Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся к итоговой аттестации
статья (11 класс) на тему

Кузубова Валерия Юрьевна

Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся к итоговой аттестации

 

В соответствии с современной концепцией модернизации образования  одной из целей общего образования является его «ориентация на развитие личности обучающегося, на формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Основной целью обучения иностранному языку на настоящем этапе является формирование, совершенствование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, реальное практическое овладение иностранным языком.

Компетенция – (от лат. Competentis – способный)  совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку.     Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения.

На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:

  • осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);
  • коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);
  • системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);
  • коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);
  • коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).

Основной методический принцип обучения иностранному языку -принцип коммуникативности, предполагающий такую организацию процесса обучения, при которой происходят (планируются) основные черты реального процесса  коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, т.е. компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.

Конечные цели обучения, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решается на протяжении всего срока обучения. В течение всего периода обучения иностранному языку формируется и коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:

лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:

дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;

стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;

социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.

В ходе  уроков следует придерживаться общеметодических принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формированиякоммуникативной компетенции учащихся:

  1. постоянная речевая практика учащихся;
  2. «оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;
  3. использование коммуникативного ценного материала;
  4. постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;
  5. речевой характер урока.

В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества учащихся:

  1. темперамент;
  2. способности;
  3. навыки самообразовательной деятельности;
  4. жизненный опыт учащихся;
  5. сферу интересов;
  6. мировоззрение;
  7. эмоционально-чувствительную сферу;
  8. статус личности в коллективе;
  9. наличие коммуникативной мотивации.

Исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее.

Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Коммуникативная мотивация связана с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения.

Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  • доброжелательная обстановка на уроке;
  • положительный эмоциональный климат;
  • доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра.  Она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая учащимся  возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий характеров.

Наряду с коммуникативной мотивацией успешному формированию коммуникативной компетенции способствует интенсификация учебного процесса.

Пути интенсификации обучения выбираются исходя из конкретных условий работы. Один из таких путей - использование приемов уплотнения уроков иностранного языка, что дает мне возможность увеличить долю индивидуального участия каждого ученика в иноязычном общении.

Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение.

Практика интенсивного обучения иностранному языку по методу активизации личности и коллектива, т.е. использование интерактивных форм, доказала возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении.

Так, вся группа вслед за учителем задает вопросы одному из своих товарищей, например, дежурному ученику, выражает согласие, несогласие с чем-либо, выражает согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание следует уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.

Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:

  • составить план текста, высказать основные мысли по плану;
  • драматизировать часть текста;
  • определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;
  • выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
  • дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
  • составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Для выполнения подобных заданий предлагаю учащимся логико-синтаксические схемы, различные опоры (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).

Правильно подобранная опора помогает учащимся со слабой подготовкой быстрее и правильнее осознать назначение лексико-грамматических структур при освоении лексики, при обучении иноязычному общению в целом.

Исходя из основной цели обучения иностранным языкам, следует отметить, что  развитие ИКК и ориентация образования на воспитание и развитие личности, способной жить и функционировать в современном обществе, и должны выступать в качестве объектов контроля по иностранному языку.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся к итоговой аттестации

В соответствии с современной концепцией модернизации образования  одной из целей общего образования является его «ориентация на развитие личности обучающегося, на формирование духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда».

Основной целью обучения иностранному языку на настоящем этапе является формирование, совершенствование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции (ИКК), т.е. способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка, реальное практическое овладение иностранным языком.

Компетенция – (от лат. Competentis – способный)  совокупность знаний, навыков, умений, формируемых в процессе обучения иностранному языку.     Ведущим компонентом в коммуникативной компетенции являются речевые (коммуникативные) умения.

На сегодняшний день существуют следующие концепции или подходы в обучении иностранному языку:

  • осознанно-практическая концепция (П. Плахотник);
  • коммуникативно-функциональная концепция (Т. Сирык);
  • системно-коммуникативная концепция (Р. Мартынова);
  • коммуникативно-ориентированная концепция (авторы учебников, изданных в Оксфорде);
  • коммуникативно-личностный и коммуникативно-ситуативный подходы (Скляренко, Т. Клементьева).

Основной методический принцип обучения иностранному языку -принцип коммуникативности, предполагающий такую организацию процесса обучения, при которой происходят (планируются) основные черты реального процесса  коммуникации. В результате чего учащиеся овладевают необходимым минимумом речевых умений и навыков, т.е. компетенций, чтобы пользоваться иностранным языком как средством общения в рамках тематики и учебного материала, предусмотренных программой и действующими учебниками.

Конечные цели обучения, дифференцируясь в виде конкретных поэтапных задач, решается на протяжении всего срока обучения. В течение всего периода обучения иностранному языку формируется и коммуникативная компетенция, составляющими которой являются:

лингвистическая компетенция, т.е. знание определенного словарного запаса и синтаксических правил и умение использовать их для построения связных высказываний;

социолингвистическая компетенция, т.е. способность использовать и преобразовывать языковые формы, исходя из ситуации общения (контекст - кто с кем общается, по какому поводу, где, с какой целью и т.д.), которая определяет выбор языковых форм:

дискурсивная компетенция, т.е. способность воспринимать и порождать высказывание в коммуникативном общении;

стратегическая компетенция, т.е. способность прибегать к стратегии общения, в вербальной и невербальной, в целях компенсации незнакомого языкового материала;

социокультурная компетенция, т.е. желание вступать в общение с другими, уверенность в себе, предполагающая поставить себя на место другого, а также знании социальных отношений в обществе и умение ориентироваться в них.

