Обобщение опыта
опыты и эксперименты на тему
Обобщение опыта работы учителя иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы
в с.Вишневое Староюрьевского района Тамбовской области
Обобщение опыта работы
учителя иностранного языка Архиповой Татьяны Николаевны
2014г.
Филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Староюрьевской средней общеобразовательной школы в с.Вишневое
Базовая модель опыта
Автор опыта: Архипова Татьяна Николаевна
1964 года рождения, учитель иностранного языка филиала МБОУ Староюрьевской СОШ в с.Вишневое
Педагогический стаж – 27 лет
Методическая тема:
Использование современных технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку
Ведущая идея опыта: Формирование универсальных способов действий учащихся через применение новых информационных и (других современных) технологий на уроке и во внеурочной деятельности при обучении английскому языку
Область применения: уроки иностранного языка, внеурочная деятельность.
Результативность:
Победители и призеры муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников:
-Богданова Елизавета 8 класс – победитель (немецкий язык) 2010г.
-Богданова Елизавета 9 класс – призер (немецкий язык) 2011г.
- Шаталова Екатерина 8 класс – победитель (английский язык) 2012г.
-Тюрин Александр 10 класс – призер (немецкий язык) 2012г.
-Помыкалова Марина 8 класс – призер (английский язык) 2013г.
-Хулин Кирилл 7 класс – призер (английский язык) 2013г.
Общероссийская Интернет-викторина по английскому и немецкому языку «Путешествие по странам»:
-Богданов Николай 9 класс, 2012г.- диплом III степени по немецкому языку
-Хатунцева Анастасия 7 класс, 2012г. - диплом III степени по английскому языку
-Шаталова Екатерина 7 класс, 2012г.- диплом III степени по английскому языку
II всероссийская дистанционная викторина по английскому языку «The Spirit of the Christmas», 2013г.:
-Архипова Анастасия 4 класс -2 место;
-Хулин Кирилл 6 класс -3 место;
-Хатунцева Анастасия 8 класс -3 место;
-Шаталова Екатерина 8 класс -2 место.
Участие во всероссийской викторине по английскому языку «The Mystery of the British History», 2013г.
Участие в международной лексической олимпиаде по английскому языку «Speak easy», декабрь 2013г.
Участие во всероссийской олимпиаде «Пятерочка», ноябрь 2013г.
Участие во всероссийской олимпиаде «Dolphin», октябрь 2013г.
Участие во всероссийском интернет - конкурсе педагогического творчества, январь 2014г.
Уровень обученности: 100%
Качество знаний:
Таблица качества знаний за 2 года
Классы 2011-2012уч.г. | Классы 2012-2013уч.г. | % качества знаний 2011-2012уч.год | % качества знаний 2012-2013уч.год |
2 | 3 | 71 | 75 |
3 | 4 | 53 | 53 |
5 | 6 | 54 | 61 |
7 | 8 | 50 | 54 |
9 | 10 | 54 | 72 |
Содержание:
Введение………………………………………………………….3
Актуальность……………………………………………………..5
Сущность опыта …………………………………………………6
Интернет во внеурочной деятельности…………………………12
Результативность работы………………………………………15
Заключение………………………………………………………..17
Введение.
Преподавание есть искусство, а не ремесло – в этом самый корень учительского дела. Перепробовав десять методов и выбрать свой, пересмотреть десять учебников и не придерживаться ни одного неукоснительно – вот единственно возможный путь живого преподавания. Вечно изобретать, требовать, совершенствоваться – это единственно правильный курс учителя.
Работая учителем иностранного языка в средней школе, пришла к выводу невозможно использовать только те методики, которые сложились несколько десятков лет назад и являются общепринятыми. Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить его умением учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования.
Что же такое умение учиться? Это - способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Другими словами, мы учителя, должны наделить ребёнка универсальными учебными действиями, то есть совокупностью навыков учебной работы, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса. Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер, обеспечивают целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, лежат в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания. Это очень важно сегодня, когда от выпускника школы требуются мобильность, креативность, способность применять свои знания на практике, умение мыслить нестандартно. Все это вынуждает учителя уходить от привычной структуры урока, традиционных педагогических технологий.
