Преемственность в обучении иностранному языку
статья по теме
В статье рассматривается вопрос преемственности в обучении иностранному языку в начальной, основной и старшей школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
preemstvennost_v_obuchenii_inostrannomu_yazyku.rar | 100.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Преемственность в обучении иностранному языку: опыт, проблемы, перспективы в контексте образовательных стандартов второго поколения.
Выполнила
учитель иностранного языка
МОУ СОШ №6 п.Чегдомын
Синюшкина Г.В.
В обучении под преемственностью понимается последовательность и системность в расположении учебного материала, связь и согласованность ступеней и этапов учебно-воспитательной работы, осуществляемой от одного занятия к следующему, от одного года обучения к другому.
Преемственность характеризуется осмысливанием пройденного на новом, более высоком уровне, подкреплением имеющихся знаний новыми, раскрытием новых связей, благодаря чему качество знаний, умений и навыков повышается. Знания делаются более осознанными, дифференцированными и обобщенными, круг их применения значительно расширяется.
Таким образом, преемственность означает процесс развития учащихся путем осмысливания и взаимодействия старых и новых знания, прежнего и нового опыта.
Преемственность в изучении иностранного языка в начальной, средней и старшей школе обеспечивается посредством учета возрастных особенностей школьников, системы целей обучения на разных ступенях и планируемых результатов, а также внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
В начальной школе создаются условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру и для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения; для развития мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком. На 1 ступени обучения формируется элементарная коммуникативная компетенция (речевая и языковая) и, соответственно, развиваются элементарные коммуникативные умения в основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме), а также элементарные лингвистические представления и общеучебные умения. Изучение ИЯ в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте можно рассматривать как мощный резерв повышения эффективности обучения иностранным языкам в системе общего среднего образования и как средство развития детей. Раннее изучение ИЯ полезно и доступно всем детям, независимо от их стартовых способностей, поскольку оно
- оказывает бесспорное положительное влияние на развитие психических функций ребенка: его памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения;
- стимулирует развитие речевых способностей ребенка, что положительно сказывается также и на владении родным языком.
В последние годы все более очевидной становится воспитательная и информативная ценность раннего обучения ИЯ, которая проявляется в более раннем вхождении ребенка в общечеловеческую культуру через общение на новом для него языке. Если при этом происходит постоянное обращение к опыту ребенка, учет его менталитета, способа восприятия им действительности, то он начинает лучше осознавать явления собственной национальной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка. В процессе изучения нового языка ребенок приобретает такие качества как толерантность по отношению к представителям других народов, гибкость в оценке ситуаций и выборе вариантов собственного речевого поведения, умение работать в паре, группе, коллективе, команде; любознательность и самостоятельность и др. Коммуникативные задания обеспечивают приобретение учащимися опыта практического применения иностранного языка в различном социально-ролевом и ситуативном контексте. Задания учебно-познавательного характера позволяют сочетать речевую деятельность на иностранном языке с другими видами деятельности (игровой, познавательной, художественной и т.п.), осуществляя разнообразные связи с предметами, изучаемыми в начальной школе, и формировать общеучебные умения и навыки, которые межпредметны по своему содержанию. На первых годах обучения происходит интенсивное накопление языковых средств, необходимых для решения достаточно широкого круга коммуникативных задач. В дальнейшем учащиеся будут решать эти же задачи в других ситуациях общения, в рамках новых тем.
Но при переходе на среднюю ступень обучения в связи с усложнением учебного материала интерес учеников к изучению иностранного языка снижается. Специфика предмета «Иностранный язык» требует от детей напряжённой умственной деятельности, внимания, способности мыслить абстрактно, умения обобщать. Можно выделить следующие причины снижения познавательной активности:
- большое количество новых слов
- при изучении темы нет опоры на родной язык, так как в родном языке отсутствует данное явление
- данное явление ещё не изучалось на родном языке
Традиционно трудными являются такие аспекты речевой деятельности как восприятие на слух, аналитическое чтение, письменная речь.
В плане методической преемственности желательно обеспечить плавный переход детей с одной ступени обучения на другую, избегая потерь сформированных умений и как можно меньше травмируя детей. Легче всего это достичь, если на протяжении всего курса обучения иностранному языку придерживаться единой стратегии обучения, обеспечивающей четкое формулирование и достижение целей обучения каждой ступени при взаимодействии между ними.
