ИКТ в обучении
материал по теме
В сообщении представлен материал об использовании ИКТ технологий на уроках иностранного языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Характеристика ИКТ технологий | 82 КБ |
Предварительный просмотр:
«Применение
информационно-коммуникативных технологий
в обучении»
Сообщение подготовлено учителем французского языка
МБОУ - лицея №3 г. Тулы
Павловой Людмилой Михайловной
«...УРОК — ЭТО ЗЕРКАЛО ОБЩЕЙ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ УЧИТЕЛЯ,
МЕРИЛО ЕГО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО БОГАТСТВА, ПОКАЗАТЕЛЬ ЕГО КРУГОЗОРА И ЭРУДИЦИИ»
В. СУХОМЛИНСКИЙ
1.Информационно-коммуникативные технологии.
Общие сведения.
На сегодняшний день во всем мире широкое развитие получили информационные технологии (ИТ). Необходимость внедрения новых ИТ в учебный процесс не вызывает сомнений. Современное общество характеризует процесс активного использования информационного ресурса в условиях функционирования всемирной информационной сети.
В процессе обучения в школе с помощью ИТ ребенок
- Учится работать с текстом
- Создавать базы данных
- Использовать электронные таблицы
- Узнавать новые способы сбора информации и учится пользоваться ими, расширяя кругозор
- Повышается мотивация учения и стимулируется познавательный интерес
- Возрастает эффективность самостоятельной работы
- При использовании ИКТ реализуются все потенциалы личности - познавательная, морально-нравственная, творческая, коммуникативная и эстетическая
2. Характеристика информационно-коммуникативных технологий.
Новые аппаратные и программные средства компьютера постепенно ведут к вытеснению термина «компьютерные технологии» термином «информационные технологии». Под этим термином понимают
- Процессы накопления, обработки, представления и использования информации с помощью электронных средств
- Суть информатизации образования определяет создание условий учащимся для свободного доступа к большим объемам активной информации в базах данных, базах знаний, электронных архивах, справочниках, энциклопедиях
3. Организация информационных процессов
Следуя этой терминологии, можно определить ИТ как совокупность электронных средств и способов их функционирования, используемых для реализации обучающей деятельности. В отличии от традиционных образовательных технологий информационная технология имеет предметом и результатом труда информацию, а орудием ЭВМ. Информационно-коммуникативная технология включает в себя две проблемы:
- решение конкретных функциональных проблем пользователя;
- организация информационных процессов, поддерживающих решение этих задач, которые делятся на следующие этапы:
- 1 этап предъявления учебной информации учащимся
- 2 этап усвоения учебного материала
- 3 этап повторения и закрепления усвоенных знаний, навыков, умений
- 4 этап промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения
- 5 этап самого процесса обучения и его результатов
4.Какими же возможностями обладает компьютерное обучение?
Компьютерное обучение
является эффективным
Способствует реализации
дидактических принципов
Организации учебного процесса
Наполняет деятельность
учителя новым содержанием
Позволяет сосредоточится
на главных функциях –
обучающих, воспитательных
и развивающих
Использование ИТ возможностей позволяет мне разрабатывать презентации к урокам, для более прочного усвоения материала, для повторения пройденного. Так мною подготовлены презентации: «Отели». «Импрессионисты», «Музей Орсе», «Огуст Ренуар» к учебнику фр.языка для 9 класса «Синяя птица» Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю., «В какую дверь постучать?», «Я начал употреблять наркотики с 17 лет» к учебнику для 10-11 класса « Objectif» Григорьева Е.Я., «Тула и ее достопримечательности» к учебнику 7-8 класс «Синяя птица» Селиванова Н.А., Шашурина А.Ю.
5. Технология открытых форм.
Информационно-коммуникативные технологии предполагают активнейшее участие ребенка в «производстве» высококлассной продукции – активной грамотности, а главное, глубоко индивидуальной личности человека.
Овладевая ИК технологиями, ребенок ненавязчиво подключается к процессу и обсуждениям актуальных для современного общества проблем, поиска и аргументации их наиболее оптимальных решений, оценки и обсуждения самых разных вопросов в процессе коммуникативного обсуждения. Благодаря фактору коммуникации личность ребенка очень рано претерпевает важные, с точки зрения социализации, изменения. Постепенно и планомерно достигаются такие воспитательные цели, как формирование культуры речи, развитие дискуссионных навыков, демократических убеждений, этически и эстетически выверенных подходов к социальной жизни.
Перспективность ИК обуславливается такими важными ее атрибутами, как актуализация, воспроизведение изучаемых ЛЕ, анализ, отбор информации в связи с обсуждаемой проблемой, усвоение навыков , построение оценочных заключений, отстаивание мнения, обмен мнениями, знаниями, выработка точки зрения.
