Экспериментально-исследовательская работа "Индия глазами детей".
творческая работа учащихся (5 класс) по теме

Шувалова Елена Сергеевна

Работа, написанная учащимися пятых классов ГБОУ СОШ №653.   Данное исследование было  нацелено на то, чтобы понять, как можно повысить интерес учащихся к культуре  страны изучаемого языка, как привить уважение к чужим традициям, обычаям, сформировать социокультурные знания и навыки  и, соответственно, как улучшить методики преподавания языка в целом. В работе представлены результаты исследований учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 653 с углубленным изучением иностранных языков (хинди и английского) Калининского района города Санкт-Петербурга

Экспериментально-исследовательская работа «Индия глазами детей»

Авторы:

Анкудинова Анастасия, школа № 653, 5 а класс

Симонов Александр, школа №653, 5 а класс

Калинин Иван, школа № 653, 5 б класс

Научный руководитель:

Шувалова Елена Сергеевна

Санкт-Петербург

2012 год

Оглавление

Введение………………………………………………………………..2

Глава 1…………………………………………………………………..4

Заключение……………………………………………………..………8

Список литературы ……………………………………………………9

Введение

Актуальность проблемы: Российско-индийские отношения имеют многовековую историю,  которая началась  еще с путешествия Афанасия  Никитина и непрерывно продолжается до наших дней. На сегодняшний день между Индией и Россией поддерживаются прочные связи в сфере экономики и внешней торговли, в науке и технологии, обороне, космосе и атомной энергетике. Но, как известно, «не хлебом единым жив человек», и гораздо  важнее не то экономическое партнерство, которое сложилось между государствами, а та  нерушимая духовная связь, которая веками существовала между нашими народами.

Отношения Индии и России всегда были теплыми, дружественными, всегда происходило взаимообогащение и взаимопроникновение культур. Ярким  примером  такой межкультурной коммуникации служит школа №653 Калининского района города Санкт-Петербурга, в которой  на протяжении пятидесяти пяти лет изучают  государственные языки Индии – хинди и  английский. Но,  по прошествии  более чем полу века, необходимо переосмыслить тот накопленный бесценный опыт для того что бы с уверенностью шагнуть в будущее.  

Данное исследование нацелено на то, чтобы понять, как можно повысить интерес учащихся к культуре  страны изучаемого языка, как привить уважение к чужим традициям, обычаям, сформировать социокультурные знания и навыки  и, соответственно, как улучшить методики преподавания языка в целом. В этом заключается актуальность и новизна данной экспериментально-исследовательской работы.

 Цель работы  залучается в том, что бы  понять, насколько учащимся интересна Индия и насколько они знакомы с традициями страны изучаемого языка.

Задачи исследования.  В соответствии с целью работы сформулированы следующие задачи:

1. Выяснить положительный или отрицательный образ Индии сложился в глазах детей, присутствует ли в их представлениях об Индии негативное отношение.

2. Проследить насколько стереотипы и штампы влияют на представления учащихся об Индии.

3. Понять насколько учащиеся знакомы с традициями Индии и представителями индийской культуры.

Объект исследования: учащиеся школы в возрасте  11-13 лет (5 – 7 классы).

Предмет исследования: Предметом данной исследовательской работы является индийская культура и язык хинди.

Проблема исследования: отношение учащихся  к культуре и языку Индии.

Степень изученности проблемы. Научных работ, прямо поднимающих данную проблему, практически не существует.  В связи с этим, при написании работы использовались теоретические труды по социологии, поскольку метод написания работы – контент-анализ – выделился именно из этой дисциплины. Среди  таких    работ труд  В.А. Ядова «Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности», «Словарь конфликтолога» автора А.Я.  Анцупова, учебник «Основы прикладной социологии: Учебник для вузов»  под редакцией  Ф.Э. Шереги и М.К. Горшкова. Особенно хотелось бы отметить учебник для школ  «Введение в социологию. 10-11 классы» автора  А. И. Кравченко, в простой и доступной форме излагающий детям основы социологии как науки.

Методологический принцип: метод контент-анализа.


Глава 1

Данное исследование проводилось с помощью метода контент-анализа, что подразумевает анкетирование участников. Всего в опросе приняли участие пятьдесят семь  человек, ученики  пятых-седьмых классов в возрасте от одиннадцати до тринадцати лет. Метод контент-анализа выделился из социологии, он подразумевает анализ текстов и текстовых массивов с целью их последующей интерпретации. Сам термин впервые упоминается в тридцатых годах 20 века в трудах таких авторов как Д. Спиид, Д. Уилкинс, Г. Лассуэл. Круг применения этой методики чрезвычайно широк: социология, политология, психология, литературоведение, антропология[1]. Благодаря тому, что анкеты  в данном случае были составлены с открытыми вопросами, это позволило при  их обработке просчитать не только статистические данные, но и увидеть отношение респондента к проблеме[2].

