Использование метода проектов на уроках иностранного языка.
методическая разработка по теме

Алексашова Ольга Жановна

Проектная методика подразумевает организацию процесса познания, достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Чтобы добиться этого, надо научить детей самостоятельно мыслить. Решать практические задачи, привлекая знания из разных областей, и прогнозировать результат.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnyy_metod.docx75.06 КБ

Предварительный просмотр:

Использование метода проектов на уроках иностранного языка.

                                             Описание метода проектов

В концепции модернизации российского образования отмечается, что общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений:

  • работать с информацией, с текстом, выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте;
  • анализировать материал, делать обобщения, выводы, опираясь на свой жизненный учебный опыт, эрудицию и творчество;
  • умение работать с разнообразным справочным материалом;
  • умение генерировать идеи,
  • умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны;
  • умение прогнозировать последствия того или иного решения – это все относится
  • умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами;
  • умение находить компромисс с собеседником;
  • умение лаконично средствами иностранного языка излагать свою мысль, выразить свое отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Названные компетентности составляют информационный, исследовательский и языковой аспекты проектной деятельности и способствуют формированию ключевых компетентностей, которые определяют качество современного образования.

Доказано, что компетентности формируются в процессе обучения не только в школе, но и под воздействием семьи, друзей, работы, политики, религии, культуры. В связи с этим реализация компетентностного подхода зависит от всей образовательно-культурной ситуации, в которой живет и развивается школьник. Практика показывает, что одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании, является метод проектов.

Метод проектов возник в 1920-е годы в США. Внимание русских педагогов-новаторов он привлёк в начале XX-го века, а в 1931 году был запрещён из-за недостаточной продуманности. А в зарубежной школе продолжал активно развиваться.   Проектная методика внедрялась в нашу школу уже в 30-е годы XX века. Однако этот опыт не дал положительных результатов. Причин тому несколько. Теоретически проблема не была исследована в достаточной мере. Из этого вытекало неоднозначное понимание сущности школьных проектов, их типологии, организационных форм работы. Идея, навязанная сверху, не воспринималась учительством как нечто необходимое, разумное, важное для образования учащихся. В отличии от полного забвения идеи проектов в отечественном образовании все развитые страны продолжали совершенствовать и развивать теорию и практику этого метода.

                                                 Суть метода.

Проектная методика подразумевает организацию процесса познания, достижение дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться практическим результатом. Чтобы добиться этого, надо научить детей самостоятельно мыслить. Решать практические задачи, привлекая знания из разных областей, и прогнозировать результат.

Работая над проектом, школьник применяет навыки из разных школьных дисциплин: планирует, изобретает, исполняет и оформляет свою работу. Такая работа дает возможность школьникам проявить самостоятельность в планировании и организации своей деятельности в различных областях знаний и формирует у них совершенно новый тип мышления - интегративное мышление.

Современный этап развития отечественной методики, характеризуется повышенным интересом к проблеме использования проектов в обучении ИЯ. Основная задача учителей состоит в том, чтобы помочь проектам занять надлежащее место в школьной практике обучения ИЯ. Именно осмысление и применение этого метода в новой учебной, социально-культурной ситуации, в свете требований к образованию на современной ступени общественного развития, позволяет говорить о школьном проекте как о новой педагогической технологии, которая позволяет эффективно решать задачи личностно-ориентированного подхода в обучении подрастающего поколения.

Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности. Если ученик получит в школе исследовательские навыки ориентирования в потоке информации, научится анализировать её, обобщать, видеть тенденцию, сопоставлять факты, делать выводы и заключения, то он в силу более высокого образовательного уровня легче будет адаптироваться в дальнейшей жизни к меняющимся условиям жизни, правильно выберет будущую профессию, будет жить творческой жизнью.

Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом, метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: индивидуальную, парную, групповую, которую они выполняют в течение определенного отрезка времени. Умение пользоваться методом проектов свидетельствует о высокой квалификации преподавателя.

 Метод проектов может быть индивидуальным и групповым, но, если это метод, то он предполагает "определённую совокупность учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов”. Эта технология включает в себя совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Метод проектов может быть использован на уроках иностранного языка в рамках программного материала практически по любой теме. Главное это сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой урока.

В настоящее время предлагаются различные варианты проектов и путей их реализации.

Типология проектов, получившая наибольшее распространение в практике преподавания.

 

                                                   Типология.

