Использование УУД на уроках иностранного языка.
методическая разработка на тему
Универсально-учебные действия - обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета могут использоваться при изучении других предметов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Универсальные учебные действия
Универсальные учебные действия – обобщенные действия, сформированные на конкретном материале какого-либо предмета, которые могут использоваться при изучении других предметов. Почему обучение этим действиям столь актуально? В жизни все проблемы межпредметны и их нужно успешно решать.
Я полагаю, стоит выделить интеллектуально- речевые умения на иностранном языке как главные, поскольку они включают смысловое восприятие речи (т. е. умение слушать и читать) и порождение речи (умение излагать свои мысли в устной и письменной форме). Следующим по значимости умением, применимым к языкам, я поставлю умение решать проблемы творческого, поискового характера.
Перейдем к примерам формирования различных УУД на материале иностранного языка.
Виды УУД:
Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные
подразумевают
умение сделать умение организовать умение результативно умение общаться и
выбор в мире деятельность мыслить и работать взаимодействовать
мыслей, чувств с информацией, находя
ценностей и решение практических
отвечать за свой задач
выбор
На начальном этапе обучения иностр. языку эффективна технология продуктивного чтения, направленная на формирование коммуникативных УУД (так как обеспечивает умение истолковать прочитанное, понять собеседника) и познавательных УУД (умение извлечь НУЖНУЮ информацию из текста)
На старшем этапе обучения в 10-11 классах я использую частично –адаптированные и неадаптированные художественные тексты, данные в отрывках. Задача (как и в начальной школе)- развивать аналитические умения воспринимать стилистические особенности текста, авторскую позицию. Критериями отбора эпизодов являются
- значимость эпизода в развитии замысла произведения;
- наличие в эпизоде проблемной ситуации;
-экстралингвистическая информативность ( явления действительности, составляющие сущность происходящего с героями: морально- этические темы добра и зла, любви);
- страноведческая ценность.
В декабре 2014 ученики 11Б работали с отрывками из книги А. Кристи « Рождество Пуаро». Чтобы преодолеть языковые трудности, учащиеся применяли ознакомительное чтение. Оно подразумевает выделение « смысловых вех», слов и групп слов, в которых заключается основное содержание, разделение информации на важную и второстепенную, установление смыслового отношения между частями текста. Работа с аутентичными текстами также невозможна без просмотрового чтения. В качестве конкретного задания приведу следующее: просмотрите текст еще раз и найдите предложения, объясняющие почему… Задания предлагаются дифференцированно.
Следующий этап работы предполагал поиск стилистических приемов. Затруднения учеников в нахождении средств выразительности на родном языке очевидны. Почему бы не продублировать это на иностранном языке? Поскольку это e- текст, ученики выделяли приемы на компьютере. Далее учащимся предлагалось написать истории, связанные с Рождеством, используя стилистические средства, как из отрывков, так и авторские.
Выше упомянутая работа с аутентичными текстами является частью лингвострановедения, аспекта методики преподавания ин. языков, в котором исследуются приемы ознакомления учащихся с новой для них культурой. Так в прошлом учебном году пятиклассники изучали праздники англо и немецкоговорящих стран, используя проектную методику. Посмотрев мультфильм « Рататуй», ученики 6х классов выбрали следующую тематику проекта: « Великие повара ». Самостоятельный выбор темы способствует развитию личностных УУД. Они использовали кулинарные книги, которые ученики 6Аи В привезли из Австрии и ФРГ, рекламные брошюры на английском и русском языках. Отражая естественную среду, такие материалы неизменно вызывают интерес, поддерживают мотивацию, а групповая работа позволяет улучшать коммуникативные умения. Более того, выбор тем, связанных со сравнением культурных традиций стран, позволяет формировать самоопределение учащихся как граждан России, испытывать гордость за свою родину.
В целом работа над проектом гармонично дополняет классно- урочную деятельность и позволяет достичь высоких личностных и метапредметных результатов в условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Проект объединяет все языковые умения: слушание, говорение, чтение и письмо, безусловно поощряет сотрудничество и обмен идеями. А, поскольку, одна из характеристик проектной деятельности- относительная уникальность, неповторимость- повышается мотивация к изучению языков. Эта нацеленность на оригинальный вариант создает предпосылки для достижения регулятивных метапредметных результатов: помимо определения целей деятельности, составления плана по достижению результата творческого характера, это и понимание причин возникающих трудностей. Презентация проекта способствует формированию коммуникативных умений:
-организовать взаимодействие в группе;
- оформить мысли в устной и письменной речи;
-отстаивать свою точку зрения, подтверждая фактами.
Примером подобной работы служит ролевая игра, предложенная ученикам 11Б на факультативе по немецкому языку. Они разделились на группы и выбрали роли жителей Берлина, Мюнхена, Кельна и Пассау. Задание состояло в том, чтобы отобразить местонахождение города на контуре ФРГ и подготовить сообщение о нем, используя туристические буклеты, справочники, Интернет, личные фото. Играя роли жителей городов ученики были активны: показали презентации, смело вступали в общение, стремясь убедить, что их город самый лучший. Так, процесс овладения иностранным языком стал творческим процессом « открытия» страны изучаемого языка.
В рамках работы над фильмами используется технология проблемного обучения: игры и эксперименты со словами и буквами. Любимая игра учеников 6-х классов”Rags” (Лохмотья) позволяет закрепить графическое и лексическое содержание слов. Ученикам дается слово, используя буквы которого они записывают тематическую лексику.
Проблемное обучение подразумевает также наблюдение, обсуждение, описание и анализ. Это работа со словами, конструкциями, особенностями построения высказывания. Ученики 6-х классов читали статью о парке развлечений по теме «Свободное время». Одним из заданий было составление тематического списка слов ( задание было дифференцированным). Так как они изучают времена группы настоящее, им было предложено найти и проанализировать употребление глагольных форм. Во время чтения они активно использовали словари, пояснения к тексту и грамматические справочники, облегчающие субъектную обработку текста, а значит, учились выделять информацию, направленную на самообразование. Это личностно-ориентированная технология. Итогом стало написание статьи о парке развлечений.
Внеклассная работа на иностранном языке, в частности, ставшие традицией мероприятия, которые я провожу вместе с преподавателями и студентами ин. яза МГОСГИ, способствует формированию всех видов УУД.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер класс "Использование игр на уроках иностранного языка"
Мастер класс "Использование игр на уроках немецкого языка"...
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представля...
![](/sites/default/files/pictures/2012/03/12/picture-66651.jpg)
использование ИКТ на уроках иностранного языка
В данной работе описаны плюсы и минусы использования современных технологий на уроках иностранного языка....
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/19/picture-3007-1476906025.jpg)
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:...
![](/sites/default/files/pictures/2016/12/17/picture-102063-1481991665.jpg)
Использование игр на уроках иностранного языка.
Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применен...
![](/sites/default/files/pictures/2019/07/19/picture-269227-1563520470.jpg)
Использование ИКТ на уроках иностранного языка
На современном этапе образования для обеспечения эффективности образовательного процесса невозможно обойтись без средств информатизации. Поэтому информационная компетентность является одной из основны...