Метод проектов как один из видов обучения в сотрудничестве.
статья по теме
В данной статье размещён материал, обобщающий мой многолетний опыт работы с учащимися по созданию мультимедийных презентаций. Основные принципы личностно-ориентированного подхода к обучению.
Излагаются этапы работы над проектами, психологические и технические трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_proektov_kak_odin_iz_vidov_obucheniya_v_sotrudnichestve.docx | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как один из видов обучения в сотрудничестве.
Учитель Английского языка ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга
Потапова Ирина Евгеньевна
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами некоторым опытом исследовательской работы с учащимися, а именно: разработки мультимедийных презентаций, сайтов, проектов.
В Национальном проекте << Образование>> в качестве самой большой ценности провозглашается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять различные виды деятельности (учебную, трудовую, эстетическую), и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Всё это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе (ЛОП) к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ЛОП делает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Как влияет (ЛОП) на выбор технологии обучения?
Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения как “Обучение в сотрудничестве” и "Метод Проектов” (который может включать в себя обучение в сотрудничестве).
Всё вышесказанное и даёт нам основание считать ”Метод Проектов” одним из самых эффективных в обучении, воспитании и образовании.
А начинается всё с мотивации. Учащиеся начальной и 5-х – 8-х классов мотивированы на творческую деятельность всегда. Они легко увлекаются просмотрев презентации других. И учителя привлекают к работе всех желающих.
В нашей Гимназии учащиеся 10-х классов, участвуя в работе УНИО, должны подготовить проект по любому предмету. В конце учебного года проводится сессия, в которую ученики сдают один экзамен по выбору и по информационным технологиям (ИТ): защищают свой проект. Задача учителя – заинтересовать своим предметом и привлечь к работе над проектом. Как показывает практика ( а проектной деятельностью я занимаюсь с 2003 года) учащиеся с любым уровнем знаний работают с удовольствием и справляются с данным видом деятельности.
Как вы понимаете, за работу по руководству проектом учитель не получает материального вознаграждения, но мотивация у учителя всё-таки есть:
- Возможность профессионального роста;
- Расширение кругозора;
- Освоение новых информационных технологий;
- Моральное удовлетворение результатом.
Работа над проектом ведётся поэтапно. Она начинается с того, что в начале сентября учащиеся информируются о том, что возможно сдать интегрированный экзамен по ИТ и интересующему их предмету. К концу сентября они должны уже определиться с предметом. В октябре они начинают работу непосредственно над проектом и заканчивают её в середине марта. В конце марта проводятся несколько конференций: по ИТ – “ Профи “, по всем предметам - “ Купчинские Чтения“ и Городские Гимназические Чтения. Те учащиеся, которые не успевают закончить работу к этому сроку продолжают работу до конца мая и сдают экзамен. Те же, которые выступали на конференции от экзамена освобождаются.
Реферат (бумажная версия) должен быть готов и сдан на проверку учителю в середине февраля. Потом могут быть мелкие доработки и исправления. С конца января начинается работа над электронной версией: презентацией или сайтом. Теперь мы работаем в тесном контакте с учителями информатики, которые помогают облечь текст, иллюстрации и всю представленную информацию в форму, интересную для просмотра. Я обычно напоминаю учащимся про конфету в обёртке: внутри – вкусно (содержание – интересно), а снаружи – красиво (презентация – привлекает внимание). Конечно, учащиеся должны владеть информационными технологиями, например, уметь делать презентации в Power Point . Учителя ИТ оказывают нам неоценимую помощь – без этого результат был бы не такой впечатляющий.
Этапы работы над проектом.
I этап – Целеполагание. По моему мнению – самый важный. Выбор темы, выявление одной или нескольких проблем. В теме должна быть “изюминка”, то, что заинтересует большинство и о чём мы не имеем достаточно информации. Как правило, я предлагаю тему сама, но она должна нравиться и ученику, чтобы он работал с удовольствиям. Ученик может выбрать тему сам, но формулировка обсуждается с учителем. Иногда приходится намекать: какую информацию искать и о чём нужно обязательно написать.
Самые удачные презентации, которые были разработаны учащимися под моим руководством. ”What the Romans left in Britain”, “Diana, The Princess of Wales”, ”Winny - the Pooh-familiar and unfamiliar”, ”The Royal London- the parks and palaces”, ”The Parliamentary London – history and traditions”, ”Queen Victoria and the rising of the British Empire”, ”Cowboys: myths and reality”…
Сейчас идёт работа над двумя проектами, но какими они будут говорить ещё преждевременно.
II. Планирование. 1. Предварительное составление плана содержания с определением конечной цели. 2. План работы над проектом (установка чётких сроков работы). 3. Установка сроков отчётности (число - примерно 1 раз в две недели, время). 4. Расписание консультаций (день, время).
В процессе работы происходит корректировка планирования содержания, в результате которой появляется развёрнутое планирование.
III.Работа над проектом.
А. Библиографический поиск.
1. Знакомство с библиотеками Санкт-Петербурга: а. публичной библиотекой, б. библиотекой им .В. В. Маяковского, в. библиотекой литературы на иностранных языках, г. районными библиотеками.
2. Знакомство с типами каталогов. а. алфавитный, б. систематический.
Б. Поиск в СМИ: в сети Интернет и др.
Естественно, если у меня имеются какие-либо материалы ( литература, фото, видео материалы), я предоставляю их ученикам.
В. Работа над проектом. Это самый трудный этап, т.к. учащиеся не в полной мере могут организовать самостоятельную работу в течение такого длительного срока как 3-4 месяца. В течение этого периода приходится и напоминать о работе, и указывать на ошибки, и даже исправлять их самой (в зависимости от уровня владения английским языком). Это самый длительный и монотонный этап. Происходит систематическая корректировка по ходу работы, шаг за шагом. В это время очень важна поддержка со стороны учителя и родителей. Как в любой исследовательской работе может наступить кризисная или тупиковая ситуация. Были и слёзы , и желание всё бросить при незначительных трудностях. Постоянно надо поддерживать и воодушевлять.
IV. Защита проекта. В середине марта происходит предзащита перед выходом на районную конференцию “ Купчинские чтения“ и городские конференции ”Профи“ и Гимназические Чтения. В конце мая учащиеся сдают интегрированный экзамен по ИКТ и выбранному предмету.
Учителя гимназии пользуются презентациями в своей работе по темам: Лондон, Парламент, История Великобритании, Литературные персонажи и пр. А также при подготовке поездок в Лондон и разработке маршрутов экскурсий.
В заключение хочу сказать, несмотря на то, что эта работа занимает очень много времени, т.к. по сути является внеурочной, она приносит огромное удовлетворение видеть то, насколько выросла самооценка учащихся и повысилась их мотивация к изучению английского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов, как один из видов самостоятельной работы
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону обучения. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного обра...
Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения
Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....
метод проектов- как один из факторов личностно - ориентированного обучения
Цели ,задачи проектной деятельности.Требования к проектам....
Презентация "Метод проектов как один из видов развивающего обучения в процессе преподавания спецпредметов."
В данной презентации вы найдете все, что надо знать об образовательных проектах....
Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенций при обучении школьников английскому языку
Выступление на педагогическом совете школы...
Метод проектов как один из наиболее эффективных для развития познавательных УУД в обучении иностранным языкам.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС общего образования. Учителя иностранного языка давно работают по проектной ...
Мастер-класс по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов, как одним из интерактивных методов обучения. Задачи:- осмыслить педагогами понятие «интерактивное обучение&raq...