Использование ИКТ на уроках иностранного языка
статья (английский язык, 5 класс) по теме

Овес Алексей Александрович

 

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Информационные и коммуникационные технологии на уроках английского языка

Применение современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе имеет свои дидактические функции:

  1. обучающая функция в рамках классно-урочной системы в различных социальных и культурных условиях, а также в самостоятельной, индивидуальной и учебно-исследовательской деятельности;
  2. функция, развивающая мотивацию, интересы, мышление, навыки учебно-познавательной деятельности;
  3. организационная функция, обеспечивающая обратную связь учащихся с преподавателем, индивидуальную траекторию обучения и на уроке, и во внеурочной деятельности по выбранной тематике и по затраченному времени;
  4. контрольная и регулирующая функция (функция самоконтроля обучающихся и функция учительского контроля, мониторинг учебной деятельности за промежуток времени)
  5. Обучение с использованием ИКТ осуществляется на основе системы принципов, отражающих основные требования к организации образовательного процесса:
  6. принцип систематичности обеспечивается использованием ИКТ на всех этапах обучения;
  7. принцип активности и самостоятельности учащихся предполагает значительную активность школьников на уроках с использованием ИКТ, умение ориентироваться в потоке информации, самостоятельное мышление;
  8. принцип дифференцированного подхода к учащимся ориентирован на возрастные особенности, уровень знаний, интересов, степень их подготовленности к восприятию. Он определяет методику работы с разными возрастными категориями обучающихся;
  9. принцип распределенности образовательных ресурсов проявляется в формах представления учебной информации и способах ее доставки (по сети или на локальных носителях), что дает возможность выбора наиболее удобного и привычного для изучения варианта, удобного темпа изучения материала и построения индивидуальной образовательной траектории;
  10. принцип авторского участия в учебном процессе;
  11. принцип интерактивности обеспечивается взаимодействием на основе сотрудничества участников образовательного процесса;
  12. принцип мультимедийного представления учебной информации.

В настоящее время широко используются мультимедийные технологии. Термин «мультимедиа» означает: много сред. Такими информационными средами являются: текст, звук, видео. Программные продукты, использующие все эти формы представления информации, называются мультимедийными. Использование мультимедийных средств обучения – закономерный этап развития педагогических технологий.

Компьютерная поддержка должна являться одним из компонентов учебного процесса и применяться там, где это целесообразно.

К достоинствам компьютерной поддержки как одного из видов использования новых информационных технологий в обучении можно отнести следующие:

  1. возможность конструирования компьютерного материала для конкретного урока;
  2. простоту разработки имеющихся программных средств;
  3. возможность сочетания разных программных средств;
  4. возможность адаптации к условиям и потребностям конкретного учебного заведения;
  5. побуждающий аспект активизации деятельности учащихся.
  6. Преимущества использования ИКТ в учебном процессе очевидны. Это:
  7. высокая степень мотивации учащихся (Motivation);
  8. интерактивность (Interactivity);
  9. возможность немедленной обратной связи (Feedback);
  10. гибкость индивидуального режима работы (Flexibility);
  11. большая свобода действий и самостоятельность (Autonomy);
  12. широкое распространение и общедоступность (Currency);
  13. соответствие ожиданиям нового поколения учащихся (Expectations);
  14. возможности аутентичного общения (Authentic Communication).

Использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учетом особенностей учащихся, их уровня обученности. Мультимедийные средства нацелены на создание условий для формирования и развития коммуникативных умений и языковых навыков обучающихся. Они позволяют перейти от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, творческим видам работы, переносят акцент на формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации и её источников.

К средствам и объектам материально-технического обеспечения относятся в том числе и мультимедийные обучающие программы по иностранным языкам, компьютерные словари, игровые компьютерные программы, которые могут быть использованы для:

  1. работы над языковым материалом;
  2. развития основных видов речевой деятельности;
  3. построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки обучающегося.

Использование мультимедийных средств обучения на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности повышает познавательную активность и мотивацию учащихся, обеспечивает интенсификацию процесса обучения и самостоятельной деятельности учеников. Новейшие мультимедийные технологии помогают быстро и эффективно освоить восприятие устной речи, поставить правильно произношение и обучить беглому говорению.