В процессе обучения школьников на начальной ступени реализуются следующие цели:
- формирование умений общаться на иностранном языке с учетом речевых возможностей, потребностей и интересов младших школьников
- развитие личности ребенка, его речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения; мотивации к дальнейшему изучению иностранного языка на последующих ступенях школьного образования
- обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения
- освоение элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и необходимых для овладения устной и письменной речью: формирование некоторых универсальных лингвистических понятий (звук, буква, слово, предложение, части речи, интонация и др.), наблюдаемых в родном и иностранном языках
- приобщение к новому социальному опыту с использование иностранного языка: знакомство с миром их зарубежных сверстников, с некоторыми обычаями других стран, с детским песенным, стихотворным и сказочным фольклором, с доступными произведениями детской художественной литературы, воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран
- формирование речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших школьников, а также общеучебных умений
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных спектаклей с использованием иностранного языка
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания различных ролей в игровых ситуациях, типичныз для семейного, бытового, учебного общения.
Изучение иностранного языка на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развиваются сформированные на базе начальной школы коммуникативные умения в говорении, аудировании, чтении, письме с тем, чтобы школьники достигли общеевропейского допорогового уровня обученности (А2)
- языковая компетенция – накапливаются новые языковые средства, обеспечивающие возможность общаться на темы, предусмотренные стандартом и примерной программой для данного этапа
- социокультурная компетенция – школьники приобщаются к культуре и реалиям стран в рамках более широкого спектра сфер, тем и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам учащихся 10-15 лет, соотетствующих их психилогическим особенностям; развивается их способность и готовность использовать иностранный язык в реальном общении; формируется умение представлять свою собственную страну, ее культуру в условиях межкультурного общения посредством ознакомления учащихся с соответствующим страноведческим, культуроведческим и социолингвистическим материалом
- компенсаторная компетенция – развиваются умения в процессе общения выходить из затруднительно пложения, вызванного нехваткой языковых средств за счет перефраза, использования синонимов, жестов и т.д.
- уебно-познавательная компетенция – развивается желание и умение самостоятельного изучения иностранного языка доступными школьникам способами (в процессе выполнения проектов, через Интернет, с помощью справочников и т.д.), развиваются специальные учебные умения (умение пользоваться словарями, умение интерпретировать информацию текста и тр.); умение пользоваться современными информационными технологиями, опираясь на владение иностранным языком
- развитие и воспитание школьников средствами предмета:
понимание учащимися роли изучения языковмеждународного общения в современном поликультурном мире, ценности родного языка как элемента национальной культуры; осознание важности иностранного языка как средства познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота, толерантности по отношению к другим языкам и культурам.
Принцип преемственности в изучении иностранного языка соблюдается не только в постановке целей, но и в требованиях к уровню подготовки выпускников начальной и основной общей школы. В этой связи необходимо привести результаты исследования PISA, ЕГЭ и мониторинга образовательных достижений. (PISA, как диагностический инструмент, был создан для проверки уровня развития компетентности. Задачи тестов - измерять способность разрешить нестандартную ситуацию.) Общие тенденции результатов исследований следующие:
- низкий уровень сформированности у учащихся умений работать с различными источниками информации
- низкий уровень сформированности коммуникативных и общеучебных умений
Основной вывод: российские школьники не умеют действовать в новой ситуации, а, следовательно, репродуктивная система образования не соответствует требованиям современного общества.
В Требованиях стандарта сформулированы основные результаты начального общего образования:
- формирование предметных и универсальных способов действий, а также опорной системы знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- воспитание основ умений учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- индивидуальный прогресс в основных сферах личностного развития – эмоциональной, познавательной, саморегуляции.
Компетентность в какой-либо сфере = способ действия + опорная система знаний, умений и навыков
В структуре планируемых результатов выделяются:
- зона актуального развития (уровень действий, хорошо освоенный и выполняемых практичекси автоматически);
- зона ближайшего развития (уровень перспективных действий, находящихся на стадии формирования и выполняемых в сотрудничестве с учителем и сверстниками)
Отличительные особенности нового стандарта:
Действующий | Новый |
Обучение Цель: ЗУНы Содержание: ЗУНы | Образование Цель: воссоздание, образование нового человека Содержание: культура, развивающее обучение + воспитание |
Универсальные учебные действия (УУД) возникают "по умолчанию" и являются как бы побочным продуктом процесса усвоения ЗУНов | В рамках деятельностного подхода развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием УУД. При этом ЗУНы и компетентности рассматриваются как производные от соответствующих УУД, имеющих надпредметный характер. |
Ключевая компетенция образования - научить учиться.
