлению обучения иностранному языку на основе межкультурного диалога;
- интенсификация изучения иностранного языка за счет расширения межкультурных связей;
- моделирование в учебном процессе ситуаций, имитирующих типичные обстоятельства общения;
– реализованы педагогические условия как критерий отбора культурологического контекста дидактического и методологического обеспечения межкультурного диалога.
Оптимальность и эффективность средств. Используя технологии личностно-ориентированного обучения, хорошо понимаю, что правильно организованное обучение должно вести за собой развитие. Характер помощи, которую я оказываю ученику, это не прямая подсказка, как выполнить задание, а организация коллективного поиска, при котором ребенок напрягает свой ум в совместной деятельности со мной и товарищами по классу. Даже при минимальном участии в общей работе он чувствует себя соавтором, соучастником в выполнении задания, накапливая умения и развивая способность к самостоятельной деятельности. Это воспитывает у ученика веру в свои силы. Я принимаю ребенка таким, каков он есть, вижу в каждом личность со своими особенностями, складом ума и характера.
Каждый урок строю таким образом, чтобы ученики наблюдали, сравнивали, классифицировали, группировали, делали выводы. Ход познания организую «от ученика». Например, в начале урока ученикам даю неожиданное задание, с чем они до этого не встречались. Я выражаю уверенность, что дети смогут его выполнить, надо только подумать. Эффект неожиданности включает ориентировочно-исследовательскую реакцию.
Применение современных образовательных технологий электронного и дистанционного обучения предмету помогает мне в создании для учащихся оптимальных условий для личностного самовыражения, развития способностей, умения обосновывать свои действия, самостоятельно ориентироваться при выполнении нестандартных заданий, свободно высказываться. Сочетание традиционной системы обучения и современных технологий обеспечивает высокое качество знаний.
Результативность опыта (ориентированность опыта на конкретный практический результат, успехи и достижение обучаемых). Результатом применения вышеперечисленных технологий могу назвать следующее:
- Повышение качества знаний учащихся, развитие способностей каждого ученика,
- Приобретение навыка самостоятельно организовывать свою учебную деятельность,
- Активизация познавательной деятельности и творческой активности учащихся,
- Формирование личностных качеств ученика,
- Развитие у школьников операционного мышления, направленности на поиск оптимальных решений,
- Формирование умения организовать сбор информации и правильно ее использовать,
- Формирование у учащихся осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
Полученный педагогический опыт считаю актуальным, поскольку проводимая работа позволяет получать высокие результаты подготовки учащихся, развивает творческие способности детей.
СВОДНАЯ ТАБЛИЦА ВНУТРЕННЕГО МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ЗА ПОСЛЕДНИЕ ТРИ ГОДА
Учебный год | Класс | Качество знаний на начало учебного года | Качество знаний на первое полугодие | Качество знаний на конец учебного года |
2014 - 2015 | 5а | 84% | 89% | 86% |
5б | 65% | 61% | 64% | |
5в | 60% | 57% | 50% | |
6в | 94% | 96% | 83% | |
2015 - 2016 | 6а | 84% | 90% | _ |
6б | 60% | 63% | _ | |
6в | 58% | 63% | _ | |
7в | 77% | 83% | _ |
Позитивные результаты внеурочной деятельности обучающихся
по учебным предметам
Республиканский уровень:
Призовые места — 8 (III Региональная открытая олимпиада МГПИ им.Евсевьева по английскому языку, 2014-2015 уч.г.)
Международный уровень:
Победитель – 1 (Международная дистанционная олимпиада по английскому языку проекта «Инфоурок», 2014-2015 уч.г.)
Результаты участия обучающихся во Всероссийской предметной олимпиаде:
Муниципальный уровень:
Участие - 1 чел.
Возможность тиражирования. Список публикаций:
Российский уровень http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/angliiskiy-yazyk/library/2016/01/06/prezentatsiya-po-ispolzovaniyu :
1.Презентация по использованию экспериментального ЭУМК iTRAINIUM в условиях нового профстандарта педагога;
http://nsportal.ru/node/2066214
2. Рабочая программа по английскому языку для 6 кл. (УМК Афанасьевой и Михеевой),
http://infourok.ru/user/shumilov-vladislav-valerevich
3. Материалы для элективного курса в 6 классе «Знатоки английского языка»
4. Материалы к элективному курсу в 5 классе «Занимательный английский»
5. Финальная контрольная за 6й класс углубленного изучения английского языка (УМК Афанасьевой/Михеевой)
6. Осенняя контрольная работа по англ.яз за 5 класс (УМК Верещагиной/Афанасьевой)на сайте infourok.ru.
