Проект "Всему начало - отчий дом"
проект на тему

Иванова Марина Геннадьевна

Реализация прота направлена на работу семейное воспитание и формирование у детей семейных ценностей. Реализация данного проекта может осуществляться как учреждениями дополнительного образования. так и в общей школе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Проект по семейному воспитанию43 КБ

Предварительный просмотр:

Проект «Всему начало – отчий дом»

Методист ГБОУ ДОД ЗДДТ

Курортного района Санкт-Петербурга

Иванова Марина Геннадьевна

От условий, в которых формируется ребенок, зависят его интересы и потребности, способствующие развитию не только будущего материального благосостояния, но и духовного потенциала. Создание гармоничных условий развития зависит от тесного взаимодействия образовательного учреждения и семьи, которая, исторически, является началом духовно-нравственного воспитания ребенка и которая, в настоящее время, лишена поддержки в этом вопросе. Возникшие в последнее десятилетие проблемы воспитания, вследствие различных материальных и психологических трудностей, переживаемых семьей, приводят к снижению родительского авторитета: родители перестают быть идеалом, образцом для подражания у своих детей. В результате возросло количество семей, где дети не просто «отдаляются» от родителей, а уходят в другие крайности: алкоголизм, наркоманию, асоциальные группы.  «Тебя не понимают взрослые? Пойдем с нами, стань независимым от излишней опеки родителей» - таков лозунг «завлекателей во взрослый мир».  В противостояние этому призыву главной задачей на сегодняшний день становится обучение детей и взрослых умению слышать и понимать. Второй проблемой семейного воспитания можно назвать большое количество молодых семей, где родителями становятся дети, выросшие в эпоху перемен и кризиса, поколение 80-90-х – прогрессивное поколение, во времена взросления которого произошла замена духовных ценностей  материальными, а развитие технического прогресса вытеснила из их жизни умение общаться «вживую». Таким образом, появляются два приоритетных направления деятельности в рамках реализации проекта: научить родителей и детей общаться, помочь им понять друг друга.

Осознание актуальности вышеназванных проблем семейного воспитания, а также имеющийся опыт в области организации семейных праздников, привели к созданию проекта «Всему начало – отчий дом». В основу проекта легли мероприятия, проводимые в Зеленогорском доме детского творчества с 2003 года, главными задачами которых являлось укрепление семейных отношений, развитие межсемейного общения.

Цель проекта 

Формирование духовно-нравственных, эстетических основ воспитания детей и молодежи в семье через совместное творчество и совершенствование культуры общения детей и родителей.

Задачи проекта

Создание условий для раскрытия творческого потенциала детей в совместном творчестве детей и родителей.

Формирование нравственно-этических норм поведения в семье, воспитание уважительного отношения к традиционным семейным ценностям.

Способствовать сохранению и укреплению семейных связей между поколениями, осознанию молодыми людьми своего места в цепи поколений и места своей семьи в истории своего города, своей страны.

Способствовать сохранению и укреплению семейных традиций.

Целевая аудитория проекта -  учащиеся образовательных учреждений и их родители.

В ходе реализации проекта нами проводятся  конкурсы исследовательских и творческих работ, выставки, семейные праздники, деловые игры и диспут – клубы.

Для того, чтобы вовлечь в работу по реализации проекта большее количество образовательных учреждений нашего района,  оказывается  методическая и консультативная помощь заместителям директоров по ВР, педагогам ОУ, классным руководителям.

Краткая характеристика основных мероприятий проекта

Конкурсно-игровые и праздничные программы «Вместе с мамой», праздник «Семь Я»,  «Папа, мама, я – спортивная семья», «Звездный час».

Главная цель данных программ – способствовать взаимопониманию и взаимодействию членов семьи, создать атмосферу сотворчества. Эти игровые и праздничные программы традиционно проводятся вот уже в течение десяти лет. Участники – семейные команды. Выполняя различные творческие задания, родители и дети учатся взаимодействовать, сопереживать, проявляют свои способности. А главное, дают возможность почувствовать, что семья – это единое целое.

Конкурс творческих работ «Традиции моей семьи».

Сразу ответить на вопрос: «Какие традиции есть в вашей семье?» не смогут не только дети, но и многие взрослые. А если задуматься? А что такое традиции вообще, и какие традиции отличают мою семью от других? А может, как раз не отличают, а объединяют? Ответить на все эти вопросы смогут дети вместе с родителями, участвуя в нашем конкурсе. Цель конкурса – способствовать укреплению семейных отношений через сохранение и поддержку семейных традиций. Все участники конкурса, как один, отметили, что обязательно будут сохранять традиции своей семьи и обязательно передадут их своим детям.

Конкурс творческих работ «Семейная реликвия».

