Технология критического мышления на уроках английского языка как средство реализации системно - деятельностного подхода.
статья по английскому языку
Технология критического мышления и системно - деятельностный подход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya.docx | 69.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология критического мышления в обучении английскому языку.
Современное образование в России перешло на Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения (ФГОС). В основу ФГОС нового поколения положена новая идеология. Перед образовательными учреждениями (ОУ) поставлена задача, которая предполагает воспитание гражданина современного общества, человека, который будет учиться всю жизнь. Целью современного образования становится развитие ученика ОУ как субъекта познавательной деятельности.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.
Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Технология развития критического мышления (К. Меридит, Д. Огл, Д.Стил) Целевыми ориентациями являются: развития мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни, овладение умением принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явления. Технология критического мышления представляет собой целостную систему, формирующую навыки работы с информацией. Роль учителя и данной технологии создать условия, побуждающие учащихся к принятию самостоятельных решений, подготовить новые познавательные ситуации внутри уже существующих. Основными приёмами в данной технологии являются «Кластер», «Ромашка Блума», «Таблица толстых и тонких вопросов», «Инсерт», «Мозговой штурм», «Синквейн», «Шесть шляп мышления» и другие.
Э. Хаббард, американский бизнесмен и писатель, утверждал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Мудрые слова, не потерявшие актуальности и в наше время. Одной из инновационных технологий, способствующей достижению этой цели, несомненно, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП).
Актуальность технологии РКМЧП неоспорима: современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не задумываясь над тем, что развитие мыслительных навыков необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение самостоятельно оценивать факты, явления, события, принимать взвешенные решения, работать с информацией и т.п.).
Данная технология разрешает противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках, в том числе английского языка; между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками; между возрастающей практической значимостью школьного курса английского языка и дефицитом учебного времени.
Действительно, в современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, чтобы быть востребованным, успешным, необходимо иметь установку на непрерывное самообразование и самосовершенствование. Поэтому школа сегодня призвана воспитать ребёнка личностью не только свободной, развитой и образованной, но и личностью, обладающей навыками самообучения и критического мышления, навыками работы с информацией и совместной работы, навыком решения проблемных ситуаций. Технология способствует развитию творческого потенциала учащихся.
В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и готовым не только к функционально-ролевому, но и личностному взаимодействию в каждый момент времени каждой учебной ситуации: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.
Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся. Так как я преподаю в классах социально-лингвистического отделения, то преобладающей технологией в моей деятельности являются: технология развития критического мышления через чтение и письмо (ТРКМЧП). Современное личностно-ориентированное языковое образование целиком и полностью направлено на развитие личности учащегося, способной и желающей участвовать в межкультурной коммуникации на изучаемом языке и самостоятельно совершенствоваться в овладеваемой им иноязычной речевой деятельности. Ярким примером технологии, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение, служит ТРКМЧП. (ТРКМП) - технология, которую я активно использую в своей практике создает благоприятные условия для реализации целей развивающего обучения в условиях работы по новым образовательным стандартам (ФГОС). Главное достоинство данной технологии, это то, что она помогает ломать стереотипы и находить верные пути решения проблем. Еще Г.К. Лихтенберг писал: «Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения». Цель ТРКМЧП (развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни - умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.) в полной мере направлена на реализацию цели личностно ориентированногообразования. ЗадачиТРКМЧП: ·развивать ребенка через изучаемый материал; ·обеспечивать развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс; · развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но и в обычной жизни, умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т. п.; · стимулировать самостоятельную поисковую творческую деятельность, запустить механизмы самообразования и самоорганизации. Урок в технологии развития критического мышления состоит из трёх этапов:
I этап – вызов. Суть данного этапа заключается в постановке обучающимися целей. Они конструируют будущий процесс обучения, исходя из поставленных целей. Обучающиеся анализируют, что уже знают об изученной теме и формируют собственные цели-мотивы. Другой задачей этого этапа является активизация учеников. Нередко школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий и предпочитают дождаться момента когда кто-то другой решит предложенную задачу. Поэтому важно чтобы каждый смог принять участие в работе. На стадии вызова можно предложить обучающимся вспомнить о том, что уже известно об изучаемой теме, записать это в виде ключевых слов, затем поделиться написанным в паре или группе. Роль учителя в этом этапе состоит в том, чтобы стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают, фиксировать и систематизировать информацию полученную от школьников. II этап – осмысление содержания. Этот этап по-другому можно назвать смысловой стадией. Чаще всего знакомство с новой информацией происходит в процессе изложения ее учителем, гораздо реже - в процессе чтения или просмотра материалов через компьютер. В процессе реализации смысловой стадии школьники вступают в контакт с новой информацией. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание понимания учеником изучаемого материала. Именно данная задача является основной в процессе обучения на стадии осмысления содержания.
