Памятка как средство формирования речевых компетенций
статья по теме
Изменения социально – политической и экономической жизни в нашей стране обусловили изменения и в области образования. Применительно к иностранному языку как учебному предмету образовательная ситуация изменилась вдвойне.Иностранный язык (ИЯ) становится реально востребуемым в практической и интеллектуальной деятельности человека. Он становится действенным фактором социально – экономического, научно – технического и общекультурного прогресса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_kominova_s.yu_.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Памятка как средство формирования речевых компетенций
Изменения социально – политической и экономической жизни в нашей стране обусловили изменения и в области образования. Школа из государственного учреждения, насаждавшего уравниловку и единообразие, стала общественно – государственной, отражающей интересы государства, общества и отдельной личности. Именно личность школьника, его потребности и возможности, желания и интересы родителей стали определяющими факторами для развития образовательной ситуации в стране.
Вследствие этого главная цель современной системы образования заключается в формировании личности, способной к познанию сложности быстро изменяющегося мира, к быстрой адаптации в нем.
Поэтому достижение этой цели включает в себя решение следующих задач:
- Формирование умений работать с информацией;
- Развитие проективной, конструктивной и прогностической силы ума (технологичности образования);
- Воспитание духовности как ценностного отношения к достижению человеческой культуры, в том числе и к самому образованию;
- Развитие способности в сложных социальных и межличностных ситуациях принять самостоятельное решение, основанное на анализе и осмысленном выборе.
Применительно к иностранному языку как учебному предмету образовательная ситуация изменилась вдвойне. Наше государство становится все больше открытым, входя на правах партнера в мировое сообщество. Благодаря расширению и качественному изменению характера международных связей все больше осуществляется интернационализация всех сфер жизни нашего общества, появляется действительная потребность в людях, владеющих иностранным языком. При этом и сами люди начинают испытывать настоятельную потребность в овладении тем или иным иностранным языком, связывая это с возможностями лучшего трудоустройства, с другими жизненно важными ценностями. Таким образом, иностранный язык (ИЯ) становится реально востребуемым в практической и интеллектуальной деятельности человека. Он становится действенным фактором социально – экономического, научно – технического и общекультурного прогресса. Это повышает статус ИЯ как учебного предмета.
В законе об образовании также отмечается, что учебному предмету «ИЯ» отводится существенная роль в решении важной задачи, стоящей перед современной школой, а именно: обеспечение условий для формирования у учащихся адекватной современному уровню знаний картины мира и интеграции личности школьника в систему мировой и национальной культур.
Изучение иностранного языка направлено на достижение следующих целей:
- развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:
- речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);
- языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;
- социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям стран/страны изучаемого иностранного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах (V-VI и VII-IX классы); формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;
- компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;
- учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;
- развитие и воспитание у школьников понимания важности изучения иностранного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота; развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.
В общеобразовательной средней школе решение этих задач зависит от формирования универсальных компетенций (под компетентностью понимается способность самостоятельной деятельности учащихся на основе полученных знаний, умений и их использование в практической деятельности и повседневной жизни).
Поскольку достижение целей обучения иностранному языку в школе определяется содержанием, которым должны овладеть учащиеся, и технологией обучения (принципами, методами, средствами и организацией обучения). Само учение школьников осуществляется, как под руководством учителя, так и в ходе самостоятельной деятельности. По П.И. Пидкасистому самостоятельная деятельность - «деятельность, предполагающая их максимальную активность по отношению к предмету деятельности», в нашем случае, к иностранному языку, к освоению материалу, что обеспечивает его прочное усвоение»[2;224].
Следовательно, важно создать такие педагогические условия, при которых учащиеся «выходят навстречу знаниям», ибо получаемое в готовом виде часто скользит мимо сознания и не оседает в памяти.
Помимо того, что самостоятельная деятельность вызывает активность учащихся, она обладает еще одним важным достоинством: она носит индивидуализированный характер. Каждый учащийся использует источник информации в зависимости от своих потребностей и возможностей. Он работает в своем темпе и проектирует, планирует свою деятельность, чтобы прийти к нужному результату.
