Методика обучения иностранному языку.
статья на тему

Кошкина Алёна Викторовна

Методика обучения иностранному языку. Общая и частная методика. Методика как педогагическая наука.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya2.docx25.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                     

                             

                          Методика обучения иностранному языку.

                                                                                         Статью подготовила Кошкина А.В.

                                                                                                   Учитель иностранного языка.

                                                                                                                     ГБОУ СОШ №422

                                                            Кронштадт 2014

                                                      Методика обучения ИЯ

Общая и частная методика обучения ИЯ

Методика – научная дисциплина, которая занимается разработкой наиболее эффективных приемов, форм и методов обучения с учетом содержания, условий и целей обучения ИЯ в общеобразовательной школе.

Методика обучения ИЯ – это сис-ма способов и средств с помощью которых изучение ИЯ происходит максимально эффективно.

Методика ИЯ – это наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитание средствами изучаемого языка

В теории преподавания ИЯ целесообразно различать общую, специальную и частную методики. Если общая методика разрабатывает общие принципы обучения и воспитания учащихся независимо от изучаемого языка (общим является все то, что раскрывает закономерности овладения ИЯ в условиях классно-урочной системы), то частная методика представляет собой теорию обучения определенному языку в условиях конкретной языковой аудитории  и исследует обучение тем языковым и речевым явлениям, которые являются специфичными для конкретного ИЯ.  Специальная методика – это научно-методические работы в которых характеризуются особенности преподавания отдельных аспектов языка или вида речевой деятельности, использование технических ср-в, организация контроля на занятиях и т.д. (такие методики издаются в форме учебных пособий и способствуют расширению учебного кругозора)

Методика обучения ИЯ как педагогическая наука

Становление методики как науки совершалось в течении целого ряда десятилетий. На протяжении этого периоданаиболее дискуссионным был вопрос о статусе этой научной дисциплины. Так Л.В. Щерба писал, что «методика преподавания ИЯ представляет собой практическое приложение сравнительного языкознания». Б.В. Беляев полагал, что методика есть ничто иное как прикладная психология. (но данная точка зрения не получила развития, т.к. проблемы отбора материала, использования различных приемов не решается лишь только с опорой на психологию). И.В. Рахманов также считал, что методика не обладает собственными закономерностями, а заимствует их у смежных с нею дисциплин, что ставит под сомнение ее самостоятельный научный статус. В конце 30 начале 40 начинает формироваться еще одно направление – определение методики как педагогической науки. У педагогики и методики имеется один объект изучения – процессы обучения,Ю воспитания и научения в их единстве, цели и задачи обучения. Едиными являются и методы  исследований,  поэтому  определение  методики  как  педагогической науки было шагом вперед к ее оформлению в самостоятельную науку.

Признаки методики как науки:

  1. Имеет теоретический фундамент и экспериментальную базу
  2. Имеет рабочее поле для проведения исследования, проверки гипотиз и отбора фактов.

- взаимосвязь с другими науками

Методика связана с:

  • психологией

= при общении с детьми разного возраста нужно учитывать их психологические особенности

= мы формируем навыки и умения у человека, следовательно нужно знать психологические особенности этих навыков и умений

= мы имеем дело не с языком как с системой знаний, а с активной речевой деятельностью

  • педагогикой (М соотносится с педагогикой как частное с общим. Данные общей педагогикиимеют определяющее значение при решении вопросов, связанных с целями обучения, ступенями обучения, общей направленностью процесса обучения и т.д. Данные дидактики учитываются в М при разработке процесса обучения, принципов и методов обучения и контроля его результатов)
  • кибернетика (наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в машинах, живых организмах и обществе) – привлечсение понятий кибернетики ведет к уточнению целей обучения и к расчленению процесса обучения на измеримые отрезки. Это составляет основу для разработки программированного обучения и обучающих машин.
  • Лингвистикой (понимание сущности языка и речи влият на решение основных вопросов методики и на отбор содержания и методов обучения). (отличие лингвистики от методики – Л занимается анализомсистем языковых знаков, а М занимается реализацией этого языкового материала в активной творческой иноязычой речевой деятельности).
  • Социологией
  • Страноведением

Методы психологических и педагогических исследований.