Главным условием для применения методики контент-анализа является наличие материального носителя информации. Необходимо так же, что бы изучаемые источники отвечали следующим требованиям: единый тип сообщений, сопоставимый размер сообщений, частота появления сообщений, способ распространения сообщений, место распространения сообщений, время появления сообщений. В нашем случае таким источником информации послужили анкеты (см. Приложение 1), заполняемые учащимися. Далее, на основе вопросов, поставленных в анкете,  в качестве единиц анализа были выделены следующие критерии:

1) Насколько интересна Индия детям?

2) Знакомы ли учащиеся с выдающимися представителями Индийской культуры?

3) Насколько ученики понимают необходимость изучения языка хинди в школе?

4) Много ли общего нашли учащиеся между индийцами и русскими?

5) Насколько школьники знакомы с традициями страны  изучаемого языка?

6) Положительный или отрицательный образ Индии сложился в глазах детей?

7) Насколько стереотипы и штампы влияют на представления детей об Индии?

В результате счета  были получены следующие результаты:

Категория

Частота упоминания, раз

Частота упоминания,%

Интерес к Индии

27

47%

Знакомство с персоналиями

35

61%

Понимание необходимости изучения хинди

16

28%

Нахождение сходства и различий между культурами и народами

10

18%

Знакомство с традициями

40

70%

Положительный образ Индии

37

65%

Влияние стереотипов и штампов

51

89%

Однако   в полученных данных может заключаться погрешность, поскольку необходимо учесть несколько факторов: во-первых, некоторые вопросы  могли вызвать  у учащихся затруднения в силу возраста,  так же необходимо учесть психо-эмоциональное состояние детей в момент написания ответов на вопросы.  Мог иметь  место фактор неопределенности, поскольку вопросы в анкете были разноплановые, ученики, отвечая на  них, могли перескакивать с вопроса на вопрос  и, не уделив должного внимания каждому вопросу, терять мысль и т.д.. Так же необходимо учесть психологические особенности современных детей, склонных к творческому мышлению, быстро теряющих интерес к совершаемой деятельности, Необходимо помнить так же, что в анкетировании принимали участие  подростки в возрасте 11-14 лет, для этого возраста характерна потребность общения с товарищами, желание быть в коллективе, а значит, и на ответы на вопросы вполне могло повлиять мнение других одноклассников, желание написать работу «как все». Кроме того, для подростков характерны такие качества как запальчивость, эмоциональность, вспыльчивость,  самоуверенность и в то же время романтизм, некая мечтательность[3]. Все это могло оказать влияние на результаты ответов и, как следствие, на результаты подсчетов.

Тем не менее, полученные результаты  говорят о многом (см. Приложение 3) и на их основании можно сделать следующие выводы: во-первых, сорока  семи процентам  принявших участие в анкетировании  интересна Индия. Это немногим меньше половины опрошенных, что, с одной стороны, говорит о том,  что мероприятия и праздники, проводимые в стенах школы,  сам процесс освоения языка хинди на уроках – все это зарождает в учащихся интерес к стране. Однако  в силу того, что процент заинтересованных в данном случае не очень высок, необходимо и в дальнейшем усилить меры, направленные на увлечение учащихся культурой Индии.

С другой стороны, в глазах учащихся сложился положительный образ Индии (см. Приложение 2), что  является позитивным показателем и говорит о том, что школа прививает учащимся не только знания языка, но  любовь к культуре. Поскольку положительный образ отмечается  даже в анкетах тех учащихся, которым неинтересна Индия, это говорит о том, что любовь эта закладывается неосознанно, чужая культура становится чем-то понятным, естественным, близким.

Шестьдесят один процент опрошенных хорошо знаком с представителями индийской культуры. Ребята называли как исторических деятелей, выдающихся политиков, так и современных им звезд кинематографа, индийской эстрады. Этот показатель высок и говорит о том, что межпредметная связь в данном случае играет  чрезвычайно важную роль: учащиеся приобретают знания не только на уроках хинди, но и на уроках  истории, географии, обществознания.  

К сожалению, необходимость изучения языка в хинди осознают лишь  двадцать восемь процентов опрошенных. Показатель тот низок, но необходимо отметить, что в анкетировании принимали участие дети в возрасте одиннадцати-четырнадцати лет, возможно,  в силу возрастных особенностей, им было трудно  четко  сформулировать свое мнение относительно этой проблемы.

Один из самых высоких показателей – семьдесят процентов – касался критерия знакомства учащихся с индийской культурой. Этот высокий показатель  говорит о том, что все мероприятия: праздники, презентации, конференции, радиопередачи, викторины об Индии, проводимые для учащихся  в школе,  положительно сказываются на знаниях учеников, дети  продолжают получать знания в неформальной обстановке,  например, в форме игры.

Интересно, что на представления детей об Индии оказывают влияние стереотипы и штампы. Во-первых, у современных детей есть достаточно независимых  источников информации, таких как:  Интернет, медиатеки, аудио и видео материалы, учебная и научно-популярная литература, журналы. Во-вторых, современные дети сами с трудом укладываются в какие-либо привычные рамки. Но, однако,  это факт -  в восьмидесяти девяти процентах из ста ответы детей на вопрос про то,  какой  они представляют себе  современную Индию, достаточно стереотипны,  предсказуемы,  и пропитаны клеше и штампами. Индия, конечно, остается аграрной страной и многое в укладе ее жизни сохраняется до сих пор, но Индия – динамично развивающаяся страна, а значит, для школы с углубленным изучением хинди и столь тесными связями с консульством Индии такая стереотипизация неприемлема.

Подводя итог обработки анкет,  хотелось бы отметить, что  восемнадцать процентов учащихся нашли отличия и сходства между представителями двух культур. В основном, конечно, они говорили о различиях в религии, цвете кожи, языке, но, учитывая, тот факт, что в анкетировании принимали участие ученики пятых-седьмых классов, это достаточно  хороший показатель.

Заключение.

При написании были поставлены следующие задачи:  понять, насколько учащимся интересна Индия и насколько они знакомы с традициями страны изучаемого языка,  выяснить положительный или отрицательный образ Индии сложился в глазах детей, присутствует ли в их представлениях об Индии негативное отношение, проследить насколько стереотипы и штампы влияют на представления учащихся об Индии и понять насколько учащиеся знакомы с традициями Индии и представителями индийской культуры.

Поставленные цель и задачи были достигнуты. В анкетировании приняли участи пятьдесят семь человек. В силу того, что анкета подразумевала развернутые ответы на вопросы,  удалось просчитать не только статистические данные, но и получить достаточно новых сведений. Результаты исследования неоднозначны, возможна погрешность в исследовании  в силу того, что опрашивались как учащиеся пятых, так и седьмых классов  и ответы их трудно соотносить между собой, сопоставлять и сравнивать. Однако  в дальнейшем данную методику можно  применять для получения сведений другого характера, а данные, полученные в этом исследовании  можно применить для разработки новых методик преподавания иностранного языка в школе,  для создания программ дополнительного образования,  составления интересных  заданий для учащихся.  


Литература

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога . - СПб. :  Питер, 2006. - 526 с

Кравченко А.И.Введение в социологию: Учб. пособие для учащихся 10-11 кл. сред. (полной)  шк. к факультатив. курсу по обществознания. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2000. – 192 с.

Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику [Текст] / Н. Е. Ковалев. – М.: Просвещение, 1975. – 176 с.

Основы прикладной социологии [Текст] : учебник для вузов / под ред. Ф. Э. Шереги, М. К. Горшкова. — М.: Интерпракс, 1996. — 180 с.

Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1999. – 596  с.

Приложение 1.

Уважаемые учащиеся! Просьба ответить на вопросы данной анкеты! Заранее благодарны вам!

Имя, фамилия, класс___________________________________________

1) Интересна ли вам  Индия и почему?_______________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2) Кого из известных индийцев вы можете назвать? ________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3) Какие индийские традиции, обычаи, обряды вы знаете?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4) Какой вы представляете себе современную Индию и ее жителей? Какие ассоциации она вызывает у вас?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5) В нашей школе часто бывают иностранные делегации, высокие гости из консульства Республики Индия.  Исходя из этого опыта общения можете ли вы ответить на следующие вопросы:  похожи ли  чертами характера индийцы и русские (если да, то какими именно)? Что, по вашему мнению, отличает человека из Индии от людей других национальностей? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

6) Для чего, по вашему мнению, в нашей школе изучается язык хинди? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7) Что бы вы хотели узнать об Индии и народах, населяющих ее?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Приложение 2

                                                              Приложение 3 


[1] Ядов В. А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М.: Добросвет, 1999. – 167 с.

[2] Кравченко А.И.Введение в социологию: Учб. пособие для учащихся 10-11 кл. сред. (полной)  шк. к факультатив. курсу по обществознания. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Просвещение, 2000. – С.13-14.

[3] Ковалев, Н. Е. Введение в педагогику [Текст] / Н. Е. Ковалев. – М.: Просвещение, 1975. –  110 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально-исследовательское занятие

Методическая тема: Использование ПАК AFS в проектно-исследовательской деятельности.Организация исследовательской работы учащихся8 класса находиться на  развивающем этапе.  На этом этапе пров...

экспериментально-исследовательские работы учеников по теме "Познай самого себя"

Представленные работы – это  мини-проекты, выполненные учащимися седьмого класса, по измерению  параметров человека. Человеческий организм и его действия также интересны для физики, как и лю...

"Война глазами детей" сочинение "Дети - фронту"

Областной конкурс творческих работ "Война глазами детей". Работа в номинации Сочинение. Тематика работы: "Здесь тыл был фронтом"(Самара в годы Великой Отечественной войны)...

"О чем рассказал горох" Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников младшей группы

Формирование экспериментально-исследовательской деятельности у дошкольников младшей группы...

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей

Идеальные родители глазами детей, идеальный ребенок глазами родителей...

«Экспериментально- исследовательская деятельность как средство развития речи, познавательной активности у детей в работе -логопеда»

Тема: «Экспериментальная деятельность, как средство развития речи, познавательной активности у детей дошкольного возрастав работе учителя-логопеда»Цель: представление о...