Я – Липчанин, я - гражданин России
классный час (10 класс) по теме

Классный час для 10 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ya_-_lipchanin_ya_-_grazhdanin_rossii.docx77.44 КБ

Предварительный просмотр:

Я – ЛИПЧАНИН, Я – ГРАЖДАНИН РОССИИ

(классный час в 10-а классе)

Кл. рук. Самохвалова Л.С.

Ход  занятия

1.Видеоролик «Липецк»

2.Девиз : « В ком нет любви к стране родной,

                Те сердцем нищие калеки»   Т.Г.Шевченко

3. Учитель:Сегодня мы поговорим с вами о роли каждого человека в жизни общества и будущем Родины.

Итак, какой смысл вы вкладываете в понятие «гражданин»?

1 ученик: С древнейших времен в понятие «гражданин» вкладывается особый нравственный смысл: быть гражданином – значит занимать определенную моральную позицию, связанную с чувством долга и ответственностью по отношению к своему Отечеству, народу, национальным ценностям, святыням, культуре.

4.Учитель: Гражданин – это личность, сделавшая много для своей малой Родины и страны в целом. Кого из выдающихся липчан вы знаете?

Ученик: Шмаков Сталь Анатольевич

Сталь Анатольевич Шмаков - педагог, публицист, поэт, организатор, бард, признанный авторитет среди педагогической общественности ближнего и дальнего зарубежья. Его отличали удивительная творческая энергия, аналитический ум и потрясающее жизнелюбие.         .

. С. А. Шмаков родился 17 января 1931 года ,в г. Новосибирске в семье служащих. Окончил факультеты русского языка и литературы (1948-1950), .историко-психологический (1950-1952) Новосибирского государственного педагогического института -. После окончания вуза попросил направить его в один из самых отдаленных районов Новосибирской области - Северный. Здесь он работал учителем, заведующим учебной частью, директором школы, написал работу в, сельской школе свою первую книгу. «Мосфильм» снял о нем документальный фильм «Сельский учитель»,

в 1963 году Сталь Анатольевич переезжает в Липецк. с. этого времени вся его жизнь связана С Липецким государственным педагогическим институтом. Старший преподаватель, доцент, профессор, он возглавлял факультет физического воспитания и НВО, факультет по работе с иностранными студентами, кафедру теории и методики воспитательной работы, кафедру социальной педагогики.

. Доктор педагогических наук, профессор, академик Международной академии наук педагогического образования, заведующий кафедрой социальной педагогики ЛГПИ.

С. А. Шмаковым написано и издано более тысячи научных, научно-педагогических трудов, опубликованных в России, Германии, Албании, Польше, Чехии, Австрии, Италии, Китае. Его книга «Нетрадиционные праздники учащихся» заняла первое место на Международной ярмарке 122 стран в Москве, награждена дипломом и большой золотой медалью. По его книгам учатся студенты университетов, педвузов, педколлеждей, работают учителя и воспитатели.

Имеет 4 патента в области теории воспитания.

За активную работу по воспитанию подрастающего поколения С.А. Шмаков был награжден 48-ю правительственными и ведомственными наградами, в том числе медалями Чехии, Польши, ГДР, он лауреат пяти международных, российских и областных премий в области образования и журналистики (имени П. Скороходова, Я. Корчака, В. Сухомлинского, К. Москаленко, А. Макаренко).

В 1991 г. С. А. Шмакову было присвоено высокое звание «заслуженный учитель России».
Умер С. А. Шмаков в 1998 году, похоронен в г. Липецке.

В 2000 году в лицее N2 24 г. Липецка состоялось открытие музея имени С. А. Шмакова.

В 2001 году дому детского творчества «Городской» было присвоено имя Сталя Анатольевича Шмакова.

2 ученик:  

Франценюк Иван Васильевич

Иван Васильевич. Франценюк (1 декабря 1927 года, с. Выхватновцы - 9 февраля 2005 года, г. Липецк) - глава ОАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (с 1978 по 2005 год), лауреат Государственной премии СССР (1980), Герой Социалистического Труда, почетный гражданин города Липецка (1993). .

Биография.

И. В. Франценюк родился 1 декабря 1927 года в селе Выхватновцы Хмельницкой области. В 1951году окончил Ждановский металлургический институт по специальностн «инженер-металлург». Работал технологом на Воронежском заводе им. М. И. Калинина. В 1954 году перешёл на НЛМК, где в течение десяти лет прошел путь от начальника смены листопрокатного цеха до главного инженера.