Важным моментом является получение новой информации по теме. Если помнить о том, что на стадии вызова обучающиеся определили направления своего познания, то учитель в процессе объяснения нового материала имеет возможность расставить акценты в соответствии с ожиданиями и заданными вопросами. Организация работы на данном этапе может быть различной. Это могут быть: лекции, рассказ учителя, индивидуальное, парное, или групповое чтение или просмотр видеоматериала. В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. В процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова. И здесь важное значение имеет качество отобранного материала.
III этап – рефлексия. Анализируя функции двух первых стадий технологии критического мышления, можно сделать вывод о том, что, по сути рефлексивный анализ и оценка пронизывают все этапы работы. Вместе с тем рефлексия на стадиях вызова и осмысления содержания имеет другие формы и функции. На третьей же стадии процесса рефлексия становится основной целью деятельности и школьников и учителя. Работа на стадии осмысления содержания индивидуальна. Школьники знакомятся с новым материалом. При этом у каждого из них это происходит в соответствии с поставленными целями, возникшими на первом этапе вопросами и затруднениями.
Рефлексивный анализ направлен на прояснение смысла нового материала, построение дальнейшего маршрута обучения. Но этот анализ малополезен, если он не обращен в словесную или письменную форму. Именно в процессе вербализации хаос мыслей, возникающий в сознании на стадии осмысления, структурируется, превращаясь в новое знание. Кроме того, в процессе обмена мнениями по поводу прочитанного или услышанного учащиеся имеют возможность осознать, что один и тот же текст может вызывать оценки отличающиеся по форме и содержанию. Некоторые из суждений других учеников могут оказаться вполне приемлемыми для принятия их как своих собственных. Другие суждения вызывают потребность в дискуссии. В любом случае этап рефлексии активно способствует развитию навыков критического мышления.
Итак, на стадии рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям, а также в соответствии с категориям знания.
В режиме ТРКМЧП у ученика на этапе вызова уже возникают собственные цели и мотивы для изучения нового. Именно это является основным стимулом развития критического и творческого мышления. На этапе осмысления ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, по мере соотнесения старой и новой информации учится формулировать вопросы, определяет собственную позицию. На этапе рефлексии происходит выведение знания на уровень понимания и применения. Идет рефлексия своего процесса учения. Для развития коммуникативных навыков крайне важен непосредственный живой обмен идеями. Выражение новой информации своими словами позволяет лучше понять и принять ее. Методическая сторона применения мною ТРКМЧП в условиях реализации требований ФГОС представлена в таблице:
Стадии и приемы технологии РКМЧП
Задачи этапа | Используемый методический инструментарий (приемы, методы) | Формируемые УУД |
вызов | ||
• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме; •пробуждение интереса к изучаемой теме; •обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний; •побуждение ученика к активной деятельности | 1. Мозговая атака. 2. Кластер. 3. Ключевые термины. 4. Свободное письменное задание. 5. Игра «Да-нетка». 6. «Корзина идей» и др. У ученика должно сформироваться представление, чего же он не знает, "Что хочу узнать?". | целеполагание, преобразование практической задачи в познавательную выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов,явлений. адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы. осуществлять сравнение, сериацию и классификацию. учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. |
осмысление | ||
• активное получение новой информации; • осмысление новой информации; • соотнесение новой информации с собственными знаниями; • отслеживание процесса познания и собственного понимания | 1. Инсерт. 2. Чтение с остановками. 3. «Рыбий скелет» или «Фишбоун». 4. «Знаю - хочу узнать - узнал». 5. Бортовые журналы. 6. Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?». 7. Таблица «тонких» и «толстых» вопросов. 8. Ромашка Блума и др. Ученик должен получить новую информацию и освоить различные способы работы с ней; осмыслить информацию; соотнести новые знания с уже имеющимися. | структурировать текст, включая умение выделять главное и второстепенное формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать его целеполагание, самостоятельный анализ условий достижения цели задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером |
рефлексия | ||
•целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации; •выработка собственного отношения к изучаемому материалу; •выявление еще непознанного; •анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций; •поиск тем и проблем для дальнейшей работы («новый вызов») | 1. «Оценочное окно». 2. «Синквейн». 3. «Возврат к теме, цели». 4. «Рефлексивный лист» и др. Должно быть сформировано у каждого из учащихся собственное отношение к изучаемому материалу. | осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавтельных задач учитывать разные мнения |
Используемые приёмы и стратегии технологии служат опорой для формирования основ критического мышления учащихся, универсальных общеучебных умений и навыков и являются условиями нравственного и интеллектуального развития школьника.
Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия, что задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.