В научных работах Пидкасистого П.И., Буряка В,К., Жаровой Л.В. по- разному определяют признаки познавательной самостоятельности учащихся или соответствующей ей СУД, реализуемой при общем руководстве со стороны учителя в разных формах организации с использованием различных источников знаний и получением определенного результата» :
- непосредственное личное выполнение умственных и физических действий;
- целеустремленность в работе: целенаправленность деятельности; осознание цели, смысла и содержания работы; личностный смысл деятельности;
- инициативность: собственные побуждения учащегося; стремление в различных ситуациях действовать самому; максимум инициативы;
- собственные усилия учащегося: готовность к труду и преодолению трудностей; умственные и физические усилия; волевые усилия; максимальное распределение и напряжение сил, активность;
- творческий характер деятельности: активность умственных действий; собственная мысль учащихся; проблемный характер деятельности; внесение в выполняемую работу чего–то нового к воспроизводимому образцу; установление новых для себя фактов; поиск новых, наиболее рациональных способов выполнения задания; самостоятельность суждений и выводов; принятие собственных решений; со стороны учителя отсутствие точных разъяснений и контроля в открытой форме; анализ результатов в процессе активных умственных действий;
- отсутствие непосредственного педагогического руководства; выполнение работы без помощи, но под наблюдением учителя и без его вмешательства;
- обособление во времени, по форме деятельности: выделение специального времени для работы; выполнение работы индивидуально или по группам.
Каким же образом следует повернуть учащихся к источникам информации, чтобы в ходе СУД они могли использовать их оптимальным образом? Рассмотрим памятки как средство самостоятельного овладения иностранным языком и его методикой одновременно.
В памятках в форме советов предлагаются рациональные приемы овладения иностранным языком. Не учитель поучает, а учащимся даются полученные из опыта, объективно существующие оптимальные правила учебного труда в отношении иностранного языка. Они подсказывают учащимся самый верный и надежный путь овладения основными видами речевой деятельности, новыми организационными формами, упражнениями. Количество памяток не должно быть большим, но они охватывают все существенные стороны образовательного процесса. Обучающие и воспитывающие начала в них тесно переплетаются.
Может возникнуть вопрос: как обстоит дело с контролем выполнения рекомендаций, содержащихся в памятках? Памятки рассчитаны на способность учащихся сознательно, управлять своей волей и эмоциями, и одновременно они воспитывают эту способность. Нужно только обратить внимание на памятку, а дальше она уже сама «напомнит о себе», ибо, следуя ей, учащиеся на деле убедятся в ее пользе. Поэтому, непосредственная обратная связь несовместима с памяткой. На памятку возлагается «стратегическая роль» формирования субъекта учения, ответственно и заинтересованно осуществляющего его на основе осмысленных им приемов учебного труда.
Особая значимость применения памяток для формирования у учащихся приемов учения объясняется спецификой предмета «иностранный язык». Так, например, одной из основ является коммуникативно – деятельностный подход к обучению иностранному языку, который «строится таким образом, что учащийся является не только «объектом» обучения (тем, на кого воздействует образовательный процесс), но и выступает «субъектом» обучения (в качестве организатора свое учебной деятельности). Отсюда, вытекает важная задача управления процессом учения извне, а также рационального «самоуправления» в процессе этой деятельности. А, именно, в овладении учащимися приемами СУД и мыслительными операциями (анализом, синтезом, обобщением и т.д.). Это проявляется в осознании мотивов, целей, приемов учения, в осознании самого себя как субъекта учебной деятельности»[1;5].
- На уроках иностранного языка учащиеся усваивают не столько знания, как это происходит на других уроках, сколько вырабатывают умения и использование в практической иноязычной речевой деятельности. Поэтому эти приемы не могут быть перенесены на урок иностранного языка без соответствующей коррекции, а многие приемы учения должны быть сформированы заново.