С 1978 года - директор НЛМК, а с 1992 года - генеральный директор ОАО <<НЛМК». В 2004 году И. В. Франценюк был избран президентом ОАО <<НЛМК».

Практически все направления деятельности комбината, определившие его современный облик, были инициированы И. В. Франценюком.

И. В. Франценюк; доктор технических наук, действительный член Российской инженерной академии, лауреат Государственной премии, Герой Социалистического Труда.

Умер 9 февраля 2005 года в Липецке.

И. В. Франценюк - автор 200 научных публикаций, 12 книг, более 180 авторских свидетельств и патентов на изобретения в области производства черных металлов, автоматизации и механизации металлургических процессов.

Автор книг «Металлургия черных металлов. Железо, чугун и сталь», «Ускоренное охлаждение листа», «Способы переработки шлака. Грануляция. Производство пен шлаков».

Звания: доктор технических наук, почетный член Российской академии естественных наук, академик Российской инженерной академии, Герой Социалистического Труда, Заслуженный металлург Российской Федерации, почётный металлург СССР.

Награды: орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (30 июля 1999) - за заслуги перед государством, большой вклад в развитие металлургической промышленности и многолетний добросовестный труд, орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (11 мая 1995) - за большие достижения в труде,
успешное решение социальных вопросов и многолетнюю работу в акционерном обществе «Новолипецкий  металлургический комбинат», орден Дружбы народов (26 июля 1993) - за большой личный вклад в развитие металлургической промышленности, взаимовыгодного экономического сотрудничества с предприятиями стран СНГ и иностранными фирмами, орден Октябрьской Революции, Два ордена Трудового Красного Знамени, Орден преподобного Сергия Радонежского (РПЦ), Государственная премия СССР(1980) Еще при жизни, в 1997 году, в честь И. В. Франценюка назвали площадь и сквер. 19 июля 2009 года в сквере на проспекте Мира открыт памятник.

. Учитель В нашем городе существует традиция называть улицы именами героев-земляков.

Работа в группах

Пpoведение игры-соревнования «Прогулка ПО улицам города».

Каждая группа получает раздаточный материал (задания к кроссворду). Затем представители групп по очереди выходят и заполняют кроссворд.

ЗАДАНИЕ.

В пустые клетки кроссворда впишите имена известных людей, чьими именами названы улицы и площади вашего города. Подсказка: в выделенных клетках при заполнении кроссворда вы увидите название нашего города. им установлены памятники и мемориальные доски.'

  1. Герой Российской Федерации, капитан. Ему было доверено командование первой в Красной Армии батареей реактивных минометов, ласково прозванных в народе «катюшами». В одном из боев, когда был расстрелян весь боезапас, солдаты во главе с ним взорвали боевые машины и погибли. Новейшее оружие страны врагу не досталось. (Флеров)
  2. Народный художник. Его творчество сыграло значительную роль в развитии художественной культуры Липецка. В центре города на улице Ленина находится музей-мастерская этого художника. (Сорокин)
  3. Герой Советского Союза, участник Великой Отечественной войны, гвардии старшина, уроженец Липецка. За героизм и отвагу ему было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. 5 мая 1965 года улица Общественная в Липецке была переименована в честь этого человека. На мемориальном комплексе на площади Героев находится его портрет, отлитый из бронзы. Его имя носит одна из школ города Липецка. (Папин)
  4.  Считается основателем нашего города. В 1703 году у места впадения реки Липовка в реку Воронеж он указал заложить заводы для выплавки чугуна, стали, изготовления пушек. Его именем названы одна из площадей города, спуск, рынок, мост и др. (Петр)

. 5.    С 1978 года - директор, а с 1992 года - генеральный директор ОАО «НJIМК», Герой Социалистического труда, Заслуженный металлург РСФСР. Внёс большой личный вклад в становление и развитие НЛМК - крупнейшего в Европе металлургического комбината. Его именем названа одна из площадей города. ( Франценюк)

  1.  Почётный гражданин Липецка, занимавший в начале 20-го века пост городского главы.

 При нём были построены напорный водопровод, городская телефонная станция, музей, библиотека, первая поликлиника и первый кинотеатр. Памятник этому человеку поставлен на улице Советской. (Клюев)

6.Учитель: Что же такое гражданский поступок?

Гражданский поступок – это поступок, который принес пользу людям, стране, городу, обществу. Например, сдача крови, помощь нуждающимся и т.д.

«Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть!» (К Гельвеций)

Становление личности человека происходит под влиянием многих факторов, но, в первую очередь, зависит от меня самого, от того, какие цели я ставлю перед собой, какова моя гражданская позиция, воспитываю ли я в себе примерного семьянина, достойного жителя своего города (поселка), гражданина России, человека демократического общества.

