Интерактивные технологии обучения диалогической речи на иностранном языке.
статья (11 класс) на тему
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции студентов на занятиях английского языка являются одной из актуальных проблем организации обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
interaktivnye_tekhnologii_obucheniya_dialogicheskoy_rechi_na_inostrannom_yazyke.doc | 97.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Интерактивные технологии обучения диалогической речи на иностранном языке.
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции студентов на занятиях английского языка являются одной из актуальных проблем организации обучения.
Актуальность данной проблемы вызвана целым рядом факторов. Во-первых, интенсификация учебного процесса ставит задачу активизации деятельности учащихся на протяжении всего занятия и поддержания их интереса к изучаемому материалу. Эффективным средством решения этой задачи являются дискуссии.
Во-вторых, создаются условия для раскрытия коммуникативной функции языка, что позволяет приблизить процесс обучения к условиям реальности и повысить мотивацию к изучению иностранного языка [1, c.2].
Целью подобных мероприятий является формирование навыков и умений диалогической речи, активизация познавательных способностей студентов и умения обобщать и анализировать новый материал. Это также способствует систематизации полученных знаний в контексте новой проблематики и решения эвристических задач.
Собственно, интерактивная речь есть форма говорения, основной целью которой является речевое взаимодействие двух или более говорящих (interaction). Эта форма устной речи соотносится с диалогической речью, которая представляет собой процесс непосредственного речевого общения, характеризующийся поочередно сменяющими одна другую репликами двух или более лиц. Собеседники выступают попеременно в роли говорящего и слушающего. Продуктом данной формы речи является диалог разной степени развернутости или полилог (групповое обсуждение проблемы, дискуссия, свободная беседа).
Основная цель участников диалогического общения — поддержание речевого взаимодействия, в ходе которого происходит последовательное порождение собеседниками разнообразных по своему функционально-коммуникативному назначению речевых актов. Эти речевые акты — высказывания, объединенные ситуативно-тематической общностью, — направлены на обмен информацией и мнениями, побуждение к действиям, выражение эмоциональной оценки, соблюдение норм речевого этикета.
Психологические свойства, условия протекания диалогической речи и правила речевого этикета определяют ряд ее особенностей с точки зрения как содержания, так и языкового оформления. Повышенное внимание к партнеру, стремление сделать речевое взаимодействие эффективным обусловливают такие отличительные черты диалогического общения, как политематичность, частое переключение с одной темы на другую, недосказанность, постоянная обращенность к партнеру и преобладающее выражение согласия в знак поддержки разговора (за исключением тех случаев, когда диалог носит дискуссионный или конфликтный характер).
В плане языкового оформления для диалогической речи характерна большая роль интонации, эллиптичность (на фонетическом, лексическом и грамматическом уровнях), использование речевых клише, общий разговорный стиль. Диалог отличается разнообразием неполных предложений и свободным от строгих норм оформлением высказываний (неоконченные предложения, ложные начала). В диалогической речи широко используются неречевые средства общения (мимика, жесты).
С методической точки зрения различаются диалогическое единство, микродиалог и макродиалог. Единицей обучения диалогической речи является диалогическое единство (adjacency pair). При обучении диалогической речи рекомендуется установить конечную цель обучения этому виду речевой деятельности и промежуточные цели применительно к различным ступеням обучения, выделить этап формирования основных диалогических умений и этап совершенствования этих умений в речевом общении (групповом неподготовленном диалоге, тематической беседе), определить характер упражнений, вербальных и невербальных опор, а также учебно-речевых ситуаций.
Диалогические умения (interactional skills) предполагают владение достаточным запасом функционально разнообразных реплик и включают в себя такие частные умения, как:
- умение реплицировать;
- умение проводить свою стратегическую линию в общении в согласии с речевыми интенциями собеседников или вопреки их интенциям;
- умение учитывать новых речевых партнеров;
- умение прогнозировать поведение собеседников, исход той или иной ситуации.