Можно выделить:

Монопроекты, которые осуществляются в рамках одного предмета (влияние музыки на человеческий организм) и межпредметные (правильный образ жизни). Они могут быть школьными, межшкольные,  региональные и даже международными. В них очень важна координация действий учителей.

Личностные (обзор увлечений класса, предпочтения в еде): парные, групповые. Работая с ними необходимо учитывать количество участников, характер их контактов, организацию соревнований между ними.

Они могут быть исследовательскими (влияние вредных привычек на здоровье человека), творческими (создание игровых шоу, дизайн футболок), информационными (сбор информации по интересующим вопросам).

А) Практико – ориентированный проект.  Основной вид какой - то деятельности  доминирует.          В проекте чётко сформулирован результат на начало проекта. Это средство общения на иностранном языке. Это средство получения информации. (Это может быть «Зал славы», коллаж, альбом, рисунок,  работы.)

Б) Информационный проект.  Направлен на сбор и систематизацию информации. Основными источниками  работы являются словари, энциклопедии, документы.  Развивается умение перерабатывать информацию.

В) Ролевой, игровой проект.  Это открытая структура деятельности учащихся. В проекте важна творческая направленность. (Инсценировка, драматизация литературное произведения, ролевая игра, спектакль, инсценировки произведений.)

Г) Творческий проект. Повышается необходимость творческой деятельности учащихся, для получения творческого продукта и его соответствующего оформления. ( Придумать ролевую игру, сценарий, макет кабинета иностранного языка, и т. д.)  

Е) Научно – исследовательский проект. Внём есть проблема, структура, цели и задачи, которые вытекают из актуальности, источника информации.Это уже почти научное исследование                          

Главные цели введения в школьную практику метода проектов:

  • показать умение отдельного ученика или группы учеников использовать приобретённый в школе исследовательский опыт;
  • реализовать свой интерес к предмету исследования; приумножить знания о нём и донести это до заинтересованной аудитории;
  • продемонстрировать уровень обученности ИЯ; совершенствовать умение участвовать в коллективных формах общения;
  • подняться на более высокую ступень обученности, образованности, развития, социальной зрелости.

Организуя работу над проектом, важно соблюсти несколько условий:                     Творческий проект обычно рассчитан на продолжительное время, может быть индивидуальным, но чаще он ориентирован на небольшую группу, а иногда и на весь класс.

В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого ученика. Самое важное то, что ребенок сам определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

Основные принципы проектной работы:

  1. Вариативность.
  2. Решение проблем.
  3. Когнитивный подход к грамматике.
  4. Учение с увлечением.
  5. Личностный характер.
  6. Адаптация заданий.
  • тематика проектов может быть связана со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей разных стран, подходов в решении тех или иных проблеет и т.д.;
  • проблема, предлагаемая ученикам, формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и разнообразных, по возмофжности аутентичных, источников информации;
  • необходимо вовлечь в работу над проектом (проектами) всех учащихся класса, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

Выполнение проектов предполагает информационный диапазон, исследовательский и языковой аспекты.

Информационный диапазон. Это означает, что ученик должен уметь ориентироваться в большом количестве источников (письменных, устных, изобразительных); отобрать те сведения, события, факты, которые помогут ему наилучшим образом раскрыть предмет своего исследования и исключить более частные, второстепенные сведения, детали.

Исследовательский аспект. Ученик должен уметь выбрать из многочисленных проблем, связанных с темой проекта, те, которые значительны по своей важности, познавательны, интересны для окружающих, актуальны. При этом,  ученик должен обладать способностями анализировать материал, сравнивать, прогнозировать, обобщать, делать выводы, опираясь на свой жизненный, учебный опыт, эрудицию, творчество.

Языковой аспект. Ученик должен уметь описать или устно изложить средствами ИЯ ход и результат своего исследования. По жанру в обоих случаях изложение должно быть близко к общенаучному стилю, носить академический характер. При этом важно выразить авторское отношение к предмету исследования, к рассматриваемым проблемам.

Изложенные характеристики касаются как монопроекта, так и коллективного проекта. Каждый выбранный проект предполагает выработку своей стратегии и тактики выполнения, организация деятельности учащихся, оценивания результатов работы.

Более целесообразными и плодотворными с педагогической точки зрения являются коллективные проекты. Они интересны и важны тем, что к работе над ними привлекается большое количество учащихся.

Коллективные проекты требуют больших усилий не только от авторов, но и от учителей ИЯ, привлечения в качестве консультантов учителей других предметов.