Функции трех стадий ТРКМЧП можно представить следующим образом:
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности и способности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями в результате собственного поиска. Системно-деятельностный подход предполагает применение технологий, направленных на выращивание способностей и освоение универсальных способов мыследеятельности. Одной из таких технологий является технология развития критического мышления. В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.
Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Современные образовательные технологии и методики становятся необходимым компонентом урока английского языка в современной школе и современный учитель - это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе новые технологии. Сейчас перед учителем открываются широкие возможности применения современных педагогических технологий, применение различных электронных ресурсов, возможностей Интернета, всё это гарантирует эффективность и качество образовательногопроцесса.
Системно-деятельностный подход это обучение реализующие принцип деятельности направленный на формирование предметных, метапредметных и личностных результатов в комплексе.
Системно-деятельностный подход направлен на развитие каждого ученика, на формирование его индивидуальных способностей. Он также позволяет значительно упрочить знания и увеличить темп изучения материала без перегрузки обучающихся. Данный подход является саморегулирующимся механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым ребенком индивидуальной образовательной траектории, при условии гарантированного достижения им социально безопасного минимума.
Высокий уровень учебной мотивации, заинтересованное изучение предложенного материала, психологическая стабильность и внутренний комфорт учащихся – это результат системно-деятельностного подхода на уроках английского языка.
Реализовать системно-деятельностный подход позволяет деятельностный метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.
Работая в технологии развития критического мышления организую деятельность обучающихся на уроке в соответствии со структурой урока. Так, например, представленный урок английского языка по теме «Здоровый образ жизни» включает в себя следующие этапы:
Стадия вызова - Стадия осмысления -Рефлексия (Приложение № 1).
На уроке использую следующие приемы технологии критического мышления:
«Кластеры» - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке. Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Правила очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. Звезда в центре – это наша тема, вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты – спутники, у них свои спутники. Начинаю использовать прием на этапе вызова, по ходу урока обучающиеся вносят дополнения и изменения, на этапе рефлексии работа с кластером заканчивается.
Еще один прием данной технологии «Инсерт» использую на этапе осмысления. Обучающимся предлагается прочитать текст и сделать пометки на полях «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - не понял есть вопросы. Прочитав один раз обучающиеся возвращаются к своим первоначальным предположениям, вспоминают, что знали или предполагали по этой теме раньше, возможно, количество значков увеличится. Следующим шагом может стать заполнение таблицы, названия и количество граф соответствует маркировке.
Синквейн – это художественная форма рефлексии, стихотворение, состоящее из пяти строк. В первой строке, заявляется тема (одно существительное); во второй дается описание (два прилагательных или причастия), в третьей, состоящей из трех глаголов, характеризуются действия предмета; в четвертой строке приводится фраза, обычно из четырех значимых слов, выражающих отношение автора к предмету; в пятой строке – синоним, обобщающий или расширяющий смысл/ предмета (одно слово).
Технология критического мышления позволяет мне формировать универсальные учебные действия. Универсальные учебные действия – это совокупность способов действий учащихся, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса, т.е. умение учиться. В состав основных видов УУД входят четыре блока:
- Личностный;
- Регулятивный;
- Познавательный;
- Коммуникативный.
Для достижения высокой успешности в освоении учебного содержания, для формирования рефлексивной адекватной самооценки в средней школе должны формироваться следующие регулятивные универсальные учебные действия:
- Целеполагание;
- Планирование;
- Прогнозирование;
- Контроль;
- Коррекция;
- Оценка;
- Волевая саморегуляция.
Особое внимание на уроках уделяю формированию регулятивного УУД планирования. Планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, составление плана и последовательность. План - задуманная последовательность действий для достижения цели.
1. Прием №1: составление плана работы на основе опыта выполнения задачи данного типа на этапе осмысления. Задание: прочитайте вопросы и составьте план рассказа см. приложение 1
Для формирования регулятивного действия планирования в 5 классе использую разные приемы
2. Прием №2: обсуждение готового плана решения учебной задачи. На уроке по теме «Моя Семья» на этапе осмысления обучающиеся сравнивают текст о семье Каролины с готовым планом пересказа. Задание: соедините пункты плана с абзацами прочитанного текста:
- Caroline has got a large family.
- Caroline’s Granny.
- Caroline’s parents.
- Caroline’s uncle and his family.
3.Прием №3: работа с деформированным планом. На уроке по теме «Преобразование утвердительных предложений из прямой речи в косвенную» на этапе осмысления обучающиеся выбирают соответствующие пункты для составления плана преобразования предложений и ставят их в правильную последовательность. Задание: выбери действия, необходимые для преобразования предложений из прямой речи в косвенную и составь план:
- Запишите предложение.
- Измените видовременную форму глагола соответственно правилу согласования времен в косвенной речи.
- Переведите предложение на русский язык.
- Определите видовременную форму глагола.
- Измените по смыслу личные местоимения.
- Измените порядок слов
Проверь себя:
- Переведите предложение на русский язык.