Исследование - это процесс и результат научной деятельности направленной на получение новых знаний о закономерностях в структуре, механизмов функционирования изучаемого явления, а также содержание, принципах, методах и организационных формах деятельности.

Метод - это путь научного исследования или способ познания какой-либо реальности.

Группы психологических методов:

1. организационные методы (сравнительный, лонгитюдный, комплексный);

2. эмпирические способы добывания научных данных (обсервационные методы - наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы - лабораторный, полевой, естественный, формирующий психолого-педагогический; психодиагностические методы - тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа; праксиметрические методы - приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); метод моделирования - математическое, кибернетическое и др.; биографические методы - анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;

3. приемы обработки данных (методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа);

4. интерпретационные методы (генетический и структурный метод).

Методы педагогического исследования подразделяются на теоретические и эмпирические. 

1. Теоретические методы: анализ, синтез, абстрагирование, конкретизация, моделирование.

2. Эмпирические методы исследования подразделяются на частные и общие.

Частные методы: наблюдение, устный опрос (беседа, интервью), письменный опрос (анкетирование, метод экспертных оценок, тестирование), анализ содержания педагогических документов, продуктов деятельности.

Общие методы эмпирического исследования: обследование, изучение и обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент.

Метод эксперимента состоит в организации целенаправленного наблюдения, когда по плану исследователя изменяется частично ситуация, в которой находятся участники эксперимента испытуемые.

Эмпирические методы.

Под анализом понимают разделение объекта (мысленно или реально) на составные части с целью их отдельного изучения.

Наблюдение - предметное, систематичное и целенаправленное восприятие внешнего поведения человека с целью его последующего анализа и объяснений. Предметом наблюдения являются поступки, действия, высказывания, мимика, жесты и т.д., все, что может быть отнесено в действие.

Виды наблюдения:

1. Стандартизированное (проводимое строго с намеченной программой)

2. Свободное наблюдение (не имеющее заранее установленных рамок)

3. Включенное (когда исследователь становится участником процесса, за которым наблюдает внутри)

4. Скрытое

5. Внешнее (наблюдение за человеком со стороны) и внешнее (самонаблюдение).

Главными особенностями метода наблюдения являются:

- непосредственная связь наблюдателя и наблюдаемого объекта;

- пристрастность (эмоциональная окрашенность) наблюдения;

- сложность (порой - невозможность) повторного наблюдения.

Главное достоинство метода наблюдения - все факты добываются из жизни, что позволяет выявлять и анализировать причины изменений происходящих в учебно-воспитательном процессе.

Недостаток - данный метод носит субъективный характер и требует проверки результатов, сравнение с данными других исследований.

Метод беседы и анкетирования. Все направлено на получение информации об испытуемом. Должны также соответствовать всем тем требованиям, которые предъявляются. Основную сложность данного метода составляет подготовка вопросов, они должны быть логичны и связаны между собой, а также обработка данных анкет.

Беседа - широко распространенный в педагогической психологии эмпирический метод получения сведений (информации) об ученике в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Это специфичный для педагогической психологии метод исследования поведения учащегося. Диалог между двумя людьми, в ходе которого один человек выявляет психологические особенности другого, называется методом беседы.

Анкетирование - эмпирический социально-психологический метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования вопросы, составляющие анкету.

Взаимосвязь лингводидактики и методики

В настоящее время общепризнанным является понимание методики как теоретической и прикладной науки, предметом которой является научное обоснование целей, содержания обучения, а также научная разработка наиболее эффективных методов, приемов и форм обучения с учетом поставленных целей, содержания и конкретных условий обучения. В настоящее время методика как наука переживает определенный кризис. Для выхода из него необходимо обосновать новое концептуальное решение методических проблем и укрепить теоретические основы методики с целью создания объективной научной базы для оценки эффективности методов обучения и их дальнейшего развития. Сделать это — значит усилить теоретический фундамент методической науки за счет лингводидактических данных. В новой образовательной парадигме методические проблемы требуют своего осмысления не только с позиции преподавания предмета, но и с точки зрения процессов усвоения обучаемым языка в различных учебных условиях. Речь идет о получении объективных данных усвоения языка, подкрепленных не столько эмпирическими исследованиями на материале конкретного языка, сколько глубоким теоретическим обоснованием всех факторов, влияющих на процесс овладения ИЯ независимо от конкретных условий обучения.

