Программированный метод обучения английскому языку
статья на тему
Статья на тему использования информационных технологий в обучении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programmirovannyy_metod_obucheniya.doc | 50 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММИРОВАННЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ
Введение
Давно прошли те времена, когда домашний компьютер для многих был только мечтой. Сейчас это незаменимый помощник и в жизни, и в бизнесе. Сфера применения достаточно широка - от игр до использования видеосвязи с любым концом земного шара посредством глобальной сетевой системы INTERNET. Компьютеры представляют собой мощный инструмент для решения различных задач.
Если вы желаете заниматься самообразованием, к вашим услугам имеется многочисленное количество обучающих и энциклопедических программ. С помощью плат ввода и вывода изображения вы можете заняться созданием домашних видеороликов. Создать свой семейный фотоальбом, просматривать слайд-шоу, а при необходимости и распечатать любимую фотографию поможет вам ВАШ компьютер. Используя средства видео- и аудиоконференции, вы сможете без проблем переговорить со своим партнером.
Одним из важных аспектов использования компьютеров является образовательный. Дети и взрослые могут использовать мультимедиа как эффективное средство обучения. Это как простые программы, способные научить ребенка распознавать цвета, так и высокоинтеллектуальные, обучающие иностранным языкам или математическим законам. При этом на одном компакт-диске может уместиться несколько томов энциклопедии. Кроме текста, компьютер с мультимедиа способен воспроизводить музыку, речь, мультфильмы и видеозаписи. Стоимость аппаратуры, позволяющей реализовать все эти возможности, не больше стоимости хорошей энциклопедии.
В то же время активно популяризируется идея использования уже существующих глобальных компьютерных сетей для нужд высшего образования. С этой целью предлагается объединить усилия мировых университетов на базе гипермедиа технологий. Существо заключается в следующем. Очевидный недостаток университетских мультимедиа разработок - качество исполнения. В то время как для создания рыночных CD-ROM продуктов привлекаются профессиональные художники, музыканты, актеры, аудио/видео инженеры, программисты, университетская разработка выполняется в лучшем случае профессором и программистом. Как правило, такая разработка невелика по объему, зато ее методическое качество и глубина представления предметной области - вне конкуренции. Предлагается собирать небольшие мультимедиа фрагменты учебных курсов на серверах сетей с тем, чтобы каждый преподаватель университета при подготовке своего курса мог набрать необходимый материал по сети. Один из идеологов этой работы - профессор Маурер (Грац, Австрия) - утверждает, что, несмотря на очевидные проблемы (низкая для мультимедиа пропускная способность сетей, авторское право и др.), идея такого "мирового университета" жизнеспособна.
Обучение иностранным языкам с помощью компьютера
Компьютерные и коммуникационные технологии являют собой вполне очевидные проявления информационной революции. Поэтому становится понятным тот пристальный интерес, который проявляют к компьютерной грамотности педагоги, занимающиеся поисками путей адаптации школы к современному миру. Все большее число учителей, родителей и учащихся приходят к убеждению, что результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и материальному благополучию в меняющемся мире. В то же время основной целью обучения иностранному языку является формирование у учащихся способности к межкультурному взаимодействию, то есть свободное вхождение в мировое сообщество и успешное функционирование в нем. Следовательно, информатика и английский язык тесно связаны между собой не только тем, что все основные программные продукты, используемые на ПК, написаны на английском языке, а все языки программирования высокого уровня используют в качестве служебных слов английские, но и на целевом уровне. И тот и другой предмет, в конечном итоге, добиваются достижения одной и той же цели: адаптации учеников в современных жизненных условиях. Основная же цель адаптации состоит в том, что детей необходимо научить обрабатывать информацию, решать задачи, общаться с людьми и понимать суть изменений, необходимых в обществе, в чем неоценимую помощь им окажет знание английского языка и компьютера.
Интегрирование обычного урока с компьютером позволяет учителю значительно разнообразить процесс обучения, делая его более интересным и интенсивным. При этом компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его. Каждое занятие вызывает у детей эмоциональный подъем, даже отстающие ученики охотно работают с компьютером, а неудачный ход вследствие пробелов в знаниях побуждает часть из них обращаться за помощью к учителю или самостоятельно добиваться знаний. С другой стороны, этот метод обучения очень привлекателен и для учителей: помогает им лучше оценить способности и знания ребенка, понять его, побуждает искать новые, нетрадиционные формы и методы обучения. Это большая область для проявления творческих способностей для многих.