Современный учитель - это человек, способный к саморазвитию, самосовершенствованию, осознающий необходимость в изучении и внедрении новых технологий, инновационных подходов в преподавании. Это - учитель, способный создавать благоприятные условия для:
- общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка,
- проявления и раскрытия творческого потенциала,
- реализации себя как личности.
Ребёнок способен быть неравнодушным, когда ему интересно, когда он успешен, пусть даже в малом. Он пойдет за учителем, если тот умеет вести за собой.
Известно: целью обучения иностранному языку является формирование коммуникативной компетенции, включающей в себя как языковую, так и социокультурную компетенцию, ибо без знания социокультурного фона нельзя сформировать коммуникативную компетенцию даже в ограниченных пределах. Изучение иностранного языка призвано сформировать личность, способную и желающую участвовать в межкультурной коммуникации. Такую личность невозможно формировать без знаний о социокультурных особенностях страны изучаемого языка. Изучение языка и культуры на уроке и внеурочной деятельности одновременно обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.
Таким образом, свою педагогическую деятельность строю через решение следующих задач:
формировать у учащихся мировоззренческие установки, ценностные, культурологические позиции для использования их в реальной жизни;
развивать опыт творческой деятельности учащихся по отношению к образовательному стандарту по предмету;
воспитывать уважение к чужой культуре, традициям, повышать культурный уровень учащихся посредством иностранного языка.
Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие интереса к предмету. Увлекательность учебного процесса, новизна предмета не оставляют детей равнодушными. Задача учителя добиться того, чтобы этот интерес был постоянным и устойчивым. А где интерес – там и успех.
В преподавательской деятельности большое внимание отвожу формированию мотивации. Формирование мотивов, прежде всего, - это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их самими учащимися. Особую роль в формировании мотивации играют новизна получаемой информации, включение учащихся в поисковую, творческую деятельность. Годы работы в школе помогли мне сделать вывод: лишь увлечённый делом может увлечь других. Надо помнить, что наше отношение к своему преподавательскому делу передаётся детям. Необходимо понимать каждого ребёнка, видеть глаза своих воспитанников, «шагать» вместе с ними, учить их добывать знания, воспитывать каждым своим уроком.
I. Актуальность.
С тех пор как Ян Амос Каменский впервые обосновал необходимость классно – урочной системы в 1652 году, школьная среда обучения претерпела значительные изменения. В последние годы всё чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий на уроках иностранного языка. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый подход к процессу обучения. Современный учитель должен уметь создать условия для практического овладения языком для каждого учащегося, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество, а также активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. При традиционных методах ведения урока главным носителем информации для ученика, как мы знаем, выступает учитель. Он требует от ученика концентрации внимания, сосредоточенности, напряжения памяти. Не каждый ученик способен работать в таком режиме. Психологические особенности характера, тип восприятия ребенка становятся причиной «неуспешности» школьника. При этом современные требования к уровню образованности не позволяют снизить объем информации, необходимой для усвоения учеником на уроке. Поэтому можно сделать один вывод – необходимо проводить уроки с применением новых информационных технологий. Однако, хочется сказать, что внедрение в учебный процесс использования мультимедийных программ вовсе не должно исключать традиционные методы обучения, а гармонично сочетаться.
В связи с этим появилась необходимость - использовать при подготовке к уроку компьютерные технологии, а непосредственно на уроках включать учащихся в активную познавательную деятельность с применением мультимедийных средств. Использование информационно – коммуникационных технологий (ИКТ) обусловлено также и следующими противоречиями:
непрерывный рост объёма знаний и трудность его усвоения в сжатые сроки обучения;
падение интереса к иностранному языку как предмету и повышение интереса к изучению иностранного языка на фоне компьютеризации обучения;
единые программные требования к изучению иностранного языка и разный уровень учебных возможностей школьников.
Ведущая педагогическая идея моего опыта:
- повышение интереса к предмету и положительная динамика качества знаний учащихся;
- повышение плотности урока, продвижение вперёд быстрыми темпами;
- систематическая работа над общим развитием учащихся;
- осознанный подход учащихся к процессу учения.
В преподавании английского языка, как и любого другого иностранного, применение компьютерных технологий позволяет вывести учащихся на принципиально новый уровень овладения неродным языком и лучше подготовить их как к Единому государственному экзамену и вступительным экзаменам в ВУЗы.