Лингводидактика является такой отраслью методической науки, которая обосновывает содержательные компоненты образования, обучения, научения в их неразрывной связи с природой языка и природой общения как социального феномена, детерминирующего деятельностную сущность речевых произведений, в основе которых лежат механизмы социального взаимодействия индивидов. В таком понимании данная наука выступает в качестве методологического аспекта теории обучения и призвана разрабатывать основы методологии обучения ИЯ.

Отношение между лингводидактикой и методикой не есть отношение между теорией и практикой. Лингводидактика формулирует общие закономерности, касающиеся функционирования механизмов способности человека к иноязычному общению и способов их формирования. Не случайно целый ряд ученых считает лингво-дидактику общей теорией овладения и владения языком в условиях обучения. Методика берет на вооружение Лингводидактические закономерности, «препарирует» их с точки зрения педагогических законов и реализует их в конкретных учебниках, системах упражнений, средствах обучения, в учебном процессе.

В методической литературе в последнее время высказывается предложение заменить термин «методика» термином «лингводидактика».

Современная лингводидактика выдвигает в качестве своей центральной категории концепт вторичной языковой личности, понимаемой как совокупность способностей/готовности человека к «производству» речевых поступков в условиях аутентичного общения с представителями других культур. Данная совокупность способностей/готовности является и целью, и результатом овладения ИЯ. Поэтому она имеет принципиальное значение и для современной методики обучения ИЯ. Лингводидактика дает описание модели вторичной языковой личности, ее уровней, механизмов и условий функционирования и формирования в учебных условиях, факторов, определяющих полноту/неполноту владения языком и др. и обосновывает основные закономерности овладения языком в учебных условиях. В свою очередь, методика обучения ИЯ нацелена на научное обоснование различных моделей формирования вторичной языковой личности в условиях обучения, и, следовательно, предметом ее интересов является вторичная языковая личность как цель .обучения, а также процесс «передачи» и развития способности к речевому общению на изучаемом языке.

Методика как научная дисциплина, т.е. теория обучения языку, имеет свой предмет исследования - это совокупность знаний, накопленных за время существования методики как науки, об ее объекте в виде различных теорий обучения, методических рекомендаций в процессе, методах и средствах обучения и способах повышения их эффективности. Предмет обучения - это иностранный язык, являющийся одновременно и целью и средством обучения.

У методики есть свой объект исследования - это процесс обучения языку, суть которого сводится к передаче преподавателем учащимся знаний о языке и формированию навыков и умений пользования языком в процессе общения. Объектом методики обучения иностранному языку являются способы обучения и способы учения.

1. Способы обучения (учитель):

- объяснения

- показ

- подкрепление

2. Способы учения (обучающийся)

- осознанное восприятие

- повторение

- поиск

Список использованной литературы:

-http://old.kpfu.ru/f10/bibl/resource/articles.php?id=6&num=11000000

-http://old.kpfu.ru/f10/publications/2004/articles.php?id=6&num=11000000

-Teaching Language In Context by Alice C. Omaggio-Hadley (1986, Paperback) : Alice C. Omaggio Hadley (1986)

-Бастрикова Е.М. Коммуникативная компетенция как лингводидактический феномен

(С.43-48; 0,39 п.л.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения иностранному языку школьников, повышающая качество знаний по предмету.

В данной теоретической части работы необходимо  остановиться на тех базисных положениях,  в которых отражаются и обобщаются самые  существенные стороны деятельности, то ест...

Методические рекомендации на тему "Методика обучения иностранному языку в средней школе"

Работа содержит методические рекомендации для учителей по обучению иностранному языку в средней школе: цели, содержание обучения, специфику предмета, методы и принципы обучения, структуру деятельности...

Принципы и основные технологии работы коммуникативной методики обучения иностранному языку.

В данной работе мы рассмотрим роль учителя и учащихся в рамках коммуникативного метода обучения. Также затронем основополагающие принципы коммуникативного взаимодействия для создания более динам...

Методическая разработка (немецкий язык) на тему: Методика обучения иностранному языку

О методах, применяемых в  обучении иностранному языку (на примере немецкого языка)...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ЛЗ...

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1

Методика преподавания ИЯ в НШ Раздел 1. Основные понятия и категории методики обучения иностранным языкам_ПЗ1...