- Определите видовременную форму глагола.
- Измените видовременную форму глагола соответственно правилу согласования времен в косвенной речи.
- Измените по смыслу личные местоимения.
- Запишите предложение.
4. Прием №4: использование плана с недостающими данными. На уроке по теме «Преобразование вопросительных предложений из прямой речи в косвенную (общий вопрос)» на этапе осмысления обучающиеся составляют план преобразования вопросительных предложений из прямой речи в косвенную. Задание: Прочитай пункты предложенного плана. Подумай, какие еще действия необходимы для преобразования вопросительных предложений из прямой речи в косвенную. Допиши два недостающий действия, необходимых для преобразования вопросительных предложений из прямой речи в косвенную и составь план:
- Переведите предложение на русский язык.
- Измените видовременную форму глагола соответственно правилу согласования времен в косвенной речи.
- Измени порядок слов предложении соответственно правилу построения повествовательных предложений.
- Запишите предложение.
Проверь себя: 2. Определите видовременную форму глагола. 4. Измените по смыслу личные местоимения.
5. Прием №5 использование плана с избытком. На уроке по теме «Преобразование вопросительных предложений из прямой речи в косвенную (специальный вопрос)» на этапе осмысления обучающиеся составляют план преобразования вопросительных предложений из прямой речи в косвенную. Прочитай пункты предложенного плана. Подумай, какие действия лишние для преобразования вопросительных предложений из прямой речи в косвенную:
- Переведите предложение на русский язык.
- Определите видовременную форму глагола.
- Измените видовременную форму глагола соответственно правилу согласования времен в косвенной речи.
- Измените по смыслу личные местоимения.
- Поставь вспомогательный глагол на первое место в предложении.
- Измени порядок слов предложении соответственно правилу. построения повествовательных предложений.
- Запишите предложение.
Проверь себя: Поставь вспомогательный глагол на первое место в предложении.
Для формирования умения планировать собственную учебную деятельность использую следующие приемы:
- Таблица «Верные-неверные утверждения».
- Вопросы «Верите ли вы?».
- Кластеры.
Результативность формирования регулятивного действия планирования изучаю с помощью методики Ступницкой (метод наблюдения).
Приложение 2
Материалы предназначены для проведения стартовой диагностики предпосылок формирования и развития универсальных учебных действий обучающихся пятого класса, а так же могут служить основой для отслеживания динамики образовательных результатов. В основу выделения основных блоков параметров и показателей программы стартовой психолого-педагогической диагностики универсальных учебных действий были положены возрастные психологические особенности обучающихся и специфика возрастной формы УУД, факторы и условия их развития. При этом во внимание принимается кризис перехода из начальной школы в основную, требующий высокой степени проявления самостоятельности учебной деятельности обучающихся 5–6-х классов.
В диагностической программе выделены четыре блока параметров, соответствующие основным группам универсальных учебных действий:
– в блок личностных параметров входят смыслообразование на основе развития мотивации, самооценка, нравственно-этическая ориентация;
– в блок регулятивных параметров входят организационные умения и навыки учащихся, включая целеполагание, планирование и организацию деятельности, самоконтроль и самооценивание;
– в блоке познавательных параметров выделяются словесно-логические действия, интеллектуальные умения и навыки;
– в блок коммуникативных параметров входят действия, направленные на межличностное общение, на совместную деятельность.
Слабая группа от 3 до 5 баллов
Средняя группа от 6 до 8 баллов
Сильная группа от 9 до 11 баллов
В середине 3 четверти 30 % обучающихся (слабая группа) приступало к работе, не имея плана; уточняющих вопросов не задавали, хотя и нуждались в пояснениях; действовали импульсивно, хаотично. Если план работы предложен педагогом, в ходе работы грубо нарушали его, не замечая этого. Не обращались за необходимой помощью и, даже если такая помощь оказана, не умели ею воспользоваться.
50% обучающихся (средняя группа) планирование и необходимые уточнения осуществляют уже в ходе работы. Имея целый ряд сформированных алгоритмов работы, не всегда способны выбрать оптимальный. При реализации плана работы отступают от него в деталях, сохраняя общую последовательность действий. В случае необходимости могут обратиться за помощью, но не всегда способны ею воспользоваться.
20 % обучающихся (сильная группа) в большинстве случаев, приступая к работе, заранее планируют свои действия или успешно пользуются уже сформированными алгоритмами работы. В случае необходимости уточняют детали до начала работы. Осуществляя работу, точно придерживаются имеющегося плана или отступают от плана лишь в деталях, сохраняя общую последовательность действий. Завершая задание, обязательно добиваются запланированного результата. Закончив работу, проверяют ее, находят и исправляет ошибки. В случае необходимости способны обратиться за необходимой помощью и воспользоваться ею.