Следующим видом речевой деятельности, задействованной в ситуации интерактивного взаимодействия является т.н. “transactional speech”. Эта форма говорения, направлена на передачу информации. По своим сущностным характеристикам эта форма устной речи аналогична монологической речи. В отечественной лингвистике монологическая речь определяется как речь одного лица, обращенная к одному лицу или группе слушателей (собеседников) с целью в более или менее развернутой форме передать информацию, выразить свои мысли, намерения, дать оценку событиям и явлениям, воздействовать на слушателей путем убеждения или побуждения к действиям. В английском термине transactional speech акцент делается на информативную функцию речи — передачу информации (transaction). Русский термин «монологическая речь» подчеркивает односторонний характер речевого общения по сравнению с двусторонней природой диалогической речи.
В отличие от диалогической речи, которая является в основном ситуативной, монологическая речь преимущественно контекстна. По сравнению с диалогической речью она характеризуется относительной непрерывностью, большей развернутостью, произвольностью или планируемостью, последовательностью. Она в большей степени ориентирована на создание продукта — монологического высказывания [2, c.28].
В методике выделяется следующие виды интерактивных технологий:
- тренинговые технологии;
- технологии диспутов дебатов и дискуссий;
- технология «развитие критического мышления через чтение и письмо».
Но данная статья посвящена именно технологии проведения дебатов. В связи с тем, что в методической литературе существует несколько синонимов понятия «дискуссия»: спор, полемика, дебаты, диспут, то необходимо дать более четкое определение вышеуказанным формам речевого взаимодействия, для более четкого понимания места дебатов в процессе обучения.
Деба́ты (англ. debate, debating – спорить, дебатирование ) — это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).
Дебаты, как форма ведения спора, отличается от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя и логическая последовательность, и фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой посредством представления более качественного «смысла» и/или структуры рассмотрения проблемы [3, c.34].
В формальном состязании по дебатам существуют особые правила ведения дискуссии, принятия решения о победившей/проигравшей стороне, а также процедуры/формат проведения. Неформальные дебаты это более обычное явление, но качество и глубина дебатов улучшается с помощью обладания специальных знаний, умений и навыков ведения дебатов
Диспут (лат. disputare - рассуждать, разбирать, спорить). Диспутом обычно называют публичную дискуссию, специально организованную для определенной аудитории. В тех ситуациях, когда речь идет о диспуте, имеется в виду коллективное обсуждение нравственных, политических, литературных, научных, профессиональных и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. В процессе диспута его участники высказывают различные суждения, точки зрения, оценки на те или иные события, проблемы.
Важной характеристикой дискуссии, отличающими её от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, в которой каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.
Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio — рассмотрение, исследование. Под дискуссией также может подразумевается публичное обсуждение каких-либо проблем, спорных вопросов на собрании, в печати, в беседе.
Отличительной чертой дискуссии выступает отсутствие тезиса, но наличие в качестве объединяющего начала темы. К дискуссиям, организуемым, например, на научных конференциях, нельзя предъявлять тех же требований, что и к спорам, организующим началом которых является тезис. Дискуссия часто рассматривается как метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.
Таким образом, с одной стороны, дискуссия сближается с диспутом по формам проведения данных мероприятий, ибо это рассмотрение спорных вопросов. С другой стороны, отсутствие тезиса дифференцируют эти два понятия. Однако, надо понимать, что студенты еще не имеют достаточно высокий уровень научных знаний и коммуникативных навыков, чтобы творчески решать поставленные перед ними задачи. Поэтому, необходима разработка тезисов в качестве опорных материалов для подготовки. Отсюда мы будем сближать понятие дискуссии и дебатов в учебном процессе и все, что далее будет говориться о дискуссиях, оказывается равносильным и для дебатов.
Широкое внедрение групповой дискуссии в учебный процесс дает новый импульс проблемному обучению, которое базируется на том, что усвоение программного материала будет эффективнее, если студенты будут не только получать готовые знания от преподавателя, из учебников, но «добывать» их, решая познавательные задачи [2, c.78].
