КСО на уроках английского языка как средство личностно-ориентированного подхода в обучении
методическая разработка на тему
Включает в себя теоретический материал,а также практические рекомендации по использованию ксо на уроках иностранного языка в средней школе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_polosinoy.doc | 71 КБ |
Предварительный просмотр:
КСО на уроках английского языка как средство личностно-ориентированного подхода в обучении
Полосина Ирина Викторовна
Учитель МАОУ СОШ №72 г. Ульяновска
Осознание необходимости владения хотя бы одним иностранным языком пришло в наше общество. Любому специалисту, если он хочет преуспеть в своей области, знание иностранного языка жизненно важно. Поэтому мотивация к изучению иностранных языков резко возросла. Однако трудностей на пути овладения иностранным языком, особенно в массовой школе, не убавилось. По-прежнему основными трудностями являются недостаток активной устной практики в расчете на каждого ученика группы, отсутствие необходимой индивидуализации и дифференциации обучения. Цель обучения иностранному языку в школах разных типов - овладение коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка (лингвистической компетенции), сколько практическое овладение иностранным языком. Если мы обучаем практическому владению тому или иному виду речевой деятельности, то обучать этому можно лишь через практику в этом виде деятельности. Другими словами, на уроке большую часть времени должны практиковаться учащиеся, а не учитель, как это подчас бывает. Это проблема активизации познавательной деятельности учащихся на уроке. Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. При этом важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, но и их интеллектуального и нравственного развития. Технология КСО органично вписывается в классно- урочную систему, позволяет наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов и раскрывать потенциальные возможности каждого ученика. Учитывая специфику предмета “иностранный язык”, эта технология может обеспечить необходимые условия для активизации познавательной и речевой деятельности каждого ученика группы, предоставляя каждому из них возможность осознать, осмыслить новый языковой материал, получить достаточную устную практику для формирования необходимых навыков и умений. Кроме того, каждый ученик при этом способе может за время урока высказаться по изучаемой теме, даже при наполняемости группы до 20 человек. Технология КСО имеет различные названия: организованный диалог, коллективное взаимообучение, обучение в сотрудничестве. Эта технология разрабатывалась А.Г. Ривиным в 30-е годы XX века, В.К.Дьяченко в 90-е, а также тремя группами американских педагогов Р.Славиным; Р.Джонсоном и Д.Джонсоном; и Э.Аронсоном. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях. Ученики разные: одни быстро схватывают все объяснения учителя, легко овладевают лексическим материалом; другим требуется не только значительно больше времени на осмысление материала, но и дополнительные примеры разъяснения. Такие ребята, как правило, стесняются задавать вопросы при всем классе, а подчас просто не осознают, что конкретно они не понимают, не могут сформулировать правильно вопрос. Если в таких случаях объединить ребят в небольшие группы (по 3-4 человека) и дать им одно общее задание, оговорить роль каждого ученика группы в выполнении этого задания, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все не понятые ими вопросы, а сильные учащиеся заинтересованы в том, чтобы все члены группы досконально разобрались в материале. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе - вот суть данного подхода. К основным преимуществам КСО можно отнести следующие:
К трудностям КСО можно отнести следующие:
Групповая форма используется на уроках по разным школьным предметам как при изучении нового материала, его закреплении, повторении, отработке и совершенствовании практических навыков и умений. Опыт применения этой формы на уроках иностранного языка в средней школе не так велик по причине недостаточной сформированности общения. Поэтому групповая форма чаще используется на заключительных этапах работы по разговорной теме, а так же при обсуждении прочитанного прослушанного или просто интересного. Современная психология утверждает: эффективность произвольной памяти старшего школьника может быть оценена такими критериями: 10 % - читает глазами 26 % - слышит 30 % - видит 50 % - видит и слышит 70 % - обсуждает 80 % - опирается на опыт 90 % - говорит и делает совместно 95 % - обучает других. 2. Организация КСО 2.1. Американские педагоги считают, что активность учащихся при выполнении заданий значительно повышается в небольшой группе от 3 до 5 или от 2 до 6 учащихся. Спенсер Каган отдает предпочтение четверкам, ибо они по сравнению с тройками позволяют избежать ученика-изгоя, а также организовать парную работу внутри группы. И я с ним согласна. Ведущими критериями включения учащихся в ту или иную группу являются: 1) Психологическая совместимость учащихся, проявляющаяся во взаимоотношениях школьников и их желании или нежелании работать вместе. 