Результатом применения технологических приемов должно стать создание в учебном коллективе «атмосферы ответственной зависимости» (А.И. Макаренко). Учащиеся начинают с определенностью ощущать те незримые, но весьма крепкие нити социальных связей и отношений, которые выступают духовным фоном становления нравственной зрелости.
6.Информационно-коммуникативные технологии включают в себя мультимедиа – технологии.
Под мультимедиа – технологией понимают совокупность аппаратных и программных средств, которые обеспечивают восприятие человеком информации одновременно несколькими органами чувств. При этом информация предстает в наиболее привычных для современного человека формах: аудиоинформации, видеоинформации, анимации.
Сочетание комментариев учителя с видеоинформацией значительно активизирует внимание учащихся к содержанию материала и повышает интерес к новой теме. Обучение становится занимательным и эмоциональным, принося эстетическое удовлетворение ученикам и повышая качество излагаемой учителем информации.
Интерактивный урок сочетает в себе преимущества традиционного способа обучения под руководством учителя и индивидуального компьютерного обучения. Компьютер из «преподавателя» превращается в активного помощника учителя. Наряду с информационно – познавательным содержанием интерактивный урок имеет эмоциональную окраску благодаря использованию в процессе е изложения компьютерных слайдов, интерактивной доски. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор.
Для изучения новой темы заранее готовится электронный материал в виде схем, картинок, чертежей, которые проецируются на интерактивную доску. Интерактивность обучения в том, что в ходе объяснения нового материала они комментируются, дополняются соответствующими надписями. При таком обучении повышается концентрация внимания учащихся, улучшается усвоение и запоминание новой информации. Преимущества использования интерактивной доски на уроке
- 1. Экономия времени
- 2. Наглядность и интерактивность
- 3. Многократное использование
- 4. Повышается уровень компьютерной компетенции учителя
- 5.Ученикам просто нравится работать с интерактивной доской
Использование такой методики активизирует процесс преподавания, повышает интерес учащихся к предмету, позволяет достичь большой глубины понимания учебного материала. С одной стороны, сотрудничество преподавателя и компьютера делает учебную дисциплину более доступной для понимания различными категориями учащихся, улучшает качество ее усвоения. С другой стороны, оно предъявляет к учителю более высокие требования к уровню подготовки и его квалификации, который должен владеть не только традиционными методами преподавания, но и уметь модернизировать их в соответствии со спецификой класса, используя современные достижения науки и техники.
7. Применение интерактивной системы опроса
Использование интерактивной системы опроса также относят к медиатехнологиям. Преимущества электронного тестирования перед традиционными формами очевидны:
- Оперативность
- Автоматическая обработка результатов
- Учитель освобождается от рутинной работы
- Повышается эффективность урока
- Моментальная обратная связь
- Оперативное оценивание знаний учеников
7. Использование интерактивного тестирования
позволяют более полно использовать возможности зрительных и слуховых анализаторов обучаемых. Это оказывает влияние, прежде всего на начальный этап процесса усвоения знаний - ощущения и восприятия.
Сигналы, воспринимаемые через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Значит, более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания - осмысления.
- для проверки домашнего задания
- для быстрого включения учащихся в учебный процесс
- для постоянной поддержки обратной связи с классом
- для повышения внимания обучающихся
- для контроля степени усвоения материала
- для итоговой проверки знаний учащихся
Убедится в преимуществе интерактивного тестирования, мне позволило использование компьютерной программы My test, которая проста и удобна в применении.
8. Основные задачи медиаобразования:
средства массовой коммуникации с каждым годом играют все большую роль в жизни людей и в образовательном процессе. Отсюда понятна важность интенсивного развития медиаобразования, которое «Российская педагогическая энциклопедия» трактует как направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками и студентами «закономерностей массовой коммуникации (прессы, телевидения, радио, кино, видео и т.д.). Основные задачи медиаобразования:
- подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях
- к восприятию различной информации
- научить человека понимать ее
- осознавать последствия ее воздействия на психику
- овладевать способами общения на основе невербальных форм коммуникации с помощью технических средств
9.Семь причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире по Л.Мастерману
Медиаобразование обучает интерпретировать и создавать сообщения, выбирать наиболее подходящие для коммуникации медиа. Медиаобразование позволяет людям осуществлять их право на свободу самовыражения и информацию, что не только способствует личному развитию, но также увеличивает социальное участие и интерактивность. В этом смысле медиаобразование готовит к демократическому гражданству и политическому пониманию. Необходимо развивать медиаобразование как часть концепции обучения в течение всей жизни человека» [Council of Europe, 2000].
Один из самых авторитетных медиапедагогов и теоретиков медиаобразования Л.Мастерман (L.Masterman) обосновал семь причин приоритетности и актуальности медиаобразования в современном мире:
- 1 Высокий уровень потребления медиа и насыщенности современных обществ средствами массовой информации
- 2 Идеологическая важность медиа на сознание аудитории.