II. Сущность опыта
В практике информационными технологиями обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства (ЭВМ, аудио-, видео- кино-). Когда компьютеры стали широко использоваться в образовании, появился термин "новая информационная технология". Вообще говоря, любая педагогическая технология - это информационная технология, так как основу технологического процесса обучения составляет информация и ее движение (преобразование). Более удачным термином для технологий обучения, использующих компьютер, является компьютерная технология. Компьютерные (новые информационные) технологии обучения - это процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которых является компьютер.
Компьютерная технология может осуществляются в трех вариантах:
1) - как "проникающая" технология (применение компьютерного обучения по отдельным темам, разделам для отдельных дидактических задач);
2) - "основная", определяющая наиболее значимые из используемых в данной технологии частей;
3)- "монотехнология" (когда все обучение, все управление учебным процессом, включая все виды диагностики, мониторинг, опираются на применение компьютера).
Концептуальные положения:
·обучение - это общение ребенка с компьютером;
· принцип адаптивности: приспособление компьютера к индивидуальным особенностям ребенка;
· управляемость: в любой момент возможна коррекция учителем процесса обучения;
· взаимодействие ребенка с компьютером может осуществляться по всем типам: субъект-объект; субъект-субъект; объект-субъект;
·поддержание у ученика состояния психологического комфорта при общении с компьютером;
· неограниченное обучение: содержание, его интерпретации и приложение сколько угодно велики.
Новизна опыта:
в разработке модели применения компьютерных технологий, учитывающих метапредметный подход к обучению;
в интерактивном взаимодействии "учитель- ученик - компьютер";
в создании и использовании презентаций Power Point и материалов Интернет.
Цель: Расширение опыта творческой деятельности по отношению к образовательному стандарту.
Задачи, решаемые в опыте:
Внедрение новых информационно - коммуникационных технологий в процесс обучения английского языка.
Улучшение качества обучения посредством более полного использования доступной информации.
Повышение эффективности учебного процесса на основе его индивидуализации и интенсификации.
Разработка перспективных средств, методов и технологий обучения с ориентацией на развивающее, опережающее и персонифицированное образование.
Достижение необходимого уровня в овладении английским языком.
Интеграция различных видов деятельности (учебной, учебно - исследовательской, организационной) в рамках единой методологии, основанной на применении новых информационных технологий.
Подготовка участников образовательного процесса к жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Развитие социокультурной компетенции учащихся. Повышение мотивации в изучении английского языка.
В настоящее время необходимо привести методику преподавания английского языка в школе в соответствие с развитием современных информационных технологий. На уроках английского языка с помощью информационно – коммуникационных технологий можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя материалы глобальной сети; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. Учащиеся могут принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети Интернет, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, видеоконференциях и т.д. Учащиеся могут получать информацию по проблеме, над которой работают в данный момент в рамках проекта.
Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя: электронную почту; видеоконференции; возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички и размещение ее на Web-сервере; доступ к информационным ресурсам: справочные каталоги; поисковые системы, разговор в сети. Эти ресурсы могут быть активно использованы на уроке.
При работе с компьютерными технологиями меняется и роль педагога, основная задача которого – поддерживать и направлять развитие личности учащихся, их творческий поиск. Отношения с учениками строятся на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся сегодня организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся, отход от традиционного урока с преобладанием объяснительно-иллюстративного метода обучения, увеличение объема практических и творческих работ поискового и исследовательского характера
Итак, применение компьютера на уроках английского языка значительно повышает интенсивность учебного процесса. При обучении с помощью ИКТ усваивается гораздо большее количество материала, чем это делалось за одно и то же время в условиях традиционного обучения. Кроме того, материал при использовании компьютера усваивается прочнее.
Компьютер обеспечивает и всесторонний (текущий, итоговый) контроль учебного процесса. Контроль, как известно, является неотъемлемой частью учебного процесса и выполняет функцию обратной связи между учащимся и преподавателем. При использовании компьютера для контроля качества знаний учащихся достигается и большая объективность оценки. Кроме того, компьютерный контроль позволяет значительно сэкономить учебное время, так как осуществляется одновременная проверка знаний всех учащихся. Это даёт возможность преподавателю уделить больше внимания творческим аспектам работы с учащимися.
