Метод проектов как один из видов обучения в сотрудничестве.
статья по теме
В данной статье размещён материал, обобщающий мой многолетний опыт работы с учащимися по созданию мультимедийных презентаций. Основные принципы личностно-ориентированного подхода к обучению.
Излагаются этапы работы над проектами, психологические и технические трудности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов как один из видов обучения в сотрудничестве.
Учитель Английского языка ГБОУ Гимназия №227 Санкт-Петербурга
Потапова Ирина Евгеньевна
Уважаемые коллеги! Хочу поделиться с вами некоторым опытом исследовательской работы с учащимися, а именно: разработки мультимедийных презентаций, сайтов, проектов.
В Национальном проекте << Образование>> в качестве самой большой ценности провозглашается свободная, развитая и образованная личность, способная жить и творить в условиях постоянно меняющегося мира.
Выпускник школы должен обладать нужными для этого знаниями, составляющими целостную картину мира, навыками и умениями осуществлять различные виды деятельности (учебную, трудовую, эстетическую), и опытом творческой деятельности, уметь пользоваться новыми информационными технологиями, быть готовым к межличностному и межкультурному сотрудничеству, как внутри своей страны, так и на международном уровне.
Всё это может быть достигнуто лишь при личностно-ориентированном подходе (ЛОП) к образованию и воспитанию, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. ЛОП делает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение школьников к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами иностранного языка, включение школьников в диалог культур.
Как влияет (ЛОП) на выбор технологии обучения?
Необходимость поставить ученика в центр учебного процесса, сделать его активным субъектом деятельности учения, организовать его взаимодействие с другими учащимися, придать учебному процессу реальную практическую направленность заставляет отдавать предпочтение таким технологиям обучения как “Обучение в сотрудничестве” и "Метод Проектов” (который может включать в себя обучение в сотрудничестве).
Всё вышесказанное и даёт нам основание считать ”Метод Проектов” одним из самых эффективных в обучении, воспитании и образовании.
А начинается всё с мотивации. Учащиеся начальной и 5-х – 8-х классов мотивированы на творческую деятельность всегда. Они легко увлекаются просмотрев презентации других. И учителя привлекают к работе всех желающих.
В нашей Гимназии учащиеся 10-х классов, участвуя в работе УНИО, должны подготовить проект по любому предмету. В конце учебного года проводится сессия, в которую ученики сдают один экзамен по выбору и по информационным технологиям (ИТ): защищают свой проект. Задача учителя – заинтересовать своим предметом и привлечь к работе над проектом. Как показывает практика ( а проектной деятельностью я занимаюсь с 2003 года) учащиеся с любым уровнем знаний работают с удовольствием и справляются с данным видом деятельности.
Как вы понимаете, за работу по руководству проектом учитель не получает материального вознаграждения, но мотивация у учителя всё-таки есть:
- Возможность профессионального роста;
- Расширение кругозора;
- Освоение новых информационных технологий;
- Моральное удовлетворение результатом.
Работа над проектом ведётся поэтапно. Она начинается с того, что в начале сентября учащиеся информируются о том, что возможно сдать интегрированный экзамен по ИТ и интересующему их предмету. К концу сентября они должны уже определиться с предметом. В октябре они начинают работу непосредственно над проектом и заканчивают её в середине марта. В конце марта проводятся несколько конференций: по ИТ – “ Профи “, по всем предметам - “ Купчинские Чтения“ и Городские Гимназические Чтения. Те учащиеся, которые не успевают закончить работу к этому сроку продолжают работу до конца мая и сдают экзамен. Те же, которые выступали на конференции от экзамена освобождаются.
Реферат (бумажная версия) должен быть готов и сдан на проверку учителю в середине февраля. Потом могут быть мелкие доработки и исправления. С конца января начинается работа над электронной версией: презентацией или сайтом. Теперь мы работаем в тесном контакте с учителями информатики, которые помогают облечь текст, иллюстрации и всю представленную информацию в форму, интересную для просмотра. Я обычно напоминаю учащимся про конфету в обёртке: внутри – вкусно (содержание – интересно), а снаружи – красиво (презентация – привлекает внимание). Конечно, учащиеся должны владеть информационными технологиями, например, уметь делать презентации в Power Point . Учителя ИТ оказывают нам неоценимую помощь – без этого результат был бы не такой впечатляющий.
Этапы работы над проектом.
I этап – Целеполагание. По моему мнению – самый важный. Выбор темы, выявление одной или нескольких проблем. В теме должна быть “изюминка”, то, что заинтересует большинство и о чём мы не имеем достаточно информации. Как правило, я предлагаю тему сама, но она должна нравиться и ученику, чтобы он работал с удовольствиям. Ученик может выбрать тему сам, но формулировка обсуждается с учителем. Иногда приходится намекать: какую информацию искать и о чём нужно обязательно написать.
