Системно-деятельностный подход
статья на тему
Применение системно-деятельностного подхода на уроках английского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Системно-деятельностный полход | 149.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Советова Елена Михайловна, школа № 92, г. Кемерово.
ПРИМЕНЕНИЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.
Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность.
Бернард Шоу
В рамках новых стандартов реализуется новый подход к организации обучения, который направлен на раскрытие способностей обучающихся, на формирование личности, а также готовности к жизни в современном мире.
В основе ФГОС второго поколения лежит системно-деятельностный подход.
Понятие системно-деятельностного подхода было введено в 1985 г. как особого рода понятие. Этим старались снять оппозицию внутри отечественной психологической науки между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков отечественной науки (таких, как Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным, который всегда был системным (его разрабатывали Л.С.Выготский, Л.В.Занков, А.Р.Лурия, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов и многие др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов.
При системно-деятельностном подходе ребенок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной или исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, совершающими свое собственное открытие. Учитель должен организовать работу детей так, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока.
СДП - методологическая ориентация в педагогической деятельности, обеспечивающая создание условий для развития компетентной личности на основе освоения универсальных способов деятельности и направленная на формирование духовно-нравственного и социального опыта учащегося
СДП – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника. Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:
Принцип деятельности. Заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
Принцип непрерывности. Означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.
Принцип целостности. Предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире
Принцип минимакса. Школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне
Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов.
Принцип вариативности. Предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
Принцип творчества. Означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимися собственного опыта творческой деятельности.
Главная методологическая цель урока: создание условий для проявления познавательной активности. Эта цель достигается следующими путями:
Ход познания – «От учеников». Учитель составляет и обсуждает план урока вместе с учащимися, использует в ходе урока дидактический материал, позволяющий ученику выбирать наиболее значимые для него вид и форму учебного содержания.
Преобразующий характер деятельности. Учащиеся наблюдают, сравнивают, группируют, классифицируют, делают выводы, выясняют закономерности.
Интенсивная самостоятельность, связанная с эмоциональными переживаниями, которая сопровождается эффектом неожиданности.
Коллективный поиск, направляемый учителем (вопросы, пробуждающие самостоятельную мысль учеников, предварительные домашние задания). Учитель создает атмосферу заинтересованности каждого ученика в работе класса.
Создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы.
Гибкая структура. Учитель использует разнообразные формы и методы организации учебной деятельности, позволяющие раскрыть субъективный опыт обучающихся.
СДП обеспечивает достижение планируемого результата освоения основной образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.
Поэтому учителям необходимо овладевать педагогическими технологиями, с помощью которых можно реализовать новые требования.
Игровая технология. Позволяет осуществлять дифференцированный подход к обучающимся, вовлекать каждого школьника в работу, учитывая его интересы, склонности, уровень подготовки.
Технология проектного обучения. Направлена на то, чтобы развить самостоятельное мышление ребенка, научит его не просто запоминать и воспроизводить знания, а уметь применять их на практике. В работе над проектом дети учатся сотрудничать, что воспитывает в них взаимопомощь, формируются творческие способности и активность.
ИКТ технологии. Основными целями применения ИКТ на уроках иностранного языка являются: повышение мотивации к изучению языка; совершенствование иноязычной коммуникативной компетентности; увеличение объема лингвистических знаний; расширение объема знаний о социокультурной специфике страны изучаемого языка.
Технология «Дебаты». Это целенаправленный и упорядоченный обмен идеями, суждениями, методами. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации.
Технология сотрудничества. Учитель создает проблемную ситуацию, организует коллективное обсуждение возможных подходов к разрешению проблемной ситуации, подтверждает правильность выводов, выдвигает готовое проблемное задание. Ученики высказывают предположения о путях разрешения проблемной ситуации, обобщают ранее приобретенные знания, выбирают наиболее рациональный путь решения проблемы.
Проблемный диалог. Основная цель: научить самостоятельно решать проблемы. Происходит творческое усвоение обучающимися знаний посредством специально организованного учителем диалога. Основные этапы: Постановка проблемы и поиск и нахождение решения.
Технология продуктивного чтения. Основная цель: научиться понимать текст. Работа с текстом происходит на трех этапах: до чтения, во время чтения, после чтения.
Портфолио ученика.
Личностно-ориентированная технология.
Здоровьесберегающая технология.