Остановимся подробнее на возможностях формирования универсальных способов действий учащихся через использование ИКТ на уроке английского языка, например, обучение лексике предполагает:
· Работу по введению новой лексики;
· Активизацию лексического материала;
Чтобы разнообразить приёмы введения новых лексических единиц, я знакомлю учащихся с электронным словарем www.Lingvo.ru (ABBYY Lingvo 12), представляющим собой пространственную трёхмерную карту лингвистических ассоциаций, которая позволяет наглядно продемонстрировать взаимоотношения и связи между парами слов, частями речи или контрасты в их использовании. Выбрав мышкой нужное слово, учащиеся смогут узнать всё многообразие его значений и оттенков и проследить нить его сочетаемости с другими словами и даже словосочетаниями. Конечно, для каждодневной поурочной работы с лексикой этот способ не подходит, но для разнообразия и в качестве рекомендации для самостоятельной работы учащихся он представляется весьма эффективным. Возможно, любознательные дети откроют для себя новые формы организации обычного словарика, активно используемого в младшем и среднем звене.
Одной из тем школьной программы всегда было и будет искусство. Хорошо, если у учителя есть возможность не на пустом месте рассказывать о живописи и скульптуре, а посетить вместе с учащимися музей, галерею, выставку, но не везде есть такая возможность – здесь снова на помощь приходит Интернет. Конечно, никакая электронная версия картины не сравнится с оригиналом, но зато в Интернете порой можно найти целые картинные галереи всемирно известных мастеров – попросите детей описать наиболее понравившуюся картину, объяснить, какие эмоции и почему она вызывает, что они узнали о жизни и творчестве художника с помощью компьютера, задать вопросы соседней группе учащихся - простор для воображения и творчества не ограничен рамками одного лишь альбома с репродукциями. На заключительном уроке можно устроить презентацию, посвящённую скульптору или художнику, который наиболее их заинтересовал – то есть делать всё то, что делалось на уроках иностранного языка в течение многих лет, но внести в свои занятия новую изюминку, обеспечить общекультурное, личностное и образовательное развитие учащихся.
Для подготовки к тематическому высказыванию на уроке мы используем Интернет-ресурсы, которые помогают учащимся составить информативное сообщение, полный ответ по заданной теме и т.п. (например, сообщения по теме «Праздники в Британии», «Путешествие по Англии»). Высказывания (монологические, диалогические) с опорой на информацию, взятую из сети, отличали более полным ответом и повышенным интересом учащихся к теме.
Обучение письму выглядит не менее органичным элементом работы с Интернет прежде всего из-за возможностей работы с электронной почтой.
Все виды текстов, писем, открыток, документов, обучение которым тоже является частью обязательной программы, в частности, и подготовки к ЕГЭ, можно не просто тренировать в классе или дома в рабочей тетради, но и отправить домашние работы на электронный адрес учителя, что приблизит учебную ситуацию к реальной жизненной.
Работая над каким –либо учебным проектом, при подготовке материала к дистанционной викторине или дистанционной олимпиаде учащиеся пишут письма, эссэ и мы переписываемся с ними по электронной почте.
Редактирование работ и исправление ошибок - такая работа представляет собой воплощение принципа интерактивности.
Можно предложить детям поработать и над какой-либо проектной работой – все этапы работы над ней будут в точности соблюдены: и поиск материала, и его редактирование, и выбор иллюстративных частей и т.п. Главное – поощрять и мотивировать самостоятельную работу учащихся, чтобы им удавалось избежать соблазна найти в Сети готовый реферат на заданную тему и выдать его за свой.
Обучение аудированию. Объём мультимедийных материалов, хранящихся в глубинах Интернет, поражает даже самое богатое воображение – на языке оригинала можно прослушать и концерт интересующего исполнителя, и интервью с известным человеком, и трансляцию популярного радиоканала и даже посмотреть новинки кино (www.hollywood.com или www.oscar.com,), скачать и посмотреть фильм в оригинале www.tfile.ru.
