Различные виды чтении, их роль в процессе реального общения и обучения иностранному языку
статья на тему
В статье определяется роль чтения в процессе обучения английскому языку и развитие коммуникативных навыков.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razlichnye_vidy_chtenii.doc | 427.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Различные виды чтении, их роль в процессе реального общения и обучения иностранному языку
'Readers are made by readers'.
Christine Nuttall
Никому не придет в голову утверждать, что умение читать (произносить слова и понимать их значение ) и быть читателем это одно и то же. Какую же цель преследует учитель, когда занимается обучением чтению? Конечно же . каждый учитель мечтает вырастить из своего ученика читателя .Научиться читать можно только читая и чем больше, тем лучше. Это общеизвестно. Но далеко не каждый наш ученик любит делать это на своем родном языке, не говоря об иностранном. Как же научить его делать то, что он совсем не хочет? Существует два пути: либо заинтересовать собственным примером (поскольку для некоторых учащихся мы можем оказаться единственным читателем в их окружении от которого они могли бы этим "заразиться") и тогда они начнут получать от этого удовольствие, либо доходчиво объяснить им в каких конкретных жизненных ситуациях это им может пригодится.
К сожалению, уроки чтения часто используются в основном как возможность отрабатывать произношение, интонацию, гладкую, выразительную речь и грамматические правила. Не удивительно, что интерес к подобным текстам может и не возникнуть. Для начинающих читателей чтение вслух несомненно является важной составляющей. Необходимо привыкнуть к тому как выглядят написанными слова, ранее выученные устно. Но начальный этап обучения чтению длится не долго, обычно 2 или 3 года. И большинство людей, по завершении этого этапа, практически никогда не прибегают к чтению вслух за пределами классной комнаты, за исключением тех случаев, когда нужно прочитать что-нибудь человеку, забывшему очки. Таким образом, чтение вслух перестает быть необходимым элементом урока чтения.
А зачем вообще нужно уметь читать? Как это может нам пригодиться0 С какой целью мы читаем? Мы читаем, потому что хотим извлечь к.л. информацию из написанного: факты, идеи, удовольствие, ощущение единства семьи ( из письма) - как бы там ни было, мы хотим ознакомиться с посланием, заключенном в авторском тексте. И вот здесь и возникает главная проблема. Если у учеников отсутствует необходимость использовать иностранный язык вне класса, то для них единственным мотивом для чтения является освоить процесс чтения. Не следует удивляться, что мотивация у них низкая. И это является главной проблемой для многих учителей иностранного языка. В дальнейшем мы остановимся на различных способах повышения мотивации, превращающих процесс чтения в интересный сам по себе. Но как бы мы не старались искусственно создать такие условия, результаты всегда будут выше, если студенты окажутся лицом к лицу с необходимостью прочитать написанное. По-этому, следует с самого начала обратить внимание учащихся на те ситуации и обстоятельства в которых умение читать на иностранном языке может оказаться для них жизненной необходимостью. Это поможет им понять, что чтение это не просто лингвистическое упражнение, но и такое практическое действие как извлечение определенной информации с конкретной целью.
Урок, построенный на базе к.л. текста, это совсем не то же самое, что урок чтения. Большинство умений, которые отрабатываются в таком уроке, не имеют отношения к чтению, как таковому. Каким же образом отличается урок чтения? Во-первых, выбранный текст должен быть написан не для того, чтобы учить язык, а для того, чтобы проинформировать о чем-либо или развлечь (Текст должен содержать в себе послание). Во-вторых, процедура общения с текстом должна быть иной - целью урока чтения является развитие способностей студента к извлечению послания, содержащегося в тексте. Т.о., в противоположность уроку развития языковых навыков, на уроках чтения мы не должны пытаться вложить что-либо в его голову, а, напротив, вынудить его проделать эту операцию самостоятельно, используя знания, которыми он уже обладает для того, чтобы ознакомиться с новой информацией.
Целью программы обучения чтению т.о. является развитие в ученике умений читать незнакомый аутентичный текст без посторонней помощи, с приемлемой скоростью, молча и с адекватным пониманием. Умение варьировать скорость чтения говорит о компетентности читателя. Учителю следует научить своих учащихся использовать разные скорости при чтении различных материалов и преследуя разные цели. Какую помощь может в этом оказать учитель? Первое - выбрать подходящий текст и второе - подобрать задания, которые помогут сфокусировать внимание ученика на этом тексте.
Если речь идет о чтении, как о самостоятельном виде речевой деятельности, то такое чтение имеет целью извлечение из текста полной информации. В реальной жизни мы читаем по разному, но характер чтения определяется целью, которую мы в каждом конкретном случае преследуем.
Все современные программы выделяют три основных вида или умения чтения, которые наилучшим образом способствуют решению тех или иных задач, связанных с использованием письменных текстов.
SKIMMING- подразумевает, что учащиеся должны определить основную идею текста не вдаваясь в детали.
INTENSIVE READING (reading for detail) - представляет собой детальное понимание текста не только на уровне содержания, но и смысла.
SCANNING- направлено на поиск конкретной информации в тексте
Выбор вида чтения тесно с вязан с жанром текста, с которым мы работаем.
Например, если нашей целью является «intensive reading» мы можем использовать научно- популярную, художественную литературу или журналистский жанр. В то же время информационные материалы (например, вывески, объявления, карты , графики и тп) не очень подходят для такого вида чтения.
Зависимость выбора жанра текста от вида чтения представлено в следующей таблице.