Сочетание различных видов работы на уроке с использованием информационных технологий может решить проблему развития мотивации учащихся. Учителю при наличии новейших технических средств, легче осуществить личностно-ориентированный подход к обучению разноуровневых учащихся, появляется возможность рациональнее организовать весь учебный процесс и решить извечную проблему «слабый – сильный» ученик.

Интерактивные программы и игры помогают создать реальные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету.

Овладение языком через игру – один из основных принципов системы обучения. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Мультимедийные возможности позволяют прослушивать речь на изучаемом языке, адаптируя ее в соответствии со своим уровнем восприятия, а регулирование скорости звучания позволяет разбивать фразы на отдельные слова, параллельно сопоставляя произношение и написание слов. Использование микрофона и автоматического контроля произношения позволяет скорректировать фонетические навыки.

В каждую программу заложена задача, желание решить которую создает позитивную мотивацию к обучению. Усвоение учебного материала происходит без какого-либо стороннего побуждения.

Для работы со всем классом применяются программы, предполагающие возможность соучастия детей в процессе обучения. За клавиатурой работает учитель, а учащиеся совместно обсуждают материал, который выводится на экран. Учащиеся во время такого урока делятся на группы, где работают совместно, а учитель, анализируя выводы, сделанные ими, вводит результат в компьютер.

Применение в процессе обучения языку обучающих программ на CD - наиболее простое, не требующее больших затрат и серьезной подготовки. Любой учитель, умеющий работать в операционной системе Windows, без особых проблем сможет справиться с ними.

Самостоятельное создание программ требует более серьезной подготовки. Они могут отвечать самым разнообразным запросам. Именно здесь проявляется индивидуальность человека, его видение материала. Эти программы могут явиться главным подспорьем в работе по обучению иностранным языкам. Учитель создает презентацию, учитывая конкретных учеников, их способности, таким образом осуществляется личностно-ориентированное обучение.

Применение презентаций на уроках дает возможность анимации, изменения и выделения наиболее значимых элементов при помощи цвета, шрифта, наклона, размера. Так, например, при объяснении образования вопросов в английском языке учащиеся видят, как постепенно перестраивайся предложение из повествовательного в вопросительное. При необходимости можно повторить тот или иной этап. Кроме этого, в презентацию можно добавить фотографии, схемы или таблицы, что еще более усиливает эффект воздействия. Подобный прием в значительной степени опирается на визуализацию, что ведет к лучшему усвоению материала. Однако подготовка такого вида программ требует определенной подготовки учителя, а именно умения работать в Microsoft Word и Microsoft Power Point. При достаточном же опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает в среднем от одного до трех часов, в зависимости от сложности материала. Кроме Microsoft Power Point учебные материалы для использования на уроках можно создавать и в Microsoft Word. Успешно в практике обучения используются документы и шаблоны для проверки запоминания лексики. Наличие спеллера у компьютера в данном случае выступает не облегчающим фактором, а вспомогательным средством обучения правильности написания, так как усиливает процессы запоминания визуального образа лексических единиц.

Обобщая опыт применения компьютерных и мультимедийных технологий на уроках иностранного языка и во внеурочное время, можно сделать вывод о том, что ИКТ:

  1. ускоряют процесс обучения;
  2. способствуют резкому росту интереса учащихся к предмету;
  3. улучшают качество усвоения материала;
  4. позволяют индивидуализировать процесс обучения;
  5. дают возможность избежать субъективности оценки.

Создаваемые самим учителем программы рассчитаны не на какого-либо абстрактного ученика, а на тех конкретных детей, которых и обучает учитель.

Многие учебно-методические комплекты издательств дополнены интерактивными мультимедийными приложениями, которые могут быть использованы как во время урока, так и для самостоятельной работы школьников. Например, интерактивный CD для младших школьников может содержать разнообразные задания: игры, кроссворды, шарады, песни и считалки, упражнения, направленные на закрепление пройденного материала в увлекательной форме. Таким образом, с помощью данного приложения можно решить целый ряд дидактических задач: отрабатывать произношение, формировать и развивать навыки чтения, совершенствовать умения письменной речи, пополнять словарный запас учащихся, отрабатывать грамматические навыки и, самое главное, формировать у младших школьников устойчивую мотивацию к изучению иностранного языка.