В середине 4 четверти: слабая группа-20%, средняя группа-50, сильная группа-30%.
группа | 3 четверть | 4 четверть |
слабая | 30% | 20% |
средняя | 50% | 50% |
сильная | 20% | 30% |
Приложение 1.
Урок английского языка в 5 «а» классе
Тема: «Здоровый образ жизни»
Иванова Светлана Сергеевна
учитель английского языка
МАОУ «Гимназия»Гармония
Великого Новгорода
Цели:
1. Умеют сформировать рассказ) по теме: «Здоровый образ жизни»
2. Умеют выполнять общеучебные действия в соответствии с целью.
Технология: Технология развития критического мышления.
Оборудование: учебник
Демонстрационный материал:
Д 1. Постеры с пословицами и поговорками на английском языке.
Д 2. Иллюстрации по теме «Здоровый образ жизни».
Д 3. Заготовки для составления кластера.
Раздаточный материал:
Р 1. Карточки с заданиями по составлению диалогов.
Р 2. Распечатка с текстами урока.
Р 3. Таблицы предсказаний.
Ход урока
- Стадия вызова
Good morning! I am very glad to see you today. Доброе утро! Я очень рада вас видеть. (Good morning, good morning, good morning to you, we are glad, we are glad to see you)
How are you? What is the weather like today? Как ваши дела, Какая сегодня погода? (I’m fine, thanks the weather is warm and sunny)
Who is absent today? Кто отсутствует? (Sasha is absent. Саша отсутствует.)
Today we are going to speak about the most important thing in our life. Try to guess what is it? Сегодня мы поговорим о самой важной вещи в жизни каждого человека. Догадайтесь, о чем пойдет речь?
(Money, friends, school……. деньги, друзья, школа)
Complete the proverb: Завершите пословицу:
Good______________________ is above wealth. Хорошее___________________выше любого богатства
(Health здоровье)
Look at the blackboard read and repeat after me and translate these proverbs. Посмотрите на доску, прочитайте, переведите пословицы о здоровье.
What should we do to be healthy? Что же мы должны делать, чтобы быть здоровыми?
(We should know rules of a healthy lifestyle. Мы должны знать правила здорового образа жизни)
What is health?
(Sport, good food, fruits and vegetables, swimming, fresh air).
Составьте кластер на доске используя ваши идеи.
Today we will discuss different situations and stories from people’s life and we will find out our rules for a healthy lifestyle. Сегодня мы обсудим разные ситуации и истории из жизни людей и откроем для себя правила здорового образа жизни.
A sound mind in a sound body. Let’s speak about the parts of your body. Could you name them please? В здоровом теле – здоровый дух. Давайте вспомним, как называются части человеческого тела. Перечислите, пожалуйста.
(Ear, mouth, arm, body, chin, eye, face, finger, hair, head, heart, leg, foot, lip, nose, shoulder, back, neck, stomach, toe.)
This is a boy. His name is Nick. Could you write down and name the parts of Nick’s body. You will work in groups. Обучающиеся получают картинки с изображением мальчика и по просьбе учителя подписывают названия частей тела.
Well done. Thank you very much.
Match the words with the definitions. Соедините слова и определения.
Понятия:
- Excite, 2. throat, 3. examine, 4. swallow, 5. tongue, 6. serious, 7. chest, 8. lungs, 9. cough, 10. regular, 11. suffer, 12. diet, 13.worry, 14. immediately, 15. pain, 16. definitely, 17. dairy products, 18. bitter, 19. soft
Определения:
a. In a definite way
b. A feeling of being hurt
c. The front of the neck
d. To make smb feel happy
e. To check or to test
f. At once
g. To give a person no peace of mind
h. To move food down the throat from the mouth into the stomach
i. Movable organ in your mouth
j. Very important
k. It is what you usually drink or eat
l. To feel pain
m. Usual or unchanging
n. To force air from the lungs with a sudden sound
o. The upper, front part of the body
p. Organs of breathing
q. Products made from milk
r. It is not hard
s. Bad taste.
Проверьте свои ответы с правильным вариантом. На доске дан правильный вариант.
What are we going to speak about? (обучающиеся формулируют цель)
(We are going to speak about health)
Что мы будем делать для того чтобы говорить о здоровом образе жизни What should we do to speak well about health? (обучащиеся выбирают приемы для достижения цели урока).
(1) Practice words 2) Make up dialogues3) Listen to the text and do exercises 4) Learn new words and grammar rules 5) Read 6) Speak 7) Do the test 8) Draw pictures 9) Play games).
Составьте план действий.
Работа в группах. Обучающиеся представляют выбранные приемы и составляют план действий:
- Practice words
- Listen to the text and do exercises
- Make up dialogues
- Speak
2. Стадия осмысления.
Now please listen to Isabelle. She will tell us about her healthy diet. Давайте послушаем Изабелл. Она расскажет нам о правильном питании.