Определяя цели, задачи и возможности использования компьютерных технологий на уроке, преподаватель может, прежде всего, иметь в виду следующие принципиальные позиции:
а) сохранение психического и физического здоровья учащихся;
б) формирование у обучаемых элементарных пользовательских умений и навыков;
в) помощь обучаемым в усвоении учебного материала на основе специально и грамотно созданных для этой цели прикладных компьютерных программ по изучению иностранного языка.
Перечисленные задачи, если преподаватель собирается следовать таковым, полностью исключают такую структуру процесса обучения, как стопроцентное сидение обучаемых у компьютера. Нужны разнообразные формы учебной деятельности: это и фронтальная работа по актуализации знаний, и групповая или парная работа обучаемых по овладению конкретными учебными умениями, и дидактические игры, и работа консультационной службы, это и интересные устные и письменные задания. Все они должны быть скомпонованы таким образом, чтобы компьютер становился не самоцелью, а лишь логическим и очень эффективным дополнением к учебному процессу. Опыт работы в этом направлении еще мал по вполне объяснимой причине: получив на короткий срок в свое владение компьютерный класс, преподаватель спешит “выжать” из этого радостного события как можно больше пользы, игнорируя при этом, в частности, все медицинские требования по времени работы за компьютером.
Компьютер позволяет существенно изменить способы управления учебной деятельностью, погружая учащихся в определенную игровую ситуацию, давая возможность им изложить учебный материал с иллюстрациями, графиками, анимацией, цветом, звуковыми эффектами. Компьютер способствует формированию у учащихся рефлексии своей деятельности, позволяет наглядно представить результат своих действий. Такие уроки привлекательны, по настоящему современны, позволяют учащимся не только показать свои знания по языку, но и умение работы на компьютере, а также возможность проявить свои творческие способности. Но, как и в любом деле, в интегрированных уроках есть свои преимущества и недостатки.
Преимущества использования компьютерных технологий:
-индивидуализация обучения
-интенсификация самостоятельной работы учащихся
-повышение познавательной активности и мотивации
-объем выполненных заданий больше, чем на обычном уроке
-возможность выбора уровня трудности задания
-возможность проявить творческие способности
Проблемы (с которыми сталкивается школа):
-недостаток качественного программного обеспечения
-недостаточная компьютерная грамотность учителя
-отсутствие компьютера в домашнем пользовании
-отсутствие свободного компьютерного класса работающего в режиме лингафонного кабинета
-отсутствие контакта с учителем информатики
Более 6000 школ и институтов во всем мире пользутся преимуществами мультимедийного комплекса HiClass. Однако область применения сетевого комплекса этим не ограничивается. Так, компания Oracle, США, лидер в создании программного обеспечения для баз данных, адаптировала HiClass для своих четырех тренировочных центров в азиатском регионе. Эти центры предлагают различные тренировочные курсы, программы повышения квалификации, семинары по новым продуктам и технологиям не только для сотрудников, но и для заказчиков. Специалисты компании "Мультимедийные Системы" рекомендуют для создания новых и переоборудования старых лингафонных кабинетов мультимедийный комплекс HiClass. Лицензионное программное обеспечение по изучению иностранных языков позволяет сделать процесс обучения ярким, интересным, доступным и, главное - незабываемым. Создание лингафонного класса на базе HiClass делает кабинет универсальным для изучения любого языка, так как в любой момент можно изменить языковую базу, заменив программное обеспечение.
Возможности процесса обучения должны быть безграничны, сетевой обучающий комплекс HiClass помогает в этом.
Language Teacher Partner — новое слово на рынке handheld-компьютеров.
Американская компания ЭКТАКО занимается разработкой карманных электронных словарей-переводчиков с 1990 года. В течение этого времени выпущено более 45 моделей для 27 языков. Компания контролирует 74% рынка словарей европейских языков и является мировым лидером в производстве high-volume электронных словарей и обучающих систем.
Очевидно, что программно-аппаратный комплекс должен сочетать в себе простоту инсталляции с полным набором функций для процесса обучения, должен быть рассчитан на преподавателей, а не на технических специалистов. Комплекс должен обеспечивать преподавателя набором мощных функций для изучения материала при помощи технических средств таких, как CD-ROM привод, видеомагнитофон, TV, Internet и другие приложения. Передача информации в реальном времени из любого источника информации должна осуществляться простым нажатием клавиши. В дополнение, преподаватель должен иметь возможность наблюдать за мониторами учащихся и, при необходимости, оперативно вмешиваться в процесс.