Личностно-коммуникативное обучение включает в себя не только речевую направленность обучения, но индивидуализацию обучения, принципы функциональности, ситуативности, новизны.

В ходе  уроков следует придерживаться общеметодических принципов, а также соблюдать условия, необходимые для формированиякоммуникативной компетенции учащихся:

  1. постоянная речевая практика учащихся;
  2. «оречевленность» в той или иной степени всех упражнений;
  3. использование коммуникативного ценного материала;
  4. постоянная активизация речемыслительной активности учащихся;
  5. речевой характер урока.

В процессе обучения иностранному языку также учитываю личностные качества учащихся:

  1. темперамент;
  2. способности;
  3. навыки самообразовательной деятельности;
  4. жизненный опыт учащихся;
  5. сферу интересов;
  6. мировоззрение;
  7. эмоционально-чувствительную сферу;
  8. статус личности в коллективе;
  9. наличие коммуникативной мотивации.

Исходным моментом любой деятельности, а, следовательно, и речевой, является мотив, который побуждает к деятельности и направляет ее.

Коммуникативная мотивация имеет большое значение в обучении иностранному языку. Коммуникативная мотивация связана с удовлетворением, получаемым учащимися от пользования языком как средством общения.

Обеспечению коммуникативной мотивации способствуют такие факторы, как:

  • доброжелательная обстановка на уроке;
  • положительный эмоциональный климат;
  • доверительный отношения между учителем и учащимися, а также между самими учащимися.

Важным фактором обеспечения коммуникативной мотивации является ролевая игра.  Она развивает интерес к иноязычному общению, расширяет его предметное содержание, давая учащимся  возможность выходить за рамки своего контекста деятельности, позволяет предвосхитить будущий личный опыт учащихся путем проигрывания ролей людей разных профессий характеров.

Наряду с коммуникативной мотивацией успешному формированию коммуникативной компетенции способствует интенсификация учебного процесса.

Пути интенсификации обучения выбираются исходя из конкретных условий работы. Один из таких путей - использование приемов уплотнения уроков иностранного языка, что дает мне возможность увеличить долю индивидуального участия каждого ученика в иноязычном общении.

Понятно, что в процессе аудирования, чтения (про себя), письма могут одновременно участвовать все обучаемые. Сложнее организовать одновременное говорение учащихся на уроке. Тренировка хором, как правило, предполагает проговаривание, а не говорение.

Практика интенсивного обучения иностранному языку по методу активизации личности и коллектива, т.е. использование интерактивных форм, доказала возможность одновременного участия обучаемых в иноязычном общении.

Так, вся группа вслед за учителем задает вопросы одному из своих товарищей, например, дежурному ученику, выражает согласие, несогласие с чем-либо, выражает согласие по поводу чего-либо и т.д. Особое внимание следует уделить одновременной коллективной работе учащихся небольшими группами - парами, тройками, четверками.

Хотелось бы выделить одновременную парную работу. Самый простой способ ее организации выполнение упражнений с соседом по парте. Часто при такой работе использую опоры, например, подстановочные таблицы с речевым заданием, структурные схемы диалога.

Формированию коммуникативной компетенции способствуют такие задания, как:

  • составить план текста, высказать основные мысли по плану;
  • драматизировать часть текста;
  • определить соответствие сказанного тому, что содержится в тексте;
  • выделить основную мысль текста, выразить свое отношение к тексту и отраженной в нем проблеме;
  • дать характеристику героям текста, оценку их поступков и мыслей, согласиться или не согласиться с мнением одноклассников;
  • составить собственное высказывание, исходя из прочитанного, услышанного.

Для выполнения подобных заданий предлагаю учащимся логико-синтаксические схемы, различные опоры (смысловые, содержательные, вербальные, иллюстративные, схематические).

Правильно подобранная опора помогает учащимся со слабой подготовкой быстрее и правильнее осознать назначение лексико-грамматических структур при освоении лексики, при обучении иноязычному общению в целом.

Исходя из основной цели обучения иностранным языкам, следует отметить, что  развитие ИКК и ориентация образования на воспитание и развитие личности, способной жить и функционировать в современном обществе, и должны выступать в качестве объектов контроля по иностранному языку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральное творчество как метод формирования коммуникативной компетенции и социализации учащихся с церебральным параличом.

Данная статья отражает опыт работы автора с детским театром школы-интерната №4 г.Саратова....

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный анализ результатов ЕГЭ и ОГЭ, диагностика затруднений»

Выступление на районном методическом объединении «Подготовка учащихся к итоговой аттестации за курс основной и полной школы: уровень, качество образовательной подготовки выпускников, сравнительный ана...

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Подготовка и проведение лабораторных работ по физике в соответствии с требованиями  к подготовке учащихся к итоговой аттестации и планируемыми результатами в рамках ФГОС

Набор универсальных инсрукций к лабораторным работам по физике в рамках внедрения ФГОС. Пример 2 конкретных работ....

Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся к ГИА с помощью использования песен, игр на уроках английского языка.

Формирование коммуникативной компетенции при подготовке учащихся к ГИА с помощью использования песен, игр на уроках английского языка....

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ».

Сценарий родительского собрания по теме «Психологическая подготовка учащихся к итоговой аттестации в 11 классе. Роль родителей в подготовке выпускников к ЕГЭ»....