интеллект-карта материала научно-методической конференции М.И.Глинка в контексте эпохи к 210 летию со дня рождения
методическая разработка (10 класс) на тему
«Известное о неизвестном, неизвестное об известном»
Одним из увлечений композитора были путешествия в различные страны. Находясь за границей он наблюдал за жизнью людей, учился и учил сам, сочинял музыку, изучал языки и культуру стран, где он побывал.
Главной целью заграничных путешествий было достичь совершенства в создании музыкальных произведений.
«Для познания нравов какого ни есть народа старайся прежде изучить его язык»
(Пифагор)
Чтобы узнать любую страну, нужно познакомиться с её историей, культурой, языком и музыкой. Благодаря путешествиям Глинка смог получить основанные на собственных наблюдениях ощущения национального характера страны.
Для понимания окружающего мира необходимо разнообразное общение с людьми различных национальностей, чтение литературы на языках подлинника. М.И. Глинка был широкообразованным человеком и хорошо владел латинским, немецким, французским, английским, персидским и испанским языками. Глинка поражал знанием французского языка, естественно вошедшим в его жизнь вместе с домашним воспитанием, пансионом и преклонением перед французской культурой в дворянской среде. А знания языков открывало более широкие возможности и перспективы дальнейшего совершенствования и развития. Находясь в Париже композитор уже отлично изучил и постоянно практиковался в разговорном французском. Особенно хорошо чувствовал себя композитор в Испании среди общительных и темпераментных испанцев. Здесь он много занимался изучением испанской музыки, культуры, литературы и совершенствовал свои познания языка.
.
«Тот не знает иностранного языка, кто не знает собственного» (Гёте).
К сожалению, заграничные страницы жизни М.И.Глинки мало изучены . Немного известно о культуре и архитектуре городов, в которых останавливался композитор, о ландшафтах, которые наблюдал по дороге, на прогулках, о средствах передвижения, чертах быта , о музыкальных впечатлениях и знакомствах.
На основании исследовательских работ биографов-комментаторов можно проследить влияние различных факторов на творчество М.И. Глинки.
Исходя из географии путешествий композитора обнаружились ранее неизвестные факты, а некоторые из известных получили новое освящение. Так, лечение композитора на знаменитом немецком курорте Эмс в 1890 году тесно связано и с музыкальной жизнью города, который в то время являлся одним из лучших концертных центров в Европе.
Ввиду малоизученности материалов весьма затруднительно получить полное представление о последовательности событий в жизни композитора.
Важным направлением исследований является изучение музыкальных впечатлений Глинки. Для получения более точной информации о музыкальном опыте Глинки необходимо:
1. Изучение периодики. Из Лейпцигского еженедельника «Allgemeine Musikalische Zeitung» стало известие о ярких о венских и берлинских оперных и концертных впечатлениях М. И. Глинки.
2. Расширение представления о театрах и концертных залах, в которых бывал Глинка, и об исполнителях, которых он слушал. Первым и очень полноценным с художественной точки зрения слушательским опытом Глинки в Западной Европе было посещение выступлений Аахенская оперной труппы.
3. Привлечение новых источников из разных областей знаний (истории, медицины, культуры и т.д), в том числе и музыковедческих.
В результате деятельности биографов-комментаторов опубликовано много:
· интересного о знакомствах Глинки в Германии.
· Из биографических данных стало известно, что сам факт существования манускрипта «Жизнь за Царя» с переводом на немецкий язык до сих пор не использовался текстологами, и лишь после выхода материалов на русском языке им в какой-то мере заинтересовались.
· Материалы о состояние здоровья Глинки. Лучшее понимание творческого процесса дает специальная медицинская литература, в частности, книги по истории медицины, гидротерапии, гомеопатии, неврологии, психиатрии и прочее. При изучении такого рода источников стало известно, что у Бетховена , Шопена и Глинки в Вене был один общий доктор- Иоганн Мальератти.
· Необходимо отметить значительную роль широкого научного комментария текстов в биографическом исследовании, что важно для составления целостной биографии композитора. Законченность всей работы подобного рода могут придать не подстрочные примечания к отдельным частям текста, а развернутые вступительные и заключительные разделы к культурно – исторической ситуации в целом.
Таким образом, комментарий можно считать одним из плодотворных путей исследования биографии М. И. Глинки. Хочется надеяться, что имеющющйся опыт пригодится новым биографам – комментаторам.
Музыка Глинки - бесценна: она проникает в самые отдаленные уголки родного края, всё чаще и чаще звучит за рубежом, говоря о силе творческого духа русского народа. Она остается живой , юной и в наши дни. В ней воплощены лучшие черты русского искусства: нравственная сила, правдивость, особенно скромная и чистая красота.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_glinki_za_granitsu.docx | 16.62 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Путешествия Глинки за границу»(из источниковедческого опыта некоторых биографов-комментаторов).