Использование компьютерных информационных технологий превращают обучение иностранному языку в живой творческий процесс. Эта технология позволяет учителю осуществлять индивидуальный подход к учащимся, корректировать учебные планы, исходя из интересов и возможностей отдельных учеников. Я использую на уроках презентации, созданные учащимися, аудиоприложения в МР3 формате к учебникам, мультимедийные приложения к учебникам, создаю собственные презентации, пользуюсь Интернет-поддержкой и др.
В силу того, что предмет «иностранный язык» является одним из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в исследовательской работе, проектной деятельности по предмету, созданию презентаций.
Мои ученики принимают участие во всероссийских, международных олимпиадах по иностранному языку.
Вышеперечисленные возможности для работы на уроке иностранного (в частности, английского) языка не могут быть ограничены рамками данного опыта, однако, здесь сделана попытка указать направления для работы современного учителя – того, кто не желает отставать от своих же учеников и сам постоянно готов учиться и совершенствовать свои умения и навыки. Ведь все мы знаем, что в наше время недостаточно отлично владеть языком и знать свой предмет без интеграции с другими дисциплинами, особенно с компьютерной грамотой.
Система моей педагогической деятельности (совокупность методов, приемов, применяемых технологий, взаимодействие с учащимися, вовлечение их в различные виды деятельности) позволила добиться устойчивых результатов. Успеваемость составила 100%, что говорит о правильности выбранного мною направления организации учебной и воспитательной деятельности моих учащихся.
Ш. Интернет во внеурочной деятельности
Общение в виртуальной реальности возможно не только на уроке, но и во внеурочное время.
Использование e-mail повышает интерес к самому процессу изучения языка.
Помимо формального языкового опыта, приобретенного при помощи телекоммуникаций, нельзя отрицать и развитие межкультурной компетенции. Более того, можно смело утверждать, что на сегодняшний день использование ресурсов Интернет, в т.ч. e-mail – наиболее эффективный и доступный способ овладения кросс культурной грамотностью в условиях реального общения.
Создание совместных учебных проектов.
Учащиеся не просто собирают информацию, а совместно работают над каким-либо проектом: выбирается тема, разрабатываются методы исследования, обсуждаются полученные результаты. Таким образом, используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке английского языка:
формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности партнеров;
пополнять свой словарный запас, как активный, так и пассивный, лексикой современного английского языка, отражающего определенный этап развития культуры народа, социального и политического устройства общества;
знакомиться с культуроведческими знаниями, включающими в себя речевой этикет, особенности речевого поведения различных народов в условиях общения, особенности культуры, традиций страны изучаемого языка;
формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности учащихся на уроке на основе систематического использования "живых" материалов, обсуждения не только вопросов к текстам учебника, но и актуальных проблем, интересующих всех и каждого.
Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация национального проекта «Образование», предъявили новые требования к моей работе. Помимо упомянутых выше технологий применяю и другие современные технологии: здоровьесберегающие, игровые, личностно-ориентированные (обучение в сотрудничестве, метод проектов, разноуровневое обучение), технология критического мышления. Все указанные технологии органично связаны между собой. Выбор технологии может зависеть от типа урока, от целей, которые могут быть заданы, от изучаемого материала и многих других факторов.
Здоровьесберегающие технологии.
С целью предупреждения утомления и усталости учащихся применяю дидактические игры, песни, включаю в каждый урок физкультминутки, зарядки для глаз, ввожу искусствоведческий материал, благоприятно влияющий на эмоциональную сферу школьников, применяю групповую и парную формы работы, чередую разные виды деятельности на уроке, включаю в содержание урока вопросы, связанные со здоровым образом жизни. Для формирования навыков здорового образа жизни в рамках учебного курса проведены уроки по темам «Здоровый образ жизни» в 9 классе, «Спорт в жизни человека» в 8 классе, «Зависит ли от тебя твое здоровье?» в 6 классе, в 7 классе - «Как ты проводишь свое свободное время?», «Ты друг своей планеты?» и др.
Игровые технологии.
Актуализация личностного потенциала, сил саморазвития ученика обеспечивается через игру как основного вида учебной деятельности на уроке, приводящего к саморазвитию участников учебного процесса. Особенностью игровых технологий является то, что в игре все равны. Она посильна практически каждому ученику, даже тому, который не имеет достаточно прочных знаний в языке. Чувство равенства, атмосфера увлечённости и радости, ощущение посильности заданий – всё это даёт возможность ученику преодолеть стеснительность, мешающую свободно употреблять в речи слова чужого языка, снижается боязнь ошибок. Незаметно усваивается языковой материал, а вместе с этим возникает чувство удовлетворения.
