Публичное представление собственного инновационного опыта
статья по теме

Власкина Наталья Петровна

Публичное представление собственного инновационного опыта

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта. 

«Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе применения лингвострановедческого аспекта»

Актуальность.

Сейчас трудно переоценить роль иностранного языка в современном обществе. Значимость практического изучения данного учебного предмета возрастает одновременно с потребностью в языке как средстве общения. Поэтому учителю представляется важным выявлять заинтересованность учащихся в языке, а также находить выход в реальную коммуникацию и возможные языковые контакты в своей стране и за рубежом. Для этого учителю недостаточно просто излагать учебную информацию; нужно вызвать у учащихся интерес к данной области знаний и учения вообще. 

Ведущая педагогическая идея опыта – развивать способность к межкультурному общению через формирование коммуникативной компетенции в процессе обучения страноведческому материалу.

Организация на уроке диалога двух культур и базируемое на этой основе обучение обеспечивают эффективное формирование не только лингвистической и коммуникативной, но и лингвострановедческой компетенции, без которой полноценной коммуникации быть не может. Использование лингвострановедческого подхода имеет ряд преимуществ, не считаться с которыми сегодня нельзя. С позиций данного подхода соизучение языка и культуры открывает перед учителем и учащимися новые перспективы и возможности для качественного улучшения процесса обучения и изучения иностранного языка в школе. При таком подходе используется такой лексический слой, как беззквивалентная и фоновая лексика, лексика с различным объемом значения, а также национальные реалии и формы речи, соответствий которым нет в родном языке. Подобная организация работы на уроке позволяет учащимся глубже проникнуть и понять особенности и специфику отдельных явлений и фактов как языка, так и культуры, что во многом повышает интерес учащихся, а, соответственно, и мотивацию учения.

Теоретическая база опыта.

Учитывая специфику преподавания иностранного языка, я считаю наиболее целесообразным использование лингвострановедческого аспекта для развития познавательных интересов учащихся. Применение лингвострановедческого аспекта при обучении иностранному языку подразумевает (по Е. М. Верещагину и В. Г. Костомарову) соединение в учебном процессе собственно языкового материала и сведений из сферы национальной культуры. Такое сочетание элементов страноведения с языковыми явлениями, выступающими не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления с новой действительностью, является необходимым для практического овладения иностранным языком, которое неразрывно связано с наличием реального выхода на иную культуру и её представителей. В последние годы эта проблема нашла свое отражение ив методике преподавания иностранных языков. Достаточно широко она представлена в работах В.С.Ахматовой, М.А.Ариян, Л.Е.Воскресенской, Л .Н.Жирновой, И. Ф. Мишина, В.М.Мокиенко, А.Г.Крупко, М.А .Нефедовой, 0 .Г.Оберемко, В .М.Огольцева, Г .Д .Томахина , Н.В.Чайковской и многих других исследователей.

Обращение к проблеме изучения языка и культуры одновременно не случайно, так как это позволяет удачно сочетать элементы страноведения с языковыми явлениями, которые выступают не только как средство коммуникации, но и как способ ознакомления обучаемых е новой для них действительностью. Такое обучение иностранному языку в школе во многом обеспечивает не только более эффективное решение практических, общеобразовательных, развивающих и воспитательных задач, но и содержит огромные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации учения.

Технология опыта.

В рамках своей методической проблемы «Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе применения лингвострановедческого аспекта» я регулярно провожу уроки по лингвострановедческой тематике с использованием печатной продукции, компьютерных дисков, видеороликов из интернета, методических и наглядных пособий из ФРГ, фотоальбомов, карт, материалов личной переписки учителя и учеников, сувениров, привезённых из стран изучаемого языка.

Лингвострановедческий подход обеспечивает усвоение языка в тесной связи с иноязычной культурой, которая включает в себя разнообразные познавательные сведения об истории, литературе, архитектуре, быте, образе жизни и традициях Германии. В результате осуществления лингвострановедческого подхода происходит обновление некоторых компонентов содержания обучения. Я подбираю для урока актуальные и аутентичные тексты для аудирования и чтения, которые имеют большую познавательную и лингвострановедческую ценность. Они могут быть не только книжно-письменного характера, но и в виде стихов, песен, рецептов. Для раскрытия содержания предлагаемых текстов я использую иллюстративный материал (карты, открытки, рекламные проспекты, предметы из повседневной жизни: чеки, билеты, денежные единицы и т.д.). Тексты и иллюстрирующие их материалы способствуют реализации таких принципов обучения иностранному языку как коммуникативность, наглядность, новизна и функциональность, способствуют повышению интереса к предмету, создают положительную мотивацию при усвоении языковых средств и приобретении культуроведческой информации. В ходе работы над лингвострановедческим материалом я уточняю и совершенствую систему приемов работы над различными аспектами речи и меняю виды работы с наглядностью.

В своей практике использую различные педагогические технологии:

-игровые технологии;

-технологии сотрудничества;

 -информационно-коммуникационные технологии;

-технологию диалога культур;

-здоровьесберегающие технологии.

Действенным приемом обучения школьников немецкому языку, способствующим достижению поставленных задач, я считаю технологию дифференцированного подхода к ученикам. Применение его вызывает интерес к изучению предмета, развивает их способности, необходимые навыки и умения, активизирует речемыслительную деятельность.  

Результативность.