Реализация программ углубленного изучения предмета, профильного обучения
2014 – 2015:
- Рабочая программа на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей авторов И.Н. Верещагиной, О.В.Афанасьевой (Москва «Просвещение», 2012,
- Рабочая программа на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей авторов О.А.Афанасьевой, И.В. Михеевой, Н.В.Языковой «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-11 классы. Школа с углублённым изучением английского языка. М.; «Просвещение», 2010 г.
2015 – 2016:
- Рабочая программа на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы для 5 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей авторов И.Н. Верещагиной, О.В.Афанасьевой (Москва «Просвещение», 2012,
- Рабочая программа на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы для 6 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей авторов О.А.Афанасьевой, И.В. Михеевой, Н.В.Языковой «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-11 классы. Школа с углублённым изучением английского языка. М.; «Просвещение», 2010 г.
- Рабочая программа на основе Примерной программы основного общего образования по иностранным языкам (английский язык) и авторской программы для 7 класса школ с углубленным изучением английского языка, лицеев, гимназий, колледжей авторов О.А.Афанасьевой, И.В. Михеевой, Н.В.Языковой «Программы общеобразовательных учреждений. Английский язык. 2-11 классы. Школа с углублённым изучением английского языка. М.; «Просвещение», 2010 г.
- Элективный курс по проектной деятельности «Сравнительный анализ произведений М.Твена и Л.Кэрролла» для учащихся 6х классов.
Участие в инновационной (экспериментальной) деятельности
Муниципальный уровень:
Участие в 2014-2015 и 2015-2016 уч. гг. в работе экспериментальной площадки по внедрению в образовательный процесс инновационной личностно-ориентированной технологии обучения "iTRAINIUM" в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения по английскому языку в рамках действующего ФГОС.
Формы обобщения и распространения ППО
2014-2015 уч.г. | 2015-2016 уч.г. |
Международный уровень | |
Наставничество. Подготовка победителя конкурса «Международная дистанционная олимпиада по английскому языку проекта «Инфоурок», 2014-2015 уч.г. | |
Республиканский уровень | |
Доклад "Использование личностно ориентированной технологии iTRAINIUM для повышения эффективности и качества самостоятельной работы обучающихся по английскому языку" в рамках XIV республиканской научно-практической конференции "Инновации в системе образования Республики Мордовия". | |
Доклад "Использование личностно ориентированной технологии iTRAINIUM для повышения эффективности и качества самостоятельной работы обучающихся по английскому языку" в рамках работы республиканской дискуссионной площадки с участием руководителей районных методических объединений учителей иностранных языков Республики Мордовия. | |
Открытый урок 16.04. 2015 по теме "Женщины, достойные восхищения" в 11 классе для слушателей долгосрочных курсов повышения квалификации учителей ин яз-в «Новые тенденции в лингвистическом образовании в условиях ФГОС ОО». | |
Наставничество. Подготовка призеров III Региональной открытой олимпиады МГПИ им.Евсевьева по английскому языку | |
Муниципальный уровень | Муниципальный уровень |
Наставничество. Подготовка участника муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку. | 22.01.2016 ОУ по теме «Великобритания: страна и народ» в 5 классе в рамках Дней науки и творчества. |
Член предметно-методической комиссии по составлению олимпиадных заданий школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 уч.г. по иностранному языку. |
Опыт моей работы обобщен на муниципальном и Республиканском уровнях, представлен на личных сайтах в сети Интернет(1. http://infourok.ru/user/shumilov-vladislav-valerevich 2. http://nsportal.ru/shumilov-vladislav-valerevich).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Представление педагогического опыта
"Использование приемов технологии развития критического мышления на уроках музыки"....
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка Ковальчук Оксаны Васильевны
Публичное представление педагогического опыта учителя русского языка и литературы Ковальчук Оксаны Васильевны...
Представление педагогического опыта работы через мастер-класс
Конкурсы ПНПО способствуют выявлению, обобщению, прогнозированию и распространению собственного педагогического опыта. Одной из эффективных форм представления его является мастер-класс....
презентация "Представление педагогического опыта"
самопредставление и защита педопыта учителя английского языка...
Представление педагогического опыта учителя математики Внуковой Е.Г.
Общие сведения о педагогическом опыте учителя математики Внуковой Е.Г....
Представление педагогического опыта "Формирование и обогащение опыта творческой деятельности учащихся в процессе обучения музыке".
Представление является обобщением собственного педагогического опыта с теоретическим обоснованием. Среди стратегических задач развития системы образования выдвигается и задача формирования конкур...
Представление педагогического опыта педагогического работника. Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания через интерактивные формы работы.
Актуальность продиктована глобальными изменениями в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества, требующих корректировки...