Использование дидактических игр (разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, объяснения пословиц и поговорок, загадки) позволяет совершенствовать познавательные способности учащихся, является хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Данный вид игр я применяю в работе над любым из видов речевой деятельности (при обучении говорению, аудированию, чтению, а также при развитии различных навыков). Возраст учащихся в игре также не имеет значения, варьируется содержательная часть игр, подбираются лексические единицы, подходящий языковой материал.
Игры могут быть грамматическими (построение вопросительных предложений, например, Is it a…?, Where is…?, Who is …?, etc.), лексическими (намеренные ошибки в употреблении слов, подобрать рифму к слову по изучаемой теме), фонетическими (например, разучивание и театрализация стихотворений, физкультминутки, игры с движениями: хлопаем, топаем и т.п. как только услышим слово на определенный звук и др.), орфографическими (шифровки, ребусы и т.п.), аудитивными (тексты с нарушенной логической последовательностью повествования), речевыми (обсуждение афоризмов, крылатых выражений, фразеологизмов, пословиц и т.д.), которые способствуют формированию речевых навыков.
В старших классах помимо дидактических игр, использую деловую игру, особенно при работе над развитием и закреплением навыков чтения и говорения. В основном - это исполнение ролей (например, врач-пациент, гид-гости города и т.д.). Самому событию предшествует длительная подготовка: чтение for detail, изучение дополнительных материалов, определение грамматических структур, учет возможного развития событий и т.п.
Личностно-ориентированные технологии (обучение в сотрудничесвте, метод проектов, разноуровневое обучение).
Основная цель – учиться вместе, стимулировать интерес ребят к определенным проблемам, организовать учебно-воспитательный процесс, при котором каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом на разных уровнях, но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности.
В силу того, что предмет «иностранный язык» является одним из самых трудных предметов, считаю необходимым осуществлять постоянный поиск различных форм, методов и способов повышения мотивации учащихся к изучению английского языка. С этой целью стараюсь применять на уроках различные технические средства (магнитофон, компьютер), разнообразить формы подачи материала (с включением игровых моментов), в старших классах подбирать материал к уроку на волнующие их темы. Привлекаю учащихся к участию в исследовательской работе, проектной деятельности по предмету, созданию презентаций.
Результативность
ИКТ — одно из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации. На сегодняшний день ИКТ — необходимый инструмент практически любой деятельности.
Изучив состояние проблемы использование средств ИКТ в сфере обучения иностранным языкам, можно сделать вывод о том, что эффективность применения ИКТ зависит от способов и форм применения этих технологий, от того, насколько грамотно учитель владеет методикой работы с ними, от используемых им электронных ресурсов.
Средствами ИКТ формируются познавательные процессы, интерес, творческие способности школьников.
Очевидно, что использование средств ИКТ на уроках английского языка различных типов способствует повышению мотивации и интереса учащихся к предмету, активизации их речемыслительной деятельности, развитию навыков самостоятельной работы и работы в коллективе, эффективному формированию всех видов речевой деятельности. Систематическая работа с компьютерными заданиями формирует у учащихся устойчивые навыки самостоятельной работы, что приводит к сокращению времени на выполнение стандартных заданий и позволяет увеличить время на выполнение работ творческого характера, что подтверждает нашу гипотезу.
Мы выявили, что формирование и развитие познавательных универсальных учебных действий младших школьников средствами ИКТ является мощным механизмом, который в результате обучения в школе обеспечит должный уровень коммуникативной компетентности учащегося, а именно качественное овладение иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.
Из нашего практического опыта следует, что применение на уроках разных типов разнообразных цифровых образовательных ресурсов во всех видах речевой деятельности повышает познавательный интерес учеников к предмету (Таблица 1), а соответственно и мотивацию к изучению иностранного языка.
Результативность данной работы была очевидна. Повысился уровень мотивации к предмету, обучающиеся совершенствуют свои умения в использовании Интернет – технологии как средства аутентичной коммуникации, источника информации.