Совершенствование коммуникативных навыков осуществляется через ряд упражнений, первым из которых является обсуждение какого-либо вопроса в форме беседы или учебная дискуссия. Термин «беседа» или «свободная беседа» как обмен высказываниями, дополняющими, уточняющими сведениями и соображениями употребляется в отечественной методике применительно к более ранним этапам обучения
В процессе обучения учебные дискуссии могут играть и вспомогательную роль, использоваться как одна из форм экспозиции, предваряющей изучение новой темы, чтение текста, либо в качестве заключительного ретроспективного обсуждения, в котором учащиеся совместно с учителем анализируют ход и результаты ролевой игры, устных выступлений, сценариев, творческих проектов (follow-up discussion). Дискуссии, завершающие выполнение подобных коммуникативных заданий, обеспечивают обратную связь.
Собственно «дискуссия» относится к продвинутым этапам обучения и предполагает обсуждение спорной темы, более острое столкновение точек зрения, а также большую самостоятельность участников. В зарубежной методике термин discussion используется всякий раз, когда перед учащимися стоит задача обсудить какой-либо вопрос, проблему или тему, и никак не связывается с уровнем владения иноязычной речью.
Как групповой диалог (полилог) дискуссия характеризуется участием нескольких собеседников, которые обмениваются мнениями и суждениями по одному и тому же вопросу, а также дают эмоциональную оценку обсуждаемому. Дискуссия включает в себя и элементы монологической речи, то есть более или менее развернутые высказывания отдельных участников (монологические вставки). Таким образом, умение участвовать в обсуждении темы или проблемы в свободной беседе, в групповой дискуссии подразумевает определенный уровень сформированности умений в диалогической и монологической речи.
Большое значение придается умениям внимательно слушать и понимать собеседника, вступать в дискуссию, задавать вопросы, переходить к новому аспекту обсуждаемой проблемы, оценивать реплики собеседников. Не менее важны навыки логического мышления и умения с помощью средств иностранного языка делать умозаключения, сравнивать точки зрения, проводить аналогии, выделять приоритеты, выявлять причинно-следственные связи. Эффективное участие в дискуссии требует быстроты реакции, способности своевременно и грамотно формулировать свою точку зрения.
В методике выделяются направляемая дискуссия (controlled discussion) и свободная дискуссия (free discussion). Главные черты учебных дискуссий, даже свободных, — целенаправленность, упорядоченность и обусловленная содержанием самоорганизация участников [4, c.45].
Учебные дискуссии могут играть в процессе обучения и вспомогательную роль, использоваться как одна из форм экспозиции, предваряющей изучение новой темы, чтение текста, либо в качестве заключительного ретроспективного обсуждения, в котором учащиеся совместно с учителем анализируют ход и результаты ролевой игры, устных выступлений, сценариев, творческих проектов (follow-up discussion). Дискуссии, завершающие выполнение подобных коммуникативных заданий, обеспечивают обратную связь.
При недостаточно свободном владении языком учебная дискуссия строится вокруг определенной ограниченной темы (topic-based discussion) или на основе текста (text-based discussion) и носит контролируемый, в значительной степени предсказуемый характер. Экспозиция дискуссии формулирует проблематику как определенный содержательный комплекс, который может быть легко развернут в полилогическое обсуждение. Учащимся подсказывается общий ход дискуссии, предлагаются направляющие вопросы, суждения и вербальные опоры в виде отдельных высказываний, плана, логико-синтаксических схем, лексических таблиц, реактивных и инициативных реплик, а также невербальные опоры, (например, иллюстрации).
Направляемые дискуссии могут сопровождаться заданием найти компромисс, общую точку зрения, решить поставленную речемыслительную задачу. Если между участниками распределяются роли, с позиции которых им предстоит обсудить предложенную тему или разрешить конфликтную ситуацию, то дискуссия сочетается с ролевой игрой. В направляемой дискуссии с элементами ролевой игры важное значение придается предварительной подготовке: усвоению языкового материала, изолированной отработке элементов диалогического общения и особенностей монологической речи.
Свободные дискуссии имеют место на продвинутых этапах владения иноязычной речью. Они становятся менее регламентированными, приобретают творческий характер. Участники дискуссии проявляют большую активность и самостоятельность, определяя проблематику, содержание и ход обсуждения. Важной чертой свободной дискуссии является ее самоорганизация. Учитель занимает диалогическую позицию: поддерживает, стимулирует эвристическими приемами, поощряет обмен информацией, различные подходы к обсуждаемой теме, побуждает студентов к поиску соглашения в виде общего мнения или решения.