С помощью мультимедийных приложений достигается индивидуализация обучения, так как каждый ученик может работать в удобном для него темпе, выбирая оптимальную для себя скорость усвоения материала.

При презентации лексических единиц при помощи ИКТ учащиеся имеют возможность увидеть, услышать, почувствовать, в случае необходимости несколько раз повторить. Грамматические структуры предъявляются и активизируются в интересной и увлекательной форме. Специальные анимационные эффекты помогают ученикам осознать материал и самостоятельно сформулировать правило. Формированию языковых навыков способствует наличие обратной связи.

При обучении аудированию авторы используют различные типы аудиотекстов, естественные шумы, дополнительную зрительную поддержку, реальные ситуации общения. Таким образом, учащиеся осваивают различные технологии аудирования.

При обучении чтению используются различные техники обучения в зависимости от типа текста (диалог, повествование, личное письмо, электронное сообщение, кулинарные рецепты, рекламные проспекты, объявления): генерация идей, выдвижение гипотез, соотнесение, заполнение таблиц, изменение порядка, заполнение пропусков и др. Авторы формируют у учащихся умение обмениваться информацией,  с этой целью используется виртуальный чат, создаются условия максимально приближенные к реальным.

Обучение говорению строится по принципу: от упражнений с целенаправленной регулируемой активизацией учебного материала до упражнений в условиях естественной речевой практики. С помощью ИКТ создаются коммуникативные ситуации в зависимости от уровня обученности учащихся. Это облегчает работу учителя в разноуровневом классе.

Обучение письму сопровождается необходимой поддержкой.

При написании ответа на одно из предложенных писем учащиеся могут не только увидеть формат электронного письма, но и написать ответ на одно из электронных писем и отправить его виртуальному партнеру по переписке.

ИКТ дает возможности организовывать проверку и самопроверку уровня сформированности языковых и речевых навыков. При этом учитель (или учащийся) может выбрать уровень сложности из трех предложенных. Наличие обратной связи дает возможность узнать результат. Таким образом, развиваются способности осуществлять самоконтроль, формируется умение учиться самостоятельно, повышается мотивация. Индивидуальный режим выполнения заданий теста, привлечение различного рода подсказок, обращение за помощью делает возможным целенаправленно реализовывать принцип индивидуализации, личностно-ориентированного подхода в обучении английскому языку. Учащиеся могут оценить уровень своих достижений.

Неограниченными возможностями обладают компьютерные версии словарей. Школьники могут прослушать правильное произношение слова и совершенствовать свои произносительные навыки. Использование интерактивного атласа, игр и упражнений не только пополнит словарный запас и расширит знание о предмете, но и превратит обучение в увлекательную игру.

На уроках иностранного языка широко используются различные мультимедийные презентации, созданные с помощью программы PowerPoint, которые помогают структурировать материал, решают проблему аудиовизуального обеспечения урока, экономят время учителя на подготовку к уроку и оформление доски. Необходимо также заметить, что такого типа презентации знакомят обучающихся с различными способами подачи материала, которые могут пригодиться им в будущем.

Чтобы найти самую «свежую» социокультурную информацию и материалы, необходимые для создания презентаций — рисунки, фотографии, карты и т.д., мы пользуемся ресурсами Internet. Потенциал всемирной сети дает прекрасную возможность не только найти необходимые материалы, но и также повысить эффективность самообразования самого учителя, т.к. позволяет совершенствовать владение немецким языком в процессе виртуального общения, обмениваться идеями и опытом.

Уже нет никакой возможности избежать этого — технологии пришли в школы навсегда. Но технологии должны быть интегрированы в учебный процесс для эффективного использования, если школьные учителя действительно хотят эффективно преподавать своим ученикам.

Компьютерная программа, компакт-диск, какими бы интерактивными при этом они не были, могут обеспечить лишь «квазиобщение» (т.е. общение с машиной). Исключение составляют лишь телекоммуникации, когда ученик вступает в живой диалог (письменный или устный) с реальным партнером – носителем языка.

Электронная почта – это самое удобное и быстрое средство связи, которое позволяет вести разговор в диалоговом режиме, в том числе и на иностранном языке. Сообщения могут быть представлены как в форме обычных текстов, так и в форме графиков, видео и т.д. В системе иноязычного образования электронная почта используется для организации общения учителя и ученика или учеников, а также школьников между собой; для доставки учебных материалов (печатных, графических, звуковых, видео). Электронная почта – это реальная возможность использовать свои знания иностранного языка.