What do I eat to be healthy?
Hello, my name is Isabelle. I work in an office. I love my job, but I sit at my desk all the time. I usually run in the park after work and I eat healthy food to be fit.
I prefer fruit and vegetables. I like bananas, oranges, melons, apples, cucumbers, tomatoes, and lettuce.
For breakfast I usually have cereal and milk. I never it bread, salami or eggs! When I come to work, I make a cup of coffee – without sugar, of course. My lunch break is very short. I just eat a chicken sandwich with lettuce – and no mayonnaise.
I try to have a hot meal for dinner every day. I usually eat chicken or fish with potatoes or rice. And a lot of vegetables!
Do you want to know my secret? I love chocolate!
Milk chocolate is my favorite. I eat it sometimes and then run for a longer time in the park!
Answer the questions: Ответь на вопросы
- What are Isabelle’s favorite fruits?
- What are her favorite vegetables?
- What is her favorite drink in the morning?
- What sandwiches does she eat for lunch?
- Does she eat anything unhealthy?
- What is her usual dinner?
Now let’s read a story about Lucy. And fill in prediction charts. А теперь давайте прочитаем историю Люси и заполним таблицы предсказаний.
My friend Lucy is fond of talking about health and diets. She is sure that proper diet and exercises are both important for good health. Lucy is not good at sports and doesn’t like to go in for running, swimming or skiing.
Заполните левое поле таблицы.
What I predict will happen Что произойдет | What actually happened что случилось на самом деле |
She prefers to keep to a diet. She has been on different diet since last year. First she tried the Japanese diet of rice, fish and vegetables, and then Lucy decided to take no sugar with her drinks. She did not eat fried fish, meat or eggs; she took no butter, cream, or sour cream. She ate a lot of cottage cheese and some other dairy products.
Заполните правое поле первой таблицы и скажите, что произошло на самом деле.
What I predict will happen | What actually happened |
Заполните левое поле таблицы.
But alas, Lucy falls ill very easily and she permanently has colds. So diets don’t always help, do they?
Заполните правое поле первой таблицы и скажите, что произошло на самом деле.
Answer the following questions: Ответь на вопросы:
- Why do you think Lucy is not a healthy person?
- What diets did she try to keep to?
- Can keeping to a diet help a person to be fit?
- What should you do to be healthy and fit?
- Talking about health and sports doesn’t always help to feel healthy, does it?
You see that healthy diet plays an important role in our life. Вы видите, что правильное питание играет огромную роль нашей жизни.
We are going to read the text about vitamins. Мы прочитаем текст о витаминах. Read the text and make marks: «V» is for familiar information, «+» plus is for new information, put minus if you had another information about this fact “?” if you want to know more about this fact. Прочитайте текст о важнейших витаминах и их роли в нашей жизни и оставьте пометки на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «-» - думал иначе, «?» - есть вопросы.
People need vitamins to stay healthy. Vita means life in Latin. People get vitamins from the food they eat. There are a lot of vitamins in fruit and vegetables. But you can’t find vitamins in fast food, chips and Coke. We need vitamins for our body. There are ten important vitamins. Vitamin A is in green and yellow vegetables, milk and eggs. It helps us to see in the dark. Vitamin B1 is in meat porridge and bread. B1 is important for nervous system. Vitamin C is in every fruit and vegetable. You can find vitamin C in oranges, strawberries, onions, cabbages and green peppers. It is important for bones and teeth. It helps to prevent colds. Vitamin D is important for our bones. We can get it from eggs. Vitamin E is necessary for skin and body. We can get it from nuts
Say which of the statements are true or false. Cкажите какие из следующих утверждений, являются правдивыми, а какие ложными.
- Vitamins make people healthy.
- We get vitamins doing sports.
- People don’t need vitamin C.
- If you want to be healthy you should eat less fruit and vegetables.
- There are 10 vitamins necessary for the people.
Complete the sentences using the text. Завершите предложения, пользуясь текстом.
- If person has some problems with her (his) skin, she (he) should have_____________.
- If you have got a bad cold, you need vitamin___________, which is in_______________.
- To make your bones strong you should_________________________.
- If you can’t see in the dark you should have __________________every day.
- You should have __________________to make your nervous system work.
- People need vitamins to______________________.
Check yourself: Проверь себя:
- If person has some problems with her (his) skin, she (he) should have vitamin E.
- If you have got a bad cold, you need vitamin C, which is in oranges, strawberries, onions, cabbages and green peppers.
- To make your bones strong you should have vitamin D.
- If you can’t see in the dark you should have vitamin A every day.
- You should have vitamin B1 to make your nervous system work.
- People need vitamins to stay healthy.