Основные требования к использованию метода проектов:

  • наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы, требующей исследовательского поиска для её решения;
  • практическая, теоретическая, познавательная значимость предполагаемых результатов;
  • самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке;
  • структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей);
  • использование исследовательских методов: определение проблемы, задач исследования; выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования; оформление конечных результатов; анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.                                  

                                         Методика работы над проектом

  1. Выбрать тему проекта, тип, количество участников.
  2. Учитель продумывает возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики.
  3. Распределить задачи по малым группам, обсудить возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.
  4. Начинается самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным, групповым заданиям.
  5. Постоянно проводятся промежуточные обсуждения заданий.
  6. Защита проекта, оппонирование.
  7. Коллективное обсуждение, экспертиза, оценка, выводы.

При защите проекта необходимо учитывать следующие пункты:

  • качество предоставленного материала, композиция;
  • глубина проникновения в проблему;
  • привлечение знаний из других областей;
  • межпредметные связи;
  • активность каждого участника проекта;
  • коллективный характер принимаемых решений;
  • характер общения и взаимопомощи в группе;
  • умение аргументировать, делать выводы;
  • культура речи;
  • использование наглядных средств;
  • эстетика оформления результатов проекта;
  • умение отвечать на вопросы оппонентов.

Личностно-ориентированное воспитание средствами иностранного языка, предполагает, с одной стороны, использование учебного общения, сотрудничества и активной деятельности ученика на уроке. С другой стороны, учителю необходимо найти способ “ввести реальный иностранный язык в школьный класс, включить ученика в реальную языковую коммуникацию, не выходя из учебной аудитории, смоделировать в школе реальный процесс вхождения в культуру.

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное обучение является метод проектов.

Работа над проектом - процесс творческий. Учащийся самостоятельно или под руководством учителя занимается поиском решения какой-то проблемы. Это требует от него владения большим объемом предметных знаний.  Владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями, например, генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не один, а несколько вариантов решения проблемы, вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, находить компромисс с собеседником, лаконично излагать свою мысль. Практика пользования метода проектов показывает, как отмечает Е.С.Полат, что “вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Помочь друг другу, вместе решить любые проблемы, разделить радость успеха или горечь неудачи – так же естественно, как смеяться, петь, радоваться жизни”. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что у учащегося развивается креативная компетентность, как показатель коммуникативного владения ИЯ на определенном уровне. Проект создает максимальные условия для проявления и становления творческих возможностей учащегося.

В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Проектная технология сочетается с любым учебником (УМК) и другими учебными средствами и может быть включена в различные формы общей системы работы над изучаемым языком на этапе речевой практики и интегративного развития коммуникативных умений иноязычного речевого общения как вид работы по поддержке достигнутого уровня, совершенствованию и углублению подготовки учащегося. При этом проектное задание может рассматриваться как определенная форма адаптации материалов учебника к непосредственным особенностям образовательной ситуации и индивидуальным особенностям учащихся.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Чтобы решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом предметных знаний, владение творческими, коммуникативными и интеллектуальными умениями.

Работа с проектом имеет следующие этапы:

I этап. Подготовительный.

  • Подготовительный этап:
  • - в рамках программы определение учителем тем проектов;
  • - формулировка учителем проблемы;

Предложение темы исследования. Темы могут быть предложены в рамках учебника, выбранного учителем в качестве основного, ее может сформулировать сам учитель с учетом учебных и воспитательных задач, а также сами учащиеся. Чаще темы проектов относятся к какому–то практическому вопросу, актуальному для жизни школьника в социуме, требующему привлечения его собственного опыта.

II этап. Организация работы.

  • Основной этап:
  • - ознакомление учащихся с методикой работы над проектом;
  • - знакомство с программной лексикой и грамматикой, овладение учебными умениями, предусмотренными программой;
  • - ознакомление с аутентичным материалом;
  • - выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах;
  • - формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная работа учащихся над мини-проектами, взаимо- и самоконтроль;

- контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений.

Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

III этап. Завершающий этап

  • Завершающий этап:
  • - оформление проектов в виде коллажа, путеводителя, плаката, компьютерной презентации и т.д.;
  • - презентация и защита проектов;
  • - обсуждение результатов, подведение итогов работы.

Промежуточный контроль. Обсуждение способа оформления проекта. Документирование проекта. Презентация результатов проекта. Подведение итогов проекта. Выставление оценок.

      Возможные  критерии оценок.

Ошибки в речи.