Блоги – сетевые дневники (виртуальные, личные). Они напоминают форум, в котором право на публикацию принадлежит одному человеку или группе лиц. Блог может быть открыт для отзывов и вопросов читателей, а может быть и закрыт. Работу с блогами можно использовать при прохождении многих программных тем на уроках иностранного языка. В поисковой системе google по адресу www.blogger.com можно найти подробную информацию о том, какие возможности представляет работа с блогами. При работе с личными виртуальными дневниками следует обратить внимание на то, что язык блогов приближен к разговорной речи и не всегда соответствует языковым нормам, поэтому важно просматривать заранее отобранные для работы в классе блоги. Учащиеся могут создавать собственные блоги. Для создания блога рекомендуем обратиться к бесплатному специальному сайту, заполнить анкету, указать свой электронный адрес, продумать пароль для вхождения в блог, название (имя) блога, выбрать внешний вид блога из предложенных моделей. Следует не забывать пополнять его новой информацией, тогда он будет активен.

Живые Журналы (Live Journal) – похожи на блоги. Каждый пользователь Живого Журнала формирует свою страницу, на которой появляются новые сообщения, он может писать о том, что его волнует, о событиях в его реальной и виртуальной жизни, о злободневных проблемах. Посетитель журнала имеет возможность оставить свой комментарий в сетевом дневнике. Опыт использования блогов в учебном процессе пока единичен.

Чат (беседа) – это текстовой диалог в сети, общение пользователей по сети в режиме реального времени, когда два и более участников, подключённых к Интернету, в реальном времени обмениваются текстовыми сообщениями. Чаты по характеру общения разделяются на групповые и приватные, простые и сложные.

Чат – форум – это конференция в онлайновой системе, позволяющая многим участникам одновременно вести обсуждение интересующих тем. В педагогической практике имеется некоторый опыт использования чатов в образовательных целях. Такое общение требует предварительной подготовки. Голосовой чат – то же, что и текстовой. Только позволяет общаться с помощью голоса. Говорить могут несколько человек одновременно (как по телефону), слушать могут все. Дидактические свойства и функции голосового чата как средства обучения очевидны, особенно для обучения иностранным языкам.

Аудиовидеочат (или видеочат) – это общение на сайте текстом, голосом, видео. Для участия в таком чате нужны вебкамера, микрофон и специальное программное обеспечение. Можно организовать чаты с носителями языка. Это прекрасная возможность речевой практики. Такая работа требует подготовки в рамках совместной проектной деятельности.

Форум – это площадка для массового тематического общения. Каждый форум посвящён какой-либо проблеме или теме. Данный интернет-сервис используется очень широко в дистанционном обучении.

ICQ (букв. «я ищу тебя») – интернет-пейджер, позволяющий обмениваться короткими сообщениями в режиме реального времени через Интернет (обмен и пересылка файлов, трансляция видеоизображений (что требует установки программного обеспечения на компьютере).

Использование Интернет-пейджера — программы ICQ при обучении ИЯ позволяет учащимся применять иностранный язык как средство познания, способ выражения собственных мыслей, восприятия и осмысления воззрений других людей. Это наиболее действенный способ переключить внимание учащихся с формы высказывания на его содержание и вовлечения в познание окружающего мира средствами иностранного языка, расширяя тем самым сферу действия межкультурной компетенции. В основу работы с программой ICQ положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности на результат, который достигается благодаря решению той или иной практически или теоретически значимой для ученика проблемы. Программа ICQ ставит учащегося в ситуацию реального использования изучаемого языка. Она позволяет применить изучаемый язык в качестве средства общения с носителями языка, так как предусматривает создание естественной языковой среды, формирующей подлинную потребность в использовании изученного материала для реального общения. Учитель, организуя работу с ICQ, развивает самостоятельность учащегося, давая возможность ему самому оценить себя, выявить свои знания, определить для себя цели изучения ИЯ. Таким образом, учащийся начинает разделять с учителем ответственность за собственный процесс обучения. Общение в on-line стимулирует потребность в постоянном развитии и совершенствовании языковых умений, так как в условиях реального общения с носителями языка, в подлинной языковой среде возникает естественная потребность в общении на ИЯ. Программа позволяет хранить истории диалогов. Ученик может показать их учителю как партнеру, помощнику, советчику. Ведущей деятельностью педагога становится поддержка в тех ситуациях, когда ученику нужна оперативная консультационная помощь. Это даёт возможность учителю и учащемуся вместе анализировать поставленные цели и достигнутые результаты, обсуждать более рациональные пути достижения поставленных задач. Совместно с учеником вычленяется проблема, разрабатываются возможные стратегии общения, подбирается лексика. Использование ICQ расширяет образовательное пространство, помогает учителю в организации учебного процесса, самостоятельной работы учащихся, планировании своей деятельности. Анализируя записи учащихся, учитель может внести коррективы в содержание курса, исходя из интересов, потребностей и возможностей учащихся, их коммуникативного потенциала. В результате такой работы устанавливается обратная связь учителя с учащимися не только на уроке, но и в процессе самостоятельной работы. Процесс изучения иностранного языка становится более понятным и прозрачным для учащихся.