Таким образом, стандарты второго поколения предъявляют к предмету "иностранный язык" следующие требования:
- на уроке иностранного языка необходимо ставить и достигать более сложные цели: не только учебные, но и развивающие, социокультурные, воспитательные
- особое внимание должно быть уделено развитию универсальных учебных действий как предметных, так и метапредметных.
Преемственность в предметном содержании образования:
Темы | Начальная школа | Основная школа |
Я и моя семья | Знакомство. Семья, Праздники. Прием и угощение гостей. Мой день. Еда. Одежда. Здоровье. | Взаимоотношения в семье. Помощь по дому. Здоровый образ жизни. Посещение врача. Спорт |
Я и мои друзья | Друзья. Помощь другу. Совместные занятия. Домашние животные. | Характер и увлечения друзей. Взаимоотношения с друзьями. Конфликты и их решения. |
Мир моих увлечений | Любимые игрушки, занятия, хобби. Сказки. Выходной день. Каникулы. | Любимые занятия и развлечения. Путешествия. Спорт. Искусство. СМИ. Книги. |
Моя школа | Школа. Классная комната. Учебные предметы, принадлежности. Занятия в школе | Школьная жизнь. Взаимоотношения. Отношения к школьным предметам. Школа за рубежом. Школьные обмены. Роль ин. языка. Выбор профессии. Карманные деньги. |
Мир вокруг меня | Мой дом. Моя комната. Мой город. Любимое время года. Погода. Природа. | Ориентация в городе. Транспорт. Достопримечательности. Будущее нашей планеты. Защита окр. среды. |
Страна изучаемого языка | Персонажи популярных детских книг. Произведения детского фольклора. Праздники. | Географические и природные условия, население, столицы, денежные единицы, достопримечательности, выдающиеся люди, сверстники, традиции, праздники. |
Важным фактором преемственности в обучении иностранному языку является учет психологических особенностей школьников разных возрастных групп.
Младший школьный возраст представляет собой период самой сильной работы механической памяти. Учащиеся этой группы имеют довольно богатые представления и знания, но они недостаточно осознаны и беспорядочны. Мышление младших школьников преимущественно конкретное и образное, с яркой эмоциональной окрашенностью. Для детей этого возраста характерна способность к подражанию, большая потребность в физических движениях, неудовлетворение которой приводит к быстрой утомляемости и потере интереса. Организация педпроцесса на данном этапе предполагает широкое использование наглядности, игр, которые дают ребенку возможность подражать увиденным сценам и отношениям людей, уподоблять себя взрослым, усваивать нормы их поведения, в том числе и речевого .
Психологи отмечают стремление младших школьников заучивать все наизусть или воспроизводить усвоенное близко к оригиналу. При запоминании они обычно сохраняют заданный порядок и используют однообразный путь усвоения. Для правильной организации урока с этими школьниками важна установка, концентрация произвольного внимания и довольно частая смена приемов обучения .
Ряд проведенных исследований, показывает сложную картину взаимодействия в мыслительной деятельности двух ее компонентов — абстрактного и конкретного. Они меняются не только от возраста, но и от характера решаемых заданий, от приемов обучения.
Заучивание наизусть следует широко практиковать на младшей ступени, где оно оказывается действенным и интересным для школьников. Игровые упражнения также должны находить широкое применение.
Из упоминавшихся выше особенностей младших школьников, в частности свойственного им стремления воспроизводить усвоенное близко к оригиналу, следует сделать два вывода: во-первых, особенно тщательно отбирать учебный материал и, во-вторых, правильно предъявлять его, стремиться как можно раньше вводить грамматические упражнения, приучающие к видоизменению и комбинированию усвоенного.
Известно, что люди наделены зрительной, слуховой и моторной памятью в разной степени и разном соотношении. Психологические исследования показывают, что в младшем школьном возрасте наблюдается более частое совпадение уровня развития различных видов и сторон памяти у одних и тех же детей. Вместе с тем у школьников наблюдаются весьма значительные индивидуальные различия в психическом развитии (эмоционально-волевой сфере, восприятии, внимании). Это объясняется различным опытом их жизни и деятельности в семье или детском саду. В учебном процессе в первую очередь принимаются во внимание конкретность, эмоциональная окрашенность и образность мышления младшего школьника, его уникальная способность к подражанию, большая потребность в физических движениях. Это делает необходимым использование наглядности, игр, разнообразных приемов работы, призванных сконцентрировать их произвольное внимание.
