Формирование умения представлять информацию в наглядно-символической форме на уроке английского языка
статья на тему

Бурова Евгения Владимировна

 

Целью обучения предмету «иностранный язык» является формирование и развитие коммуникативной языковой компетенции учащихся в единстве лингвистической, социолингвистической и прагматической составляющих. Федеральный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к личностным и метапредметным результатам. При изучении английского языка  обучающиеся приобретают и совершенствуют навыки работы с информацией. Значительное место в процессе обучения занимает работа с текстами, одним из формируемых на ступени основного общего образования метапредметных результатов является умение  представлять информацию в наглядно-символической форме 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл naglyadno-simvol._forma.docx22.87 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование умения представлять информацию в наглядно-символической форме на уроке английского языка

Целью обучения предмету «иностранный язык» является формирование и развитие коммуникативной языковой компетенции учащихся в единстве лингвистической, социолингвистической и прагматической составляющих. Федеральный стандарт предъявляет требования не только к предметным, но и к личностным и метапредметным результатам. При изучении английского языка  обучающиеся приобретают и совершенствуют навыки работы с информацией. Значительное место в процессе обучения занимает работа с текстами, одним из формируемых на ступени основного общего образования метапредметных результатов является умение  представлять информацию в наглядно-символической форме (в виде таблиц, графических схем и диаграмм, карт понятий — концептуальных диаграмм, опорных конспектов); а также заполнять и дополнять таблицы, схемы, диаграммы, тексты. [2, 25]

На ступени начального общего образования дети учатся понимать информацию, представленную в таблице и отвечать на вопросы об объекте или явлении. В основной школе они учатся характеризовать явление по приведенной в таблице информации и сравнивать разные объекты или явления. В 8-9 классах с помощью графиков и диаграмм они учатся доказывать или опровергать приведённое утверждение.

Сначала обучение направлено на формирование умения понимать и интерпретировать информацию, представленную разными способами: как текстовую, так и в виде таблицы, схемы, диаграммы. Более сложным является обратное действие – преобразование текстовой информацию в таблицу, график, диаграмму.

Деятельность по преобразованию текстовой информации в наглядно-символическую и по интерпретации наглядно-символической информации способствует  развитию умения выделять необходимую и существенную для решения практической или учебной задачи информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать имеющиеся в тексте идеи и факты, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, обосновывать утверждения. Работа с графиками осуществляется на старшей ступени, этот вид деятельности имеет тематические ограничения. В базовом курсе обучение интерпретации графиков возможно при изучении темы «Климат». Более широко графики могут изучаться в профильных модулях: физическом, биологическом, экономическом. Использование диаграмм в процессе изучения иностранного языка также ограничено тематически.

Рассмотрим более подробно работу с таблицами и с интеллект-картами (которые могут рассматриваться как особый вид диаграммы – диаграммы связей [1]).

В интеллект-карту может быть внесена любая информация, не только существенная, но и детали. Детям, как правило, не требуется много времени для освоения приемов создания интеллект-карт и их использования для продуцирования высказываний. Таблицы являются более «академическим» способом представления информации, поэтому, на наш взгляд, работе с ними нужно обучать специально.

 Сравним характеристики таблиц и интеллект-карт (mind maps).

Таблица 1

Характеристики таблиц и интеллект-карт

Таблицы

Mind maps

Имеют жесткую структуру, содержание ограничено заголовками

Нет жесткой структуры, возможно включение несущественных деталей

Реализуется системный подход

Создается на основе креативного подхода

Характеризует несколько объектов или явлений, которые удобно сравнивать

Характеризует с разных сторон одно ключевое понятие

Из таблицы видно, что каждая форма представления информации имеет свои достоинства, выбор зависит от личности и от цели создателя сообщения.

В педагогической практике мы используем различные виды работы с таблицами. Многие грамматические явления изучаются на основе таблиц: видо-временные формы глагола, спряжение глагола “to be”, степени сравнения прилагательных, соотносимые разряды местоимений (личные, притяжательные, возвратные) и т.п. Эффективно заполнение таблиц для освоения словообразования.