Несмотря на большой потенциал программы ICQ внедрение её в образовательный процесс сопряжено и с рядом трудностей. Наиболее очевидная из них – невозможность предвидеть и предотвратить сбои в работе компьютерной техники и сети, поэтому работу с Интернетом нецелесообразно использовать во время урока ИЯ. Программа ICQ может применяться в качестве дополнительного средства развития коммуникативной и межкультурной компетенций учащихся на продвинутом этапе изучения ИЯ во внеурочное время.

IP-телефония (Интернет-телефония) – это технология передачи голоса по сетям, позволяет использовать Интернет для ведения международных телефонных разговоров в режиме реального времени. Возможно организовывать аудиоконференции (до пяти человек), передавать короткие текстовые сообщения, графические, аудиовидеофайлы, записывать переговоры для последующего прослушивания.

Википедия – популярный ресурс. Это общедоступная, свободно распространяемая многоязычная энциклопедия, издаваемая в Интернете и работающая на технологии «Вики». Википедия имеет необычайную популярность среди пользователей сети.

Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть». Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы, кончая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении.

Используя информационные ресурсы сети Интернет, можно, интегрируя их в учебный процесс, более эффективно решать целый ряд дидактических задач на уроке иностранного языка:

  1. формировать навыки и умения чтения, непосредственно используя материалы сети разной степени сложности;
  2. совершенствовать умения аудирования на основе аутентичных звуковых текстов сети Интернет, также соответственно подготовленных учителем;
  3. совершенствовать умения монологического и диалогического высказывания на основе проблемного обсуждения, представленных учителем или кем-то из учащихся, материалов сети;
  4. совершенствовать умения письменной речи, индивидуально или письменно составляя ответы партнерам, участвуя в подготовке рефератов, сочинений, других эпистолярных продуктов совместной деятельности.

В проектной деятельности можно полностью реализовать весь методический и образовательный потенциал учебных Интернет-ресурсов.

Некоторые виды учебных Интернет - ресурсов-web quest и treasure hunt разработаны исключительно для групповой проектной работы учащихся. Моделей использования учебных Интернет-ресурсов можно предложить очень много, но только учитель может решить, какие из них он будет использовать в учебном процессе и в какой степени. Учебные Интернет-ресурсы позволят учителю:

  1. подобрать необходимый материал (текстовой, графический, иллюстрированный, аудио- и видеоматериал);
  2. организовать внеурочную и внеклассную проектную работу учащихся;
  3. создать благоприятные условия для разных групп обучаемых;
  4. организовать обсуждение (дебаты, дискуссию) актуальных вопросов (проблем);
  5. пополнить свой лексический запас как активный так и пассивный;
  6. провести лингвистический анализ текстов;
  7. совершенствовать коммуникативные умения во всех видах речевой деятельности;
  8. формировать устойчивую мотивацию иноязычной деятельности.

Через Интернет развиваются коммуникативные способности учащихся путем вовлечения их в решение широкого круга значимых, реалистичных, имеющих смысл задач.  

Это доставляет удовлетворение и повышает их уверенность в себе. Такая работа развивает мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, идентификации, сопоставление, вербальное и смысловое прогнозирование, учреждение и т.д.

Интернет развивает социальные и психологические качества обучающихся: их уверенность в себе и их способность работать в коллективе.

