Пути формирования речевой компетентности.
статья на тему
Одна из основных задач обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_formirovaniya_rechevoy_kompetentnosti.docx | 21.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Пути формирования речевой компетентности на уроках английского языка
Степановская Е.Н.,
учитель английского языка
Одна из основных задач обучения иностранному языку состоит в формировании коммуникативной компетенции, то есть способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение с носителями языка.
Что такое компетенция? Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентность – эффективное взаимодействие с окружающим миром. Это качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности ее к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности.
Речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
С целью развития коммуникативной компетенции при обучении чтению я использую следующие виды заданий :
- Предлагаю учащимся по заголовку или первому предложению текста предположить, о чем будет текст, обменяться своими мнениями-догадками;
- один текст делится на несколько маленьких фрагментов, каждый из учащихся читает только этот маленький фрагмент и далее все учащиеся обмениваются информацией. В результате, у каждого из участников этой работы формируется знание всего текста (по рассказам других);
- обсудить в парах ряд утверждений по тексту и определить, какое утверждение противоречит содержанию текста;
- соотнести имя героя и его описание – характеристику, представленную в тексте;
- расставить предложения из текста в хронологическом порядке;
- разделить содержание текста на несколько частей и попросить учащихся расставить их в правильном порядке;
- после прочтения текста предлагаю учащимся обсудить основные проблемы, затронутые в тексте;
Таким образом, посредством обучения чтению можно эффективно развивать и совершенствовать коммуникативную компетенцию учащихся.
Коммуникативность в обучении данному виду речевой деятельности достигается за счет применения разных видов чтения, разных видов речемыслительных задач и разных приемов организации чтения как вида речевой деятельности.
Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения аудированию использую следующие задания:
- определить содержание аудиозаписи по заголовку, иллюстрациям, ключевым словам, вопросам и т.д.;
- согласиться с утверждениями или опровергнуть их после прослушивания текста;
- дать заголовок аудио тексту;
- расставить предложения в логическом порядке согласно тому, как развиваются события в прослушанном аудио тексте;
- прослушать текст и вставить пропущенные слова в предложения;
- закончить начатые предложений более обширной информацией из аудио текста;
- прослушать утверждения учителя и определить, какие из них правильные и исправить неправильные, согласно информации, представленной в аудиозаписи;
- прослушать слова и сгруппировать их по какому-либо принципу или признаку, объясняя свой выбор;
- прослушать текст и сказать, что в нем говорилось о чем-либо;
- прослушать текст и найти русский, английский эквивалент слов в параллельном столбце;
- прослушать слова и выбрать те, которые относятся к картинкам;
- прослушать предложения и отметить те, которые не соответствуют содержанию прослушанного текста;
- подобрать иллюстрации к прослушанному тексту;
- заполнить таблицу после прослушивания текста;
Для развития коммуникативной компетенции учащихся посредством обучения письму использую следующие задания:
- пишем поздравительные открытки с Днём Святого Валнтина, С Новым годом
- составить резюме
- написать личное письмо учителю или другу на заданную тему
Говорение - продуктивный (экспрессивный) вид речевой деятельности, посредством которого совместно с аудированием осуществляется устно-речевое общение. Содержанием говорения является выражение мыслей, передача информации в устной форме.
Для развития коммуникативной компетенции учащихся при обучении говорению использую следующие задания:
- речевая зарядка( рифмовки, краткий опрос по теме, речевое упражнение)
- диалогическая речь (ответить на вопросы (краткие, полные, развернутые); проведение игр и викторин;
проведение дискуссии и диспута; составление микродиалогов)
- монологическая речь (составить ситуацию или рассказ (по ключевым словам, по плану, на заданную тему, изложенную кратко); описать картину или серию картин, связанных с изучаемой темой; дать характеристику действующим лицам; обосновать собственное суждение или отношения к фактам;
Говорение выходит на первый план в обучении речевой деятельности. Весь процесс обучения нацелен на формирование коммуникативных навыков в устной речи и навыков оформления мысли посредством языка. в основе обучения устной речи должно быть общение, необходимость в общении, возможность общения, практика общения.
Использование интерактивных форм обучения (обучающие игры, создание проектов, компьютерные презентации, электронные образовательные ресурсы) создают условия для формирования речевой компетенции.
Также одним из способов формирования речевой компетентности на своих уроках я использую наглядность при обучении детей, особенно младших школьников. Воздействуя на органы чувств (зрение, слух), средства наглядности обеспечивают разностороннее полное формирование какого-либо образа, понятия и тем самым способствуют более прочному усвоению знаний, пониманию связи научных знаний из жизни.
Залогом успешной речевой активности учащихся является использование всевозможных коммуникативных заданий при обучении всем видам речевой деятельности, а также использование нетрадиционных форм уроков английского языка, в ходе которых учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии родной страны, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.
Использованная литература:
1Иностранные языки в школе. Интернет-издание для учителей
2Английский язык. Всё для учителя.№9,2013 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология формирования речевой компетентности обучающихся 11-х классов при подготовке к ЕГЭ
Материал презентации позволит организовать эффективную подготовку к ЕГЭ....
Обобщение педагогического опыта "Уроки риторики как средство формирования речевой компетентности учащихся"
В данной работе отражены условия возникновения и становления опыта, показана актуальность и перспективность, выявлена ведущая педагогическая идея, подчеркнута его новизна, помещено приложение, включаю...
Мастер-класс "Формирование речевой компетентности школьников на уроках английского языка"
Под речевой компетентностью подразумевается уверенное владение обучающимися всеми составляющими языка для решения возникающих вопросов в учебной и иной деятельности, при этом акцент делается на ф...
Система работы "Формирование речевой компетентности учащихся на уроках русского языка и литературы"
В статье обобщён материал по данной проблеме...
Формирование речевой компетентности учащихся
В статье рассматривается вопрос о речевой компетентности учащихся. Эта проблема, на мой взгляд, актуальна, потому что снижается уровень культуры общения. Несомненно, перед каждым учителем встает ...
ОБОГАЩЕНИЕ СЛОВАРНОГО ЗАПАСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОВЗ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧЕВОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
Вопрос по обогащению словарного запаса школьника с ОВЗ на сегодняшний день является актуальным. В условиях научного прогресса в обиход входят все новые и новые слова, многие из которых тру...
Формирование речевой компетентности на уроках геометрии
В статье приведены методы и приёмы для формирования речевой компетентности на уроках геометрии....