На продвинутом этапе обучения свободная дискуссия может принимать следующие организационные формы:
Panel discussion — «заседание экспертной группы». Экспертную группу составляют шесть-семь учащихся во главе с председателем. Вначале заданная проблема обсуждается участниками этой группы, а затем позиции «экспертов» излагаются всему классу.
Forum — форум, обсуждение, в ходе которого экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией [5, c. 12].
Pyramid discussion — дискуссия в форме пирамиды, характеризуется постепенным увеличением числа обсуждающих заданную тему или проблему, то есть расширением группы участников. Например, сначала обсуждение проходит в парах, затем пары объединяются в группы, состоящие из четырех, затем из восьми человек и так далее, пока в дискуссию не вступит весь класс. Дискуссия может включать в себя дополнительное задание — достижение консенсуса, то есть общей точки зрения в связи с обсуждаемой темой или согласованного решения проблемы в каждой группе [6, c.102].
В процессе дискуссии у студентов формируются специфические умения и навыки. Ситуация полемики вынуждает их как можно точнее формулировать свои мысли, правильно используя для этого понятия и термины. Студенты овладевают приемами доказательной полемики, заботятся об обоснованности своих предложений, подходов к решению. Кроме того, дебаты приучают учащихся к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях.
Ситуация спора, дискуссии на занятиях может возникнуть не обязательно на специальных уроках-дискуссиях, а в процессе обычных учебных вопросов на любом занятии, на различных его этапах. Для этого, например, специально предлагается студентам высказать свои мнения о причинах того или иного явления, обосновать ту или иную точку зрения.
Дискуссия может быть проведена в самом начале урока для активизации познавательной деятельности студентов как вариант проблемного задания.
Помимо специально организованной преподавателем дискуссии на занятии возможна и спонтанная, не запланированная дискуссия по заинтересовавшему студентов вопросу. В этом случае педагог должен постараться вести ее так, чтобы она не превратилась в пустой и бесплодный спор.
Конкретные формы организации начала дискуссии определяется критериями педагогической эффективности. Самое важное - чтобы все участники точно знали, о чем будет дискуссия, какие вопросы вынесены на обсуждение, каковы возможные подходы к решению этих вопросов.
Данный вид речевой коммуникации предполагает использование следующих принципов обучения:
принцип воспитывающего обучения; принцип связи обучения с жизнью; принцип сознательного обучения; принцип творческой активности; принцип наглядности; принцип научности; принцип системности; принцип прочности усвоения знаний; принцип доступности принцип дополнительной работы на ИЯ; принцип учета индивидуальных особенностей [2, c37].
Говоря непосредственно о дебатах надо подчеркнуть, что данная форма речевой коммуникации направлена на:
- Развитие активности учащихся.
- Развитие креативности.
- Достижение функциональной грамотности.
- Социализацию учащихся.
Схема проведения дебатов достаточна проста и может включать в себя следующие этапы:
- Предварительный этап, включающий в себя:
- Определение проблемы вопроса с участием студентов других групп и даже кафедр.
- Сбор и систематизация необходимых материалов и анализ источников.
2. Тренировочный этап, подразумевающий:
- Выработку общей процедуры проведения данного мероприятия;
- Разработку детального плана проведения дебатов с четким регламентом выступлений по заявленной тематике;
- Актуализация полученных навыков на практике в виде тренировочных смоделированных ситуаций полилогического общения.
3) Непосредственное проведение мероприятия по установленному сценарию, оценка выступлений команд по каждому тезису и вопросов оппонирующей стороны. В данной ситуации членами жюри, состоящим из приглашенных преподавателей английского языка, оценивается сказанное по каждому тезису. В критерии оценки входят следующие показатели:
- Убедительность и аргументированность доказываемых положений как «за», так и «против».
- Уместность и острота вопросов оппонирующей стороны
- Корректность и культура ведения дискуссии.
- Грамматические, фонетические аспекты речевой коммуникации, а также степень использования тематической лексики.
- Стилистика выступающих.