Большим плюсом использования ресурсов Интернета является развитие межкультурной компетенции: т.е.знакомству с различными культурами, определению путей их взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга, формированию культурных знаний, необходимых для достижения взаимопонимания и плодотворного сотрудничества при непосредственном общении.

Существуют три области, в которых Интернет может вывести обучение иностранным языкам на новый уровень. Это коммуникация, информация и публикация. Коммуникация осуществляется с помощью электронной почты, огромные пласты информации заключены во всемирной паутине (World Wide Web), публикация может осуществляться путем создания собственной страницы в Интернете.

Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной Интернет, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, школьники обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

  1. электронную почту (e-mail); телеконференции (usenet); видеоконференции;
  2. возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;
  3. доступ к информационным ресурсам:
  4. справочные каталоги (Yahoo!, InfoSeek/UltraSmart, LookSmart, Galaxy);
  5. поисковые системы (Alta Vista, HotBob, Open Text, WebCrawler, Excite);
  6. разговор в сети (Chat).

Интернет – превосходное средство для получения информации о последних событиях в мире. Таким образом, можно с помощью Интернет превратить классную комнату в агентство новостей, а своих учеников – в первоклассных репортеров. Такой вид деятельности подойдет для старших классов, так как включает в себя объемное чтение и искусство интерпретации, беглую речь.

Практически все значимые газеты в мире имеют свои web-страницы. Все, о чем можно прочитать в газете, видно на первой странице – она представляет собой комбинацию рекламной афиши и содержания. Здесь представлены названия наиболее важных статей с выдержками из них, которые, по мнению авторов, должны привлечь внимание читателей, и основными положениями в них обсуждаемыми. Как любое издание периодической печати, web-газеты разделены на рубрики и подрубрики, т.е., имеют дружественный к пользователю интерфейс, позволяющим нажатием кнопки мыши перейти непосредственно к нужному разделу и интересующей статье. В плане овладения межкультурной компетенцией онлайновая газета является незаменимым помощником. Она позволит учащимся окунуться в гущу мировых событий, происходящих практически в текущий момент, увидеть происходящее с различных точек зрения.

Особенно ценными для классной работы является ссылка – send us feedback, осуществляющая интеракцию читателя с издательством. Высказать свое мнение относительно прочитанного и лично побеседовать с автором определенной статьи можно благодаря разделу «сегодняшние журналисты» ("Today's Columnists"), где выбор определенной фамилии свяжет вас с ним непосредственно. Иногда может появляться экстра-связь с главным действующим лицом статьи.

Можно предложить ученикам работать по двое или по трое, исследовать статьи, охватывающие все стороны жизни: передовицы, спорт, погоду, культуру. Преимущество такой работы заключается в полной вовлеченности всего класса в сочетании с дифференциацией заданий: сильные ученики могут заняться исследованием более трудных статей, в то время как более слабым можно поручить отчет о погодных условиях или что-нибудь из области культуры.

В дополнение к работе над навыками чтения и говорения, можно пополнять словарный запас. Для этого надо предложить учащимся составить словарные статьи, опираясь на прочитанную информацию. Возможно приобретение новых грамматических навыков, примеры которых встретились в статьях.

Результатом такой работы может стать создание своей странички, посвященной одному конкретному событию, где необходимо попытаться дать нейтральное видение проблемы, основываясь на анализе информации различных новостных агентств. Здесь же необходимо указать гиперссылки на источники. Для развития межкультурной компетенции исследование статей на определенную тему лишь одного из новостных агентств на протяжении длительного промежутка времени имеет также свои преимущества. Так, досконально изучив проблему, учащиеся будут в состоянии не только определить позицию данной страны к изучаемой проблеме, но и выявить основания для такой точки зрения, и, соответственно, смогут прогнозировать развитие событий. После проделанной работы необходима дискуссия или телеконференция, где работа каждого ученика или группы будет являться отдельным сектором общей проблемы. Таким образом, поделившись результатами своей работы и сложив их в единое целое, учащиеся получат многогранную картину события, которая позволит им понять причины происходящего и, вполне вероятно, нацелит их на поиск оптимального решения – ведь понимание, установление причинно-следственных связей – это единственно правильная основа для выхода из конфликта.

