Выбор УМК, исходя из современных требований к учебнику как основному средству обучения
материал на тему
25/08/2014 г.
Серикова Елена Николаевна
учитель английского языка Вольгинской СОШ
Выступление на заседании МО учителей иностранного языка Петушинского района
Требования к современному УМК по английскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
serikova_e.n._avgust_2014.docx | 40.57 КБ |
Предварительный просмотр:
25/08/2014 г.
Серикова Елена Николаевна
учитель английского языка Вольгинской СОШ
Выступление на МО учителей иностранного языка
Петушинского района
Выбор УМК, исходя из современных требований к учебнику как основному средству обучения
Постоянные изменения, происходящие в обществе в целом, и в системе образования в частности, предъявляют к учебнику, как к основному средству обучения, все новые и новые требования. Образовательное пространство России в настоящее время обеспечено разнообразной учебной литературой по иностранным языкам как отечественных, так и зарубежных авторов. Это дает возможность учителям выбрать учебник, отвечающий специфике школы и класса, соответствующий их методическим предпочтениям. При выборе базового курса учитель может руководствоваться различными критериями, но ведущими, по мнению современных методистов, должны быть следующие:
- является ли данный курс полным учебно-методическим комплектом (УМК) или к нему необходимо подбирать/составлять недостающие компоненты;
- соответствует ли данный курс требованиям отечественных программ по ИЯ;
- соответствует ли данный курс возрасту учащихся, возможному контексту их деятельности, реальным интересам, потребностям и возможностям;
- развивает ли данный курс в достаточной мере необходимые языковые, речевые и социокультурные умения в различных видах речевой деятельности;
- обеспечивают ли материалы данного курса хорошие модели для использования естественного языка, тесно ли увязаны в контексте значение, форма и употребление;
- доступен ли данный курс учителю и ученикам.
УМК «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для общеобразовательных учреждений создан на основе Примерных программ по иностранным языкам и отвечает требованиям федерального компонента Государственного стандарта начального, основного и среднего (полного) общего образования по иностранным языкам, а также соответствует стандартам, разработанным Советом Европы в области обучения иностранным языкам (CEF A1-B2 levels), что является его отличительной особенностью. Являясь совместным международным проектом издательства Просвещение» с британским издательством “Express Publishing”, в котором участвуют российские и британские авторы, данный УМК создан специально для общеобразовательных школ России. Вся линейка УМК включена в Федеральный перечень Министерства образования и науки РФ.
Главные цели курса — это развитие коммуникативной компетенции учащихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и учебно-познавательной, а также развитие и воспитание потребности школьников пользоваться английским языком как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных культур и сообществ.
В основу данной серии в целом положен коммуникативно-когнитивный подход к обучению иностранному языку, предполагающий поэтапное формирование знаний и развитие всех составляющих коммуникативной компетенции. Этому способствует учебник, который поможет учителю выбрать стратегии и приемы обучения с учетом возможностей школьников.
Личностно-ориентированный подход к обучению иностранному языку, которого придерживаются авторы, обеспечивает особое внимание к интересам, индивидуальным особенностям и реальным возможностям учащихся. Ученик становится активным субъектом образовательного процесса, который приобретает деятельностную направленность, а это, в свою очередь, определяет и современные технологии обучения, например метод проектов. Результатом такого процесса обучения должно стать формирование компетентного пользователя иностранного языка, готового осознанно и с желанием участвовать в диалоге и полилоге культур в современном развивающемся мире.
Основными отличительными характеристиками курса «Английский в фокусе» являются:
• аутентичность значительной части языковых материалов;
• адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;
• соответствие структуры учебного материала модулей полной структуре психологической деятельности учащихся в процессе познавательной деятельности: мотивация — постановка цели — деятельность по достижению цели — самоконтроль — самооценка — самокоррекция;
• современные, в том числе компьютерные, технологии;
• интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;
• личностная ориентация содержания учебных материалов;
• включенность родного языка и культуры;
• система работы по формированию общеучебных умений и навыков, обобщенных способов учебной, познавательной, коммуникативной и практической деятельности;
• межпредметные связи как способ переноса языковых знаний и речевых умений на другие образовательные области, освоение языка как средства познания мира;
• возможности дифференцированного подхода к организации образовательного процесса;
• воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.