Самые удачные презентации, которые были разработаны учащимися под моим руководством. ”What the Romans left in Britain”, “Diana, The Princess of Wales”, ”Winny - the Pooh-familiar and unfamiliar”, ”The Royal London- the parks and palaces”, ”The Parliamentary London – history and traditions”, ”Queen Victoria and the rising of the British Empire”, ”Cowboys: myths and reality”…
Сейчас идёт работа над двумя проектами, но какими они будут говорить ещё преждевременно.
II. Планирование. 1. Предварительное составление плана содержания с определением конечной цели. 2. План работы над проектом (установка чётких сроков работы). 3. Установка сроков отчётности (число - примерно 1 раз в две недели, время). 4. Расписание консультаций (день, время).
В процессе работы происходит корректировка планирования содержания, в результате которой появляется развёрнутое планирование.
III.Работа над проектом.
А. Библиографический поиск.
1. Знакомство с библиотеками Санкт-Петербурга: а. публичной библиотекой, б. библиотекой им .В. В. Маяковского, в. библиотекой литературы на иностранных языках, г. районными библиотеками.
2. Знакомство с типами каталогов. а. алфавитный, б. систематический.
Б. Поиск в СМИ: в сети Интернет и др.
Естественно, если у меня имеются какие-либо материалы ( литература, фото, видео материалы), я предоставляю их ученикам.
В. Работа над проектом. Это самый трудный этап, т.к. учащиеся не в полной мере могут организовать самостоятельную работу в течение такого длительного срока как 3-4 месяца. В течение этого периода приходится и напоминать о работе, и указывать на ошибки, и даже исправлять их самой (в зависимости от уровня владения английским языком). Это самый длительный и монотонный этап. Происходит систематическая корректировка по ходу работы, шаг за шагом. В это время очень важна поддержка со стороны учителя и родителей. Как в любой исследовательской работе может наступить кризисная или тупиковая ситуация. Были и слёзы , и желание всё бросить при незначительных трудностях. Постоянно надо поддерживать и воодушевлять.
IV. Защита проекта. В середине марта происходит предзащита перед выходом на районную конференцию “ Купчинские чтения“ и городские конференции ”Профи“ и Гимназические Чтения. В конце мая учащиеся сдают интегрированный экзамен по ИКТ и выбранному предмету.
Учителя гимназии пользуются презентациями в своей работе по темам: Лондон, Парламент, История Великобритании, Литературные персонажи и пр. А также при подготовке поездок в Лондон и разработке маршрутов экскурсий.
В заключение хочу сказать, несмотря на то, что эта работа занимает очень много времени, т.к. по сути является внеурочной, она приносит огромное удовлетворение видеть то, насколько выросла самооценка учащихся и повысилась их мотивация к изучению английского языка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/12/picture-21955-1549952216.jpg)
Метод проектов, как один из видов самостоятельной работы
Произошедшие в последние годы изменения в практике отечественного образования не оставили без изменения ни одну сторону обучения. Пробивающие себе дорогу новые принципы личностно-ориентированного обра...
Метод проектов при организации различных видов деятельности учащихся в процессе обучения
Это иновационный педагогический проект может пригодиться вам для выступления на семинарах, педагогических советах и т.д....
метод проектов- как один из факторов личностно - ориентированного обучения
Цели ,задачи проектной деятельности.Требования к проектам....
![](/sites/default/files/pictures/2013/06/09/picture-257746-1370760826.gif)
Презентация "Метод проектов как один из видов развивающего обучения в процессе преподавания спецпредметов."
В данной презентации вы найдете все, что надо знать об образовательных проектах....
![](/sites/default/files/pictures/2012/12/17/picture-166248-1355766366.jpg)
Метод проектов как один из способов повышения коммуникативной компетенций при обучении школьников английскому языку
Выступление на педагогическом совете школы...
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/03/picture-416608-1396506769.jpg)
Метод проектов как один из наиболее эффективных для развития познавательных УУД в обучении иностранным языкам.
Исследовательская и проектная деятельность обучающихся - основа формирования ключевых компетенций в условиях реализации ФГОС общего образования. Учителя иностранного языка давно работают по проектной ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/16/picture-682825-1613471469.jpg)
Мастер-класс по теме: «Метод проектов как один из интерактивных методов обучения»
Цель мастер-класса: повысить мотивацию педагогов к овладению методом проектов, как одним из интерактивных методов обучения. Задачи:- осмыслить педагогами понятие «интерактивное обучение&raq...