Основным достоинством такой работы является то, что учащиеся получают доступ к информации из первых рук, а не к недельной или того более давности печатным изданиям, и оказываются вовлеченными в гущу мировых событий, самолично оказывая на него влияние.

Общение в виртуальной реальности осуществляется с помощью электронной почты, которая для овладения межкультурной компетенцией может использоваться следующим образом:

Установление дружеской переписки: международный обмен письмами можно осуществлять в любом классе и на любом уровне владения языком. Помимо целенаправленного использования изучаемого языка, установления дружеских контактов и изучая, таким образом, культуру, электронная переписка имеет свои преимущества по сравнению с бумажной: она быстрее, удобнее и дешевле.

Следовательно, в связи с существенным прогрессом в развитии персональных компьютеров и компьютерных технологий происходят изменения в самом процессе обучения иностранному языку, и компьютер становится необходимым средством обучения иностранному языку.

Практические советы по использованию ИКТ в обучении навыкам аудирования, чтения, письма и говорения на английском языке можно найти в книге Гэвина Дьюдэни «The Internet and the Language Classroom – a practical guide for teachers» (Cambridge University Press, 2000). В пособии также даны рекомендации по организации классного пространства для групповой, парной, фронтальной работы; рекомендации по организации проектной работы с использованием Интернет.

Специально для учителей иностранного языка созданы интернет-порталы, которые помогают учителю освоить современные образовательные технологии, использовать их на уроке иностранного языка методически грамотно, получить практические навыки работы с мультимедийными приложениями к учебникам. Интернет-портал это отличная площадка для профессионального общения, обмена опытом. Учителя могут воспользоваться методическими ресурсами, размещенными на форуме – разработками уроков, звуковыми файлами к учебникам, материалами олимпиад и конкурсов, дополнительными упражнениями, а также опубликовать на форуме свои методические разработки.

Огромное значение как средство обучения имеет интерактивная доска. Интерактивная доска – комплекс оборудования, дающий возможность педагогу сделать процесс обучения ярким, наглядным, динамичны; более эффективно осуществлять обратную связь с учениками, самоконтроль, взаимоконтроль.

В свою очередь это требует от педагога:

  1. пройти специальные курсы в системе повышения квалификации, чтобы освоить чисто «технические» вопросы, связанные с использованием интерактивной доски;
  2. продуманных шагов, разумных решений, это не должно наносить ущерб «традиционным» эффективным методам обучения.
  3. Положительно зарекомендовали себя в практике работы с интерактивными досками следующие формы работы:
  4. презентация изучаемых материалов, текстов, иллюстрированных материалов, подготовленных учителем для использования в работе с интерактивной доской, на уроках объяснения нового материала, при закреплении изученного материала, отработке отдельных навыков и умений, при обобщении изученного материала, подготовке к контрольным работам, при организации итогового контроля, при организации работы в парах, группах.

Лучше всего изучать с применением интерактивной доски: биографии писателей, заочные экскурсии и другой страноведческий материал.

Преимущества использования интерактивной доски: глубина и качество освоения материала, доступность, интенсификация обучения, усиление наглядности изучаемого материала, интенсификация опроса, разнообразие форм контроля, укрепление обратной связи на уроке, большая заинтересованность школьников в изучаемом материале, развитие креативных творческих способностей ребенка, разнообразие видов деятельности на уроке, возможность представить материалы интегрировано (звуковую, видео- и иллюстративную информацию в системе.

  1. Урок должен проводить учитель-предметник, т.к. он обучен методике преподавания, знает предметный материал и возрастные особенности детей.
  2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания. Задания должны быть развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.
  3. Учащиеся должны уметь обращаться с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий.
  4. Учащиеся должны заниматься в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для школы.

На что обратить внимание при подготовке к уроку с использованием ИКТ:

При разработке компьютерной поддержки конкретного урока необходимо определить: 

  1. какие темы стоит «поддерживать» компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
  2. какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
  3. какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у учащихся;
  4. какие уроки целесообразно делать компьютерными;
  5. как организовать компьютерные занятия.

Занятия с использованием компьютерной поддержки могут проводиться только в тех классах, где учащиеся изучают информатику параллельно с предметными курсами, или нужно провести хотя бы 5 ознакомительных уроков в компьютерном классе.