2) Одинаковое количество мальчиков и девочек, а также представителей этнических меньшинств и детей с физическими недостатками, чтобы через совместную групповую деятельность осуществлять влияние на психологический климат класса. 3) Примерно одинаковый темп работы членов группы, (а именно скорость чтения). Чтобы группу привести в действие, целесообразно среди ее членов назначить или выбрать лидера, которому можно было обратиться за разъяснением цели, хода и ожидаемого результата совместной деятельности, который бы сумел первым выполнить задание и включить в активную работу всех. Лидером стараются назначить ученика, имеющего хорошие организационные способности и владеющего приемами выполнения конкретной учебной задачи, а иногда просто сильного ученика. Иногда вместо лидера можно назначить каждого члена группы ответственным за определенный участок совместной деятельности, а именно: - за раздачу и возвращение учебного материала; - за обязательное участие всех в выполнении задания; - за письменную фиксацию ответов членов группы; - за проверку правильности понимания; - за презентацию материала классу. 2.2. Успех коллективной учебной деятельности зависит и от того, насколько структура учебного взаимодействия между учителем и созданными группами и между самими членами группы соотнесена с содержанием учебной деятельности. Эксперименты психологов показали, что наибольшее затруднение вызывают планирование и контроль. При работе с текстами от членов группы требуется или совместное изложение содержание общего текста, или индивидуальный пересказ разных текстов друг другу с последующей проверкой понимания и обучением членов группы изложению полученной информации. Успех совместной деятельности здесь зависит от степени развитости умений трансформировать и интегрировать текст, а также работать с функциональными опорами, помогая друг другу. Особое значение приобретает владение учащимся действием взаимоконтроля, чтобы группа могла самостоятельно осуществлять его по ходу работы, с выставлением оценок в листки контроля. В конце КУДГ учитель может выборочно послушать отдельных ее членов, чтобы проверить объективность оценок и результативность совместной работы. Вариант реализации КУД зависит от того, в какие виды деятельности включаются члены группы. Если учащиеся объединяются для получения и усвоения новой информации по интересующей их теме из иностранных источников или для подготовки проекта, праздника, буклета, то планирование совместной работы, распределение обязанностей, обсуждение предполагаемого результата осуществляется в классе. Изучение же источников, подготовка материалов, выступлений выполняется школьниками индивидуально или малыми группами дома. После обсуждения того, что подготовлено, внесения корректив, уточнения, оценки работы членов группы, они выходят в класс с результатом своей совместной деятельности. 2.3. Еще одним условием успешного функционирования и развития КСО является целенаправленное управление ее со стороны учителя. Для овладения навыками и умениями нужна довольно длительная тренировка. Рекомендации по выполнению действий на уровне навыков и умений имеет смысл сообщать учащимся до КУДГ в виде памяток. Кроме памяток при выполнении задания учащиеся могут получить руководства, в которых представлен план совместных действий и даны опоры для их успешного выполнения. Наличие таких руководств после некоторой тренировки создает учащимся условия для самостоятельной работы в группах, а учителю - для того, чтобы следить за ходом коллективной деятельности, помогать той или иной группе, “собирать” одинаковые и речевые ошибки для устранения и, в конце концов, принимать участие в коллективной работе. Таким образом, названные памятки и руководства можно назвать средствами управления КУД. Уровень сформированности лексико-грамматических навыков обычно определяется при помощи различных тестов, выполняемых членами группы индивидуально. Анализ результатов теста дает возможность ответить на вопрос: перейти к следующему этапу или нет. В случае отрицательного ответа учитель выявляет причины и проводит дополнительную фронтально- индивидуальную работу. На этапе совершенствования навыка школьники подвергаются контролю и оценке при помощи тестов и пересказа текста. Для этапа развития умения характерен взаимоконтроль между группами. 2.4. В отечественной дидактике в настоящее время не обнаружено большого разнообразия форм групповой работы для этапа формирования навыков. А в американской педагогической литературе существует большое разнообразие организационных структур под общим названием “ Mastery Learning”(учение до уровня совершенства). Эти структуры были преломлены через специфику КУДГ С.