И сейчас-мы постараемся разработать программу саморазвития «Моя-гражданская позиция». Попробуем нарисовать портрет достойного жителя нашего города


ие. В группах обсудить одно из направлений программы саморазвития «Моя гражданская позиция» 

/


 Наука доказала, что благополучие общества во многом зависит от того, какими качествами обладают его члены. Легче всего кивать на власть, на происки внешних врагов, на чью-то лень и пьянство. Значительно сложнее посмотреть на себя и оценить социальную значимость собственных качеств. Получается, что причины трудностей «этой страны» - в самих гражданах России, в особенностях их характера, воли, чувств, мотивов, способностей.

Всё это не может стать социально значимым само по себе. Только сам человек в состоянии направить эти качества на собственное благо, на благо других людей, всей страны. Тогда он становится ГРАЖДАНИНОМ

(Если останется время, учащимся предлагается ответить на следующие вопросы)

  1. Человек, равнодушный к судьбе Отчизны, живущий мелкими, личными интересами, обычный. (Обыватель)
  1. Обязанность перед кем-либо. (Долг)         .
  1. Незаинтересованное отношение ко всему, к чужим бедам, страданиям. (Равнодушие)
  1. Человек, мысли и поступки которого направлены на благо Отечества, на благо народа. (Гражданин)
  2. Чувство нравственной ответственности. (Совесть)
  3. Повседневный, серый, неинтересный, (Обыденный)
  4. Одно из основных качеств человека, которое помогает преодолевать трудности. (Мужество)

Итоговое задание «Сотвори свой город))

Задание (для всех групп). Разработайте дизайнерский проект «Город моей мечты».

        Ответьте на вопросы.

  1. Что обязательно должно быть в городе?
  2. Что бы вы добавили, чтобы город стал более комфортным?
  1. Чего не должно быть в городе?

Рисунки выполняются на листах ватмана. Для работы можно использовать карандаши, фломастеры, краски, цветную бумагу, вырезки из газет, журналов.

Стихотворение

Люблю этот город, когда поднимается утро

Легко и прозрачно, не чувствуя тяжесть веков.

Люблю этот город за то, что открыто и мудро
Он весь отражается в лицах моих земляков
.

Люблю этот город, где в красках легенд незабытых

Еще ощутимей дыханье живого огня

Так память о прошлом. держась берегов не размытых 

Возводит в значенье рождение нового дня.

С. Мекшен

Видеоролик


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитательная программа деятельности Детского Общественного Объединения "Россияне" МОУ СОШ № 1 г.Называевска Омской области "Я - гражданин России"

p { margin-bottom: 0.21cm; } Данная программа основана на коллективной творческой деятельности и направлена на развитие творческого потенциала подростков, построена на принципах разумности, разно...

Внеклассное мероприятие по обществознанию.Гражданин России.

Презентация. Целевая аудитория-обучающиеся коррекционных школ VIII вида. Направление: формирование основ правового и нравственного воспитания. Материал можно использовать при проведении тематических м...

Социальный проект в рамках Всероссийского конкурса "Я - Гражданин России" - "Начни с себя"

Работа по проекту Всероссийского конкурса "Я -Гражданин России" позволяет активизировать инициативу каждого неравнодушного человека  к здоровью ребёнка. Реализация проекта  - это комплекс ме...

Урок "Я - гражданин России" для 5-10 классов "Люблю тебя, мой край родной!"

Урок прошел в форме устного журнала "Люблю тебя, мой край родной!" Ведущие: Скидело О.С., Костенко О.С. В ходе мероприятия учащиеся познакомились с государственными символами и достижениями районов Ро...

«Текст. Тема. Основная мысль». (Работа по программе «Я – гражданин России»), урок в 5 классе.

Символы российской государственности – герб, флаг, гимн – непреходящие ценности народов России, и они должны быть предметом особого, исключительного внимания школьных педагогических коллективов ...

Праздник "Мы -граждане России" + буклет "Я - гражданин России"

Д.С. Лихачев сказал: «Мы не выживем физически, если погибнем духовно». Сегодня у нас в стране остро стоит проблема становления личности как гражданина в условиях всеобщего кризиса духовности....

Программа правового воспитания учащихся: «Гражданин Ямала – гражданин России»

Цель программы:повышение уровня правовой культуры школьников, воспитание законопослушного поведения и гражданской ответственности. Задачи программы:- обеспечить детей знаниями, навыками, ценностн...