«Английский в фокусе» для начальной школы (2 – 4 классы) рассчитан на 2 часа в неделю. Разнообразие составляющих его компонентов позволяют учителю достигать положительных результатов в обучении младших школьников без излишнего их переутомления, помогают учащимся эффективно использовать английский язык и дают им возможность изучать его с удовольствием. Учитывая психологические, типологические и возрастные особенности младших школьников, Учебник использует разнообразные по форме и содержанию упражнения и задания, которые сопровождаются красочными иллюстрациями и музыкой.
Для УМК «Английский в фокусе» характерно цикличное повторение изученного материала. Для закрепления и повторения пройденных структур и лексики используются наглядные материалы (раздаточный материал, плакаты), CD и DVD.
УМК «Английский в фокусе»: обеспечивает формирование у младших школьников элементарных коммуникативных умений во всех видах речевой деятельности; способствует развитию речевых, интеллектуальных и познавательных способностей, а также общеучебных умений; знакомит учащихся с миром зарубежных сверстников и культурой англоговорящих стран.
УМК строится на принципах активного, холистического[1] и гуманистического подходов к преподаванию иностранных языков. целостный) опирается на целостную, единую работу мозга.
«Английский в фокусе» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений является продолжением серии «Английский в фокусе» (“Spotlight”) для начальной школы. УМК рассчитан на 3 часа в неделю (90 часов аудиторной работы и 12 резервных уроков).
Основные характеристики УМК для 5–9 классов:
- аутентичность значительной части языковых материалов;
- адекватность методического аппарата целям и традициям российской школы;
- интерактивность, вывод ученика за рамки учебника;
- личностная ориентация содержания учебных материалов;
- включенность родного языка и культуры;
- воспитательная и развивающая ценность материалов, широкие возможности для социализации учащихся.
УМК «Английский в фокусе» для 5–9 классов состоит из следующих компонентов:
1. Учебник состоит из тематических модулей (Modules), каждый из которых включает 9 уроков (по 40-45 минут):
- Уроки a, b, c – введение нового лексико-грамматического материала.
- Урок речевого этикета (English in Use).
- Уроки культуроведения стран изучаемого языка (Culture Corner), России (Spotlight on Russia) для развития социокультурной компетенции.
- Раздел Study Skills посвящен освоению общеучебных умений, а также знакомит учащихся с рациональными приемами изучения иностранного языка как под руководством учителя в классе, так и самостоятельно.
- Урок дополнительного чтения построен на межпредметной основе (Extensive Reading. Across the Curriculum).
- Материл для самопроверки и рефлексии объединен в один урок с вводной страницей следующего модуля.
- Справочные материалы учебника построены с учетом самостоятельности их использования учащимися. Грамматический справочник выполнен на русском языке.
- Поурочный англо-русский словарь.
2. Рабочая тетрадь (Workbook) включает рубрику Translator’s Corner. В конце Рабочей тетради помещены задания и визуальные опоры (карточки) для парной работы. Раздел повторения (Revision Section) посвящен типичными затруднениями учащихся. Рабочая тетрадь выполнена в цвете.
3. Книга для учителя (Teacher’s Book) является составной частью учебно-методического комплекта «Английский в фокусе». Она содержит материалы и методические рекомендации по организации и проведению занятий на определенном этапе обучения, тематическое и поурочное планирование, ключи к Рабочей тетради, Контрольным заданиям и Книге для чтения, сценарий для постановки пьесы по Книге для чтения и необходимые для этого рекомендации. В Книге для учителя также представлены материалы для оценки знаний и умений учащихся.
4. Контрольные задания (Test Booklet) включают десять контрольных заданий в двух вариантах, которые выполняются по завершении работы над каждым модулем. В сборнике также дается материал для промежуточного контроля и итоговая годовая контрольная работа. Здесь же помещены ключи к контрольным работам и тексты заданий для аудирования. Все контрольные задания можно ксерокопировать. Сборник контрольных заданий обеспечивает процесс контроля на регулярной и объективной основе.
УМК «Английский в фокусе—5» предназначен для учащихся пятого класса основной школы, продолжающих изучение английского языка по завершении курса начальной школы (как по учебникам серии «Английский в фокусе» авторов Н. И. Быковой и др., так и по другим УМК). Вместе с тем учебник может успешно использоваться и для первого года обучения. Таким образом, серия «Английский в фокусе» обеспечивает две модели обучения — со 2 по 11 класс и с 5 по 11 класс.
«Английский в фокусе» для 10 и 11 классов являются заключительными в серии «Английский в фокусе» (Spotlight). УМК рассчитан на 3 часа в неделю (105 уроков в год).