По-разному ведут себя дети и на уроке. Одни чувствуют себя уверенно, они очень общительны и любят находиться среди сверстников, другие, находясь в коллективе, испытывают состояние тревоги. Такие дети, как правило, робки и пассивны, и на них следует обратить особое внимание с самых первых уроков. Их нужно занимать работой, а именно: давать различные грамматические упражнения, включая в групповую или парную деятельность. Речь идет, следовательно, об индивидуальном подходе к каждому ученику начальных классов.
Общей чертой детей данного возраста является их импульсивность и неусидчивость. Дети с трудом сдерживают себя, не умеют управлять своим поведением, быстро утомляются.
Что касается приемов обучения, то они должны быть достаточно разнообразными, интересными и соответствовать своему назначению.
«Рациональная смена приемов обучения на одном и том же уроке способствует вовлечению в работу новых неутомленных участков коры головного мозга» (И. П. Павлов).
Изучение типа уроков в младших классах показывает, что работоспособность учащихся и меньшая степень их утомляемости наблюдаются на уроках, включающих различные виды деятельности небольшой продолжительности, причем первая часть урока (20—25 мин) является периодом наибольшей активности внимания. Из этого можно сделать вывод о том, что введение нового материала, его первичное закрепление должно падать на начало урока, а игры, инсценировки и др. — на заключительную часть.
Средний школьный возраст также имеет ряд особенностей, которые в значительной степени определяют методику обучения, тематику, стиль изложения материала, типа упражнений и многое другое, обеспечивая преемственность в обучении.
Возраст | Особенности | Влияние на обучение |
8-9 лет | Сильная работа механической памяти. Конкретное, образное мышление с яркой эмоциональной окрашенностью. Способность к подражанию. Большая потребность в физических движениях. Импульсивность. Неусидчивость. | Использование наглядности, игр. Установка, концентрация произвольного внимания, частая смена приемов обучения. Заучивание наизусть. Индивидуальный подход к каждому ученику. |
10-11 лет | Важна игровая деятельность, хотя учебная постепенно выходит на первый план. Конкретное мышление преобладает над абстрактным | Включение в уроки игровых моментов. Грамматика представляется нестандартно, образно. |
12-13 лет | Происходит развитие абстрактного мышления. Усваиваются нормы ответственного поведения в обществе. Появляются сложности в межличностном общении | Появляется возможность обсуждать ситуации, требующие морального выбора и имеющие воспитательную ценность, использовать дискуссии на уроках, увеличивать количество продуктивных коммуникативных упражнений. Происходит активное формирование коммуникативной компетенции. |
13-14 лет | Формируются учебные умения и информационная компетенция. Появляется проблема выбора профессии. | Возрастает роль самостоятельной работы по изучению иностранного языка. Наибольший эффект дает проектная деятельность. Появляется желание знакомиться с различными сферами трудовой деятельности |
Таким образом, преемственность в изучении иностранного языка в начальной, средней и старшей школе обеспечивается посредством учета возрастных особенностей школьников, системы целей и планируемых результатов, внутрипредметных связей при формировании всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
преемственность в изучении иностранного языка
Небольшая статья посвящена преемственности между начальной и средней школами. Что следует принимать во внимание учителям, работающим в 5 классе....
статья "Краеведческие материалы как средство обучения иностранному языку в средней школе, как составляющая содержания обучения иностранному языку."
В данной статье раскрывается роль использования краеведческого материала в воспитании патриотизма на уроках английского языка....
«Преемственность в обучении иностранному языку в системе начальная школа - базовая школа»
«Преемственность в обучении иностранному языку в системе начальная школа - базовая школа»...
Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе
Доклад-выступление на педагогическом совете школы "Организационно-педагогические условия преемственности обучения иностранному языку в начальной и средней школе"....
Организационно-педагогические условия преемственности в преподавании иностранных языков в начальной, средней и старшей школах в условиях реализации ФГОС второго поколения.
Основной целью образования в современном обществе является: Обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации....
Выступление на тему преемственности в преподавании иностранного языка между начальным и средним образованием
Методические рекомендации...