Обучение иностранному языку в начальной школе
статья по теме

Кузьмина Ирина Кирилловна

В статье исследуются характерные особенности 6-7 летних детей, понимание которых играет важную роль в преподавании иностранного языка на первых годах обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Легко ли обучать иностранному языку детей младшего школьного возраста? Исходя из опыта, редко кто из коллег с радостью соглашается на этот подвиг. Гораздо легче обучать учеников средней школы, когда основные навыки уже сформированы. У каждого ученика уже выработалась своя модель поведения, свой подход к обучению. Один всегда выполняет домашние задания и получает хорошие отметки, другой их практически никогда не делает и остается равнодушным к получению за это двоек. В последнем случае учитель лишь отшлифовывает подобное отношение учащегося к предмету, порой усугубляя этот неудачно сформировавшийся шаблон.

        Так как же должны преподавать иностранный язык учителя  6-7 летним детям, обладающим большим запасом жажды познания и желанием учиться. Как вести себя нам, чтобы не растерять этот энтузиазм ребенка, а напротив, сохранить на протяжении всех лет пребывания в школе?

        На мой взгляд, в первую очередь нужно понимать, какими особенностями обладает шестилетний ученик. Шестилетний первоклассник — это еще маленький ребенок, а к концу начальной школы это уже вполне сформировавшаяся  личность, с четким пониманием не только всей школьной системы, но и того как в целом устроен мир.

        Развитие отдельного ребенка, разумеется, строго индивидуально. Нельзя утверждать, что все дети в возрасте, скажем, пяти лет умеют Х, в возрасте семи лет — Y, а к десяти годам все прекрасно освоили  Z. Кто-то развивается постепенно, а кто-то после долгого периода «затишья» совершает огромный рывок и достигает больших успехов.  Но можно смело утверждать, что к 6-летнем возрасту дети определенно могут:

        - сказать, что они делают в данный момент

        - рассказать, что они уже сделали или услышали

        - придумать себе занятие

        - поссориться и объяснить причину своего недовольства

        - воспользоваться своим живым воображением

        - передать большое разнообразие интонаций в речи на родном языке

        

        Когда шестилетние дети приходят в 1 класс, у каждого из них уже есть своя маленькая база знаний и умений. И если один ученик с легкостью улавливает новые слова, то другой едва привыкает к ним за пару лет. Учитель единственный, кто может увидеть, насколько продвинулись ваши отдельные ученики. В связи с этим хочется обратить внимание коллег на характеристики личности среднестатистического ребенка в этом возрасте, понимание которых играет важную роль в преподавании иностранного языка.

        1. Маленькие ученики уже знают, что в мире царят правила. Дети не всегда их понимают, но осознают, что лучше им подчиниться. Ведь эти правила помогают сформировать чувство безопасности.

        2. Дети быстрее оценивают саму ситуацию, нежели они осознают услышанную речь.

        3. Они используют языковые навыки задолго до того, как осознанно будут владеть ими.

        4. Их собственное понимание приходит через тактильные ощущения, через зрительный и слуховой контакт. Не полагайтесь только на устную речь. Используйте движения, предметы, мимику.

        5. Дети очень «логичны». Всё, что вы сказали в первую очередь, первым и произойдет.

«Перед тем как выключить свет, возьми со стола книгу» означает:

        - выключить свет

        - взять книгу

        6. У детей очень короткий временной промежуток внимания и концентрации. Поэтому важно часто менять виды деятельности. Если какой-то момент оказался сложным, непонятным или неинтересным для детей, просто переключитесь на другое занятие.

        7. В этом возрасте присутствует некая сложность в осознании, что есть реальность, а что вымысел, фантазия. Этим так легко и увлекательно пользоваться на уроках. К примеру, вы читаете рассказ о потерявшемся маленьком мышонке и вдруг неожиданно  достаете игрушечную мышку из кармана. Первоклассникам не составит труда поверить в то, что мышонок выбрался из книжки и забрался в карман учителю.

        8. Маленькие ученики чаще любят играть или заниматься самостоятельно, нежели в компании с другими. Они неохотно делятся своими вещами. Часто приходится слышать, что в  6-7 летнем возрасте дети эгоцентричны, не в состоянии увидеть ситуацию с другой точки зрения. Это может быть и так, но надо помнить, что дети не хотят работать вместе на уроке, просто потому, что не видят в этом смысла. Они вообще не всегда понимают , что именно мы  хотим, чтоб они делали. И это, на мой взгляд, очень важно помнить.

        9. Мир взрослого и мир ребенка — не одно и то же. Дети не всегда понимают, о чем говорят  взрослые. Разница заключается в том, что взрослые всегда могут задать вопрос в случае недопонимания. Дети зачастую этого не делают. Обычно они делают вид, что поняли. Или решают поступить так, как им показалось, что от них хотят.

        10. Маленькие ученики в основном настроены очень положительно на процесс обучения. Мы с вами всегда расцветаем, когда у нас что-то отменно получается и нас за это похвалили. В случае с детьми этот факт еще более существенен. Важно поощрять и хвалить детей, чтобы они сохранили свой энтузиазм. А самое главное, чтобы они чувствовали себя успешными с самого начала обучения. Если ребенок не справляется с новыми словами, конструкциями, никак не удается произнести правильно звук, учителя вешают ярлык слабого ученика. И ребенок начинает в это с легкостью верить. Руки у него опускаются и нам нечего рассчитывать, что дома он с радостью будет возиться с домашним заданием по иностранному языку.

        В заключении хочется сказать, не ругайте ребенка лишний раз за то, что ему не удалость выучить новые слова. Лучше похвалите, ведь он так чудесно раскрасил картинку в тетради!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация принципов обучения иностранному языку в начальной школе с использованием УМК «Английский в фокусе»

Современному учителю порой нелегко сделать выбор учебно-методического комплекта в нынешнем многообразии учебных пособий, допущенных к преподаванию в школе. Хотелось бы обратить внимание коллег-педагог...

Обучение иностранного языка в начальной школе

Презентация на тему "Обучение ИЯ в начальной школе"...

Особенности обучения иностранному языку в начальной школе

в данной статье описывается особенности обучения иностранному языку в начальной школе...

Игровая технология при обучении иностранному языку в начальной школе

Игра- лучший способ запоминания нового материала учащимися начальной школы, а игровая технология-одна из самых эффективных. В данной статье рассмотрено, каким образом можно построить урок с применение...

Обучение иностранному языку в начальной школе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения

Данные методические рекомендации созданы на основе стандартов начального образования второго поколения, примерной программы начального общего образования по иностранному языку с учётом планируем...

Доклад"Системно-деятельностные подход в обучении иностранным языкам в начальной школе"

Доклад подготовлен в рамках методической недели, представляет собой информацию о данном методическом подходе и рекомендации по работе на различных этапах обучения....

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы

Методы и приемы, с успехом применяемые в обучении иностранному языку учеников начальной школы...