Наверняка, в каждой семье найдется хотя бы один предмет, с которым связана какая-то необычная история. И совсем не обязательно, чтобы этот предмет представлял собой историческую или материальную ценность. В нашем конкурсе мы предлагаем детям рассказать о таком предмете. Собирая информацию, ребенок обязательно расспросит родителей, других членов семьи об этой реликвии, о людях, с которыми связана история его появления. И, конечно же, захочет сохранить эту реликвию для своих детей. Таким образом, решается главная цель данного конкурса – помочь детям осознать непрерывную связь поколений, пробудить интерес к истокам своей семьи.

Деловая игра «Дом, который построишь ты»

Целевая аудитория – учащиеся 9 – 11 классов. Цель игры - способствовать формированию осознанного отношения растущих граждан к созданию семьи. Участникам предлагается обсудить, что для них значит семья, определить «три кита», на которых держится крепкая семья, нарисовать символ семейного счастья, попытаться найти выход из спорных ситуаций, ответить на несколько детских «Почему?», а также, написать открытое письмо родителям. Проведение такой игры, не требующие от участников подготовки, содействует осмыслению учащимися роли семьи в жизни человека.

Фотоконкурс «Семья – это значит мы вместе»

На конкурс представляются фотоработы по одному из пяти направлений: «Наши увлечения», «Активный отдых», «Спорт в нашей жизни», «Связь поколений», «Традиции». Выбор этих направлений не случаен, так как, позволяет наиболее полно раскрыть тему конкурса и отразить интересы семей.

Выставка «Музей моей бабушки»

Мы живем в 21 веке – веке больших скоростей, высоких технологий и электроники и   стараемся не отстать от современного ритма жизни. Но в каждой семье, наверняка, хранятся предметы, которые связывают нас с прошлым. Они напоминают нам о наших родных, о событиях, свидетелями которых были, о молодости наших бабушек и дедушек.  Ведь сохраняя память о прошлом, мы сохраняем связь поколений, узнаем свою родословную. Наверное, став взрослыми, нам тоже захочется  сохранить любимые предметы и рассказать о них своим внукам.

Выставка семейного творчества «Семейные таланты».

Главная идея выставки – совместно творчество детей и родителей. Некоторые участники представляют увлечения нескольких поколений – от бабушек до внуков. Отдельная номинация – творчество семей наших педагогов. Детям, занимающимся в доме творчества очень интересно узнать, чем увлекается их педагог и члены его семьи. Варианты участия в выставке самые разные – поделка, литературное творчество, рукоделие, фотография или что-то еще.

Районный этап городского конкурса творческих работ «Родословные петербургских школьников».

Организатором этого конкурса является Городской дворец творчества юных. Мы же уже много лет проводим его районный этап. Детям предлагается провести настоящее исследование – узнать свою родословную, составить генеалогическое древо своей семьи. И совсем не обязательно, чтобы у тебя был известный предок или знаменитая фамилия. О каждом члене семьи можно узнать и написать много интересного. И даже если не удалось найти сведения о прабабушках и прадедушках, родословная, составленная участником конкурса, поможет следующему поколению лучше узнать свою семью. Ну, а если в семье хранится богатый архив, если есть те, кто расскажет ребенку историю семьи, то получится настоящая исследовательская работа, которая увлечет на всю жизнь. Ведь наверняка, появится желание ее дополнить архивными данными, историческими сведениями, поиском родных, связь с которыми была утеряна.

Таким образом, в ходе реализации проекта «Всему начало – отчий дом», мы учим детей  и  взрослых  организовывать семейное общение, которое включает в себя умение слушать, эмоционально переживать, умение решать конфликтные ситуации, знать нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими. Ведь от того, насколько комфортно ребенку в семье, во многом зависит его будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Всему начало отчий дом.

Сценарий классного родительского собрания...

Круг общения "Всему начало - отчий дом"

Воспитание отношения к семье как к базовой ценности общества....

Всему начало - отчий дом

Презентация к классному часу....

Внеклассное занятие "Всему начало - отчий дом"

внеклассное занятие по нравственному воспитанию...

Классный час "Всему начало - отчий дом: роль семьи в профессиональном самоопределении школьника"

Классный час в 9 классе направлен на создание в семье условий для сознательного выбора профессии школьниками 15-16 лет. На воспитательном мероприятии присутствуют ученики, родители, психолог и консуль...

"Всему начало - отчий дом"

Коллективный проект, для которого были подготовлены и выполнены учащимися задания, демонстрирующие интересы, заботы, взаимоотношения в семье каждого ученика. Ребята узнавали о своих предках, о жизни р...

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе» из цикла «Всему начало - отчий дом»

Сценарий досуговой программы «Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе»  из цикла  «Всему начало - отчий дом», традиционно проводится в ноябре, программа приурочена к праздник...