Основные характеристики УМК для 10 и 11 классов:
- включение учащихся в диалог культур; - осуществление межпредметных связей;
- подготовка к ЕГЭ; - дальнейшее развитие умений самостоятельной работы и самоконтроля.
УМК «Английский в фокусе» для 10 и 11 классов состоит из следующих компонентов:
· Учебник; · Рабочая тетрадь; · Языковой портфель; · Книга для учителя;
· Книга для чтения (с CD); · Контрольные задания; · CD для работы в классе;
· CD для самостоятельной работы дома; · Интернет-страница курса (www.spotlightinrussia.ru).
Учебник состоит из 8 разделов (Modules), имеющих четкую структуру:
- работа над чтением (Reading Skills);
- работа над аудированием и устной речью (Listening and Speaking Skills);
- работа над грамматическим строем языка, в том числе словообразованием и фразовыми - глаголами (Grammar in Use);
- работа над письмом творческого характера (Writing Skills);
- подготовка к Единому государственному экзамену (Spotlight on Exams);
- дополнительный материал для работы над лексикой (Word Perfect);
- дополнительный материал для работы над грамматикой (Grammar Check);
- материал для совершенствования умений чтения художественных текстов (Literature);
- материал, знакомящий учащихся с жизнью и культурой Великобритании (Culture Corner);
- материал, рассказывающий об экологических проблемах (Going Green);
- материал для самопроверки (Progress Check).
Одной из отличительных особенностей серии «Английский в фокусе» является последовательное обращение к знаниям, получаемым школьниками из других предметов (Across the Curriculum) и наличие материалов о России, ее достижениях в различных сферах, обычаях, географии, культуре (Spotlight on Russia).
Как и другие учебники данной серии, учебники для 10 и 11 классов обучают живому, современному и аутентичному английскому языку. Обучение основывается на повторении пройденного и движения вперед за счет постепенного наращивания возможностей учащихся в освоении и использовании английского языка.
Современный учитель использует учебник и книгу для учителя не как догму, а как рекомендуемую модель. Он берёт за основу рекомендации авторов и планирует свою работу, исходя из потребностей своего класса, из своих возможностей, интересов и способностей. Он работает, опираясь на учебник и книгу для учителя, дополняя, расширяя и углубляя их, как бы вступая в творческое сотрудничество с авторами учебника.
«В связи с тем, что никакое пособие не в состоянии предусмотреть бесконечное разнообразие условий, в которых будут осуществляться данные в пособии рекомендации, их выбор представляется самому учителю, что неизбежно влечет за собой многообразие вариантов урока. И отношение учителей к книге для учителя может служить одним из показателей уровня квалификации и педагогической культуры», - (Садомова Л.В.).
[1] Холистический подход (от греч. holos — целый, глобальный, единый, Сущность подхода состоит в выборе таких видов учебной деятельности, которые способствуют активной, сбалансированной работе обоих полушарий и преодолению некоторых характерных трудностей в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на районном МО "Реализация современных требований к организации учебного процесса средствами вариативных УМК"
Новые стандарты определяют, прежде всего, требования к системе образования, а не к ученику, как это было раньше. Конечный результат образовательной деятельности начальной школы зафикс...
"Кейс как основной элемент технологии кейс - стади и современное средство обучения"
В статье рассматривается сущность понятия "кейс",его классификация, структура, алгоритм написания....
Современные требования и опыт проведения занятий по обучению грамоте
Материалы к семинару. Презентация и текст....
Проблемное обучение на уроках информатики в свете современных требований к результатам освоения основной образовательной программы
Проблемное обучение на уроках информатики в свете современных требований к результатам освоения основной образовательной программы...
ФГОС ООО: требования к современным средствам обучения на уроке информатики
Особенностью современной школы является требование внедрения современных средств и технологий обучения в образовательный процесс. Об этом неоднократно заявлял Президент РФ. Так, в своем послании Федер...
Сертификат участника вебинара "Современные средства обучения иностранным языкам в основной школе. УМК "Английский в фокусе" 5-9 классы. Чем полезны УМК. 22 июня 2020 г.
Сертфикат участника вебинара "Современные средства обучения иностранным языкам в основной школе. УМК "Английский в фокусе" 5-9 классы. Чем полезны УМК....
«Технологическая карта урока – выбор оптимального варианта «Иду на урок»: проектирование и моделирование урока с позиции требований системно-деятельностного подхода. Основные принципы работы над созданием карты: интерактивность, структурированность, алгор
В презентации рассказано как поэтапно создавать различные виды технологических карт к урокам по ФГОС....