- Овладевать иностранным языком приходится в отсутствии языковой среды при ограниченном количестве часов в школе, когда на одного ученика приходится в среднем 1 – 2 минуты говорения за весь урок. Рассчитывать на успех в таких условиях можно только в том случае, если ученик будет обучен работать самостоятельно все 40 минут урока и продуктивно организовывать работу над языком дома.
- В школе закладывается только основа практического владения иностранным языком, на которой может строиться дальнейшее освоение учащимися языка в объеме, необходимом им для профессиональной работы, пополнения знаний в сфере личных интересов и т.д. Для того, чтобы выполнить социальный заказ общества в области преподавания иностранного языка школа должна вооружить учащихся рациональными приемами СУД над языком, который требует ежедневной тренировки. Для того, чтобы ученик после окончания школы мог использовать иностранный язык в качестве средства удовлетворения его профессиональных или личных интересов, он должен еще в школе быть обучен приемам СУД над языком.
Можно выделить следующие условия для формирования приемов СУД у учащихся:
- Включение самостоятельной учебной деятельности на всех уроках;
- Постепенное нарастание степени трудности самостоятельной учебной деятельности учащихся совершается по трем направлениям:
- путем увеличения объема заданий и длительности работ учащихся;
- путем усложнения содержания заданий, а вместе с этим мыслительных операций и приемов работ, которые необходимы для его решения;
- путем изменения способов инструктажа и постепенное его уменьшение со стороны учителя.
3.Увеличение степени самостоятельности учащихся при выполнении учебного задания.
Таким образом, знание памятки еще не означает формирование самостоятельной учебной деятельности. Овладение происходит во время тренировки, т.е. в процессе неоднократного выполнения задания. При этом очень важно, чтобы ученик с самого первого раза осваивал правильный и наиболее рациональный способ выполнения упражнения или задания. Программа овладения обеспечивается, с одной стороны, знанием памятки, а с другой – постоянным контролем со стороны учителя, который осуществляется путем беседы, словесного отчета, наблюдения (способов, используемых наиболее часто). При отсутствии должного контроля за процессом формирования самостоятельной учебной деятельности резко снижается эффективность работы с памятками. Памятка задает направление и последовательность подготовки заданий по формированию речевых компетенций (аудированию, говорению, чтению и письму).
Итак, памятка является одним из средств формирования речевых компетенций и направлена на:
- развитие практической деятельности и осознанного включения в разнообразные виды деятельности по образованию и самообразованию на основе требований, предъявляемых учителями, родителями, учащимися
- создание условий для возможности осознанного выбора содержания образования и организации познавательной деятельности в соответствии с индивидуальными интересами ребенка;
- воспитание чувства сопричастности к малой родине и к культуре страны изучаемого языка;
- включение в позитивную созидательную деятельность, оказывающую влияние на социокультурное развитие региона.
Список литературы
- Методические рекомендации /для студентов по использованию памяток как средства формирования приемов учебной деятельности при изучении иностранного языка/. – Липецк, 1985.- 24с.
- Рогова Г.В. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе.- М.: Просв., 1991.-287 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование средств наглядности для формирования речевой компетенции у младших школьников
Средства обучения имеют существенное значение для реализации информационной и управленческой функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать деятельность познавательных процессов учащихся...
Формирование речевой компетенции учащихся на уроках английского языка через речевые клише.
Формирование коммуникативной компетенции-цель изучения ИЯ. Как можно сделать это проще и интереснее? Через джазовые чанты...
Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.
В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...
Работа над речевыми ошибками в сочинениях и изложениях учащихся 5-х – 6-х классов как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся
Чтобы успешно вести работу над ошибками нужно определиться с классификацией и условным обозначением их...
Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".
В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...
Предупреждение речевых ошибок на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся. (Описание опыта работы)
Описание опыта работы...
" Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка как средства воспитания творческой одаренной личности"
Доклад по теме " Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка..."...
Комментарии
Благодарю за хороший материал
Благодарю за хороший материал.