Технология развития критического мышления. Обучающиеся высказывают свои предположения по заданной теме, дают обоснования, делают выводы. Основные фазы: Вызов. «Пробуждение» имеющихся знаний, самостоятельное целеполагание и планирование изучения темы.Реализация смысла. Получение новой информации. Рефлексия. Осмысление и рождение нового знания. Ответы на вопросы: «Что узнал?», «Как узнал?»
Полезные приемы:
Синквейн, Кластер, Фиш-бон, Ромашка Блума, Мудрые совы, корзина идей, метод Ривена, мозговая атака, перекрестная дискуссия.
Так как основной формой обучения является урок, то необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию и критерии оценивания урока в рамках СДП.
Выделяют следующие типы урока:
- урок открытия нового знания;
- урок развивающего контроля;
- урок отработки умений и рефлексии;
-уроки общеметодологической направленности (обобщение, систематизация, завершения темы).
Учитель ставит 2 основные цели к уроку: деятельностная и образовательная.
Например: Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Этапы урока при системно-деятельностном подходе:
- Мотивация к учебной деятельности
- Актуализация и фиксирование индивидуальных затруднений
- Построение проекта выхода из затруднения
- Выявление места и причины затруднения
- Реализация построенного проекта
- Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
- Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Включение в систему знаний и повторение
- Рефлексия учебной деятельности на уроке
Планирование урока.
Мотивирование к деятельности.
Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение обучающегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к деятельности: «надо» (требования учителя), «хочу» (внутренняя мотивация) и «могу».
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
На данном этапе организуется подготовка и мотивация обучающихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.
Данный этап предполагает:
- актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;
- актуализацию соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
- мотивацию к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление;
- фиксацию индивидуальных затруднений.
Выявление места и причины затруднения.
На данном этапе учитель организует обучающимися места и причины затруднений. Для этого ученики должны:
- восстановить выполнение операции и зафиксировать (вербально и знаково) место, шаг и операцию, где возникло затруднение;
- соотнести свои действия с используемым способом действий и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения, и чего не хватает для решения исходной задачи.
Построение проекта выхода из затруднения.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель, согласовывают тему, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства. Этим процессом руководит учитель. Затем происходит реализация построенного проекта. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
На данном этапе обучающиеся решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма вслух.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: обучающиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку.
Рефлексия учебной деятельности.
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной деятельности.
В целом системно-деятельностный подход позволяет рационально использовать потенциал хорошо известных традиционных и новых методов обучения. Он отвечает дидактическим принципам научности, системности, связи теории с практикой, сознательности, активности, наглядности и доступности. Учитываются возрастные, индивидуальные, личностные особенности. Деятельностный характер с помощью методических приемов и заданий на основе игрового, имитационного и свободного общения. Создается ситуация успеха, и самовыражение личности становится важнее демонстрации языковых знаний, участники общения чувствуют себя в безопасности от критики, преследования за ошибки, учебной нормой считаются отдельные нарушения языковых правил и случайные ошибки.
Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде, можно и притупить его природные творческие способности –
«разучить» думать самостоятельно.
А. Дистервег
Литература:
1. ФК ГОС от 05.03.04 г.
2.ФБУП от 09.03.04, Примерные программы.
3. Концепция долгосрочного социально экономического развития РФ до 2020 г. (Распоряжение Правительства РФ от 17.11.08г. № 1662-р)
4. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» от 04.02.10г.
5. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам/ Н.Д. Гальскова, – М.: Арти-Глассо, 2000
6. Соловова, Е.Н. Методика обучения иностранным языкам, базовый курс лекций: пособие для студентов педвузов и училищ/ Е.Н. Соловова, – М.: Просвещение, 2005. ..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Системно-деятельностный подход в обучении математики
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость ...
Выступление на педсовете "Системно - деятельностный подход на уроках информатики"
Деятельностный подход к обучению предполагает: • наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выясни...
Семинар "Системно-деятельностный подход"
Для учителей-предметников...
Проектирование урока на основе системно-деятельностного подхода
Описание способов создания и организации условий, инициирующих познавательные действия обучающихся...
Развитие системно-деятельностного подхода в преподавании физики
В соответсвии с ФГОС ООО современному обществу нужны образованные люди, которые могут самостоятельно принимать решения. Системно-деятельностный подход позволяет организовать учебную деятельность так, ...