Постоянная и целенаправленная деятельность по формированию коммуникативной компетенции, начатая на уроке, находит своё логическое продолжение и во внеклассной работе. Ежегодно в рамках международной программы по одностороннему обмену школьников с Германией «Gastschüler in Deutschand» мои учащиеся  в течение нескольких месяцев живут в ФРГ в приёмных семьях; углубляют и расширяют свои знания в немецком языке, посещают занятия в школе, знакомятся с нравами и обычаями немецкого народа, с историей и достопримечательностями страны, с бытом немецкой семьи, расширяют контакты. Ученики школы, изучающие немецкий язык, переписываются со своими сверстниками из ФРГ.

Результативность участия школьников во всероссийских, городских, республиканских олимпиадах и конкурсах, международных программах за три последних года:

•        Призер регионального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по немецкому языку 2017 (Донкова Кристина, 10 класс); 2014 (Матюшкина Татьяна, 11 класс);

•        Призер муниципального тура Всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку 2016 г. (Донкова Кристина, 10 класс, Анашкина Алина, 10 класс); 2015 г. (Донкова Кристина, 9 класс); 2014 г. (Донкова Кристина, 8 класс); 2013 г. (Матюшкина Татьяна, 11 класс);

•        I место в II Открытой олимпиаде школьников по немецкому языку 2014 (Матюшкина Татьяна, 11 класс);

•        III место в I Открытой олимпиаде школьников по немецкому языку 2013 (Латышев Дмитрий, 11 класс); призеры 2014 г  (Донкова Кристина, 8 класс, Анашкина Алина, 8 класс);

•        II место в VII межрегиональном конкурсе перевода в номинации « Перевод с немецкого публицистического текста» 2013 (Латышев Дмитрий, 11 класс);

•        III место во Всероссийской дистанционной сверхпрограммной олимпиаде по немецкому языку 2013 (Донкова Кристина, 6 класс)

•        Свидетельство об участии в международной программе «Gastschüler in Deutschland» по одностороннему обмену школьников с ФРГ 2012 г. (Латышев Дмитрий, 11 класс).

•        Свидетельство об участии в международной программе «Gastschüler in               Deutschland» по одностороннему обмену школьников с ФРГ 2013 г. (Матюшкина Татьяна, Володина Елизавета,11 класс).

•        Свидетельство об участии в международной программе «Gastschüler in               Deutschland» по одностороннему обмену школьников с ФРГ 2014 г. (Рузаев Никита,11 класс).

Одной из важных проблем лингвострановедения как аспекта преподавания иностранного языка является проблема отбора лингвострановедческого материала. Учебным материалом по курсу лингвострановедения  являются тексты на иностранном языке,  которые должны быть: аутентичными, то есть представлять собой речевые произведения, порожденные в реальных ситуациях общения в том социуме, язык которого изучается; актуальными. Такие тексты и иллюстрирующие их прагматические материалы (открытки,  карты, меню, рекламные проспекты, расписание движения транспорта, предметы из повседневной жизни – чеки, проездные билеты, этикетки на товарах, почтовые марки, денежные единицы и т.д.) способствуют реализации на уроках важных принципов  обучения неродному языку (коммуникативность,  наглядность, новизна и функциональность).

Выявить у учащихся степень владения страноведческой и социокультурной информацией позволяют лингвострановедческие тесты, специально разработанные по каждой теме. Основные требования к тестам: доступность по содержанию используемого материала; простота по структуре; экономность по времени его выполнения; простота проверки выполненного задания; охват большого количества учащихся одновременно. Лингвострановедческие тесты целесообразно использовать на уроке как средство проверки знания фактического лингвострановедческого материала. Такие тесты можно одновременно рассматривать как средство организации различных видов внеклассных мероприятий на языке (олимпиады, викторины, КВН, Дни недели страны изучаемого языка). Таким образом, организация изучения иностранного языка в тесной связи с национальной культурой народа, который говорит на этом языке, лингвострановедческая “окраска” обучения в целом, учебных материалов, в частности, будет способствовать усилению коммуникативно-познавательной мотивации учащихся, расширению общекультурного кругозора, позволит разнообразить приемы и формы работ. Реализация таких подходов в обучении позволит повысить мотивацию, активность, инициативу ребенка на уроке, а значит, возникает потребность, необходимость в получении знаний и в овладении умениями и навыками по иностранному языку. Лингвострановедческий подход дает возможность проникнуть в тайны слова и мысли чужого языка, что способствует развитию наблюдательности, мышления и воображения .

Публикации о представленном инновационном опыте размещены на сайте

http://nsportal.ru/vlaskina-natalya-petrovna


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного опыта

В данной работе представлен опыт по использованию алгоритмов на уроках русского языка...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Формирование коммуникативной потребности у учащихся, мотивации к овладению и пользованию разнообразными речевыми средствами и формирование мышления - вот проблема, над которой я работаю. И потом...

Публичное представление собственного инновационного опыта педагогической деятельности учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №1 с углублённым изучением отдельных предметов города Ивантеевки Московской области Малюковой Веры Фёдоровны

Тема представленного инновационного опыта педагогической деятельности: "Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы как средство повышения эффективности обучения"...

Публичное представление собственного инновационного опыта

В современном, быстро развивающемся технологическом мире, в период перехода к информационному обществу важным становится умение оперативно и качественно работать с информацией, привлекая для этого сов...

Публичное представление собственного инновационного опыта: «Компетентностный подход в обучении биологии» учителя биологии Гордеевой Ольги Ивановны

Изменения в образовании, заставили меня, как учителя, пересмотреть подходы в обучении биологии, формы и методы. Вследствие этого мною реализуется педагогическая проблема, над которой я работаю в течен...

Публичное представление собственного инновационного опыта

Обобщаю опыт работы над проблемой " Использование компетентностного подхода с использованием новых технологий на уроках русского языка и литературы"....