«Известное о неизвестном,
Неизвестное об известном»
l Дополнение фактологической базы исследований. (Уточнение в области источниковедения) | ll Новая интерпретация известных фактов. (Пополнение биографических сведений) | lll Поиски новых сведений. (расширение спектра биографических данных) |
1.Расширение представления о театрах и концертных залах, где бывал Глинка; об исполнителях, которых он слушал. | 1.Прояснение ситуации по сведениям об аахенской оперной труппе тех лет. Первый слушательский опыт Глинки в Западной Европе. | 1.Первый источник: 1.Географический фактор: a) Зависимость творческого процесса от погодных условий. b) Пространственные координаты корректируют временные. Следует тщательнее изучать местные архивы для устранения «погрешностей» и заполнения «пустот» в биографии М.И. Глинки. 2.Топографические обследования местности. |
2.Значение роли широкого научного комментария текстов в биографическом исследовании для последующего составления целостной биографии Глинки (развёрнутые вступительные и заключительные разделы). Комментарий не к отдельным фрагментам, а к культурно-исторической ситуации в целом. | 2.Дополнение впечатлений о музыкальном опыте Глинки при исследовании эпистолярных и мемуарных материалов Берлиоза, Листа и др. знакомых композиторах. | |
2.Второй источник: 1.Изучение музыкальных впечатлений за рубежом: a) Направление исследований: языковедческий опыт (текстология). b) Ретроспективная диагностика: 1. Состояние здоровья, образ жизни, настроение, творческий процесс. 2. Специальная медицинская литература: книги по истории медицины, гидротерапии, гомеопатии, неврологии, психиатрии и др. | ||
3.Неоспоримый факт, что Глинка мог в разгар войны (апрель 1854г.) слушать в столице Пруссии придворное представление оперы «Армида», что свидетельствует о европейском авторитете композитора и умении абстрагироваться от политической «злобы дня» во имя высокого искусства. | 3.Составление жизненного хронографа Глинки и важных историко-политических событий (его международный политический авторитет). | |
3.Неожиданные находки:a) в 1833г. обнаружено первое из известных ныне упоминаний о Глинки в заграничной прессе («богатый пианист и композитор, по фамилии Глинка, по слухам, русский...); b)в 1890 г. найдены «Списки курортников» подтверждающие пребывание Глинки в Германии в городе- курорте Эмс. | ||
4.Музыкальный опыт за границей:a)изучение периодики (журналы, газеты); b)реконструирование венских, берлинских оперных и концертных впечатлений Глинки. |
Вывод: Комментарий можно считать одним из плодотворных источников исследований биографии Глинки.
Вышеизложенный опыт некоторых биографов-комментаторов может пригодиться, и круг исследователей, несомненно, будет расширяться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие "Пресс-конференция ,посвященная 300-летию со дня рождения М. В. Ломоносова" для учеников 4 класса
Задачи занятия: Образовательные: Повторить основные действия с натуральными числами. Познакомиться с деятельностью М. В. Ломоносова. Развивающие: Способствовать развитию коммуникативных компе...
Статья "Помогите ребенку стать одаренным", опубликованная в сборнике статей и научно - методических материалов научно - практической конференции"Одаренность и девиация современного ребенка: опыт развития и преодоления" 28 сентября 2012 г .
По данным американского психолога Е. Торренса, около 30 процентов детей, отчисленных из школы за неуспеваемость, были одаренными.Развивайте способности ребенка, все подряд, какие в нем только обнаружа...
Конспект урока в виде Интеллект-карты к уроку истории "Культура эпохи Возрождения" 7 класс
Применение интеллект-карт значительно облегчает восприятие, классификацию нового материала, а также может быть использовано в качестве проверки знаний обучающихся....
Интертекстуальность в метатекстах космологиии богословия. Intertekstuality in metatexts of cosmology of divinity. Статья в сборник по итогам научно-практической конференции Реформация. Философско - педагогический контекст (к 500 – летию Реформации).
Объединение богословия с гуманитарными науками. Реформация и педагогика раннего Нового времени....
Читательская конференция "Перелистаем страницы произведений В.Г.Распутина". К 80-летию со дня рождения В.Г.Распутина
Материалы читательской конференции. Обзор книг писателя...
Положение о конкурсе рисунков «Эпоха Петра Великого», посвящённому 350-летию со дня рождения Петра I
Общие положения.1. 1. Настоящее Положение о школьном конкурсе рисунков (далее – Положение, Конкурс) определяет цели, задачи, условия и порядок проведения Конкурса рисунков, посвящённому 350...
Интегрированный урок по истории и математике в рамках проведения «Недели Петра Великого», посвященный 350-летию со дня рождения Петра I. Тема: Наука и образование в эпоху Петра I. 8 класс.
Методическая цель: формирование на уроке системы универсальных знаний, умений и навыков; опыта самостоятельной деятельности учащихся, посредством работы с информацией ( раздаточный материал...