К началу компьютерных уроков учащиеся должны знать:

  1. правила техники безопасности;
  2. понятия «информация», «компьютер», «программа», «меню», «рабочий стол», «значок», «графический редактор»;
  3. что устройствами ввода информации являются клавиатура и манипулятор «мышь»;
  4. основные инструменты текстового редактора;
  5. основные инструменты графического редактора.

Можно выделить следующие этапы разработки компьютерной поддержки:

  1. Выбор учебного предмета или конкретного его раздела и учебной программы.
  2. Анализ содержания, относящегося к выбранному фрагменту учебной деятельности, и методики его преподавания с целью обоснования необходимости проведения компьютерных уроков.
  3. Проектирование набора заданий для компьютерных уроков.
  4. Выбор программных средств для разработки заданий.
  5. Разработка компьютерных заданий с использованием использованных программных средств.
  6. Экспертиза, апробация и редактирование разработанных компьютерных заданий.
  7. Разработка методических рекомендаций для учителя - предметника и учащегося.

Использование компьютера в обучении иностранному языку существенно влияет на эффективность образовательного процесса. Компьютер представляет собой многофункциональное техническое средство обучения. Он позволяет хранить в памяти языковой материал значительного объема, находить интересующую информацию и представлять на экране в удобном для пользователя виде.

Существуют две основные области применения компьютеров в обучающей деятельности: компьютерная поддержка традиционного обучения и обучение, реализуемое с помощью компьютера.

Персональный компьютер может применяться учителем для решения личных дидактических задач в течение урока:

  1. предъявление информации в различных формах;
  2. формирование у учеников общеучебных и специальных знаний и умений по предмету;
  3. контроль, оценка и коррекция результатов обучения;
  4. организация индивидуального и группового обучения;
  5. управление процессом обучения.

Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле.

Компьютеризация обучения оказывает значительное влияние на все компоненты современной образовательной системы и, в частности, на предмет «Иностранный язык»: его цели, задачи, содержание, методы, технологию.

Обучение иностранному языку с использованием компьютера отличается рядом преимуществ:

  1. интерес учащихся к компьютеру приводит к высокой мотивации процесса обучения;
  2. ученики охотно ведут диалог с компьютером, у них повышается общая, компьютерная и языковая культура;
  3. индивидуализация обучения;
  4. возможность обеспечения непосредственной обратной связи;
  5. компьютер не проявляет отрицательных эмоций при повторении ошибок;
  6. объективность отметки;
  7. обеспечивается эффективное выполнение упражнений и тренировок.

Вместе с этим деятельность учителя становится зависимой от возможностей и безукоризненного функционирования компьютера. Также следует обратить внимание на то, что при его использовании нельзя потерять коллективный и соревновательный характер обучения, то есть учащиеся должны иметь возможность сравнивать свои успехи с достижениями своих одноклассников.

Наряду с неоспоримыми достоинствами использования ИКТ на уроке английского языка существуют и недостатки:

  1. злоупотребление компьютерными эффектами;
  2. избыточность красок;

готовые учебные компьютерные программы по предмету очень сложно адаптировать к традиционному уроку, поскольку они не всегда соответствуют школьной программе, методическим целям и дидактическим принципам в обучении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер класс "Использование игр на уроках иностранного языка"

Мастер класс "Использование игр на уроках  немецкого языка"...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

Одним из приоритетных направлений в развитии современного общества является изучение иностранного языка. Образование сегодня идет в ногу со временем и современный урок немецкого языка представля...

использование ИКТ на уроках иностранного языка

В данной  работе  описаны  плюсы   и минусы  использования  современных    технологий   на уроках  иностранного  языка....

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

В последние годы все чаще поднимается вопрос о применении новых информационных технологий в средней школе. Это не только новые технические средства, но и новые формы и методы преподавания, новый...

Использование игр на уроках иностранного языка.

Об обучающих возможностях игр известно давно. Многие выдающиеся педагоги справедливо обращали внимание на эффективность использования игр в процессе обучения. В настоящее время проблема применен...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка

На современном этапе образования для обеспечения эффективности образовательного процесса невозможно обойтись без средств информатизации. Поэтому информационная компетентность является одной из основны...

Использование ИКТ на уроках иностранного языка языка

Внедрение ИКТ способствует достижению основной цели модернизации образования – улучшению качества обучения, увеличению доступности образования, обеспечению гармоничного развития личности, ориентирую...