1.1. Грамматика. Учащиеся должны оценивать правильность использования определенных грамматических структур, изучаемых в рамках данной темы (конструкции “there ia (are) глагола “to have”, простого настоящего времени).

1.2. Лексика. Необходимо грамотно использовать слова и выражения, изученные в данной теме. Например, названия школьных предметов, дней недели и т. д.

1.3. Фонетика. Умение правильно произносить слова и предложения (звуки, интонация и т.д.)

2. Логичность. Здесь необходимо напомнить детям, как логически правильно выстраивать защиту проекта, то есть сначала назвать тему проекта, затем цель и т. д.

3. Соответствие проекта, теме, целям, и задачам. Оценивание этого критерия может вызвать у многих учащихся сложности. Уже на начальном этапе детей необходимо учить четко понимать тему, различать цели и задачи.

Качество представленного материала.

4.1. Эстетика и грамотность проекта. Нужно объяснить учащимся, что проект должен быть оформлен аккуратно, эстетично, отвечая художественным требованиям. В проекте не должно быть лексических и грамматических ошибок (или их количество сведено до минимума), то есть учащимся необходимо тщательно проработать письменный тест на этапе выполнения проекта.

4.2. Оценивается полнота представленного материала, то есть объём текстов, их логичность.Проект предполагает использование иллюстраций, картинок и т. д.

Необходимо чётко различать два критерия: наличие картинок и иллюстраций оценивается в п. 4.З., а их правильное расположение, соответствие проекту, единый стиль оценивания в п. 4.1.

5. Работа в группе.

Оценивается вклад каждого учащегося в работу над проектом и умение работать в группе, в коллективе.

Итог работы каждого ученика считается по формуле: общее количество баллов/кол-во критериев = средний балл. Эту графу ребята могут заполнять, задавая дополнительные вопросы группе, чтобы яснее представить роль каждого участника проекта.

Итог работы каждой группы и работы всех групп оценивает учитель.

Для того чтобы оценивание было более объективным, нужно настроить учащихся на то, чтобы они внимательно слушали каждую группу, и дать время (=3 мин.) после каждой зашиты для выставления баллов.

По окончании презентации ученики всех групп анализируют проект, комментируют его, заносят результаты в оценочный лист. Объективность оценивания, будет полной при условии трех составляющих критериев оценивания:

Оценка учителя.

Оценка учащимся других учащихся.

Самооценка.

Таблица учащихся:

Ученик

Критерии

У1

У2

У3

ГР

1

У1

У2

У3

Гр

2

У1

У2

У3

ГР

3

“Я”

(Самооценка)

Итог

Ошибки в речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.1. Грамматика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2. Лексика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Фонетика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Логичность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Соответствие проекта целям, теме и задачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Качество представленного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.1. Эстетика и грамотность проекта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2. Полнота представленного материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.3. Использование картинок, фото и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Работа в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица учителя

 

№ группы

Группа 1

Группа 2

Группа 3

Всего

Критерии

Уч.1

Уч.2

Уч.3

И

т

о

г

Уч.1

Уч.2

Уч.3

И

т

о

г

Уч.1

Уч.2

Уч.3

И

т

о

г

Итог группы

(ср. балл)

I.

Коммуникативная компетенция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Лингвистическая:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Грамматика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Лексика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Фонетика

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дискурсивная:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

Логичность высказывания, аргументированность.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Стратегическая:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Умение уточнить, переспросить, задать вопрос, убедить и т. д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социальная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Работа в группе (умение и желание взаимодействовать с другими членами группы).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Социо-лингвистическая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.

Выбор средств общения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8.

Социокультурная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II

Соответствие проекта теме, целям и задачам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III

Качество представленного материала:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Композиция

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

Полнота представленного материала

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

Использование наглядных средств( фото, картинки и т. д.)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГ(Средний балл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица сводная:

Фамилия ученика

Баллы

У1

У2

У3

Гр1

У1

У2

У3

Гр2

У1

У2

У3

Гр3

Итог

Самооценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Средняя оценка учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Итог

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV этап. Практическое использование результатов проекта

(в качестве наглядных пособий, докладов на других уроках и т.д.)

                        Организация и ход работы над проектом

Этапы работы над проектом

Задачи для учителя

Задания из УМК

Дополнительный материал, используемый учителем

Выбор темы.

  • A Question Poster.
  • Мозговой штурм.
  • Предварительное обсуждение проекта.
  • Оформление.

4. Этапы работы над проектом.

4.1. Выбор темы.

В основе лежит проблема. Ее выбор обусловлен в первую очередь позицией учащихся в плане приобретения ими знаний, умений и изменений к лучшему в структуре личности. Обязательно нужно учитывать индивидуально-психологические особенности учащихся, планировать общекультурное и личностное развитие участников проекта.

4.2. A Question Poster.

Следующий этап это определение ситуаций по выбранной проблеме.

На стенд в классе можно повесить большой лист бумаги. В середине листа большой круг и написана тема проекта.

Из этого круга проведено много линий-лучей. На одном из них в качестве образца написан один вопрос. С классом учитель выясняет, какие вопросы есть у учащихся, чтобы они хотели узнать по этой теме. Учащиеся записывают их на лучиках. Вопросы могут поступать и на родном языке. Учитель помогает записать их на английском. В результате этой работы определяется круг ситуаций, которые интересны учащимся и над которыми они будут работать.

4.3. Мозговой штурм.

Далее участники проекта делятся на несколько групп. Каждая группа будет работать только над одной гипотезой. Очень полезен на этом этапе мозговой штурм, когда школьники вырабатывают способы обсуждения, обосновывания, находят методы проверки гипотезы, подбирают аргументы за и против. Каждый участник группы, работая по заданному плану, разыскивает факты по нужной теме.

Учитель координирует их действия так, чтобы они сами пытались найти ответы в книгах, интернете, расспрашивали родителей, учителей других предметов, друзей. Подобранный ими материал часто противоречив и способствует развитию критического мышления.

4.4. Предварительное обсуждение проекта.

Далее учитель предлагает учащимся записать ответы на простом английском на бумаге. Как правило, это небольшие тексты. Но чрезвычайно важно на этом этапе научить их правильно строить высказывания, ясно излагать мысли, предвидеть контраргументы и приготовиться отвечать на них, правильно используя готовые клише. Происходит обсуждение этих записей. В результате такого обсуждения иногда появляются новые мысли, которые требуют доработки, открываются новые горизонты для развития личности.

4.5. Оформление.

В конце весь письменный материал (тексты, рисунки, графики, чертежи) собирается, выстраивается в логическом порядке, оформляется в соответствии с содержанием. Это может быть альбом-сборник текстов, сценарий, коллаж, выставка, презентация, научно-практическая конференция.

5. Заключение.

В заключение нужно сказать что эта методика требует применение английского языка в реальных условиях, способствует внедрению коммуникативного обучения. Дети учатся свободно говорить о том, о чем они думают, выражать собственные идеи настолько хорошо, насколько позволяет им их уровень владения языком. Интерес, появившийся в результате работы, мотивирует их к изучению английского языка и создает хорошую языковую базу.

                                Подготовка проекта

Тема

Вид проекта

Содержание

Цель проекта

(результат)

Средства достижения

“Как празднуют Рождество в Англии?”

Информационный

Исследование материалов о праздновании Рождества в Англии.

Собрать информацию о праздновании Рождества, традициях народа.

Изучение библиотечных каталогов. Консультации с учителем английского языка.Поиск информации в интернете,книгах, энциклопедиях.

> Тематика проектов на уроках ИЯ может быть связана как со страной изучаемого языка, так и со страной проживания; учащиеся ориентированы на сопоставление и сравнение событий, явлений, фактов из истории и жизни людей стран, подходов в решении тех или иных проблем.

> Проблема, предлагаемая учащимся, или выбранная ими самими формулируется так, чтобы ориентировать учеников на привлечение фактов из смежных областей знаний и по возможности аутентичных источников информации.

> Необходимо вовлечь в работу над проектом всех учащихся класса, предложив каждому задание с учётом уровня его языковой подготовки.

Например:

Предлагается следующий перечень проблем коллективного проекта “Английский и Англо- говорящие страны в моей жизни”

  • Англия в моей жизни.
  • Чем может гордиться житель Англии.
  • Как живёт школьник страны изучаемого языка.
  • Природа и человек.
  • Искусство и культура Англии – для всех.
  • Обычаи, традиции праздники Англии.

В ходе проекта две линии:

Первая линия: выбрать тему проекта, выделить в ней проблемы, наметить направление и ход её разработки, наполнить её интересным материалом и содержанием.

Вторая линия предусматривает изложение средствами ИЯ хода исследования и полученных результатов, рефлексии, помогающей учащимся оценить процесс и результат проектной деятельности.

  •  Постановка вопросов может помочь учащимся представить ход всего проекта от начала до конца.
  • Вопросы побуждают учеников оценить цели проекта и значимость отдельных заданий и проекта в целом.
  • Учащиеся анализируют задачи, методы их решения, трудности, неудачи, интересные находки и спонтанные идеи.
  • Проекты помогают оценить умения, приобретённые учащимся в результате работы. Учащиеся понимают, что для проекта нужны не только хорошие языковые знания, не меньшую роль играют также и организаторские умения, умение работать в команде, умение отвечать за порученное дело.
  • В процессе обсуждения  вопросов учащиеся отмечают,то выполнение этого проекта потребовало от них использования различных ролей, например менеджера, секретаря, журналиста и т.д..
  • Учащиеся оценивают компетентность и неуверенность отдельных учащихся, делятся своими мыслями и эмоциями, оценивают помощь и поддержку группы. Многие делают для себя открытие: “Я даже не предполагал, как я уже много знаю в языке!” Учащиеся убеждаются в том, что проект активизирует скрытые резервы каждого, что также способствует успеху.
  • Учащиеся обсуждают процесс проектной деятельности: что можно было сделать быстрее, лучше, в чём и каких им не хватало знаний, что они в следующий раз сделают иначе.

Такие параметры для саморефлексии дают возможность анализировать не только конечный, но и промежуточные результаты, осознать правильность выбора цели, соответствие методов работы поставленной цели, оптимальность темпа работы и выполнения плана работы.

Дальнейшая “жизнь” проекта-  (презентация проекта).

Содержание работы над проектом

1. Подготовка учащихся к работе над проектом.

При изучении темы “Путешествие по Англии” ребята заинтересовались вопросом о том, какие существуют традиции празднования Рождества в этой стране. Учащимся было предложено самим

собрать информацию по этой теме и реализовать её в проекте.

2. Выбор проблемы.

 Что является содержанием проекта?                                                                                                            - Празднование рождества в Англии.                                                                                    - Знакомство с новыми лексическими единицами по данной теме.

3. Основной этап.                                                                                                                                - Ознакомление учащихся с методикой работы над проектом.                                                          - Ознакомление с аутентичным материалом.                                                                                  - Выдвижение учащимися своих идей о мини-проектах.                                                                     - Формирование групп и распределение заданий по проектной работе; самостоятельная   работа учащихся над мини-проектами, взаимо-и самоконтроль.                                                     - Контроль учителем подготовленных материалов, внесение необходимых исправлений, дополнений.

У участников проекта возникли вопросы: 

  • Где взять информацию?
  • Какими источниками можно воспользоваться?
  • У кого можно получить консультацию по этой теме?

Как решать эти проблемы? 

  • Обратиться к своему преподавателю.
  • Использовать справочную литературу в школьной библиотеке.
  • Воспользоваться Интернетом.

4. Завершающий этап.

- Оформление проекта в виде информационного проспекта и компьютерной презентации.

- Презентация и защита проекта.

- Обсуждение результатов, подведение итогов работы.

Завершающим этапом работы является защита проекта, где происходит оценивание результатов деятельности. Работа над проектом - дело творческое, поэтому способы ее оценки вступают в противоречие с официальной процедурой выставления оценки за работу ученика. В современной методике не существует единых критериев оценивания проектной деятельности.

Деятельность учителя и ученика в работе с проектом имеет различный характер. Соответственно, критерии оценивания для учителя и ученика будут разными. Таким образом, предлагаем свой вариант оценивания проектной деятельности в соответствии с современным взглядом на коммуникативную компетенцию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Презентация о методе проектов с разработкой проекта по теме "Многоквартирный дом."...

Использование метода проекта па уроках иностранного языка

Статья содержит краткий обзор использования метод проекта на уроке ИЯ...

Доклад "использование метода проектов на уроке иностранного языка "

данный материал может быть полезен для учителей иностранного языка при работе над проектами...

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении»

«Использование метода проектов при изучении иностранного языка в среднем специальном учебном заведении» Введение Современные условия жизни диктуют новый подход к более качественному обучению иностра...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Статья из сборника "Учитель-учителю. Из опыта работы учителей Белгородской области"...

Доклад "Использование метода проекта на уроках иностранного языка "

При изу  чении иностранного языка наиболее значимые результаты даёт метод проектов. Он позволяет создать на уроке творческую атмосферу, где каждый ученик вовлечён в активный познавательный процес...

Использование метода проектов на уроках иностранного языка.

Актуальность, виды и этапы работы над проектом на уроке иностранного языка....