What is our first rule? Каким будет наше первое правило,
( Our first rule is: I eat to live, but I don’t live to eat. Choose healthy food. An apple a day keeps the doctor away. Наше первое правило: Выбирай правильную еду.)
Давайте вернемся к нашему кластеру и дополним его. Обучающиеся дополняют (корректируют кластер).
Удалось ли нам сформулировать первое правило?
(Да)
Look at the blackboard, please. You can see some pictures. People are not well. What do they suffer from? Посмотрите на доску. Вы видите картинки. Что беспокоит этих людей, что у них болит?
(He has got a backache. He has got a stomachache. He has got a headache)
What do you do then you when you fall ill? Что вы делаете, когда болеете?
(I visit a doctor.)
Yes, you are right; you visit or consult a doctor. Да, абсолютно верно вы обращаетесь к врачу.
I will give you cards and your task is to make up and to role play your dialogues. One of you is a doctor and your partner is a patient. Вы получите карточки, вашим заданием будет изучить ситуации и построить диалоги.
Обучающиеся составляют диалоги в парах по заданным ситуациям. Для каждой пары отдельная ситуация по теме «На приеме у врача».
Doctor | Patient |
Examine your patient, listen to his (her) lungs and chest. Your patient should take medicine, stay at home, drink milk with honey or butter. Prescribe medicine for his (her) cough. | You have got a bad cough. Your temperature is 37.5 |
Doctor | Patient |
Examine your patient. Ask him (her) to show his tongue. Your patient should stay in bed, take medicine, and drink tea with lemon. Prescribe medicine for his (her) sore throat. | You have got a sore throat. It is difficult for you to swallow. You temperature is 38. |
Doctor | Patient |
Examine your patient. Ask him (her) about his (her) usual meal. Your patient should take medicines, eat hot meals, and keep to a diet. Prescribe medicine for his (her) sore throat. | You have got stomachache. You have pain in your stomach after meal. |
Doctor | Patient |
Examine your patient, listen to his (her) heart, take his (her) blood pressure and pulse. Your patient should take medicine, stay at home, sleep and take his (her) blood pressure regularly. Prescribe medicine for his (her) heart and headache. | You have pain in your heart and a terrible headache. |
Doctor | Patient |
Examine your patient, listen to his (her) lungs, take his (her) temperature. Your patient should take medicine, stay in bed, sleep Prescribe medicine for his (her) flue. | You have flue. You have a terrible headache. Your temperature is very high. |
Dentist | Patient |
Examine your patient. Help your patient. Your patient shouldn’t drink cold or hot drinks. Too many sweets are bad for his teeth | You have a toothache. You like sweets and chocolate a lot. You like cold and hot drinks |
Doctor | Patient |
Examine your patient. Your patient should stay at home. He or she shouldn’t walk. She or he should stay in bed. | You hurt your back yesterday. It hurts you when you move and walk/ |
Could you tell me the second rule of a healthy lifestyle? Каким будет наше второе правило для здорового образа жизни?
(Our second rule is: Visit your doctor when you are ill. Visit your dentist regularly. Have a regular medical checkup. Наше второе правило: обязательно посетите врача, если вы заболели и регулярно проходите профилактические осмотры.)
Удалось ли нам сформулировать второе правило?
(Да)
At home you have answered six questions about sport. Let’s check:
- What individual sports are popular?
(The most popular are walking, swimming, cycling, and aerobics.)
- Do people have time to go to a sports club?
(They have no time to go to a sports club.)
- Can people do sports seriously?
(They can hardly do sports seriously.)
- How can people improve their health?
(They can do exercises.)
- Do you do sport regularly?
(Yes I do.)
- Why do people do sport?
(The want to keep fit and improve their health.)
Read the information and find out how people keep fit. Check your answers. Прочитайте информацию и выясните, что еще делают люди для того, чтобы быть здоровым и поддерживать себя в форме. Проверьте свои ответы.
Обучающиеся читают текст с поиском необходимой информации.
To keep fit most people do sports. Some of them join a sports club. The most popular individual sports are: walking, swimming, cycling, and aerobics.
People work hard. They come home late and are busy at the weekends. They have no time to go to a sports club or a sports centre which is not quite near their homes. They can hardly do sports seriously. They just want to relax.
People of all ages and types do exercises at home to improve their health and to keep fit. In the morning they switch on the TV and follow fitness classes at homeor jogging in the park in the evening.
Have you given right answers at home? Вы дали правильные ответы
(Yes, we have).
What is our third rule of a healthy lifestyle? Каким будет наше третье правило?
(We should go in for sport). (Нам необходимо заниматься спортом)
Нам удалось сформулировать третье правило?
(Да)
Давайте вернемся к кластеру и дополним его новыми идеями.
Обучающиеся работают с кластером.
What will you do to keep fit?
(I will go in for sports. I will eat only healthy food. I will visit my doctor regularly.)
