Обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста
статья на тему
Брусничкина Марина Леонидовна
Иностранный язык приобретает повышенную значимость в настоящее время. Овладение иностранными языками дает возможность получить интересную работу, продолжить образование за рубежом, позволяет общаться с представителями других стран. Но действительно, с какого возраста следует начинать обучение детей? Какова методическая основа? Какие приемы в процессе обучения иностранному языку являются наиболее эффективными для детей младшего возраста?...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_obuchenie_inostrannym_yazykam_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx | 20.85 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обучение иностранным языкам детей дошкольного возраста»
Выполнена учителем английского языка
МБОУ СОШ №5 г. Киржача
Брусничкиной Мариной Леонидовной
Эпиграф
- А мой внук в садике будет учить английский язык!
- Ой, да бесполезно! Чему он может там научиться?
(Из разговора на улице)
Иностранный язык приобретает повышенную значимость в настоящее время. Овладение иностранными языками дает возможность получить интересную работу, продолжить образование за рубежом, позволяет общаться с представителями других стран. Но действительно, с какого возраста следует начинать обучение детей? Какова методическая основа? Какие приемы в процессе обучения иностранному языку являются наиболее эффективными для детей младшего возраста?
Глубоко уверена, что начинать обучение следует уже с дошкольного возраста. Именно тогда ребенок начинает осуществлять свою социализацию, входить в мир людей, мир сложных взаимоотношений и впечатлений, начинает выстраивать свое мироощущение. И чем раньше у него начнет формироваться иноязычная коммуникативная компетентность, тем более успешным он будет в целом как личность.
Методической основой для раннего обучения иностранному языку являются программы, разработанные такими авторами как: Т.И. Чистякова («Обучение иностранным языкам»), Ш.Г. Амамджян («Игра, учись»), В.Н. Зайцев («Резервы обучения чтению»), О.С. Ханова («Сборник материалов для развлечения»), работы П.Б. Гурвича. Ведущие педагоги и психологи убеждены что начинать обучение следует с пяти-шести лет, т.к. именно к этому возрасту оформляется речь ребенка на родном языке. Предложения становятся простыми по строению и завершенными по смыслу. Наша работа началась на базе младшей группы детского сада «Березка» с детьми в возрасте 5-6 лет. Занятия проводились целой группой (14 человек) по 3 занятия в неделю. Продолжительность занятий до 30-ти минут. Но опыт работы не привел к положительному результату. В значительной степени решающую роль сыграло то, что авторитетными для малышей оставались мама и воспитательница. Внимание детей было рассеяно, были обнаружены трудности логопедического характера. Тогда опыт работы был перенесен на среднюю и старшую группы, где ребятам исполнилось 6-7 лет. Опора делалась на занятие с целой группой, это позволило организовывать подвижные игры, физкультурные минутки, инсценировки.
Тематика первого года обучения хорошо разработана педагогами Ш.Г. Амамджян и Т.А. Чистяковой.
Темы:
- Приветствия
- Моя семья
- Мой дом
- Мой день
- Еда
- Цвета
- Счет до двадцати
- Природа
- Игрушки
- Любимые занятия
Опыт показал, что данная тематика первого года обучения соответствует интересам самого ребенка, т.к. включает знакомые игры и увлечения. Языковые единицы словарного запаса, произношения и грамматики действительно доступны для усвоения детей в возрасте шести-семи лет. К концу первого года обучения 11 ребят из 14-ти научились задавать вопросы, рассказывать о себе, могли попросить игрушку и поблагодарить, выполняли услышанные распоряжения, могли рассказать о себе и о том, что делали. К концу второго года обучения 10 из 14-ти ребят научились правильно строить предложения, отдавать и выполнять распоряжения, сопровождать игру или физкультминутку речевкой на английском языке.
Практика показала, что цели и задачи поставлены реально и с учетом возрастных особенностей школьников. В работе с дошкольниками были определены последовательные этапы обучения:
- Работа над произношением
- Работа с игрушкой или фотографией
- Разучивание стихов и рифмовок
- Инсценирование стихов и песенок
- Игры и физкультминутки
- Слушание рассказа или текста
Остановлюсь на некоторых из них. Фонетическая отработка важна для каждого вводимого слова или словосочетания. Цель – приспособить речевой аппарат к произнесению определенных звуков. Наибольшую трудность вызывают звуки [r], [ð],[ŋ],[θ] . Не все усваивают правильное произношение и интонацию. Практика дала основание утверждать что ребенок быстрее усваивает иностранное слово, правильно его произносит, если оно связано с ярким красочным предметом. В этом случае наглядность и имитативный путь усвоения позволили добиваться определенного успеха. Некоторую сложность встретили дети при изучении интонации вопросительного предложения. В этом случае использовалась опора на музыкальную мелодию.