- Язык жестов и умение выступать перед аудиторией.
Процесс подготовки к таким мероприятиям достаточно сложный и должен включать в себя некоторые специальные задания:
- Коммуникативно-речевые задания, предполагающие умение развитие умений варьировать английскую речь в зависимости от изменения в задачах и условиях коммуникации. Они направлены на продуцирование отдельных элементов полилога (монологические высказывания и диалогические беседы
- Творческие задания, предполагающие непосредственное участие студентов в различных формах полилогического общения. Данные задания предполагают создание таких учебных ситуаций, в рамках которых возможны профессионально ориентированные тематические беседы, диспуты, дебаты, беседы «за круглым столом» и др. формы полилогического общения., подготавливающие к участию к формам профессионально-ориентированного полилогического общения. Эти задания направлены на развитие спонтанной полилогической речи и могут быть включены в учебный процесс.
- Профессионально-ориентированные задания, которые должны включать сбор и анализ необходимой тематической информации в формате проведения дискуссии.
Для успешного проведения дискуссии надо создать следующие условия:
Во-первых, тема должна быть интересна и иметь элемент новизны..
Во-вторых, тема должна быть профессионально-ориентированной, что предполагает наличие предметно-тематических фоновых знаний и уверенное владение коммуникативными навыками в форме дискуссии.
В данном аспекте чрезвычайно важна роль преподавателя в плане обеспечения языковой подготовки (отбор лексического и грамматического материала), формировании интерактивных навыков и умений (задавать вопросы и отвечать на них, умение вести монологическую и диалогическую речь). Из этого следует, что роль преподавателя также расширяется и до консультативной помощи в выборе темы и распределении ролей.
Однако, существуют и проблемы в организации и проведении дебатов, главными из которых являются достижение активности каждого студента в частности и коллективной работы в целом на таких мероприятиях. Вторым блоком трудностей является проблемы оценивания, т.к. очень сложно контролировать участие каждого студента. К тому же определенным препятствием является выделение критериев оценивания работы студентов в аспекте языковой грамотности, релевантности, поведенческих моментов.
В заключение следует сказать, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка в ВУЗах в целом и на факультетах экономических ВУЗов в частности. Кроме того, данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать учеников к самостоятельному изучению иностранного языка и применению его в коммуникативных ситуациях.
Литература
1. Дебаты: Учебно-методический комплект. – М.: Изд-во «Бонфи», 2001.
2. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению. М: Просвещение, 2002.
3. Драйден Г. Революция в обучении/ Гордон Драйден, Дженнетт Вос. – М.: ПАРВИНЭ, 2003.
4. Brown, G. and Yule, G. Teaching the spoken English. Cambridge: CUP, 1993.
5. Jordan, R. “Pyramid Discussion”, ELT Journal, 1990, 44.
6. Ur, P. Discussion that works. Cambridge: CUP, 1983.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Использование активных методов обучения иностранному языку становится приоритетным направление в образовании. Вашему вниманию предоставляется небольшая статья, в которой раскрыты основные а...
Обучение неподготовленной диалогической речи на иностранном языке.
В последнее время все большую популярность получает компетентностный подход в обучении иностранным языкам. В соответствие с данным подходом обучение ориентировано на овладение рядом компетенций....
Интерактивные технологии обучения диалогической речи на иностранном языке.
Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции студентов на занятиях английского языка являются одной из актуальных проблем организации обучен...
Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Статья: Интерактивные технологии обучения диалогической речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка...
Реферат по английскому языку на тему: «Способы обучения устной речи на иностранном языке»
В данной работе главной целью является исследование методики проведения промежуточного контроля знаний и умений учащихся в устной речи. Эта тема является весьма актуальной, так как ученики нуждаются в...
Интерактивные технологии обучения устной речи как способ формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка
Интерактивные технологии обучения устной речикак способ формирования коммуникативной компетенцииучащихся на уроках английского языка...
Интерактивные технологии обучения диалогической речи на уроке английского языка в 5 классе.
Целью применения интерактивных методов и приемов в обучении иностранным языкам является социальное взаимодействие учащихся, межличностная коммуникация, важнейшей особенностью которой признается способ...