What do you need to give a talk about “Health”? Что вам необходимо для рассказа о здоровье?
(I need a plan). (Мне нужен план.)
Read the following questions and make a plan for your talk: Прочитайте вопросы и составьте план рассказа:
- Is it important to keep fit?
- Do people try to keep fit?
- What do people do to be healthy?
- What food is healthy and what food is useless?
- How often should you visit a doctor ?
- Is it important to have regular medical check-ups regularly?
- What vitamins are necessary and how can we get them?
- Can sport help us to stay healthy?
- What do you do to keep fit ?
- What is your favorite food?
Обучающиеся составляют примерный план рассказа:
- It is important to keep fit.
- Healthy and unhealthy food.
- Medical check-ups.
- Vitamins in our life.
- Sport in our life.
- My favorite sport and my favorite food.
3.Рефлексия.
Обучающиеся заканчивают составлять кластер по теме здоровье.
Обучающиеся сочиняют синквейн по теме здоровье.
- Подведение итогов. Домашнее задание.
Answer the following questions:
- Is it important to keep fit?
- Do people try to keep fit?
- What do people do to be healthy?
- What food is healthy and what food is useless?
- How often should you visit a doctor ?
- Is it important to have regular medical check-ups regularly?
- What vitamins are necessary and how can we get them?
- Can sport help us to stay healthy?
- What do you do to keep fit ?
- What is your favorite food?
Your homework is to speak about healthy lifestyle. Thank you for the lesson I wish you to be happy and healthy.
Приложение 2
1. Получив задание: | |||||||||
3 | планирует работу до её начала | ||||||||
2 | планирует действия в ходе работы | ||||||||
1 | вообще не составляет плана |
4 | точно придерживается плана | ||||||||
3 | отступает от плана в деталях, сохраняя общую последовательность действий | ||||||||
2 | начинает работать по плану, но в ходе работы грубо нарушает порядок действий | ||||||||
1 | работает хаотично, без плана |
6. Помощь в работе: | |||||||||
4 | не нуждается | ||||||||
3 | нуждается и принимает | ||||||||
2 | нуждается, но не умеет пользоваться | ||||||||
1 | нуждается, но не обращается | ||||||||
Общий балл: |
Список используемой литературы:
1. Банникова, Л.С. Методика преподавания иностранных языков и технические средства обучения: Курс лекций для студентов 4 курса специальности 1-02 03 06 01 - “Английский язык”, специальности 1-02 03 06 02 - “Немецкий язык”. В трех частях. Часть I. / Л.С. Банникова. ? Мин-во обр. РБ. - Гомель: УО “ГГУ им. Ф. Скорины”, 2006. - 82 с.
2. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления на уроке/С.И Заир-Бек, И.В Муштавинская. - Москва «Просвещение» 2011.
3. Китайгородская, Г.А. Интенсивное обучение иностранным языкам / Г.А. Китайгородская // Иностранные языки в школе. - 1980. ? № 2. - С. 67-73.
4. Конышева, А.В. Английский язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Минск: Тетра Системс, 2007. - 352 с.
5. Маслыко, Е.А. Коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам / Е.А. Маслыко // Замежныя мовы y Рэспублiцы Беларусь. - 2002. ? № 1. - С.4-6.
6. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. - М.: Просвещение,1985. - 208 с.
7. Рабинович, Ф.М. Интенсивные методы обучения иностранным языкам и средняя школа / Ф.М. Рабинович, Т.Е. Сахарова // Иностранные языки в школе. - 1991. ? № 1. - С. 9-17.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
технология критического мышления на уроках английского языка
план-конспект открытого урока английского языка с использованием тркм в 11 классе...
Использование методов и технологии критического мышления на уроках английского языка
Материал представляет собой исследование принципов критического мышления и возможности его применения на уроках иностранного языка в школе. В докладе представлены самые распространённые методы критиче...
Практические приемы технологии критического мышления на уроке английского языка в старшем звене
Использование приема Insert на практике...
Создание проблемных ситуаций на уроке английского языка как способ реализации системно-деятельностного подхода в начальной школе
Современная школа должна научить ребенка самостоятельно мыслить, учиться всю жизнь и эффективно использовать полученные знания на практике. В этих условиях все большее внимание привлекает к себе систе...
Обобщение опыта по английскому языку по теме «Игровая деятельность на уроке английского языка в процессе реализации системно -деятельностного подхода "
Моя работа направлена на развитие у учащихся следующих таких ключевых компетенций, как: инициативность (активная жизненная позиция), коммуникативная культура (умение работат...
Методический семинар "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС" (речевое сопровождение размещено в разделе "АУДИО")
Методический семинар для конкурса "Учитель года 2018" - "Применение технологии критического мышления на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"...
Проектирование современного урока иностранного языка в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении
Проектирование современного урока иностранного языка в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении...