Методика обучения школьников аудированию.
статья по теме

Купенко Светлана Геннадьевна

Данный материал представляет собой описание основных принципов обучения аудированию. Данная статья представляет интерес для молодых, начинающих педагогов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodika_obucheniya_shkolnikov_audirovaniyu.docx15.01 КБ

Предварительный просмотр:

Методика обучения школьников аудированию.

Понимание иноязычной речи обеспечивается умением слушать.

Слуховое восприятие и слуховая память у учащихся развиты хуже, чем зрительное восприятие и память,

                                 ПОЧЕМУ?

Потому, что обучение в школе базируется на зрительном анализаторе, и не создаётся реальных условий для развития слухового анализатора, пропускная способность которого в 16 раз меньше, чем зрительного.

                           Аудирование

        ЦЕЛЬ                            СРЕДСТВО  обучения

Цель : развитие у детей умения понимать на слух.

Средство : - даёт возможность овладеть звуковой формой языка, его фонемным составом и интонацией : ритмом, ударением, мелодикой.

              - средством овладения лексическими и грамматическими средствами общения.

Ребёнок должен знать, зачем он слушает ( мотив ) и что будет в результате этого!

Аудирование должно предваряться коммуникативной задачей.

Для создания внутренней мотивации важно, чтобы текст соответствовал как интересам и потребностям учащихся, так и тому уровню трудности, который они легко могут преодолеть.

Если ставится задача научить понимать содержание текста полностью, то в таком случае предлагаемый текст не должен включать незнакомую лексику, кроме слов о значении которых можно легко догадаться.

Тексты, предназначенные  для аудирования с пониманием основного содержания, могут содержать незнакомые слова, но эти слова не должны быть ключевыми!

Надо практиковать оба вида аудирования, но начинать рекомендуется с развития умения понимать полное содержание текста.

Аудирование надо развивать специально и целенаправленно.

Формирование механизмов аудирования.

  1. Речевой ( фонематический ) слух – способность различать звуковой состав речи и синтезировать значение при восприятии речи.
  2. Оперативная память – способность удерживать речевые цепочки разной протяжённости и извлекать из них смысл ( объём речевой памяти для овладевающих ИЯ : 5-7 единиц ).
  3. Механизм вероятностного прогнозирования.

Этапы работы с аудиотекстом:

  1. Предтекстовый этап( инструктаж и задание,создающее мотивацию.
  2. Текстовый этап – процесс восприятия текста.
  3. Послетекстовый этап – контроль понимания.

Тестовые формы контроля:

- альтернативный текст

- множественный выбор

-тест на восстановление

Последовательность предъявления( от простого к сложному) аудиоматериала.

- живая речь учителя( на уровне фразы);

- монологическая речь учителя ( ученика);

- монологическая речь в записи с опорой на зрительный ряд;

- запись текста в исполнении носителей языка;

- естественная речь носителя языка;

- монологическая речь в записи;

- диалогическая речь в записи.

Важны визуальные и вербальные опоры.

Визуальные опоры: рисунки, серии рисунков, таблицы и т.д.

Вербальные опоры: ключевые слова, план в виде упражнений или вопросов и др.

Важно приучать и поощрять учеников к самостоятельному прослушиванию аудиозаписей, включённых в состав УМК и др. пособий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика обучения школьников игре «Русская лапта»

Презентация направлена  на обучение школьников игре «Русская лапта», что способствует проявлению интереса к занятиям, укреплению здоровья, активизирует двигательную деятельность учащихся и ...

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка ...

Методика обучения школьников приемам решения текстовых арифметических задач на основе компетентностного подхода

Целью самообразования является анализ теоретических обоснований и разработка методических рекомендаций по составлению и использованию текстовых арифметических задач для формирования ключевых ком...

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ 5-6 КЛАССОВ ИЗОБРАЖЕНИЮ ПЕЙЗАЖА

  Для того чтобы добиться положительных результатов работы, необходимо так руководить изобразительной деятельностью школьника, чтобы он на каждом этапе видел свои успехи. Это может быть до...

Методика обучения школьников 1 класса основам игры в шахматы.

Методическая рекомендация для педагогов и родителей.В тексте расказывается как наиболее эффективно и быстро научить учащегося, игре в шахматы.С помощью набора несложных упражнений учащийся быстро осва...