Комплекс превратит стандартную компьютерную сеть в мощный и эффективный инструмент преподавания, качественно повысит уровень обучения и позволит эффективно использовать время занятия. Преподаватель не должен покидать свое рабочее место для изложения материала и проверки заданий учеников.
Управление и контроль над учебным процессом с главного компьютера должен реализовывать для преподавателя следующие возможности:
- пересылку видео- и аудиоинформации на мониторы всех учащихся или выбранной группы, демонстрацию учебных фильмов, работу с мультимедиа приложениями и др.;
- проверку выполнения заданий в автоматическом (последовательном), либо ручном режиме;
- контроль методом дистанционного управления.
- объединение учеников в группы, организация диалога между группами,
- привлечение внимания учеников к выделяемым на экранах при помощи манипулятора "мышь" объектам.
В результате преподаватель сможет общаться с каждым учеником отдельно и правильно оценивать его знания, а ученики будут качественно лучше и с большим интересом воспринимать информацию в виде яркой картинки со звуковым сопровождением.
Примерная комплектация сетевого комплекса, признанная, по мнению технических специалистов, наиболее предпочтительной для установки в компьютерных классах высших учебных заведений и школ.
Состав оборудования: Учительская станция Панель управления; Коммутационный блок Ученическая станция Блок вызова преподавателя; Коммутационный блок Требования к системе Аппаратные IBM-совместимый PC SVGA монитор и видеокарта Сеть: 10 Mbps или 100 Mbps Ethernet Программные Сетевая ОС: Windows NT, Novell NetWare, сетевая ОС, поддерживающая IPX, NDIS, ODI, Packet Driver ОС раб. станций DOS, Windows 98, Windows 2000 Особенности Поддержка сетевой топологии. Для формирования нового сегмента требуется репитер. Минимальное количество станций в сегменте - 10.
Заключение
Способы структурирования обучения иностранного языка с применением компьютерной техники полностью зависят от того, какие мотивы движут преподавателя, увлеченного использованием компьютерных технологий в образовании. На сегодняшний день такие уроки могут быть и данью моде, и баловством, и экспериментальной (не всегда безобидной для обучаемых) работой педагога по поиску новых форм обучения, и доказанной необходимостью.
Психическое и физическое здоровье обучаемых не может быть сохранено и при наличии у преподавателя страстного желания превратить компьютер лишь в средство контроля. Интенсификация учебного труда и стресс не являются слагаемыми успеха. К большому сожалению, многие прикладные компьютерные программы содержат одну и ту же методическую ошибку: меньше всего они ориентируют преподавателя на использование их в качестве эффективного средства обучения: в них много жесткого подсчета ошибок и мало реальной помощи обучаемому, оказавшемуся в затруднительном положении. Тем более преподавателю следует продумать формы оказания помощи таким ученикам (изготовление комментариев-подсказок к компьютерным программам, наличие в кабинете соответствующих справочников и учебников, работа учеников-консультантов, парная работа и т.п.)
Преподавателю вряд ли следует рассчитывать на то, что использование компьютерной техники существенно облегчит его собственный труд. Индивидуализация обучения, непременно сопутствующая использованию информационных технологий на уроке, требует от преподавателя дополнительных затрат времени и сил.
Список используемой литературы
1. Гальскова Н. Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам // Иностранные языки в школе. Научно-методический журнал. – 2004 г. - № 1. – С. 3-8.
2. Москалева И. С., Голубева С. К. Использование компьютерных технологий для профессиональной подготовки учителей иностранного языка // Иностранные языки в школе. Научно-методический журнал. - 2005 г. - № 1. - С. 84-87.
3. Описание современных программных средств в области изучения иностранного языка // http://www.cinfo.ru/CI/CI_151_9/Articles/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой метод обучения английскому языку
Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку.О...
Говорение как метод обучения английскому языку.
Краткий доклад-презентация по моей методической теме. Может быть полезен учителям английского языка.Данный материал был подготовлен для выступления на ГМО....
Коммуникативный метод обучения английскому языку.
В наше время, когда миром правит технический прогресс и связанные с ним международные отношения, изучение иностранных языков стало неотъемлемой часть...
Доклад « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку»
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Доклад на тему: « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку» Курсы пов...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена применению интерактивных методов обучения английскому языку в школе. Большое внимание уделяется технологиям сотрудничества, которые успешно используются во внеклассной работе по...
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...