Замечено, что ярким и красочным предметом может стать игрушка. Игрушка создала атмосферу общения, исследования. Для усвоения необходимых слов и словосочетаний была разработана своеобразная схема – «Веер», которая привлекалась для занятия.
What is it? | A fox | Is the fox big or small? |
What colour is the fox? | Where does it live? | |
Do you like the fox? | What does the fox like? |
Было замечено, что картинки производят меньшее впечатление на детей. Были использованы семейные фотографии, которые принесли родители. За этими фотографиями стоял живой реальный мир семьи, ребенок чувствовал ответственность и потребность сказать все правильно. Можно отметить, что шестилетние дети за первый год обучения усвоили около 180-190 слов. Более активно усваивались речевые модели. К сожалению, редко ребенок мог «разрушить» модель, чтобы использовать составляющие ее слова в другой ситуации. Чтобы преодолеть это затруднение было использовано упражнение под названием «Чепуха». Дети сочиняли смешные нелепые предложения, разбивая привычные сочетания, так появлялись такие предложения как: «Собачка летает», «Медведь поет», «Лисичка катается на лыжах» и т.д. Дети хорошо понимали это несоответствие и смеялись. А смех подтвердил правильное понимание услышанного. Интересно, что более половины английских слов, использованных самим учителем на занятиях, дети тоже усвоили и часто повторяли. И все же опыт работы показал, что дети не готовы были перенести заученные фразы и слова в другие ситуации, т.е. не пользовались ими. Поэтому показалось интересным превратить заученные стихи, песенки и рифмовки в небольшие инсценировки. Маленькие сценки проходили более успешно, вызывало живой интерес и стремление участвовать. Чувство удовольствия и радости всегда облегчает обучение. Так материал нескольких стихов был объединен в единый сценарий: маленький гномик- лесовичок отправляется в путешествие в поисках убежавшего домика; он встречает много приключений на своем пути, а ребята представляли его путешествие с помощью английских стихов и песенок.
«Brother James”
“What’s your name?”
“Good bye children”
“Black sheep”
“Let’s make a circle”
“The little Indian Boys”
“Pease Porridge Hot”
Конечно, можно использовать и готовые сценарии, но творчество учителя позволяет учесть цели, задачи, реальный уровень способностей конкретных детей.
Особым достоинством работы было то, что занятия на всех этапах обучения проходили под сопровождение музыкального инструмента – фортепиано. Музыка объединяла все этапы занятия, делала его цельным и законченным, создавала определенную атмосферу на занятиях.
Речевые образцы всегда служат опорой для обучения иностранному языку. У маленьких детей они очень гармоничны с некоторыми физкультурными движениями. Такие рифмовки для физкультминуток и считалочки к игре хорошо запомнились дошкольникам и, гуляя на участке детского сада, можно было часто слышать слова из них. “Clouds”, “Butterfly”, “Hands up”, “Nick and Andy”, “All about me”, “Why do you cry, Willie?”, “Catch me!”
Целый ряд игр может быть придуман самим учителем. Может быть изменен тематический подбор материала. Главное, чтобы этот подбор перекликался с материалом, который используется для развития речи на родном языке, чтобы тематика занятий по иностранному языку не опережала, а даже немного отставала от материала по развитию родной речи. Конечно, содержание программы обучения дошкольника должно отличаться от школьной программы. Но оно должно создать ту платформу, на основе которой ребенок будет более успешно овладевать изучением иностранного языка.
Как же можно ответить тем двум сударушкам на улице? Ответить можно так: «Маленький ребенок, изучая английский язык в детском саду, преодолевает порог психологической робости перед иностранным языком. Проще говоря, он не будет бояться его в школе, а встретит его как доброго знакомого, с которым он будет готов дружить.»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение иностранному языку в дошкольном возрасте.
Изучение иностранного языка целесообразно начинать в раннем возрасте. Дети 5-6-летнего возраста легко и прочно усваивают иностранный язык, т.к. отличаются особой чуткостью к языков...
некоторые особенности обучения иностранному языку детей дошкольного возраста
Данная статья предоставляет несколько рекомендаций по обучению детей дошкольного и младшего школьного возраста иностранному языку с учетом их возрастных особенностей....
Презенттация проекта авторской программы "Коррекционное обучение и воспитание детей дошкольного возраста со сложным дефектом"
Актуальность создания программы обучения и воспитания для детей со сложным дефектом обусловлена тем, что в последние годы отмечается устойчивая тенденц...
Специфика обучения английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста
В данной статье раскрываются основные трудности и пути их преодоления при обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста....
Мастер – класс по теме «Игровой метод в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Мастер – класс по теме«Игровой метод в обучении английскому языку детей дошкольного и младшего школьного возраста»...
Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста
Методические рекомендации по обучению английскому языку детей дошкольного возраста...
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ
ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ГРАММАТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА КОГНИТИВНО-КОММУНИКАТИВНОЙ ОСНОВЕ...