- 3 Быстрый рост количества медиаинформации, усиление механизмов управления ею и ее распространения.
- 4 Интенсивность проникновения медиа в основные демократические процессы
- 5 Повышение значимости визуальной коммуникации и информации во всех областях
- 6 Необходимость обучения школьников с ориентацией на соответствие будущим требованиям
- 7 Нарастающие национальные и международные процессы приватизации информации
Методы медиаобразования
Методы медиаобразования можно классифицировать по источникам полученных знаний:
словесные (лекция, рассказ, беседа, объяснение, дискуссия)
наглядные (иллюстрация и демонстрация медиа текстов)
практические
По уровню познавательной деятельности:
объяснительно-иллюстративные
репродуктивные (разработка и применение различных
упражнений и заданий на материале медиа)
проблемные (проблемный анализ определенных ситуаций или
медиатекста сцелью развития критического мышления)
частично-поисковые или эвристические, исследовательские
(организация поисково-творческой деятельности обучения)
11. Показатели развития профессиональных знаний и умений
для того чтобы подготовить учащихся к медиаобразованию, нужны не только показатели медиаграмотности/медиакомпетентности (то есть полноценного развития в области медиакультуры самих педагогов), но и показатели профессиональных знаний и умений, необходимых им для медиаобразовательной деятельности.
- 1 мотивационный
- 2 информационный
- 3 методический
- 4 деятельностный
- 5 креативный
При изучении темы ИКТ технологий, владея достаточной информацией, движимая высокой мотивационной деятельностью, мною было создано электронное портфолио, включающее в себя опыт моей работы.
12 Требования к уроку с использованием программы MS Power Point.
Одной из форм проведения урока с использованием ИТ является презентация нового материала с использованием, например, программы MS Power Point. Многие наши учителя быстро освоили программу и хорошо ею владеют. Учебным средством для урока с использованием информационных технологий большинство учителей выбирает именно эту программу. Такая программа решает множество проблем на уроке (наглядность, повышение интереса и другие), является достаточно простой в изучении и применении. Но, неграмотная подготовка слайдов может привести к отрицательному результату урока. Чтобы избежать подобных проблем, необходимо придерживаться нескольких простых советов: прежде чем приступить к разработке презентации необходимо четко сформулировать :
- Цели и задачи разработки презентации
- Психологические особенности использования мультимедиа
- Учет психофизиологических особенностей ученика при разработке презентации
- Планирование презентации
- Оформление фона листов слайдов
- Анимация объектов слайда
13 Заключение
- ИКТ значительно повышают интерес учащихся к уроку
- На уроке присутствует эмоциональный комфорт
- Учащимся нравится участвовать в ИКТ
- И главное, не нужно урок подстраивать под ИКТ, компьютер должен выполнять функцию дополнения в общении учитель-ученик, а не доминировать, ведь это всего лишь средство обучения.
Литература
Всемирный доклад ЮНЕСКО по коммуникации и информации, 1999-2000 гг. – М. – 2000.
Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.
Открытое образование – объективная парадигма XXI века / Под общ. ред. В.П. Тихонова. – М.: МЭСИ, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МОДУЛЬНО-РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ. ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И МО
Использование новых технологий в учебной деятельности педагога....
Методическая разработка на тему:Технология личностно-ориентированного обучения обучающихся на уроках математики путем индивидуализации и дифференциации обучения с использованием разнообразных дидактических средств обучения;
Использование дифференцированного и индиви дуального подходов на учебных занятиях являются эффективным условием достижение обязательного уровня подготовки отстающих учащиехся и продвинутого уровня хор...
Дистанционное обучение школьников. Принципы и средства дистанционного обучения. Развитие дистанционной формы обучения в школьном образовании.
В статье помещен материал, который поможет организовать дистанционное обучение в школе. Поможет понять сущность такого обучения, его принципы....
Образовательная программа групп начальной подготовки (1, 2, 3 годов обучения), учебно-тренировочных групп (с 1 по 5 год обучения) по обучению детей борьбе дзюдо
Данная программа предназначена для тренеров-преподавателей по борьбе дзюдо, представленный маетериал охватывает весь период обучения от начальной подготовки до спортивного совершенствования спортсмена...
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения.
Методические разработки технологий по обучению учащихся фразеологическим и идиоматическим выражениям. Обучение говорению на разных ступенях обучения....
Проект по самообразованию учителя трудового профессионального обучения: «Проведение декады трудового обучения, как средство для развития профессиональной компетенции учителей трудового профессионального обучения».
Изменения, происходящие в современной системе образования, делают необходимостью повышение квалификации и профессионализма учителя, т.е. его профессиональной компетенции. Свободно мыслящий, прогнозиру...
«Использование игровых технологий в обучении английскому языку на начальном этапе обучения в начальной школе обучения».
Применение карточек, кукольных героев, поделок обучающихся, раскладушек по теме: "Моя семья". Фотографии....