С.Куклиной и успешно применяются на данном этапе. Цель их довести всех учащихся до примерно одинакового уровня владения навыками. Технология “Составьте рассказ вместе” или Jigsaw очень близка к КСО, разработанному В.К.Дьяченко. Эту технологию разработал профессор Э.Аронсон в 1978 г. (в переводе с английского “ажурная пила, машинная ножовка”). Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек. Учебный материал разделен на блоки. Такая работа на уроках иностранного языка организуется на этапе творческого применения языкового материала. Например, при работе над темой “Путешествие” можно выделить подтемы: - путешествие морем - путешествие самолетом - путешествие поездом - путешествие на машине. Можно выделить подтемы по другим признакам: - выбор маршрута - заказ билетов - заказ гостиницы 1) Каждый член группы находит материал по своей подтеме. 2) Школьники, изучающие один и тот же вопрос, но работающие в разных группах встречаются и обмениваются информацией. Это называется “встреча экспертов”. 3) Ребята возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали, товарищей в своем группе. 4) Те, в свою очередь, рассказывают о своей части задания. 5) Внимательно слушают своего партнера и делают записи в тетрадях . Учащиеся заинтересованы в том, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, т.к. это может отразиться на общей итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый ученик в отдельности и вся группа в целом. На заключительном этапе, который проводится фронтально, учитель может попросить любого учащегося команды ответить на любой вопрос по теме. Вопросы задает не только учитель - в основном это делают члены других групп. Ученики одной группы вправе дополнять ответы своего товарища. В 1986 году Р.Славин разработал вариант технологии Jisaw-2 (пила-2), который предусматривает работу группами по 4-5 человек. Вся команда работает над одним материалом, например, с текстом по теме “ Путешествие”. Но при этом каждый член группы получает свою подтему, которую разрабатывает особенно тщательно и становится экспертом по данному вопросу. Эксперты разных групп встречаются и обмениваются информацией. В конце цикла все учащиеся проходят индивидуальный контроль. Результаты суммируются, команда, набравшая наибольшее количество баллов, награждается. 2.5. Согласно теории Гапьперина недостаточно сформировать группы и дать им соответствующее задание. Нужно, чтобы учащийся сам захотел приобретать знания. Напомню известное изречение мудрецов: “Я могу подвести верблюда к водопою, но не могу заставить его напиться.” Поэтому проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащегося не менее важна, чем способ организации условия и методика работы над заданием. Но совместная работа как раз и дает хороший стимул для познавательной деятельности, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей. Учитель может уделить значительно больше внимания отдельным ученикам, поскольку все заняты делом. Основные идеи, присущие всем вариантам КУД дают возможность учителю быть ориентированным на каждого ученика. Это и есть личностно-ориентированный подход в условиях классно-урочной системы. Типовая схема учебного занятия: 1) Проверка итогов предыдущей работы - главная задача - установить связь между обучением учителя и учением школьников , обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы , включить их в продуктивную обучающую деятельность. Сложность работы учителя заключается в том, что процесс обработки новой информации учителем определяется тем, что он помнит и знает по данной проблеме. Основные действия учителя: - помощь ученикам, разбор нескольких вопросов на повторение - организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний - создание проблемных ситуаций перед изучением нового материала 2) Презентация нового материала. 3) Практика под руководством учителя. Цель - установление обратной связи и своевременное исправление ошибок в понимании нового материала. Действия учителя: - задать вопрос и отреагировать на него (поднять руки, ответить...) - корректное исправление ошибок. 4) Независимая самостоятельная практика обучаемых - использование КСО. 5) Самоконтроль и самооценка учащихся 6) Подведение итогов, рефлексия 7) Определение домашнего задания, подробное его разъяснение 8) Контроль усвоения знаний (тесты). Требование обучать ученика на уроке выдвигалось отечественной педагогикой на протяжении всей ее истории. Вместе с тем традиционный урок предполагал, в лучшем случае, несколько ответов школьников на вопросы по только что услышанному объяснению нового. Все остальное предполагалось для домашней работы. Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся на уроке. И, наконец, для того, чтобы школьник научился учиться, техника проведения занятия не менее важна, чем его планирование. Атмосфера занятия должна обеспечивать свободу, при которой , с одной стороны, осознается важность соблюдения всех указаний учителя, а с другой стороны, исчезает боязнь и создается готовность высказать свою точку зрения. Учащиеся должны располагаться в классе таким образом, чтобы все члены группы могли видеть друг друга. Учащимся можно позволить не вскакивать при ответе, не выходить к доске, что унижает достоинство школьника и мешает сотрудничеству. Все это, от техники жеста до исправления ошибок, от вступительной беседы до подведения итогов урока, призвано стимулировать учащихся не просто к получению информации, но и к познанию самих себя, своих способностей и возможностей. Итак, планирование и проведение занятия - это два аспекта, в которых проявляется любая концепция. И все же она мертва без основной идеи. Для меня такой идеей является использование КСО, направленное на развитие умения самостоятельно учиться. 4. Возможность внедрения данной технологии. В результате систематической и целенаправленной работы удается значительно увеличить время устной и речевой практики каждого ученика на уроке, дать шанс каждому сформировать в своем сознании систему изучаемого языка. Учитель приобретает новую роль - организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется значительно больше возможностей дифференцировать процесс обучения, использовать возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования речевых умений. Таким образом, можно выделить 4 группы преимуществ данной технологии: I. Организационные преимущества: 1) говорят все 2) общение в диалоге 3) смена рабочего места 4) рабочий шум II. Дидактические преимущества: 1) обучает ученик 2) полная самостоятельная активность 3) сотрудничество - основа обучения 4) усвоение и применение максимально приближенны III. Развивающие преимущества: 1) ученик является и субъектом и объектом обучения 2) соответствие содержания с индивидуальными способностями 3) спонтанный характер обучения 4) ученики учатся выступать, рассуждать, доказывать IV. Воспитывающие преимущества: 1) каждый работает на себя и на другого 2) возникают отношения ответственной зависимости 3) весь учебный материал последовательно прорабатывается и с позиции ученика и с позиции учителя. Не вызывает сомнения, что обучение в сотрудничестве способно подготовить к более сложным видам деятельности (например, методу проектов). Таким образом, существует много разнообразных вариантов обучения в сотрудничестве. Учитель в своей практике может разнообразить и эти варианты творческим подходом применительно к своим ученикам, но при одном непременном условии - четком соблюдении основных принципов обучения в сотрудничестве.
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок английского языка в рамках личностно-ориентированного обучения
Статья об организации учебного процесса на уроках английского языка в рамках личностно-ориентированного обучения....
«Системно – деятельностный подход на уроках английского языка как средство формирования универсальных учебных действий младших подростков»
Как образно замечает Л.С.Выготский, “учитель должен быть рельсами, по которым свободно и самостоятельно движутся вагоны, получая от них только направление собственного движения”. Его главная стратегич...
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л. «Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направленного на развитие формирования ключевых компетенций уч
Статья преподавателя английского языка Михальковой Т. Л.«Использование современных педагогических технологий на уроках английского языка для осуществления личностно-ориентированного обучения, направле...
Технология критического мышления на уроках английского языка как средство реализации системно - деятельностного подхода.
Технология критического мышления и системно - деятельностный подход...
Вопрос об организации обучения английскому языку на основе личностно – ориентированной технологии.
Наличие у современного педагога знаний о сущности и структуре личностно-ориентированного обучения, умение учителя организовать урочную и внеурочную деятельность на основе данной технологии, позволяют ...
Выступление на школьном методическом объединении учителей английского языка по теме: "Личностно-ориентированный подход в обучении английскому языку".
Проблема личностно-ориентированного подхода в обучении является одной из главных проблем в современном обучении. Ни для кого не секрет, что авторитарное преподавание, сложившееся в школе в течение мно...
Дифференцированный подход на уроках английского языка, как средство создания ситуации успеха для каждого учащегося
В последнее десятилетие роль и значение английского языка значительно повысились, поскольку английский язык является средством международной коммуникации. В связи с этим перед учителем возникает задач...