Говорение как метод обучения английскому языку.
презентация к уроку по английскому языку по теме
Краткий доклад-презентация по моей методической теме. Может быть полезен учителям английского языка.
Данный материал был подготовлен для выступления на ГМО.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obuchenie_govoreniyu_-_gmo.ppt | 899.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Говорение - продуктивный вид речевой деятельности, посредством которого (совместно с аудированием) осуществляется устное вербальное общение.
Оно может обладать различной сложностью, начиная от выражения эффективного состояния с помощью простого восклицания, называния предмета, ответа на вопрос и кончая самостоятельным развернутым высказыванием. Переход от слова и фразы к целому высказыванию связан с разной степенью участия мышления и памяти.
Целью обучения говорению на уроке иностранного языка является формирование таких речевых навыков, которые позволили бы учащемуся использовать их в неучебной речевой практике на уровне общепринятого бытового общения.
Реализация этой цели связана с формированием у учащихся следующих коммуникативных умений : а) понимать и порождать иноязычные высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей и коммуникативным намерением; б) осуществлять свое речевое и неречевое поведение, принимая во внимание правила общения и национально-культурные особенности страны изучаемого языка; в) пользоваться рациональными приемами овладения иностранным языком, самостоятельно совершенствоваться в нем.
Способность к общению на иностранном языке предполагает также формирование у учащихся определенных качеств (которые делают процесс овладения языком наиболее эффективным): - интереса и положительного отношения к изучаемому языку, к культуре народа, говорящего на этом языке; - понимания себя как личности, принадлежащей к определенному языковому и культурному сообществу, а также общечеловеческого сознания; - понимания важности изучения иностранного языка; - потребности в самообразовании.
Содержанием говорения является выражение мыслей в устной форме. В основе говорения лежат произносительные, лексические, грамматические навыки.
Психологическая структура акта говорения включает четыре фазы: 1) побудительно-мотивационную (проявляется потребность человека в общении под влиянием определенного мотива и при наличии определенной цели высказывания); 2) аналитико-синтетическую (здесь функционирует механизм внутреннего оформления высказывания, обеспечивающий выбор слов и грамматическое прогнозирование); 3) Исполнительную звуковое и интонационное оформление мысли ; 4) контролирующую , задача которой - сигнализировать о возможных ошибках и способствовать их исправлению.
Виды речи : Диалогическая Монологическая
Диалогическая речь - форма речи, при которой происходит непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами.
Основными этапами обучения диалогической речи на уроке являются: 1) презентация ситуации с помощью словесного объяснения или технических средств обучения; 2) презентация диалога в звуковой и графической форме; усвоение языкового материала диалога; 3) усвоение способов связи реплик в диалоге; 4) воспроизведение диалога; 5) расширение возможностей диалога-образца за счет изменения компонентов ситуации.
При обучении диалогической речи рекомендуется варьировать различные виды диалогов и формы работы с ними: диалог-беседа, диалог-инсценировка, беседа учащихся между собой и с преподавателем, парная и групповая. Основным средством обучения диалогической речи являются упражнения .
Монологическая речь - форма речи, обращенная к одному или группе слушателей (собеседников), иногда - к самому себе; она характеризуется своей развернутостью, что связано со стремлением широко охватить тематическое содержание высказывания, наличием распространенных конструкций, грамматической их оформленностью. Требует завершенности мысли, более строгого соблюдения грамматических правил, строгой логики и последовательности при изложении того, что хочет сказать произносящий монолог .
Обучение монологической речи проходит в три этапа. На первом вырабатываются языковые автоматизмы. На втором этапе учат отбору языковых средств, соответствующих цели коммуникации (вырабатывается умение свертывать чужое высказывание и использовать преимущественно речевой материал в готовом виде). Третий этап направлен на развитие умений инициативной речи(высказывание не ограничивается одной фразой, а представляет собой сверхфразовое единство).
ПРИНЦИПЫ КОММУНИКАТИВНОГО МЕТОДА.
1. Принцип речевой направленности. У говорящего есть определенная задача и когда им осуществляется речевое воздействие на собеседника. Предполагается также использование коммуникативно- ценного речевого материала. Использование каждой фразы должно быть оправдано соображениями коммуникативной ценности для предполагаемой сферы общения (ситуации) и для данной категории учащихся. Не последнюю роль здесь также играет речевой характер урока.
2. Принцип индивидуализации при ведущей роли ее личностного аспекта. Учитываются все свойства ученика как индивидуальности: его способности, умения осуществлять речевую и учебную деятельность и главным образом его личностные свойства. Свое отношение к среде человек выражает в речи. А т.к. это отношение всегда индивидуально, то индивидуальна и речь
3. Принцип функциональности. Адекватный отбор и организация материала. Приближение к нуждам коммуникации возможно только при учете речевых средств и организации материала не вокруг разговорных тем и грамматических явлений, а вокруг ситуаций и речевых задач. Необходимо также единство лексической, грамматической и фонетической сторон говорения.
4. Принцип новизны. Процесс общения характеризуется постоянной сменой темы разговора, обстоятельств, задач и т.д. Новизна обеспечивает гибкость речевых навыков, без чего их перенос невозможен, а также развитие речевого умения, в частности его динамичности (методически неподготовленной речи), способности перефразировать (качество продуктивности), механизма комбинирования, инициативности высказывания, темпа речи и особенно стратегии и тактики говорящего. Для этого необходимо постоянное варьирование речевых ситуаций.
Что же нужно для успешного речевого общения???
Быть естественным, искренним даже тогда, когда субъективные причины мешают этому.
Быть выразительным как интонационно, так и в жестах, мимике.
Уметь двигаться во время общения (встать, сесть).
Уметь слушать, быть собеседником.
Быть доброжелательным.
Использованные материалы и интернет-источники: http://bibliofond.ru/view.aspx?id=5683 http://letopisi.ru/index.php/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D0%BA%D0%B0_%D0%BE%D0%B1%D1%83%D1%87%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F_%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8E http://sahvatkin.narod.ru/SR/3.htm Настольная книга преподавателя ин/яз. Маслыко Е.А., Бабинская П.К. и др. – М.: Высш.шк, 1999. Пути улучшения преподавания ин/яз. Суворова С.П. – М. «Мысль» Рогова Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 1991.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровой метод обучения английскому языку
Существует много различных способов обучающего взаимодействия учителей с учащимися, способствующих достижению эффективных результатов. Одним из них является игровой метод обучения иностранному языку.О...
Коммуникативный метод обучения английскому языку.
В наше время, когда миром правит технический прогресс и связанные с ним международные отношения, изучение иностранных языков стало неотъемлемой часть...
Доклад « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку»
Воронежский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Доклад на тему: « Из личного опыта использования современных методов обучения английскому языку» Курсы пов...
ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ
Статья посвящена применению интерактивных методов обучения английскому языку в школе. Большое внимание уделяется технологиям сотрудничества, которые успешно используются во внеклассной работе по...
Программированный метод обучения английскому языку
Статья на тему использования информационных технологий в обучении...
ПСИХОЛОГО-ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
психолого-возрастные особенности детей и их влияние на методы обучения английскому языку в системе дополнительного образованияАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
«Коммуникативно-ориентированное обучение как один из эффективных методов обучению английскому языку»
Иностранный язык как одно из средств общения и познания окружающего мира занимает особое место в системе современного образования в силу своих социальных, познавательных и развивающих функций. Работая...