Если мы обучаем skimming , мы должны использовать аутентичные материалы, показывающие особенности жизни и культуры англо-говорящих стран. Язык таких текстов не должен содержать диалектов, а их содержание должно соответствовать
Интересам учеников определенной возрастной гнруппы
Обучая учащихся intensive reading, желательно представить им аутентичные
тексты, отвечающие их коммуникативным потребностям
Тексты для scanning должны содержать некоторую полезную информацию.
Для эффективного чтения на иностранном языке необходимо сформировать определенные навыки, например:
- игнорировать неизвестное, если оно не мешает выполнению поставленной
- задачи;
- вычленять смысловую информацию,
- читать по ключевым словам;
- работать со словарем
- использовать сноски и комментарии, предлагаемые в тексте, интерпретировать и трансформировать текст и т .д
ЭТАПЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ...
При работе с любым текстом можно выделить три основных этапа: дотекстовый текстовый и послетекстовый этапы.
Цели и задачи каждого из них:
ДОТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
Цели:
- определить/ сформулировать речевую задачу для первого прочтения
- создать необходимый уровень мотивации у учащихся
- по возможности сократить уровень языковых и речевых трудностей
Упражнения и задания
1 Работа с заголовком
- По заголовку можно попросить учащихся определить тематику текста, перечень поднимаемых в нем проблем
- ключевые слова и выражения.
2 Использование ассоциации, связанных с именем автора (Ж.Верн, А.Кристи и т.д.)
- К какому жанру можно предположительно отнести этот текст? - Кто по вашему будет главным героем (его профессия, национальность)
- Где и в какое время может происходить действие?
3. Сформулировать предположение на основе имеющихся иллюстраций
4. Ознакомиться с новой лексикой и определить тематику/ проблематику текста на основе языковой догадки. (Попытаться определить основную идею текста;
5. Просмотреть текст/ первый абзац и определить о чем этот текст*
6. Прочитать вопросы и утверждения по тексту и определить его тематику и проблематику ~
7. Попытаться ответить на предложенные вопросы до чтения текста.
ТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
Цели:
- Проконтролировать степень сформированностн различных языковых навыков
и речевых умений
- -продолжить формирование соответствующих навыков и умении
Упражнения и задания:
1. Найти, выбрать/прочесть/соединить/вставить:
- на предложенные вопросы подтверждение правильности/ложности утверждений подходящий заголовок к каждому абзацу подходящие по смыслу предложение, пропущенное в тексте предложения со следующими словами/ грамматическими явлениями/ идиоматическими выражениями и т.д.
- глаголы/ прилагательные/ эпитеты/ другие тропы, используемые автором для описания кого-либо или чего-либо
- описание внешности/ места события/ отношения кого-либо к чему-либо
2. Догадаться о значении слова или слов по контексту
какой из предложенных переводов/ какое значение слова наиболее точно
отражает ею значение в данном контексте
как будут развиваться события во второй главе/ следующей части текста
ПОСЛЕТЕКСТОВЫЙ ЭТАП
Цели:
Использовать ситуацию текста в качестве языковой/ речевой/ содержательной опоры для развития умений в устной и письменной речи.
Упражнения и задания:
1. Опровергнуть утверждения или согласиться с ними
2. Доказать, что...
3. Охарактеризовать...
4. Сказать, какое из следующих высказываний наиболее точно передает основную мысль теста. Обосновать свой ответ
5. Составить план текста, выделив его основные мысли
6. Рассказать текст от лица главного героя (злодея, наблюдателя, сплетника, журналиста и т.д.)
7. Кратко изложить содержание текста/ составить аннотацию к тексту/дать рецензию на текст и т.д.
Я. Придумать, что могло бы случиться, если бы... Придумать новый конец
9. Придумать новое название
10. Подобрать/ отобрать пословицы, которые подходят по смыслу к данной ситуации и наиболее точно передают идею текста
11. Взяв за основу ситуацию текста, написать собственный текст в др. жанре и т.д.
Подводя итоги вышеизложенному, мы хотели быя подчеркнуть что индивидуальное чтение в средней школе- это эффективное средство улучшения языковой подготовки ее выпускников. Оно может практиковаться даже в условиях неспециализируемой средней школы в рамках факультативных занятий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельностный подход в обучении различным видам чтения на иностранном языке
Статья раскрывает сущность деятельностного подхода в обучении различным видам чтения на иностранном языке. Данная статья опубликована в сборнике "Повышение педагогической компетентности ра...
Тастембекова Айслу Шамбыловна "Роль наглядности и игровых приёмов в обучении иностранному языку"
Выступление на РМО учителей немецкого языка подготовил...
Использование невербальных средств общения в обучении иностранным языкам
Овладение невербальными средствами иноязычного общения бесспорно приближает учащегося к полноценному коммуникативному акту на иностранном языке, ведь человек не может разговаривать, оставаясь неподвиж...
Статья "Роль переписки с зарубежными партнерами в обучении иностранному языку"
School 51 joined an international project Cambridge English Penfriends and started the correspondence with students from Greece and Cyprus. This project aims at the development of speech and social co...
Роль проектного метода в повышении эффективности обучения иностранному языку.
Не утратил актуальность, а скорее, стал еще более актуальным, метод проектов в наше время. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых информационных ...
Овладение непосредственной формой общения при обучении иностранному языку детей начальных классов первого года обучения
Расширение и качественные изменения характера международных связей нашей страны, интернационализация всех сфер общественной жизни делают иностранный язык востребованным в практической и интеллектуальн...
Различные виды чтения применяемые на уроках иностранного языка.
В зависимости от целевой установки, в зависимости от того какую задачу мы хотим решить, различают просмотровое, ознакомительное, изучающее и поисковое чтение. Зрелое умение читать предполагает как вла...