Как мы уже отметили, более простым видом деятельности является интерпретация информации, данной в табличной форме. Уже на ступени начального общего образования школьники отвечают на вопросы по содержанию таблицы и учатся составлять рассказ с опорой на неё. В 5-7 классах учащиеся успешно продуцируют на основании таблицы монологическое высказывание в устной или письменной форме и учатся дополнять текст информацией из таблицы: сначала они получают задание вставить отдельные слова, затем вставить предложения и, наконец, дополнить текст абзацем. Большинство учащихся без труда находят нужную информацию в таблице, сложности возникают только из-за недостаточного уровня владения языком.

Для обучения преобразованию текстовой информации в таблицу мы используем задания, разработанные авторами учебников: заполнить таблицу по прочитанному или прослушанному тексту; найти в тексте информацию, дополняющую информацию, данную в таблице. Большой интерес у учащихся вызывает задание восстановить таблицу, задавая вопросы о содержании незаполненных ячеек собеседнику. Мы предлагаем два варианта этого вида парной работы. Более простой вариант, когда собеседники имеют частично заполненные таблицы. В сильных группах мы даем учащимся разные тексты, чтобы заполнить таблицу, нужно задать вопросы партнеру, исходя из заголовков строк и столбцов своей таблицы по его тексту.

Заполнение таблиц требует умения находить в тексте конкретные сведения и факты; сравнивать между собой объекты, описанные в тексте. Составляя таблицу, учащиеся приобретают и развивают умение упорядочивать информацию по заданному основанию. На старшей ступени сам ученик определяет это основание: он должен научиться сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию, выделяя несколько существенных признаков, которые становятся заголовками строк и столбцов таблицы. Составив таблицу по тексту, ученик также учится формулировать  выводы на основе текста и таблицы; находить аргументы, подтверждающие вывод.

Таблица может служить основой опросного листа для проведения социологического мини-опроса (survey), которые мы проводим практически по всем изучаемым темам.

С помощью таблицы решаются логические задачи, мы используем их во внеклассной работе по предмету.

Предмет «иностранный язык» играет существенную роль в формировании навыков, необходимых для жизни и работы в современном высокотехнологичном обществе. В ходе проектной деятельности обучающиеся приобретают опыт создания сложных информационных объектов, в которых объединяются текст, наглядно-графические изображения, таблицы, диаграммы. Для выполнения проектов ученику приходится работать с  несколькими источниками информации и с разными видами информации. Уже в основной школе мы требуем, чтобы в презентации информация была представлена преимущественно не в текстовой, а в графической и наглядно-символической форме. Так создание проектов становится базой и для формирования и для применения метапредметных умений.

Таким образом, ценность предмета «иностранный язык» определяется не только тем, что в результате его изучения учащиеся достигнут определенного программой уровня владения языком, но и тем, что они приобретут навыки работы с текстом и с информацией, представленной в наглядно-символической форме; приобретут опыт работы с таблицами, диаграммами, схемами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

В данной статье освещается методический материал по внедрению на уроках английского языка нетрадиционных форм обучения....

Творческая работа «Игровая технология, как основная форма проведения урока английского языка в начальной школе» (Обобщение педагогического опыта)

В настоящее время значительно возрос интерес к иностранным языкам и, в особенности, к английскому языку. В связи с переходом на новый учебный базисный план с 2005 года предполагает обучение инос...

Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Times New Roman",serif; font-size: 12pt; }P.cjk { font-family: "Times New Roman",...

Обобщение опыта работы по теме "Нетрадиционные формы проведения уроков английского языка как средство активизации речемыслительной деятельности учащихся"

Мой  стаж работы учителем английского языка тридцать лет. Годы работы убедили меня в том, что успех в обучении и воспитании обеспечивается не только следованием заложенным в УМК...

Статья "Обучение речевому взаимодействию учащихся в игровой форме на уроках английского языка"

Сегодня, как никогда стала особенно актуальной идея необходимости обучения иностранным языкам как коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом личностно-межличностных связей....

Формирование УУД ЧЕРЕЗ ИГРОВЫЕ ФОРМЫ на уроках английского языка. И Г Р А , К А К С Р Е Д С Т В О А К Т И В И З А Ц И У Ч Е Б Н О – Р Е Ч Е В О Й Д Е Я Т Е Л Ь Н О С Т И.

Главной целью обучения является развитие личности учащегося , и одной из основных составляющих этого процесса является коммуникативная состоятельность. Психолингвисты отмечают, что при овладении инояз...