Мои ученики принимают участие во всероссийских, международных олимпиадах по английскому языку, становятся победителями и призерами муниципального этапа всероссийской олимпиады школьников, принимают активное участие в тематических праздниках на иностранном языке («Рождественские традиции празднования Рождества в России и Британии», «Хеллоуин», «Мой друг английский язык» и др.).
Результат успеваемости в классе подтверждает гипотезу, т.е. то, что использование ИКТ технологий на уроках иностранного языка (в разумных приделах!) для развития УУД школьников положительно влияет на качество знаний учащихся.
IV. Заключение. Значение информационных технологий на уроках английского языка.
1) Что дают информационные технологии школе?
Учащимся. Разнообразие методик повышает интерес к изучению предметов, делает процесс познания привлекательным. Использование компьютера даёт возможность замкнутым ученикам раскрепоститься и делиться своими знаниями с другими, повышает самостоятельность в процессе обучения, помогает развитию творческих способностей. Даёт возможность участвовать в различных конкурсах, викторинах, олимпиадах, проектах.
Учителю. Решая новые методические задачи, углубляя знания по предмету, повышает свой профессиональный уровень. Повышается авторитет среди учащихся, коллег, родителей. Компьютер позволяет создать в более удобной форме набор тестовых заданий, самостоятельных и контрольных работ.
Родителям. Даёт уверенность в том, что их дети развиваются гармонично, получают качественное образование, соответствующее требованиям времени. Повышает уважение к учительскому труду. Изменяет взаимоотношения с собственными детьми в лучшую сторону: родители прислушиваются к своему ребёнку, ценя его знания и умения.
Диапазон использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе очень велик: от тестирования детей, выявления их личностных особенностей до игры. При этом это является мощным средством повышения эффективности обучения. Еще никогда педагоги не получали столь мощного средства обучения.
Сегодня информационные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который соответствует качественно новому содержанию обучения и развития ребенка. Этот способ позволяет ребенку с интересом учиться, находить источники информации, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности.
Мир информатики «говорит» на английском языке. Исследования применения новых информационных технологий в образовании показали эффективность их использования не только в предметах технического направления, но и в гуманитарных дисциплинах.
По моему глубокому убеждению, нельзя заставить учителя применять ИКТ на своих уроках. Он должен сам проявлять интерес к освоению новых информационных технологий и владеть компьютером хотя бы на уровне пользователя.
Использование новых информационных технологий расширяет рамки образовательного процесса, повышает его практическую направленность. Повышается мотивация учащихся в образовательном процессе и создаются условия для их успешной самореализации в будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта педагога.
Обобщение опыта работы учителя русского языка и литературы....
обобщение опыта работы"Развитие творческих способностей на уроках физики"
обощение опыта по теме "Развитие творческих способностей на уроках физики". Приведены работы детей, которые можно использовать на уроках....
Обобщение опыта
Обобщение опыта работы учителя музыки Корякиной Н. А. по теме: «Развитие эстетического восприятия и познавательной деятельности учащихся на уроках музыки» Идея опыта:Обеспечение успешного развития тв...
Обобщение опыта работы по теме "Применение метода интеллект-карт на уроках русского языка"
Представлен опыт работы по применению метода интеллект-карт на разных типах и формах уроков русского языка: изучение нового материала закрепление материала обобщение материала написание до...
Обобщение опыта работы. Тема опыта: «Применение логопедического массажа как одного из актуальных методов современной логопедии с целью повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей-логопатов».
Свой опыт я построила таким образом, что он представляет собой обобщённую систему работы по применению элементов, а так же полных курсов логопедического массажа на индивидуаль...
Обобщение опыта работы. Изостудия МБОУ ДОД ДДК (из опыта работы по развитию творческой активности обучающихся)
Данные материалы адресованы тем, кто работает с детьми в образовательных организациях реализующих общеразвивающие программы в области развития декоративно-прикладного творчества, а также всем, кто инт...
Обобщение опыта работы по теме "Система работы учителя по подготовке к ГИА по информатике. Из опыта работы"
В статье обобщен опыт работы учителя по подготовке учеников к ЕГЭ по информатике. Рассматриваются особенности структуры КИМ, проблемы подготовки и пути их решения...